- Как организовать маршрутное такси: бизнес-план
- Общее описание проекта
- Анализ отрасли
- Оценка уровня конкуренции
- Анализ рисков
- Как организовать маршрутное такси: бизнес-план
- Регистрация деятельности, документы
- Аренда офиса
- Аренда гаража
- Закупка оборудования
- Формирование автопарка
- Поиск опытных водителей
- Разработка маршрута
- Финансовый план
- Инвестиции в проект на старте
- Текущие расходы
- Доходы
- Прибыль
- Открытие маршрутного такси
- Что такое маршрутка с точки зрения закона
- Что нужно, чтобы открыть маршрутное такси
- Оформление бизнеса и налогообложение
- Лицензия на пассажирские перевозки
- Выбор автобуса, внесение в реестр ТС
- Требования к обслуживанию маршруток
- Как поставить автобус на маршрут
- Насколько реально открыть новое направление
- Сколько зарабатывают на маршрутном такси
- Сколько стоит открыть бизнес на маршрутке
- Закон № 220-ФЗ: что изменится на рынке перевозок
Как организовать маршрутное такси: бизнес-план
В этом материале:
Маршрутное такси – это не только стандартные «Газельки», соперничающие с автобусами в черте города. Сегодня бизнес расширился до средних и малых населенных пунктов, практически полностью вытеснив автобусное сообщение. Объяснение простое – микроавтобус дешевле, комфортнее и быстрее. Несмотря на высокую конкуренцию, грамотный бизнес-план маршрутного такси поможет начать зарабатывать, если предприниматель собирается освоить это дело.
Общее описание проекта
Описание – предоставление услуг в сфере пассажирских перевозок.
Цель – быстрая окупаемость и выход на доход выше 100 тысяч рублей в месяц.
Реализация – приобретение транспорта, регистрация деятельности и постановка автомобилей на маршрут.
Наиболее востребованной нишей является именно перевозка людей в условиях среднего и крупного города. Несмотря на большое количество маршрутных такси, в утренние и вечерние часы каждый наблюдал ситуацию, что машины проезжают мимо остановок не останавливаясь. Это означает, что салон переполнен и мест для новых пассажиров нет.
Для начинающего предпринимателя это означает также то, что актуальность и востребованность услуги на высоком уровне, а конкуренция хоть и присутствует, но необходимость для населения в дополнительном транспорте также имеется.
Анализ отрасли
Анализ будущего вида деятельности – важная составляющая бизнес-плана, которая даст объективное представление о перспективах.
Предприниматель должен выбрать район маршрута, изучив весь план города с передвижением городского транспорта. Нужно определить, где имеется избыток автобусов и маршруток, а где дефицит. Стоит также обратить внимание, почему именно по конкретному маршруту работает малое количество перевозчиков. Возможно, что актуальность бизнеса в данном районе низкая, поэтому не имеет смысла работать в этом направлении.
Имея на руках объективные данные, будет ясно, какой маршрут наиболее выгодный в плане передвижения. Одни предприниматели делают упор на утреннее и вечернее время, зарабатывая за несколько часов дневную выручку. Другие акцентируют внимание на средней проходимости пассажиров, осуществляя перевозки в течение всего рабочего дня.
Оценка уровня конкуренции
Оценивая конкурентов, следует узнать количество машин в автопарке, а также на каких маршрутах работает бизнесмен. Нередко в городе действует монополия, когда более 60% всех маршрутных такси принадлежит одной фирме. Запустить собственный бизнес в таком случае будет несколько сложнее.
Также следует обращать внимание на марки транспорта – отечественные «Газели» стали реже использоваться в качестве маршруток, потому что перевозчики переходят на импортного производителя. В этом плюс и для пассажиров (комфорт передвижения), и для предпринимателей (более качественный транспорт).
Анализ рисков
Основные риски при организации бизнеса маршрутного такси:
- Высокая конкуренция – организационные действия необходимо провести таким образом, чтобы войти в сферу перевозок с минимальными потерями. К примеру, выбор оптимального времени передвижения по городу с учетом следующих впереди маршруток.
- Транспорт – касается приобретения б/у машин. Следует уточнить у продавца и по возможности проверить самостоятельно, каким образом использовался автомобиль, какие были повреждения и степень износа деталей. Если транспорт эксплуатировался в условиях маршрутного такси, то риск скорейшего выхода из строя основных узлов приближен к 100%.
- Водители – отдельное внимание стоит уделить набору персонала. У водителей должен иметься необходимый стаж работы и желательно опыт в данной сфере, иначе в условиях городских пробок неопытный шофер спровоцирует ДТП или попросту не будет укладываться во временные рамки передвижения между остановками.
Справка: не меньший риск представляет неверно выбранный маршрут перевозок. Отсутствие спроса негативно скажется на затратах на ГСМ и заработной плате водителя.
Как организовать маршрутное такси: бизнес-план
Организационные мероприятия следует продумать на максимальном уровне. Это касается как вида предпринимательской деятельности, так и пошаговых действий с покупкой техники, поиском помещения для гаража и офиса, а также финансовых расчетов бизнеса.
Регистрация деятельности, документы
В качестве статуса предпринимателя можно выбрать ИП или ООО. Существенной разницы нет, включая ведение документации и бухгалтерскую деятельность.
Но есть отличия в оформлении и стоимости. Затраты на регистрацию ИП – 800 рублей госпошлина. Для учреждения юридического лица – 4 000. Кроме этого, потребуется уставной капитал компании не менее 10 000 рублей, непосредственно устав и решение о создании общества.
Совет: если автопарк не превышает 5 машин, то ООО не требуется. Если насчитывается большее количество техники, то плюсы юридического лица заключаются в ведении отчетности, подаче налоговых деклараций, а также в статусе предпринимателя перед банками – финансовые структуры охотнее выдают кредит ООО, чем ИП.
Документы на бизнес:
- лицензия на предпринимательскую деятельность в направлении пассажирских перевозок;
- страховка на весь транспорт;
- пройденное ТО всех машин;
- документация на открытие расчетного счета в банке;
- договор аренды помещений;
- заключение пожарной инспекции о соответствии гаража требованиям безопасности;
- трудовые книжки на каждого сотрудника.
Аренда офиса
В качестве офиса можно снять любое нежилое помещение в черте города площадью 10–15 кв. м. Оно нужно для ведения отчетности, а также для урегулирования рабочих и конфликтных ситуаций. На входе здания следует расположить табличку с наименованием фирмы, юридическим адресом и режимом работы.
Аренда гаража
Гаражное помещение под автопарк выбирается с условием нахождения в черте города и близостью расположения с маршрутом, иначе невыгодно ежедневно оплачивать топливо, которое расходуется впустую. С другой стороны – это можно компенсировать низкой арендной платой помещения в промышленной зоне города. Выбор остается за предпринимателем.
Технические требования к гаражу:
- площадь – необходимая для размещения всего количества транспорта с запасом места на 3–4 машины;
- наличие смотровой ямы для ремонта (идеальный вариант – установка подъемника);
- отсутствие влажности;
- наличие водопровода и канализации;
- возможность оборудования места для мойки транспорта;
- температурный режим – наличие отопления, иначе в зимний период маршрутка может попросту не завестись, что негативно скажется на заработке;
- подсобные помещения для отдыха и приема пищи водителей;
- охранная система – иногда достаточно надежного замка, но нередко бизнесмены не брезгуют установкой сигнализации на гараж;
- хорошее дорожное покрытие от гаража до маршрута.
Закупка оборудования
Для организации маршрутного такси потребуется несколько видов оборудования. В первую очередь это касается офисной техники для предпринимателя:
- мебель;
- компьютер/ноутбук;
- принтер;
- факс;
- телефон;
- принадлежности для подсобного помещения.
Минимальное оборудование для гаража включает в себя:
- набор инструментов;
- устройство для мойки;
- расходные материалы;
- устройство для балансировки колес;
- инвентарь для подсобного помещения.
С развитием бизнеса потребуется множество другого оборудования, которое докупается в процессе работы.
