Свой бизнес: организация научных шоу
Порою в одном человеке могут сосуществовать искренние интересы к науке, бизнесу и актёрскому искусству. В этом случае хорошей идеей для своего дела может стать организация научных шоу – развлекательных выступлений, основанных на демонстрации явлений физической или химической природы. При этом очень серьёзных познаний в науке для подобных мероприятий не требуется, достаточно иметь стандартное для любого бизнесмена предпринимательское чутьё и всё же некоторую способность к актёрской игре. И если первое необходимо для начинания любого вида бизнеса, то второе является некой особенностью подобного начинания, особенно если вы планируете на первых порах заниматься научными шоу в одиночку.
Пожалуй, сразу стоит отметить, что предоставление развлекательных услуг в виде научных шоу пока ещё является незаполненной нишей в современном предпринимательстве, особенно, если вопрос ставится о работе не в крупном мегаполисе, но даже там количество игроков редко больше десяти. То есть на рынке данных услуг царствует олигополия, если вообще рынок хоть как-то занят. Это является хорошим подспорьем при выборе начинания, но свои тонкости, как и везде, здесь тоже присутствуют.
Упоминания заслуживает тот факт, что для успешного существования вашего предприятия необходим постоянный поиск клиентов, это не тот бизнес, в котором можно рассчитывать хоть на какой-то пассивный доход. Даже будучи организатором своей фирмы вам придётся поначалу выступать и как организатор шоу, и тут вам открываются два пути.
Как бы дело ни обстояло с ненасыщенностью рынка услуг научных шоу, свои франчайзеры существуют уже и в данной области. Итак, вы можете приобрести франшизу, оплачивать ежемесячные роялти, а взамен получить поддержку в начинаниях, сценарии шоу и огромную помощь в их организации; или можете самостоятельно подойти к вопросу открытия своей фирмы по оказанию таких услуг, лично изучить научные опыты и написать сценарии.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Несмотря на то, что франшизы предоставляются, как правило, по адекватной цене, а роялти зачастую представляют собой приемлемую сумму отчислений (хотя разброс цен достаточно высок), начинающему предпринимателю логичней заняться этим бизнесом самостоятельно, и на это есть свои причины. Ведь самостоятельный выход на рынок определённо требует меньших вложений, а всю информацию легко получить из доступных источников. Например, продавцы оборудования для шоу обязательно научат вас этим оборудованием пользоваться, объяснив все тонкости проведения научных экспериментов. Необходимо также заметить, что большинство программ предлагаемых шоу представляют собой вариации одного и того же, оригинальность редко используется, уступая место копированию идей, разыгрываемых в просто чуть различных декорациях, и, пользуясь этим, можно дать свободу фантазии и творческому потенциалу, ограниченным только возможностями научного инвентаря. Здесь особенно важно ваша креативность и нестандартный подход, именно эти качества могут существенно сказаться на вашей конкурентоспособности и дать неоспоримое преимущество при предложении услуг клиентам. Однако, если вы действительно становитесь первым игроком на рынке, можно, не утруждая себя, с гордо поднятой головой старательно перенять сценарий программы какой-нибудь фирмы, показывающей научные шоу, и зарабатывать деньги на этом.
Теперь более подробно остановимся на требованиях к открытию бизнеса. Первым делом стоит зарегистрироваться как предприниматель, процедура стандартная, и расходы на неё составят в среднем 20 тысяч рублей. Указать следует код (ОКПД 2) 93.29 – Услуги в области развлечений и отдыха прочие.
Необходимо решить, как именно вы собираетесь проводить мероприятия, и нужен ли вам дополнительный персонал. Многие владельцы подобного бизнеса начинали работу в одиночку, на своём автомобиле перевозя всё оборудование и выступая в качестве ведущего шоу, никаких помощников. Но в любом случае, в дальнейшем дополнительные силы вам наверняка понадобятся – шоу станут интересней, эффектней, а значит, и сложней, ведь в любом бизнесе предусмотрено развитие, поэтому стоит изначально присматриваться к людям, находить интересных личностей, имеющих творческий подход к делу. Одним словом, чем раньше вы займётесь поиском команды единомышленников, тем лучше, в данном занятии это особенно важно, ведь организация научных шоу – это развлечение, и клиент должен остаться доволен вашим выступлением, получив массу положительных эмоций. Сумрачный мужчина, вяло переливающий реактивы из колбы в колбу и отстранённо смотрящий на самолично устроенный фейерверк, вряд ли будет интересен публике, и даже феерия химических соединений не спасёт программу от провала. Умение зажечь публику не только демонстрацией экспериментов, но и собственной харизмой и действиями критически важно в таком шоу, если выступление понравится аудитории, шанс того, что вас вновь пригласят, достаточно высок.
