- Бизнес-план продажи автошин. Кратко. Доходность. Окупаемость
- Инфографика: Бизнес-план продажи автошин
- Общие сведения о бизнесе по продаже шин
- Какие документы нужно подготовить для открытия
- Регистрация бизнеса, ОКВЭД, режим налогообложения
- Финансовый план предприятия
- Первоначальные вложения в магазины шин
- Ежемесячные затраты
- Сколько может зарабатывать владелец магазина
- Пошаговая инструкция по открытию шинного магазина
- Поставщики шин
- Выбор места расположения магазина
- Какое оборудование понадобится закупить
- Вывод
- Миллионы на колесах: как заработать на продажах шин Nokian
Бизнес-план продажи автошин. Кратко. Доходность. Окупаемость
Продажа автомобильных шин – это хороший вариант для открытия собственного бизнеса. При грамотном обустройстве и хорошо поданной рекламе он всегда будет рентабелен. Покрышки – это расходный материал. С течением времени, а точнее с километражем, их необходимо менять.
Инфографика: Бизнес-план продажи автошин
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Общие сведения о бизнесе по продаже шин
Открытие магазина по продаже покрышек с нуля – это сложная задача. Виной всему серьезная конкуренция, исходящая от уже действующих крупных магазинов, от ритейлеров, работающих онлайн, и от официальных дилерских центров.
В связи с этим для достижения успеха недостаточно просто открыть небольшую торговую точку. Нужно придать ей какую-либо особенность. Это может быть:
- широкая линейка ассортимента – в магазине, где можно подобрать покрышки для большинства популярных моделей, продажи будут высокими;
- оказание услуг по шиномонтажу – магазин, где покупатель тут же сможет приобрести услуги установки новых покрышек, повысить свою популярность, так как автолюбителям не будет нужно дополнительно искать мастерскую;
- включение в ассортимент бывших в употреблении покрышек – если магазин помимо новых покрышек, будет продавать и б/у экземпляры, то он будет пользоваться популярностью у граждан с ограниченными финансовыми возможностями.
Какие документы нужно подготовить для открытия
Шинный магазин – это обычная торговая точка непродовольственных товаров. Следовательно, открывать ее нужно по стандартному алгоритму. Чтобы магазин работал легально, его владельцам потребуется подготовить следующие документы:
- регистрационные документы на юридическое лицо или индивидуальные предприятие;
- разрешение на начало торговой деятельности, полученное от администрации населенного пункта, Роспотребнадзора и инспекции по противопожарной безопасности;
- договор аренды помещения или свидетельство собственности на него;
- трудовые договоры с сотрудниками.
Регистрация бизнеса, ОКВЭД, режим налогообложения
Согласно российской классификации видов деятельности организаций, торговля автомобильными покрышками в розничном виде помечается по ОКВЭД кодом 45.32.2. Для только открывающихся единичных точек продаж, наиболее оптимальной будет упрощенная система налогообложения:
- доходы минус расходы – ставка 6%;
- доходы – ставка 15%.
Если в дальнейшем магазин разовьется в сеть торговых точек, то УСН перестанет быть выгодной. При наличии 5-ти и больше точек оптимальной становиться общая налоговая система.
Финансовый план предприятия
Открытие любого бизнеса независимо от деятельности никогда не будет успешным без предварительной подготовки финансового плана, в котором будут отражены такие данные, как:
- подробно расписанная сумма необходимых инвестиций и ежемесячных вложений;
- примерный расчет доходности и окупаемости;
- подготовленный план деятельности (график работы, количество сотрудников и т.д.);
- алгоритм получения товаров от поставщиков для дальнейшей его реализации и т.д.
Грамотнее всего будет обратиться за составлением финансового плана к специалистам своего дела. Да, это стоит денег, но в результате гражданину, желающему открыть свою торговую точку, нужно будет просто следовать плану, а не выдумывать все на ходу. Эта та ситуация, где лучше сначала немного заплатить, чем потом понести крупные расходы и убытки.
Первоначальные вложения в магазины шин
На открытие шинного магазина средних размеров потребуются следующие затраты:
№ | Расходы: | Сумма в тыс. руб. |
1. | Переоборудование помещения под нужды магазина. | В зависимости от размера 1 000 – 2 000. |
2. | Аренда помещения. | 300 – 600 |
3. | Покупка мебели, офисной техники, оборудования и т.д. | 400 – 500 |
4. | Закупка первой партии товаров на 2 тыс. покрышек (разное качество, производители и размеры). | 4 000 – 6 000 |
5. | Оплата рекламы. | 100 – 200 |
Ежемесячные затраты
В список ежемесячных трат включаются следующие расходы:
№ | Затраты: | Сумма в тыс. руб. |
1. | Аренда помещения | 300 – 600 |
2. | Заработная плата сотрудников и сопутствующие траты (отчисления в ПФР и т.д.). | 400 – 500 |
3. | Оплата рекламы | 50 – 100 |
4. | Пополнение ассортимента | 500 – 1 000 |
5. | Иные расходы (стоимость жилищно-коммунальных услуг, закупка расходных материалов и т.д.). | 50 – 1000 |
Сколько может зарабатывать владелец магазина
На открытие магазина по продаже автомобильных покрышек потребуется потратить достаточно внушительную сумму. В среднем, период окупаемости составляет 3 года. Итоговый ежемесячный доход (за вычетом всех расходов) составляет порядка 200-400 тыс. руб.
Пошаговая инструкция по открытию шинного магазина
Краткий пошаговый алгоритм открытия собственного шинного магазина:
- Проведение анализа состояния рынка. Далеко не в каждом городе или районе целесообразно открывать что-либо. В случае с шинным магазином необходимо ознакомиться с количеством уже действующих точек продаж, а также с качеством их работы, с их популярностью. Если город перенасыщен шинными магазинами, то открывать новый бессмысленно. Владелец в качестве нового игрока на рынке не сможет предложить ничего нового, что можно было бы противопоставить в противовес уже работающим точкам. Если же анализ показал, что идея имеет рентабельность, то следует переходить к следующему этапу.
- Подготовка бизнес-плана. Как уже было отмечено, лучше всего потратить небольшую сумму и обратиться к специалисту.
- Регистрация юридического лица или индивидуального предприятия.
- Поиск помещения, его переоборудование, закупка аппаратуры и материалов, наем персонала, реклама и т.д.
- Заключение договоров на поставку продукции с производителями, оптовыми торговыми точками или ритейлерами.
Поставщики шин
Одна из самых сложных задач – это заключение договора поставки с производителями и оптовыми точками продаж. Перед закупкой следует обозначить направление, в котором будет двигаться развиваемый бизнес. Возможно четыре варианта:
- Покупка продукции у крупных оптовых магазинов. Такой способ принесет меньше прибыли, но будет самым легким в реализации, так как владельцу достаточно обратиться в любую подходящую оптовую компанию.
- Закупка товара напрямую с завода производителя, расположенного в России. Вариант сложнее, так как необходимо контактировать непосредственно с изготовителем. Цена поставки будет дешевле, но и сложность задачи повышается.
- Закупка «китайских» шин. Это также вариант с дополнительными трудностями в виде таможни.
- Покупка бывших в употреблении шин. Самый сложный вариант. Трудность заключается не в вопросе поиска поставщика, а в том, что покупать любой б/у товар сложно. Важно правильно оценить его состояние. Это напрямую влияет как на стоимость экземпляра, так и в общем на факт его возможной продажи.
Выбор места расположения магазина
В любом городе шинные магазины расположены в спальных районах и в промышленных зонах. В центре населенного пункта подобных точек продажи не встретить. Это обусловлено несколькими факторами:
- в центре мало места (ассортимент нужно где-то хранить, для этого нужен достаточно большой склад);
- в центре нет возможностей для оказания услуг по шиномонтажу;
- в центре нет больших парковок.
Соответственно, необходимо подбирать помещение на окраине и в спальных районах. Рекомендуется искать точку, которая будет расположена в относительной близости от пользующихся спросом выездов из города или на объездной трассе.
