Свободные экономические зоны как инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций
СЭЗ – это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, поэтому они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Свободные экономические зоны (СЭЗ), или особые экономические зоны (ОЭЗ) — ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предприятий (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
5 типов зон:
1) пределы национальной таможенной территории, в рамках которых осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;
2) промышленно-производственные зоны — со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;
3) технико-внедренческие зоны — в них находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;
4) сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;
5) комплексные зоны — с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.
Базовые льготы одинаковы
— внешнеторговые — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
-налоговые — налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок пять лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
— финансовые — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;
— административные — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан и т.д.
Стимулирование притока иностранного капитала с помощью оффшорных операций.
Оффшор (от англ. offshore — «вне берега», «вне границ») — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования и оптимизации при осуществлении международной инвестиционной деятельности.
«Оншор» или просто «шорная» компания — в противоположность «оффшору» переводится с английского языка как «в пределах берега», «внутри границ».
Основные черты и преимущества
— Низкое налогообложение в этих зонах позволяет оптимизировать общую налоговую нагрузку компаний.
— Простота в создании и управлении в отличии от многих регулируемых бизнесов (финансовые институты).
— Юридическая защита. Во многих зонах действуют жесткие нормы препятствующие раскрытию информации о корпорациях и проникновению в них по решению судов. Считается, что по правилам корпоративного управления действует суд именно этой юрисдикции.
— Платежи и сборы. Ряд зон устанавливает более высокие сборы за регистрацию, чем другие. Могут быть и более высокими платежи за поддержание и управление компанией.
— Отчетность. Уровень требуемой отчетной информации отличается в разных зонах.
— Защита активов. С помощью оффшорных компаний можно так организовать управление активами, что они будут защищены от возможных судебных исков.
— Анонимность. Осуществляя операции от имени частной оффшорной компании, имя бенефициара или принципала не указывается в документах. Именно поэтому в связи с борьбой против отмывания денег многие банки требуют раскрытия конечных владельцев. — Небольшая капитализация. Как правило, не требуется достаточность капитала при проведении определенных сделок (за исключением регулируемых организаций – банков и страховых компаний). Достаточно номинального размера капитала.
— Финансовые услуги. Как правило, оффшорным компаниям разрешены т.н. финансовые услуги при осуществлении сделок со своими акциями, что позволяет в некоторых финансовых операциях избегать операций по «отмыванию».
2. Международные и национальные инвестиционные институты.
Инвестиционные институты — строго юридические лица, способные обладать любой организационно правовой формой, не противоречащей законодательству страны, в компетенцию которых входит рынок ценных бумаг и осуществление соответствующих сделок на нем.
Глобальные международные институты: Международный валютный фонд (МВФ), Конференции ООН по торговле и инвестициям (ЮНКТАД), Всемирный Банк.
Институты Всемирного Банка: Всемирный Банк на самом деле состоит из нескольких организаций, и они составляют группу Всемирного Банка.
• Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Действует с 1945 года,
чаще всего ассоциируется со Всемирным Банком. Предоставляет кредиты и
техническую помощь только институтам общественного сектора сроком на 15-20
лет. Банк никогда не финансирует полностью проекты сам; страна-заемщик должна
профинансировать часть проекта (зарплату местным экспертам, отечественным
поставщикам). Банк финансирует свои кредиты, беря займы на международном
• Международная Финансовая Корпорация (МФК). Корпорация основана в 1956 году.
Обеспечивает кредиты на осуществление проектов в частном секторе развивающихся стран с переходной экономикой. Также корпорация может инвестировать в частный бизнес. Средства МФК составляют кредиты Всемирного Банка, кредиты, взятые на международном рынке капиталов, и нераспределенная прибыль.
• Многостороннее Агентство по Гарантированию Инвестиций (МАГИ). Страховая компания, предоставляет гарантии по возмещению ущерба, причиненного по некоммерческим и политическим причинам, под кредиты в развивающихся странах.
• Международная Ассоциация Развития (МАР). Институт Группы Всемирного Банка,
основан в 1960 году, когда стало ясно, что кредиты МБРР очень дорогие для развивающихся стран, и предназначен для повышения уровня жизни в наиболее бедных странах, являющихся членами Банка. МАР предоставляет кредиты без процентов на 35-45 лет, с отсрочкой выплат на 10 лет для стран с низким доходом.
MAP финансируется за счет чистого дохода Всемирного Банка и грантов. Фонды МАР
пополняются каждые три года.
• Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных споров (МЦУИС). Институт Группы Всемирного Банка, обеспечивающий разрешение инвестиционных споров между странами — заемщиками и иностранными инвесторами.