Кем же должна быть представлена эта целевая аудитория? Общепринято организовывать такие праздники научных выступлений для детей, как правило, школьников, но опыт успешных бизнесменов показывает, что и взрослые с удовольствием платят за сеансы увлекательной науки. Не стоит останавливаться на чём-то конкретном – ищите любого потенциального клиента, обращайтесь в школы и прочие образовательные учреждения, ведите переговоры с администрацией о показе научных шоу на любых праздниках, предлагайте свои услуги директорам фирм, собирающимся устроить корпоративную вечеринку. Любой способ выступить – ваши деньги, и даже один показ может существенно изменить размер вашей прибыли.
Не думайте, что показов, особенно вначале, будет много, порою в месяц удаётся провести лишь несколько выступлений, и пропуск хоть одного из них значительно лишает прибыли. Как уже было сказано, вам не придётся сидеть на одном месте – такой бизнес представляет собой постоянный поиск новой аудитории, любой, от школьников до взрослых успешных людей, решивших отдохнуть после работы. Рано или поздно удастся выйти на частные вечеринки, но до этого нужно заработать имя и провести рекламную кампанию, однако эта статья расходов в бюджет будет вписана несколько позже, на первых порах реклама пусть и будет хорошим толчком, но потребует огромных вложений. Поэтому, только закупив оборудование, следует отправляться в школы города с предложением устроить детям сеанс увлекательной науки. Вас примут не во всех учреждениях, во многих отправят восвояси с призрачным обещанием «подумать», но несколько директоров обязательно согласится на проведение внепланового урока для какой-нибудь параллели. Здесь есть одна хитрость; директорам и завучам министерство образования спускает план по воспитательной и внеклассной работе, и проведение мероприятий, которые вы можете предложить, становится дополнительным пунктом в таком плане в графе «выполнено». Несомненно, администрация школы, гимназии или лицея потребует своей части выручки (о всех расчётах будет представлено несколько позже), но это те условия, которые придётся выполнять. Если в арсенале имеется несколько простеньких сценариев, можно посетить и детские сады с предложением показа шоу для старших групп. Существует тонкость – вряд ли вам удастся посетить одно и то же учреждение раньше, чем через год, ведь при всём желании количество сценариев ограничено, педагогический состав выбирает наиболее им подходящий, да и устраивать факультативные уроки физики или химии подобного рода директор тоже не имеет права постоянно. В лучшем случае, получится провести 2-3 показа в одной школе или детском саду, после чего учреждение будет вычеркнуто из списка потенциальных клиентов на очень долгий срок.
После этого можно переключиться на предложения компаниям, готовящимся к корпоративам, если правильно подать свою идею, вас попросят развлекать уже взрослый контингент. Стоит задуматься на этом этапе о хотя бы небольшой, но рекламе, можно разместить информацию о себе в интернете или оплатить распространение листовок. В скором времени эти вложения окупятся, ведь состоятельные люди готовы и платить больше, и директорам не придётся часть выручки отдавать – здесь он уже непосредственный заказчик. Нельзя сказать, что устраивать подобные вечеринки получится часто, но имеет место фактор сезонности, и к новогодним праздникам при достаточно разрекламированном бизнесе вы будете получать столько заказов, что самостоятельно уже физически справиться будет невозможно.
Поэтому и стоит к этому моменту иметь свою команду аниматоров, чтобы ваша фирма могла предоставлять свои услуги уже одновременно нескольким клиентам. Зарплата аниматора зачастую является процентом от выручки, но даже если ему полагается определённый оклад, то в среднем его труд оплачивается в 20 тысяч рублей в месяц. Не исключено, что в вашей команде будут люди «на подработке», занимающиеся по большей части другой работой или просто учёбой. Это выгодно, ведь в периоды затишья не придётся оплачивать фиксированный оклад.
В отсутствие заказов есть смысле обратиться к периферии вашего города и предложить услуги в небольших городах вашего региона. И никогда не забывайте и не сбрасывайте со счетов возможность сотрудничества с агентствами по организации праздников, например, на частный день рождения ребёнка, которому родители на праздник решили пригласить весёлого учёного, вы попадёте, скорее всего, через такие агентства.
Теперь перейдём к вопросу оборудования. Его закупка представляет собой основные издержки, которые вы понесёте при старте бизнеса, при этом все траты можно разделить на единовременные (непосредственно реквизит) и постоянные (расходные материалы, реактивы). Стоимость инвентаря будет напрямую зависеть от программы и от количества сценариев, входящих в неё. Цены на оборудование имеют сильный разброс, серьёзные химические или физические установки могут стоить до 20 тысяч рублей (например, генератор сухого льда), а порою и больше. Приобретать оборудование, возможно, придётся через интернет, особенно если город ваш небольшой; товар достаточно специфический и предложений не очень много. Это можно назвать недостатком, так как рынку оборудования для научных шоу не хватает оригинальных поставок. Есть смысл попробовать найти что-то новое от поставщиков других стран. Получается, что первоначальные инвестиции имеют широкий диапазон, но нормальное оборудование для нескольких различных шоу, которые уже представляют собой полноценную программу, обойдётся вам в среднем в 70 тысяч рублей. Учитывайте и транспортные расходы, как правило, хватит своего личного автомобиля на первое время, и тогда на первый месяц уйдёт порядка 5 тысяч на ГСМ.