Какое оборудование понадобится закупить
Для старта работы шинного магазина потребуется следующие оборудование:
- витрины, выставочные полки и стеллажи;
- стеллажи и погрузчики на склад;
- касса и терминал оплаты банковскими картами (в современное время нельзя игнорировать терминалы, так как большая часть граждан оплачивает свои покупки именно картами, если такой возможности не будет, то магазин потеряет большое количество покупателей);
- компьютер с установленной программой учета товаров на складе;
- офисная техника и мебель;
- оборудование для шиномонтажа (требуется только для магазинов, оказывающих услуги подобного типа).
Вывод
Открытие шинного магазина – это вариант бизнеса, который будет актуален всегда (по крайней мере до момента, пока автомобили в привычном понимании этого слова будут существовать).
Самое сложное в вопросе открытия – это старт. Он требует достаточно больших вложений, которые при удачном обстоятельстве окупятся не раньше, чем через пару лет. Поэтому бизнес в виде открытия точки продаж автомобильных покрышек подходит тем предпринимателям, которые готовы на протяжении длительного времени вкладывать свои средства и усилия на развитие магазина.
Источник
Миллионы на колесах: как заработать на продажах шин Nokian
Предприниматель Дмитрий Шматов из Санкт-Петербурга перестроил имевшийся у него автосервис в шинный центр под брендом Vianor в 2010 году. Вложения в 10 млн руб. (треть из которых компенсировал франчайзер) он отбил через два с небольшим года. Дважды в год, когда автомобилисты «переобуваются», ежемесячная выручка его шинного центра составляет около 1 млн руб., а вне сезона — в два раза меньше.
Vianor в цифрах
$800 млн вложила Nokian Tyres в свой завод в России с 2005 года
1429 шинных центров по всему миру входит в сеть Vianor
411 центров Vianor работают в России
26% продаж компании Nokian Tyres приходится на Россию и СНГ
37,4 млрд руб. выручила ООО «Нокиан шина», которая торгует шинами Nokian в России, в 2014 году
Источник: данные компании, СПАРК
Взгляд франчайзера
Финский производитель шин Nokian Tyres обладает одной из крупнейших фирменных сетей по продаже шинной продукции в России, работающей под брендом Vianor. По данным компании, сейчас сеть насчитывает 411 шинных центров, из которых только два собственных, а остальные открыты по франшизе. В 2015 году открылось 35 точек, а прекратило работу 15.
По словам гендиректора «Nоkian Tyres Россия» Андрея Пантюхова, чтобы стать франчайзи, компании необходимо заплатить однократный вступительный взнос в 60 тыс. руб., а затем ежегодно платить взносы в маркетинговый фонд — 25 тыс. руб. Франчайзи заключают с Nokian Tyres договор коммерческой концессии сроком на пять лет. «Как правило, шинные центры по франшизе открывают люди с опытом работы в этом бизнесе», — объясняет Пантюхов в интервью РБК.
Требования к помещению шинного центра довольно жесткие, поскольку Vianor позиционирует себя как сеть премиум-класса. «Должно быть удобное для клиентов расположение, удобный подъезд, обязательно должна быть парковка и зона отдыха для клиентов», — перечисляет Пантюхов. Площадь торгового зала должна быть не менее 45 кв. м, склад — от 100 кв. м. Франчайзи должен согласовать с компанией внешнее и внутреннее оформление центра. Nokian Tyres рекомендуют партнерам несколько агентств, которые знакомы с требованиями, для выполнения отделочных работ.
«Инвестиции партнера могут быть небольшими — в пределах нескольких сотен тысяч рублей — и заключаться в апгрейде существующего шинного центра, — рассказывает Пантюхов. — Если же шинный центр строится с нуля, инвестиции могут составить от 40 млн до 100 млн руб. — в зависимости от формата, площади и количества постов для шиномонтажа». Чтобы помочь партнеру на старте, компания оказывает ему безвозмездную материальную поддержку в 500 тыс. руб. на первый открытый центр и до 2 млн руб. на последующие. Кроме того, Nokian Tyres за свой счет поставляет франчайзи вывески, торговое и шиномонтажное оборудование (оно остается в собственности франчайзера, и в случае расторжения договора франчайзи должен его вернуть или выкупить).
