Свою психическую деятельность еще трудно обычной обстановке

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте (2)

Главная > Реферат >Психология

Дети не понимают, что при трансформировании шарика происходят одновременно два изменения, взаимно компенсирующие друг друга. Ребенок сначала учитывает только одно из них, затем внезапно открывает другой параметр, но тут же забывает о первом. Ребенок постарше колеблется, перекося внимание с одного изменения на другое, и наконец начинает связывать их. В этот момент наступает понимание, что оба параметра связаны обратными отношениями и что они уравновешивают друг друга. С момента, когда дети открывают компенсацию отношений, у них возникает понятие сохранения количества вещества при изменении формы. Подобные примеры показывают, что способность осознания некоей тождественности объекта изменяющегося, но воспринимаемого в различных проявлениях, приобретается постепенно. Дети уверены, что равенство нарушается, если предметы различаются какими-либо заметными и легко воспринимаемыми свойствами. Когда форма предмета, например, шарика, изменяется, ребенок не может понять, что шарику можно придать прежнюю форму, поэтому ему недоступны такие фундаментальные понятия, как, например, сохранение массы. Вследствие этого, вещи представляются ему тяжелыми или легкими в соответствии с непосредственным восприятием: большие веши ребенок всегда считает тяжелыми, маленькие — легкими.

Трансакция — это особенность допонятийного мышления, связанная с оперированием единичными случая ми. Она осуществляется ребенком и вместо индукции, и вместо дедукции, приводя к смешиванию существенных свойств объектов с их случайными особенностями.

Ребенка семи лет спросили: «Живое ли солнце?» — «Да».- «Почему?» -«Оно двигается». Из этого ответа видно, что ребенок не пользуется ни индуктивным, ни дедуктивным методом, а производит трансдукцию.

Синкретизм тоже является существенной особенностью допонятийного мышления. Эта операция связывания всего со всем используется детьми и для анализа, и для синтеза. Вместо того чтобы классифицировать объекты, дети уподобляют их более или менее грубо и, переходя от одного объекта к другому, приписывают последнему все свойства прежнего. Вследствие синкретизма два явления, воспринятые одновременно, сразу включаются в общую схему, а причинно-следственные связи подменяются субъективными связями, навязываемыми восприятием.

Первоклассница Рэчел поздно пришла домой из школы. Отвечая на вопрос мамы о том, что случилось, она рассказала, что по дороге домой проходила мимо дома Салли и увидела, что Салли сидит во дворе и плачет, потому что потеряла куклу. «А, — сказала мама, — и ты остановилась, чтобы помочь Салли искать куклу?» — «Нет, мамочка, — ответила Рэчел, — я остановилась, чтобы помочь Салли плакать».

Таким образом, для объяснения некоторого свойства объекта дети используют другие свойства этого же объекта. Синкретизм ответственен за то, что ребенок не может систематически исследовать объект, произвести сопоставление его частей и уяснить их отношения.

Приведенные примеры показывают, что детям нельзя отказать в логике, но она существенно отличается от логики взрослых. Полезно подчеркнуть, что особенности допонятийного мышления не являются жестко предопределенными возрастом, их преодоление может быть ускорено специально организованным обучением.

При нормальном возрастном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, компонентами которого служат конкретные образы, мышлением понятийным, где компонентами служат уже понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов. Первый (ребенку 2-3 года) проявляется в том, что на просьбу положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие. Это синкретизм раннего детского мышления. На втором этапе (4-6 лет) дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий может быть похож только на один из первой пары: возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в школьном возрасте (6-8 лет): дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. У подростков, когда умственные действия становятся обратимыми, появляется понятийное мышление, но оно еще несовершенно, поскольку первичные понятия сформированы на базе субъективного житейского опыта и не подкреплены социально-обобщенными данными. Совершенные понятия формируются лишь на пятом этапе, в юношеском возрасте, когда использование унифицированных теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта и объективно определить границы класса — понятия.

Читайте также:  Идеи бизнес плана по продаже

Обучение, направленное на ускоренное развитие мышления, нацелено на выяснение природы отношений и связей между предметами, а лучший способ понять отношения — это получить возможность их изменять и наблюдать результаты. Поэтому для обучения используются направленные изменения, производимые ребенком во внешней среде — в процессе игры, эксперимента, труда.