Лишней не будет простая реклама, например, объявление в периодических печатных средствах массовой информации или изготовление и распространение листовок, здесь потребуется около 10 тысяч рублей. После этого можно приступать к организации праздников, посвящённых увлекательной науке.
Регистрация субъекта предпринимательской деятельности – 20 тысяч рублей
Закупка оборудования – 70 тысяч
Транспортные расходы – 5 тысяч
Рекламная кампания – 10 тысяч
Получается, что стартовый капитал должен составлять от 105 тысяч рублей, но это при условии, что вы решили заниматься этим бизнесом самостоятельно, работа по франшизе увеличит расходы минимум вдвое.
Уделите особое внимание безопасности, не изучив особенности реагентов, шоу можно не только сорвать, но и получить невесёлую ответственность вплоть до уголовной в результате несчастного случая. Не стоит, впрочем, считать, что научные шоу опасны, как правило, реквизит отвечает всем правилам безопасности, но потратить время на его изучение необходимо. Лучше самостоятельно, потратившись на тестовые расходные материалы, провести эксперименты дома, чтобы с уверенностью вести шоу уже на публике.
Работая не покладая рук, можно проводить до 10 выступлений в месяц в первый квартал, средняя школа приведёт на шоу около сотни учеников, стоимость билета может достигать 150 рублей, получается 15 тысяч с одного шоу. Администрация учебного заведения заберёт себе около 3 тысяч рублей, примерно 2 тысячи придётся потратить на расходные материалы, получается 10 тысяч с одного выступления. Да, доход в 150 тысяч, из которого операционная прибыль составит 100 тысяч, за один месяц для этого бизнеса вполне реален, и его можно увеличить, продавая аудитории какие-нибудь недорогие материалы вроде светящейся слизи – дети любят.
Не лишним будет и предложение о съёмке этого праздника, но тут потребуется привлечение дополнительно оператора с оборудованием, да и в образовательных учреждениях вряд ли это будет интересно, но идею можно оставить до работы на корпоративах.
Как начинающий предприниматель вы пользуетесь упрощённой системой налогообложения, поэтому, выбрав расчёт налога по доходу, вы будете производить отчисления 9 тысяч рублей. Вычитаем также транспортные расходы и расходы на рекламу, Остаётся 76 тысяч рублей, нетрудно посчитать, что рентабельность реализации достигает 50%, а срок окупаемости редко превышает несколько месяцев.
Казалось бы, бизнес сверхприбыльный, почему же им до сих пор не занимаются в огромных масштабах? Следует помнить, что успех в этом деле немало зависит от артистичности и творческого мышления, если вы начисто лишены и того, и другого, к сожалению, вряд ли у вас получится заниматься подобным предпринимательством. Можно, конечно, нанять аниматора, который будет заниматься организацией, но это уже варианты, не заслуживающие серьёзного упоминания хотя бы потому, что это необоснованные траты на первых порах.
Также нельзя забывать о периодах простоя, вполне вероятно, что пару месяцев в году может быть кризис с заказами. И особенно важен размер населённого пункта, в котором вы хотите заниматься бизнесом – при населении меньше 300 тысяч человек, как правило, такой вид деятельности нецелесообразен.
Вопрос с конкуренцией противоречив; игроков действительно мало, но даже один конкурент может расстроить все ваши планы, особенно если город небольшой: школы будут отказывать, ссылаясь на то, что им хватило на этот год алхимика с тесла-установкой, на корпоративах этот же алхимик уже будет желанным гостем, потому что его все знают. Может наблюдаться и косвенная конкуренция, какой-нибудь мобильный планетарий, проехавшись по образовательным учреждениям и выступив на дне города, пресытит клиентуру зрелищами, и на вас уже будут смотреть с явным нежеланием сотрудничать.
Известность также зависит не только от рекламы, но и от «сарафанного радио», от вирусного маркетинга, и тогда все могут знать и обращаться только к вашему конкуренту (но эту особенность, если правильно себя подать, нужно поставить себе на службу). Необходим постоянный поиск, следует включить фантазию и постараться предложить свои услуги кому угодно, например, открывающемуся детскому кафе.
Чтобы ещё больше упрочить своё положение на рынке развлекательных услуг, нужно бизнес постоянно развивать, рано или поздно обзавестись сайтом, вплотную заниматься маркетинговыми кампаниями. Но если вам удастся вырваться и заработать себе имя, то, не останавливаясь, можно разрастись и предлагать уже услуги не только научных шоу, но и многих других развлекательных мероприятий, а в итоге вообще превратиться в крупное event-агентство, самолично занимающееся организацией праздников, а не привлекающее предпринимателей со стороны.
Источник