Nokian Tyres компенсирует франчайзи половину затрат на рекламу своих шин. Она бесплатно предоставляет униформу для продавцов и два раза в год бесплатно обучает их продажам. Кроме того, для маркетинговой поддержки франчайзи, за которую они и платят номинальные 25 тыс. руб., Nokian Tyres раздает им всякие приятные мелочи — авторучки с символикой Vianor, конфетки, солнцезащитные шторки для машин, скребки ото льда, маленькие пакеты, брелоки, ароматизаторы. «Сувенирная продукция бесплатно достается клиентам и пользуется у них большой популярностью», — рассказывает РБК франчайзи Vianor Дмитрий Шматов из Санкт-Петербурга.
Основное требование к франчайзи Vianor — обеспечить мультибрендовую линейку товаров для покупателя, в которой будут доминировать продажи Nokian Tyres. Так, новые партнеры в течение пяти лет должны нарастить долю как премиального (Nokian Hakkapeliitta, Nokian Hakka), так и среднего ценового сегмента (Nokian Nordman) до 60% от продаж шин в центре. Выбор других брендов в линейке партнерских шинных центров Nokian Tyres не контролирует, но они должны обязательно быть в наличии. «Мы можем продавать шины любых брендов, но в приоритете шины Nokian», — подтвердил РБК Александр Макаров, управляющий шинного центра Vianor в Междуреченске (Кемеровская область).
Кроме того, Nokian Tyres устанавливает минимальную рекомендованную цену продаж. Франчайзер проверяет центры на соответствие требованиям: присылает тайных покупателей, которые следят за ассортиментом, ценами и за тем, чтобы продавцы Vianor в первую очередь предлагали именно бренд Nokian.
Nokian Tyres не отслеживает финансовые показатели франчайзи: привести более 200 городов по России, где есть центры Vianor, к единому знаменателю невозможно, объясняет Пантюхов. Но компания исходит из того, что любой шинный центр должен продавать как минимум 1,5 тыс. шин в год, что обычно дает продажи около 8 млн руб. «Это минимальные уровни — у большого количества членов сети, особенно в крупных городах, обороты на порядок превышают эти цифры», — говорит Пантюхов.
Взгляд франчайзи
Коммерческий директор сети шинных центров Vianor в Барнауле Дмитрий Багинский считает, что работать с Nokian Tyres выгодно. «Они сами ищут партнеров в регионах и предлагают интересные условия сотрудничества», — рассказал он РБК. Первый центр под брендом Vianor в Барнауле Багинский открыл в 2008 году, переоборудовав существующий шиномонтаж, сейчас под его управлением четыре точки. Инвестиции в последний, построенный с нуля и открытый в декабре 2014 года, были около 60 млн руб. В нем на площади около 1 тыс. кв. м есть не только шиномонтаж, но и большой торговый зал, и склад.
Шматов из Санкт-Петербурга уже владел автосервисом, когда в 2010 году решил пристроить к нему шиномонтаж и магазин; поскольку земля, коммуникации и часть строений у него уже были, инвестиции не превысили 10 млн руб. Вернул он их через два с небольшим года работы. Александр Наконечный из Новосибирска говорит, что переоборудование существующего центра (без существенных строительных работ) обойдется в 1–2 млн руб., которые можно вернуть и за полгода.
Выручка шинных центров подвержена сезонности: в высокий сезон (март—апрель и октябрь—ноябрь), когда идет массовая «переобувка» автомобилей, она может в разы отличаться от показателей низкого сезона (остальные восемь месяцев в году). Шматов из Санкт-Петербурга говорит о 0,5 млн в низкий сезон и 1 млн руб. в месяц в высокий, а Багинский из Барнаула — о 2,5–25 млн руб. для шинного центра площадью 1 тыс. кв. м. Столь большая разница объясняется не только всплеском продаж шин и спроса на шиномонтаж. Олег Хрящев из подмосковного Дмитрова говорит, что конверсия покупателей новых шин в клиентов шиномонтажа достигает 90%. «Почти все, кто покупает шины, предпочитают там же их поставить, — рассказывает он РБК. — Но дополнительный заработок зависит от количества стоек шиномонтажа: если иметь только один пост, то всем клиентам нельзя предложить «переобуться». Представитель кировской компании «Регионшина» говорит о средней выручке центра Vianor в 2–3 млн руб. в месяц, Наконечный из Новосибирска — о колебаниях в 1,5–2,5 млн руб. в месяц. «В межсезонье шины вообще стоят, работают остальные товары», — говорит Хрящев из Дмитрова. По его оценкам, в низкий сезон «не шины» (масло, аксессуары, запчасти) могут приносить до 40% выручки — вдвое больше, чем в высокий сезон.