Формирование автопарка
Создавать автопарк рекомендуется на базе одной марки автомобиля. Плюсы в этом следующие:
- Скидки при приобретении машин.
- Затраты на запчасти одного ценового сегмента.
- Возможность водителей пересаживаться на другую машину без привыкания к особенностям управления.
- Собственный стиль всего бизнеса.
Предпочтение отдается зарубежному автопрому, поскольку он надежнее, долговечнее и комфортнее.
Поиск опытных водителей
К водителю маршрутного такси предъявляются следующие требования:
- открытая категория D для управления транспортным средством по типу маршрутки;
- стаж вождения от 5 лет (на усмотрение предпринимателя);
- отсутствие серьезных ДТП за последний год;
- справка из наркологического диспансера об отсутствии состояния на учете;
- сдержанный характер;
- воспитанность;
- приятная внешность.
Разработка маршрута
Существует 2 варианта – работа по существующему маршруту или разработка собственного.
Работать по действующему маршруту намного проще. Единственное, что нужно учесть – конкуренция и востребованность услуги. К примеру, если путь следования предусматривает высокое количество общественного транспорта, но визуально видно, что его все равно не хватает, то конкуренция практически не скажется на «новичке» в пассажирских перевозках.
С другой стороны – действующий маршрут может не иметь сильной конкуренции, но при этом востребованность в таком направлении минимальна.
Разработка собственного маршрута требует согласования в городском министерстве транспорта. Если предприниматель считает, что это удачный путь следования, и он утверждается чиновниками, а затем оправдывается на практике, то такой маршрут можно назвать «золотой жилой». Пока он обрастет другими перевозчиками, действующая компания способна окупиться в кратчайшие сроки.
Финансовый план
Расчет расходов и доходов – неотъемлемая часть организации маршрутного такси. Чтобы посчитать чистую прибыль и срок окупаемости, необходимо учитывать расходы на обслуживание транспорта и другие затраты.
Инвестиции в проект на старте
Начальные вложения (в рублях):
- стоимость автомобилей – 7 500 000 (из расчета – 5 машин в автопарке);
- аренда помещения – 50 000;
- покупка оборудования – 200 000;
- дополнительные расходы – 40 000.
Итог: 7 790 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячные траты (в рублях):
- обслуживание авто и ГСМ – 225 000;
- заработная плата – 250 000;
- расходные материалы – 50 000.
Итог: 525 000 рублей.
Доходы
Валовая прибыль зависит от покупательской способности и конкретно выбранного маршрута. В среднем одна машина в день зарабатывает 5 000 рублей. В месяц – 150 000.
Таким образом, автопарк из 5 автомобилей принесет 750 000 рублей.
Прибыль
Для подсчета чистой прибыли необходимо из валового дохода отнять ежемесячные траты.
750 000 – 525 000 = 225 000 рублей.
Основное преимущество маршрутного такси – отсутствие необходимости в раскрутке бизнеса. Достаточно запустить проект и выйти на маршрут. Граждане не обращают внимание, новый ли перевозчик или старый, поэтому при необходимом количестве пассажиров бизнес начнет приносить прибыль практически сразу же. Стоит акцентировать внимание на высоких вложениях для покупки авто. Но даже если взять кредит, то при имеющемся доходе его можно погасить в 2 раза быстрее или взять ориентир на расширение автопарка.
Источник
Открытие маршрутного такси
Фото: Free-Photos / Pixabay
Относительно невысокие вложения, быстрая окупаемость, постоянный спрос на услуги маршрутного такси привлекают тех, кто хочет открыть бизнес на пассажирских перевозках. Однако поставить автобус на маршрут непросто: ниша конкурентная, рынки городских перевозок прочно освоены крупными игроками.
Объективная реальность такова, что в большинстве российских городов «маршрутки» стали самым популярным видом городского транспорта. Так, последний опрос ВЦИОМ от 9 ноября 2018 года показал, что их услугами пользуется 63% горожан, и эта цифра практически не меняется в течение последних десяти лет. На вопрос отвечали участники старше 18 лет, если же прибавить к ним школьников, по крайней мере, старших классов, показатель будет еще выше.
Бизнес на городских пассажирских перевозках считается высокорентабельным, транспорт окупается быстро (микроавтобус в течение года). Лицензию получить не так уж сложно, ее выдают федеральные органы Ространснадзора. Самые «лакомые кусочки» в этом деле — наличная выручка и льготное налогообложение (ЕНВД, ПСН).
Самая сложная задача: вписаться в структуру местного рынка перевозок. Здесь все зависит от масштаба. Поставить на действующий маршрут 1–3 автобуса и получать стабильный доход вполне реально, в некоторых городах можно вывести 5–10 машин. Больший размах означает выход на тропу «конкурентной войны».Задумывая открыть маршрутное такси, нужно хорошо представлять, как организован этот достаточно закрытый бизнес.
Что такое маршрутка с точки зрения закона
Прежде всего, отметим, что «маршрутное такси», или «маршрутка» — народный термин, определения которому в законе нет. В то же время, он имеет вполне конкретное содержание, определяющееся двумя чертами.
- Это преимущественно микроавтобусы типа «Газель» и импортные аналоги (Форд-Транзит, Hyudai Country, Мерседес-Бенц), а также автобусы малого класса ПАЗ-32054 и их модификации.
- Транспорт принадлежит частным владельцам, которые получают доход исключительно от своей выручки. Среди них есть ООО и ИП, они не работают по муниципальному заказу и сами несут все расходы.
С 2013 года все виды ТС, перевозящие пассажиров, независимо от вида собственности, приравняли к транспорту общего пользования. Частные предприниматели обязаны соблюдать Автомобильный Устав и Правила перевозок наравне с муниципальными и государственными автотранспортными предприятиями.На практике нередко наблюдается иное: гонки на дорогах, забитые в два ряда остановки, изношенные автобусы, что служит причиной постоянных претензий к маршрутным такси.
Выбора, однако, у пассажиров нет: что везет, на том и едут. За редким исключением городов с метро, или типа Красноярска, где маршруток нет, и никогда не было. Учитывая плачевное состояние муниципальных АТП в большинстве регионов страны, можно уверенно прогнозировать, что частные перевозчики еще долго будут колесить по дорогам.
Что нужно, чтобы открыть маршрутное такси
Этот вид бизнеса отличается от других тем, что в расчетах нужно учитывать два барьера: экономический и административный. Первый подразумевает обычный для любого дела бизнес-расчет: приобретение транспорта, расходы на его обслуживание, налоги, затраты на обеспечение лицензионных требований, определение выручки и чистого дохода.
Второй связан с приобретением права на маршрут. Именно он определяет потенциальный пассажиропоток и доходность бизнеса, за получение права ездить по нему придется платить. Подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже, и правильнее начинать бизнес на маршрутках с его решения. Прежде, чем покупать автобус и считать будущую выручку, нужно определиться, на какой маршрут его можно будет поставить, исколько это будет стоить.
Оформление бизнеса и налогообложение
Подавляющее большинство владельцев автобусов регистрируются как ИП, что быстрее, дешевле и избавляет от необходимости вести бухгалтерский учет. Коды деятельности (ОКВЭД) подбираются из раздела 49 справочника «ОК 029-2014 (КДЕС. Ред.2)».
- 49.31.21 — регулярные перевозки пассажиров автобусом по городским и пригородным маршрутам;
- 49.39.11 — та же деятельность в отношении междугородних (межмуниципальных) перевозок;
- 49.39.1 — перевозки по заказам, экскурсионным и туристическим маршрутам.
При регистрации можно указать любое количество кодов, вести деятельность по каждому из них не обязательно. Обратная ситуация наказуема: фактически осуществлять работу по не предусмотренному виду ОКВЭД нельзя.
Пассажирские перевозки подпадают под самый выгодный режим налогообложения — ЕНВД при условии, что автопарк насчитывает не больше 20 автобусов. Это значит, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог рассчитывается от базовой месячной доходности на одно посадочное место (1 500 рублей). Его размер можно уменьшить на 50% за счет взносов на собственное пенсионное страхование. Уплата производится ежеквартально. Например, для Газели на 12 мест, это будет следующая сумма:
1 500 × 12 × 15 % × 1,868 × (К2) = 5043,6 (руб/месяц), где:
- К2 — местный коэффициент, чаще всего равный 1;
- 1,868 — коэффициент дефляции на 2018 год;
- 15 % — налоговая ставка.