Передовые педагоги прекрасно это понимают, и именно поэтому, когда в 1986 году начался бум в области сверхпроводимости, в Японии сразу же выпустили в продажу набор, позволяющий ребенку самому синтезировать сверхпроводящее вещество. На собственном опыте он убеждался, что магнит «зависает» над сверхпроводником, охлажденным до температуры жидкого азота, как бы вопреки силе земного притяжения.

Доступный ребенку управляемый эксперимент — это игра. Она позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, и тем самым расширяет субъективный опыт. Кроме того, следует помнить, что ребенок не способен глубоко усвоить теоретические знания, преподнесенные ему в готовом виде, но может прийти к ним через собственную активность. Для того чтобы изучить разнообразные объекты, необходимо действовать с ними самостоятельно: трансформировать, перемещать, связывать, комбинировать. Для этого ребенок должен научиться группировать — объединять действия и объекты по их сходству и различию.

Когда ребенок сам наливает воду из двух стаканов равного диаметра в два стакана разного диаметра, сначала он думает, что при этом количество воды зависит от диаметра стакана. Если дать ребенку возможность снова и снова переливать воду из двух равных в два разных стакана, то у него постепенно меняется понимание происходящего. Появляются объяснения, связанные с идеей тождества, со ссылкой на исходное состояние. Тогда ребенок становится способным концентрировать внимание на исходной операции уравнивания и делает ключевое открытие: «Но ведь сначала там было налито одинаково, значит, и потом будет одинаково».

Итак, мышление развивается от конкретных образов к понятиям, обозначенным словом. Образы и представления у разных людей индивидуальны. Сильно различаясь, они не обеспечивают надежного взаимопонимания. Этим объясняется, почему взрослые не могут достигнуть высокого уровня взаимопонимания при общении с детьми, находящимися на уровне допонятийного мышления.

Понятия — это общие имена, которыми человек называет целую совокупность вещей. Поэтому они уже в существенно большей мере совпадают по содержанию у различных людей, что ведет к облегчению взаимопонимания. Благодаря присущей понятийному мышлению обратимости логических операций, вместо операции трансдукции (движения от частного к частному) доступными ребенку становятся две новые операции: движение от частного к общему и обратно с помощью индукции и дедукции.

Одновременно с преодолением ребенком ограничений допонятийного мышления идет развитие операций. Сначала операции формируются как структуры внешних материальных действий, затем как конкретные операции, т. е. системы действий, выполняемых уже в уме, но еще с опорой на непосредственное восприятие, после чего возникают внутренние структуры формальных операций, логики и понятийного мышления. Применяемые операции ограничивают уровень доступных ребенку представлений о пространстве и времени, причинности и случайности, количестве и движении. Развитие операций ведет к появлению такого важного элемента понятийного мышления, как умозаключение. Учителя постепенно развивают способность детей к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям. Если первоклассники и второклассники обычно подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, то ученики третьего класса под влиянием обучения уже способны дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию, построить простейшее дедуктивное умозаключение.

4. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое . _ .тояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым обеспечивается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли «здесь и сейчас».

Читайте также:  Бизнес идеи для страницы

Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своем развития произвольное внимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и наконец -интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Источник

Свою психическую деятельность еще трудно обычной обстановке

Родившись на земле среди людей, каждый человек стремиться устроить свою собственную жизнь так, чтобы жизнь удовлетворяла его потребностям и желаниям. Таким образом, каждый стремится прожить свою жизнь счастливо.

Каждый из нас имеет свои собственные мечты, стремления, задачи и всегда желает, чтобы жизнь сложилась успешно. Хотя у каждого из нас разные представления о жизни, и разные мечты, но всех объединяет желание хорошо прожить свою жизнь.

Основой, позволяющей успешно решать жизненные вопросы, является здоровье. Отсюда естественный вывод, своё здоровье необходимо беречь и главная забота человека, это забота о здоровье.

Многое из того, что здесь изложено, возможно, вам хорошо известно но, учитывая постоянную спешку в современном мире, многообразие понятий, изложенный здесь материал не помешает, как дополнительное напоминание, способствующее вашему успеху в жизни. Кроме того, для принятия решения в том или ином жизненном вопросе всегда необходимы знания, или при их наличии напоминание, способствующее уверенности в своём выборе и правильному выбору, решению.

Я старался изложить то, что мне казалось наиболее важным, более просто, но полностью избежать многих терминов невозможно. Писать всегда сложнее, чем разъяснить в разговоре, но пусть вас это не смущает, а если ответ не найдете в этой книге, то воспользуетесь другими справочными, более расширенными данными. Более, того, во всех случаях в окончании разделов, дается упрощенный подход к рассмотрению и решению жизненно важных вопросов. В более сложных ситуациях вы можете обратиться к специалистам. В настоящее время на эти темы написано множество книг, да и на любой изложенный здесь вопрос можно написать целую книгу. Во всём написанном и имеющемся в Интернете легко и запутаться. Да и практически в жизни человек пользуется тем, что близко, а книга имеет то преимущество, что, имея ее можно заглянуть, чтобы сравнить то о чём думаете с изложенными в книге вопросами. Все материалы, касающиеся состава продуктов, их полезного применения, наличия веществ в них взяты из справочной литературы. Материалы эти не рекламные, но от основных показателей всегда имеются те, или иные отклонения, но это не столь важно для практического применения. Для того, чтобы изучить любой вопрос потребуется немало времени, но в доскональном изучении не всегда есть необходимость. Любой вопрос требует определенного знания, пусть вас это не смущает, у каждого есть свой жизненный опыт и знания, решения могут быть неодинаковы, а результат такой, какой необходим.

Читайте также:  Создать общественную организацию некоммерческую организацию

Приступая к любому делу, всегда хочется завершить его успешно, достичь определённого результата. Возможно, что некоторые разделы вам покажутся неинтересными, так как даны для общего представления, оставьте их и читайте то, что для вас важно в данное время, а к ним вернётесь, если появится необходимость. Многие вопросы вы в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, имея определённые знания и возможность. Иногда достаточно задуматься и произвести изменения, или в питании, или в поведении, чтобы устранить существующие или те проблемы, которые могут возникнуть.

Всё изложенное, написанное во всех разделах, направлено на улучшение знаний о вашей собственной жизни, у каждого человека всегда какие-то вопросы решаются лучше, другие хуже, правильно оценивайте собственные возможности, не стремитесь к тому, что не принесет вам и окружающим вас людям пользы. Часто человек стремится к видимости благополучия, а, достигнув видимости, остаётся неудовлетворённым. Заботливое отношение к своему здоровью, поведению в жизни будет способствовать лучшему решению ваших собственных задач и достижению поставленных перед собой целей в жизни. Я не даю конкретных рекомендаций, лишь предлагаю обратить ваше внимание на некоторые вопросы, чтобы вы задумались и попробовали изменить своё отношение к себе и были более внимательны к своей жизни.

Данная книга в основе своей содержит обычные знания, необходимые человеку для его жизни. Возможно, что некоторые отклонения от стереотипности и вызовут определённое непонимание или ваше несогласие. К сожалению, когда излагаешь эти вопросы письменно, это гораздо сложнее, чем говорить с конкретным человеком, говоря о его поступке, выполняемой или выполненной работе. Но и в том и этом случае не всегда возможно убедить человека, так как это связано и с укоренившимся многообразием шаблонов, и собственных представлений каждого человека, к сожалению не всегда правильных. Я не ставил целью убеждать или доказывать что-то, у каждого человека своё право выбор делать самому и решать.

Для того, чтобы прожить свою жизнь и достичь своих целей, человеку всегда нужны и общие и конкретные знания, поэтому надеюсь что и повторить известное не помешает, да и взглянуть на свои взаимоотношения с окружающим миром ещё раз не вредно. В вашей жизни вы являетесь главным действующим лицом, всё сказанное или написанное другими, для каждого из нас просто информация, которой мы можем пользоваться, или не пользоваться.

Человек, это общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Человек способен осуществлять целенаправленную деятельность по созданию предметов материального и духовного потребления и своей сущностью представляет совокупность всех общественных отношений, сформированных в результате общей деятельности людей.

Вначале рассмотрим наше тело, правила ухода и питания, необходимость и возможности самостоятельного решения некоторых вопросов возникающих в процессе жизнедеятельности.

Источник

Оцените статью