Наценку Nokian Tyres не контролирует. «В лучшие времена наша наценка составляет 10–15% к минимальной цене, — говорит Наконечный из Новосибирска. — Когда сезон заканчивается и многие остаются с остатками, начинается анархия по цене — праздник для клиента. Торговцы опускаются до 5%, а кто-то, наверное, продает и по закупочной цене». Шматов из Санкт-Петербурга рассказывает, что некоторые шинные бренды предоставляют рознице ретробонус в 10–15% от объема продаж. Магазины, зная, что гарантированно получат процент с продаж, продают такие шины по цене закупки.
Абсолютные значения прибыли ни один франчайзи Vianor назвать не захотел: большинство говорят о среднегодовом показателе в 10–15% выручки.
Увеличить маржинальность бизнеса позволяют дополнительные скидки от производителя. По словам Багинского из Барнаула, с определенного объема продаж («несколько тысяч шин в месяц») Nokian Tyres позволяет покупать шины напрямую с завода во Всеволожске, минуя дистрибьюторов, что существенно снижает издержки, поскольку за доставку шин платит производитель. «Снижение затрат на логистику позволило нам сэкономить 2,5% от стоимости закупки, которые мы платили за доставку дистрибьюторам», — говорит Багинский. Для партнеров, покупающих шины напрямую у компании, возможны и другие уступки, например отсрочка платежей.
Закупаться напрямую у производителя имеют возможность только крупные партнеры — от тысячи шин в месяц, сетует Шматов из Санкт-Петербурга. Впрочем, по словам Багинского, при меньших объемах это и невыгодно: «Фура предполагает объем от 800 до 1200 шин, при меньших объемах никакому производителю это неинтересно». Ограничений на объем и периодичность закупок у региональных дистрибьюторов (35 по стране) не существует. «В сезон — в октябре—ноябре и марте—апреле — можно делать закупки шин раз в неделю», — говорит Шматов из Санкт-Петербурга. Вне сезона он делает закупки обычно раз в месяц.
Большинство франчайзи легко соблюдают требование о 60-процентной доле продукции Nokian Tyres в продажах. В Междуреченске и Кирове доля финских шин доходит даже до 70%, но Наконечный из Новосибирска говорит, что в столице Сибири даже доля в 40% считается хорошим показателем. «В нашем регионе исторически процветали другие бренды, например Bridgestone», — поясняет он. По словам предпринимателя, в Nokian Tyres с пониманием относятся к отступлению от стандартов — конкуренция с другими брендами достаточно высока, а терять канал продаж никто не хочет.
По словам Хрящева из Дмитрова, большой плюс Nokian Tyres — расширенная гарантия на шины. «Мы бесплатно меняем или чиним шины независимо от характера повреждений: грыжа, разрыв, прокол, не подлежащий ремонту», — рассказывает он. Гарантия бессрочная, пока шина подлежит эксплуатации (высота протектора не ниже 4 мм). Все расходы франчайзи по гарантийным работам Nokian Tyres компенсирует.
Вот раньше была наценка!
Одной из главных сложностей в шинном бизнесе опрошенные РБК франчайзи назвали возросшую конкуренцию со стороны интернет-магазинов, которая привела к падению наценки на шины Nokian Tyres в несколько раз. «Лет шесть назад у нас наценка была и 40–50%», — признается Багинский из Барнаула. Кроме того, фирменные шинные центры начали терять клиентов из-за того, что продукция стала продаваться в гипермаркетах по минимальным ценам, отметили двое опрошенных РБК предпринимателей. «Гипермаркеты действительно «выжимают все соки» из предпринимателей, однако в случае с Nokian этот эффект менее заметен, поскольку компания контролирует минимальную цену на свою продукцию и там», — отмечает Шматов из Санкт-Петербурга.
Источник