Региональные международные институты (например, Ассоциация Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС))
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). Миссией Банка является способствовать переходу к рыночной системе и развитию частных предпринимательских инициатив в странах Центральной и Восточной Европы при условии соблюдения принципов многопартийности, плюрализма мнений, рыночной экономики, защиты и соблюдения прав человека. Основная задача ЕБРР — финансирование различных проектов. ЕБРР осуществляет прямое финансирование деятельности частного сектора, программ структурной перестройки и приватизации, а также инфраструктуры, на которую опирается такая деятельность. Своими инвестициями он также помогает строить и
Азиатский банк. Главная уставная задача АБР состоит в сокращении бедности. В число других смежных задач входят: стимулирование экономического роста, помощь в развитии человеческого потенциала, повышение социально-экономического статуса женщин и охрана окружающей среды. Основными инструментами АБР являются займы и техническая помощь, предоставляемые им правительствам под конкретные проекты и программы.
Азиатский фонд развития представляет собой орган АБР, посредством которого осуществляется льготное кредитование беднейших стран региона.
Национальные инвестиционные институты: агентства по привлечению иностранных инвестиций, институты фондовых рынков.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 510 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 08.11.2017 2017-11-08
Статья просмотрена: 2008 раз
Библиографическое описание:
Лесняк, О. В. Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций / О. В. Лесняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46291/ (дата обращения: 12.06.2021).
В процессе научно- технического прогресса, а также находящейся на пике развития межгосударственной и межрегиональной конкуренции, регионы стран с высоким уровнем развития экономики, рыночной экономикой, и стран, в области передовых технологий и ноу-хау относящихся к переходной экономике, с главной целью внедрения технических достижений в производство, повышения конкурентоспособности страны, уровня ее жизни, активно разрабатывают меры по креплению своих экономических позиций. Для решения таких проблем особо важную роль все страны участницы мирохозяйственных связей отводят территориальным структурам, которые имеют особый статус «свободные экономические зоны».
Ключевые слова: свободная экономическая зона, инвестиции
In the process of scientific and technological progress, as well as at the peak of the development of interstate and interregional competition, regions of countries with a high level of economic development, market economy, and countries in the field of advanced technologies and know-how relevant to the transition economy, with the main goal of introducing technical achievements in production, increasing the country’s competitiveness, the level of its life, are actively developing measures to strengthen their economic positions. To solve such problems, all countries participating in world economic relations assign a particularly important role to territorial structures that have a special status of «free economic zones».
Key words: free economic zone, investment
Понятие «Свободная экономическая зона» (далее- СЭЗ) в своем общем виде было закреплено в 1973 году Международной конвенцией. По своей природе возникновения, развития и классификации СЭЗ определены как территории внутри страны для предпринимателей национального и иностранного уровней, а также территории с правом обладания определенного юридического статуса, льготных условий по ведению экономической деятельности.
Целью создания ограниченных территорий служит решение стратегических задач по развитию государства и его территориальных регионов, а именно: общеэкономических (активизация экономики региона, путем привлечения иностранных инвестиций), внешнеторговых (путем роста экспортного потенциала территории страны), социальных (повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров) и научно- технических задач (ускорение научно- технического прогресса).
Основными характеристиками СЭЗ определены внедрение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, рядом с морскими и речными портами, международными аэропортами. В СЭЗ устанавливается особые юридические правила. Чтобы привлечь иностранный капитал, импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль сводится к минимуму, ограничения на права собственности упраздняются.
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.
Выделяют четыре основные группы льгот:
- Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
- Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.
- Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
- Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Источник
Свободные экономические зоны как инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций.
СЭЗ – это часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, поэтому они не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Свободные экономические зоны (СЭЗ), или особые экономические зоны (ОЭЗ) — ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предприятий (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
Типов зон:
1) пределы национальной таможенной территории, в рамках которых осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;
2) промышленно-производственные зоны — со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;
3) технико-внедренческие зоны — в них находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;
4) сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;
5) комплексные зоны — с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.
Базовые льготы одинаковы
— внешнеторговые — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;
-налоговые — налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реинвестируемых прибылей на срок пять лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;
— финансовые — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;
— административные — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан и т.д.
Стимулирование притока иностранного капитала с помощью оффшорных операций.
Оффшор (от англ. offshore — «вне берега», «вне границ») — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования и оптимизации при осуществлении международной инвестиционной деятельности.
«Оншор» или просто «шорная» компания — в противоположность «оффшору» переводится с английского языка как «в пределах берега», «внутри границ».
Основные черты и преимущества
— Низкое налогообложение в этих зонах позволяет оптимизировать общую налоговую нагрузку компаний.
— Простота в создании и управлении в отличии от многих регулируемых бизнесов (финансовые институты).