Лицензия на пассажирские перевозки
Междугородние, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров автомобильным транспортом в количестве свыше 8 человек, относятся к лицензируемой деятельности. Вместимость автобуса определяется его техническими характеристиками. Лицензию (иногда это документ называют разрешением, лицензионной карточкой) выдают органы Ространснадзора, получить ее может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Заявление подается в территориальный УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора), адреса и телефоны указаны на сайте Ространснадзора.
К заявлению нужно приложить внушительный список документов (копий), подтверждающих соответствие лицензионным требованиям.
- Регистрационные документы ИП или ООО, свидетельство о постановке на налоговый учет.
- О наличии транспорта в собственности (арендный договор) со свидетельством о регистрации в ГИБДД и ПТС.
- Полис страхования ОСАГО, копии талонов о прохождении техосмотра (диагностической карты).
- Уведомление о включении ТС в Реестр категорированных объектов и присвоении категории (с 10 октября 2017 года).
- Декларацию о наличии арендованной стоянки для автобусов (собственного гаража).
- О наличии помещения, оборудования для ремонта и техобслуживания ТС, либо договор со специализированной компанией.
- Трудовые книжки, водительские удостоверения, справки о прохождении медосмотра для водителей.
- Об оборудовании автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (требование приостановлено до 01.01.2019 года).
- О наличии штатного медицинского работника (либо договор с медучреждением), проводящего ежедневный предрейсовый контроль.
Список документов может меняться, поэтому перед подачей заявления, желательно уточнить все непосредственно в УГАДН по месту осуществления будущей деятельности. Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей, оформляется она в течение 45 дней.
До настоящего времени не требовалось специального разрешения для перевозки пассажиров только по заказам и для собственных нужд организации. С марта 2019 года (№386-ФЗ от 31.10.2018) вводится обязательное лицензирование и для этих видов деятельности.
Выбор автобуса, внесение в реестр ТС
Главным преимуществом маршрутного такси всегда была мобильность, потому среди маршрутных такси преобладают автобусы малой и особо малой вместимости. Среди них самыенегативные отзывы заслужила «Газель» серий ГАЗ-32213, ГАЗ-32213 (322132). Она неудобна для пассажиров, и вызывает претензии в плане безопасности. Тем не менее, газели преобладают среди маршруток на дорогах городов-миллионников Омск и Новосибирск, используются даже при междугородней перевозке пассажиров в южных и центральных областях России.
На практике, во всех регионах сложились определенные «исторические» предпочтения. Так, например, в Кемеровской области, преимущественно используются автобусы ПАЗ разной модификации с вместимостью более 40 мест. В Ростовской области предпочитают микроавтобусы Hyundai Country и Ford Transit. Предприниматель сам решает, какой автобус лучше купить на маршрутку с учетом местных условий, финансовых возможностей, расходов на обслуживание. Профессионалы не рекомендуют покупать транспорт старше 3-х лет, новый автобус (в том числе ГАЗель Next) можно приобрести в кредит и в лизинг.
Покупая автобус б/у, узнайте, включен ли он в реестр категорированных транспортных средств. У продавца должно быть соответствующее уведомление, без него будет невозможно получить лицензию. Новый транспорт придется оформлять самостоятельно. Занимается этим Автодор (Федеральное дорожное агентство), и только в Москве. Туда будет нужно направить информацию письмом или в электронном виде, которая включает:
- регистрационные документы перевозчика (ИП или ООО);
- копии ПТС и свидетельства о регистрации ТС;
- сведения о балансовой стоимости автобуса;
- документы о праве собственности (аренды) на ТС.
Формы заполнения документов, которые нужно приложить к заявлению о включении автобуса в Реестр ТС, есть на сайте Автодора.При отсылке заявления письмом все копии должны быть удостоверены нотариально. Уведомление высылается заявителю в течение 45 дней.
Требования к обслуживанию маршруток
Список документов, которые нужны для получения лицензии, собрать несложно. Однако в список лицензионных требований входят еще два пункта:
Фактически их выполнение можно проверить только в процессе работы, и контроль над этим осуществляют ГИБДД и Ространснадзор. Если патрульная машина этих служб остановит маршрутку и обнаружит несоответствия или отсутствие необходимых документов, это будет считаться нарушением лицензионных требований. К ним относятся:
- предрейсовый контроль технического состояния ТС;
- оформление путевого листа на каждый автобус;
- предрейсовый медицинский осмотр водителей;
- страхование гражданской ответственности владельца ТС;
- оснащение транспорта техническими средствами контроля.
Кроме того, автобусы должны ходить строго по расписанию, в салоне должна быть схема маршрута, все пассажиры должны иметь билет на проезд. При этом функции контрольных служб строго разграничены. Так, например, рядовой патруль ДПС не уполномочен проверять наличие штампов о техосмотре и медосмотре в путевом листе, это могут делать только сотрудники Ространснадзора.
Как поставить автобус на маршрут
За долгие годы в стране сложилась типовая система городских и межмуниципальных перевозок. Главными распорядителями маршрутов (фактически продавцами) выступают администрации регионального и муниципального уровня. Разрешение на их обслуживание давно получили разные АО, ООО, ИП, как правило, приближенные к власти.
Третьи в этой цепочке — непосредственные исполнители, владельцы автобусов, те есть мелкие индивидуальные предприниматели, не являющиеся самостоятельными игроками на рынке перевозок. Они работают с собственниками маршрутов по разным схемам.
- Между владельцем маршрута и владельцем автобуса заключается договор, например, о совместной деятельности, те есть — продается право работы на маршруте. Понятно, что каждый из них имеет свою цену.
- Посредник заключает фиктивный договор аренды автобуса у его собственника, а его самого оформляет как наемного работника. Реальные отношения сводятся к тому, что водитель ежедневно «отстегивает» долю выручки за маршрутный лист.
Иногда предприниматель, имеющий в собственности несколько автобусов, заключает договор с организацией, имеющей официальное право поставить автобус на маршрут, и нанимает водителей. Но чаще всего заключается договор с ИП, имеющими собственную машину.Именно они являются фактическими владельцами бизнеса: несут расходы на бензин, обслуживание, отвечают за все перед законом, платят налоги и страховые взносы. Посредники лишь собирают «дань» наличными. Для нихмаршрутки — «золотое дно», реальную прибыль они не показывают, а проверить и учесть ее практически невозможно.
В настоящее время продажа билетов для проезда в автобусах, включая маршрутное такси, не требует применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако законом № 192-ФЗ от 03.07.2018 внесена поправка, согласно которой льгота отменяется с 1 июля 2019 года.
Насколько реально открыть новое направление
Теоретически это возможно, но на практике нужно преодолеть много препятствий. Во-первых, наиболее выгодные направления уже освоены. Рассчитывать можно только на места с малым пассажиропотоком, или те, где преобладает муниципальный транспорт и очевидно не справляется с нагрузкой. Вопрос решается в управлении транспорта местной администрации.
Отказ чаще всего мотивируется такими причинами: «согласно расчетам на данном направлении не требуется дополнительных ТС» или «потребность в перевозке пассажиров полностью удовлетворена». Реальные причины прозаичнее. Вывод в работу частного маршрутного такси, как правило, уменьшает доходы и так планово-убыточных МУПов, АТП, которым остаются одни только льготники. А это означает еще больший рост субсидирования из местного бюджета на покрытие их долгов. Однако такие отказы часто оспариваются в судах, и иногда решения выносятся в пользу частного перевозчика.
С 2016 года правила установления маршрутов регулирует закон № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок. Они сводятся к следующему:
- подать заявление об установлении маршрута может организация, ИП или простое товарищество перевозчиков;
- к заявлению прикладывается полная информация: наименование маршрута, схема остановочных пунктов, расписание, перечень транспортных средств;
- при наличии общих остановок с уже действующими маршрутами, разница во времени должна составлять не меньше 10 минут.
Последнее условие изменилось с января 2018 года (раньше было 15 минут), и при наличии пересечений потребуется представить письменное согласование с уже работающими в этом направлении перевозчиками. Понятно, что это мало чем облегчает задачу, зато полезным может оказаться реестр муниципальных и межмуниципальных маршрутов, который местные власти теперь обязаны вести и публиковать в открытом доступе. Помимо прочего, в нем указываются и те, кто имеет официальное право на них работать (читай владельцы).
Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, где опубликован реестр муниципальных маршрутов. Если маршрут не внесен в реестр, юридически он не существует.
Сколько зарабатывают на маршрутном такси
Понятно, что реальные заработки «маршрутчиков» подсчитать сложно, в каждом городе и на каждом направлении они разные. Никто особенно этой информацией не делится, однако слухи о «миллионах» сильно преувеличены. Приведем несколько примеров по городам, из которых можно сделать определенные выводы.
В городах среднего масштаба средняя ежедневная выручка составляет 5 500–7 000 (Пенза), 6 000–10 000 рублей (Кемерово) в зависимости от маршрута. В будничные дни может больше, в выходные меньше. При работе «по плану» водитель без своего транспорта отдает посреднику 3 000–3 500 тыс. рублей в день, при наличии своего автобуса 30 000–60 000 в месяц (за маршрут). Если отнять расходы на бензин, чистый доход в день составляет 2 000–3 500 рублей в день. Это при нормальном 8-часовом рабочем дне, а многие работают и по 12 часов.
Средние цифры городам свыше 600 тыс. жителей приводятся в диапазоне 50–60 тысяч рублей в месяц в расчете на одну маршрутку, в Москве до 75 тысяч рублей. Причем в столице не намного меньше средняя зарплата водителя муниципального автобуса. По наиболее выгодным маршрутам доходность может достигать и 150 тыс. в месяц с одного автобуса.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутке
Каждый бизнес-план составляется с учетом цен в своем регионе. Конкретные цифры зависят от того, как покупается транспорт: за свои деньги, с помощью кредита, в лизинг. Так, например, на Авито есть предложения о продаже автобуса ПАЗ-32054 2014 года выпуска с маршрутом за 700 тыс. рублей (маленький городок в Юго-Западной Сибири). В Самаре два автобуса Hyundai Country 2012 года (на действующем маршруте) продают за 1,4 млн рублей, продавец обещает доходность до 80 000 рублей в месяц.
Практичнее исходить из списка первоначальных и постоянных затрат, закладывая в бизнес-план средние цифры по своему региону. Примерный перечень приведен в таблице.
Первоначальные инвестиции, руб | Постоянные затраты, руб |
---|---|
Покупка автобусов | Затраты на бензин, мойку, техническое обслуживание |
Затраты на оформление ИП, лицензии | Оплата договора с медицинской организацией |
Оплата работы посредников по категорированию транспорта (самостоятельно бесплатно) | Страхование ОСАГО, страховки для пассажиров и водителя во время движения |
Оплата за постановку автобусов на маршрут | |
Оплата договора стоянки, гаража |
Анализ информации в открытом доступе показывает, что стоимость открытия бизнеса на маршрутном такси с одним автобусом составляет 0,8–1,8 млн рублей. Если планируется автопарк из 3–5 машин, расходы возрастают до 4 млн рублей. Но при этом нужно дополнительно закладывать оплату услуг диспетчера, бухгалтера и аренду небольшого офисного помещения.
Закон № 220-ФЗ: что изменится на рынке перевозок
Ситуация на рынке маршрутного такси поменялась с выходом закона № 220-ФЗ, который вступил в полную силу в середине 2016 года. Фактически это первая попытка на государственном уровне, цель которой вывести из тени хаотичный и скрытый рынок пассажирских перевозок. Закон предоставил право властям устанавливать регулируемые тарифы, и первой это сделала Москва, которая перевела на муниципальный контракт все основные городские маршруты.
Источник