— Юридическая защита. Во многих зонах действуют жесткие нормы препятствующие раскрытию информации о корпорациях и проникновению в них по решению судов. Считается, что по правилам корпоративного управления действует суд именно этой юрисдикции.
— Платежи и сборы. Ряд зон устанавливает более высокие сборы за регистрацию, чем другие. Могут быть и более высокими платежи за поддержание и управление компанией.
— Отчетность. Уровень требуемой отчетной информации отличается в разных зонах.
— Защита активов. С помощью оффшорных компаний можно так организовать управление активами, что они будут защищены от возможных судебных исков.
— Анонимность. Осуществляя операции от имени частной оффшорной компании, имя бенефициара или принципала не указывается в документах. Именно поэтому в связи с борьбой против отмывания денег многие банки требуют раскрытия конечных владельцев. — Небольшая капитализация. Как правило, не требуется достаточность капитала при проведении определенных сделок (за исключением регулируемых организаций – банков и страховых компаний). Достаточно номинального размера капитала.
— Финансовые услуги. Как правило, оффшорным компаниям разрешены т.н. финансовые услуги при осуществлении сделок со своими акциями, что позволяет в некоторых финансовых операциях избегать операций по «отмыванию».
2. Международные и национальные инвестиционные институты.
Инвестиционные институты — строго юридические лица, способные обладать любой организационно правовой формой, не противоречащей законодательству страны, в компетенцию которых входит рынок ценных бумаг и осуществление соответствующих сделок на нем.
Глобальные международные институты: Международный валютный фонд (МВФ), Конференции ООН по торговле и инвестициям (ЮНКТАД), Всемирный Банк.
Институты Всемирного Банка: Всемирный Банк на самом деле состоит из нескольких организаций, и они составляют группу Всемирного Банка.
• Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Действует с 1945 года,
чаще всего ассоциируется со Всемирным Банком. Предоставляет кредиты и
техническую помощь только институтам общественного сектора сроком на 15-20
лет. Банк никогда не финансирует полностью проекты сам; страна-заемщик должна
профинансировать часть проекта (зарплату местным экспертам, отечественным
поставщикам). Банк финансирует свои кредиты, беря займы на международном
• Международная Финансовая Корпорация (МФК). Корпорация основана в 1956 году.
Обеспечивает кредиты на осуществление проектов в частном секторе развивающихся стран с переходной экономикой. Также корпорация может инвестировать в частный бизнес. Средства МФК составляют кредиты Всемирного Банка, кредиты, взятые на международном рынке капиталов, и нераспределенная прибыль.
• Многостороннее Агентство по Гарантированию Инвестиций (МАГИ). Страховая компания, предоставляет гарантии по возмещению ущерба, причиненного по некоммерческим и политическим причинам, под кредиты в развивающихся странах.
• Международная Ассоциация Развития (МАР). Институт Группы Всемирного Банка,
основан в 1960 году, когда стало ясно, что кредиты МБРР очень дорогие для развивающихся стран, и предназначен для повышения уровня жизни в наиболее бедных странах, являющихся членами Банка. МАР предоставляет кредиты без процентов на 35-45 лет, с отсрочкой выплат на 10 лет для стран с низким доходом.
MAP финансируется за счет чистого дохода Всемирного Банка и грантов. Фонды МАР
пополняются каждые три года.
• Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных споров (МЦУИС). Институт Группы Всемирного Банка, обеспечивающий разрешение инвестиционных споров между странами — заемщиками и иностранными инвесторами.
Региональные международные институты (например, Ассоциация Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС))
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). Миссией Банка является способствовать переходу к рыночной системе и развитию частных предпринимательских инициатив в странах Центральной и Восточной Европы при условии соблюдения принципов многопартийности, плюрализма мнений, рыночной экономики, защиты и соблюдения прав человека. Основная задача ЕБРР — финансирование различных проектов. ЕБРР осуществляет прямое финансирование деятельности частного сектора, программ структурной перестройки и приватизации, а также инфраструктуры, на которую опирается такая деятельность. Своими инвестициями он также помогает строить и
Азиатский банк. Главная уставная задача АБР состоит в сокращении бедности. В число других смежных задач входят: стимулирование экономического роста, помощь в развитии человеческого потенциала, повышение социально-экономического статуса женщин и охрана окружающей среды. Основными инструментами АБР являются займы и техническая помощь, предоставляемые им правительствам под конкретные проекты и программы.
Азиатский фонд развития представляет собой орган АБР, посредством которого осуществляется льготное кредитование беднейших стран региона.
Национальные инвестиционные институты: агентства по привлечению иностранных инвестиций, институты фондовых рынков.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 174 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник