- Рампа
- Рампа световая театральная
- Рампа световая
- Выносная световая рампа
- Врезная стационарная световая рампа
- Врезная подъемно-опускная световая рампа
- Световая аппаратура для сцены и принципы её размещения
- Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы
- Принципы, которым необходимо следовать
- Назначение сценической подсветки
- Варианты освещения
- Освещение одним источником света
- Освещение несколькими источниками света
- Подходы к использованию светильников
- Кого и что необходимо освещать
- Варианты схем сценического освещения
- Заключение
Рампа
Рампа — театральное осветительное устройство, предназначенное для нижнего фронтального освещения сцены и актёров.
Когда-то рампа была едва ли не главным источником света на сцене. Поэтому в переносном смысле словом рампа часто обозначают театр в целом, сцену вообще: «Увидеть свет рампы».
Рампа, как правило, является многоцветной системой, в ней используются асимметричные приборы рассеянного света и прожекторы. Все светильники, составляющие рампу, выстраиваются в одну линию вдоль авансцены. Чтобы рампа не мешала зрителям смотреть спектакль, её высота над уровнем авансцены не должна превышать 20-40 см. Часто рампа бывает переносной или подъёмно-опускной.
Свет от рампы призван смягчать контрастные тени, возникающие при верхнем освещении. Но работать с рампой нужно достаточно осторожно, так как свет, направленный снизу вверх, непривычен для наших глаз и может создавать странное, мистическое настроение у зрителей.
Макс Келлер советует соблюдать два простых правила:
- 1) Направлять свет от рампы под углом 45° и на небольшое расстояние, 2) Следить, чтобы свет от рампы не падал на задник сцены.
В Самарском Театре Оперы и Балета специалистами «Системы» установлена полностью автоматизированная встроенная в планшет рампа. Рампа состоит из девяти автономных секций, каждая из которых может подниматься и опускаться по сигналу с пульта помрежа. Между секциями проложены резиновые вкладки — они перекрывают световые зазоры между люками рампы. В закрытом положении рампа сливается с планшетом, причем при опускании рампы световое оборудование автоматически отключается.
Источник
Рампа световая театральная
Рампа световая
Рампа световая или театральная рампа – система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для создания нижнего фронтального освещения сцены и актеров.
Рампа, как правило, встраивается в одну линию вдоль авансцены и скрыта от зрителя низким барьером. Световой поток театральной рампы позволяет снизить контраст теней, возникающих при освещении лиц актеров приборами верхнего и диагонального освещения сцены. Рампа световая позволяет не только получить характерный светотеневой рисунок, но и улучшает зрительное восприятие сцены и образов. Полнофункционально реализовать освещение сцены на некоторых театральных и концертных площадках без данного типа световых приборов попросту невозможно.
По конструкции рампа световая подразделяется на три основных вида: выносная, врезная стационарная, врезная подъемно-опускная.
Выносная световая рампа
Выносная световая рампа – группа или система приборов, которая периодически, по мере необходимости, выносится и выставляется по переднему краю авансцены. Достоинства данного типа рамп: мобильность, отсутствие необходимости модернизации, изменения или доработки конструкций авансцены. Недостатки: видимость со стороны зрительного зала осветительных приборов, наличие лючков для подключения светового оборудования, отсутствие оперативности приведения системы в рабочее состояние.
Врезная стационарная световая рампа
Врезная стационарная световая рампа представляет собой нишу по переднему краю авансцены, которая, как правило, частично или полностью утоплена в планшет сцены. Конструкция врезной рампы, как правило, имеет возможность перекрытия ниши щитами, что позволяет полностью использовать рабочую зону авансцены в случае необходимости (соответственно приборы рампы закрытые щитами будут находиться в нерабочем положении). Достоинства указанной конструкции: световое оборудование рампы полностью скрыто из зоны видимости со стороны зрителей, отсутствует необходимость в переподключении оборудования. Недостатки: увеличение стоимости конструкций авансцены, необходимость перемещения тяжелых щитов в случае перекрытия ниши и наличия помещения для их хранения.
Врезная подъемно-опускная световая рампа
Врезная подъемно-опускная световая рампа представляет собой конструкцию имеющую возможность скрытия (трансформации) в планшет авансцены. В нерабочем положении световые приборы рампы автоматически отключают питание, что обеспечивает необходимый уровень безопасности при эксплуатации оборудования. Привод трансформации рампы может быть как ручным, так и механизированным. Достоинства данного типа рамп: оперативность приведения оборудования в рабочее состояние, возможность скрытия рампы в нерабочем положении, возможность использования всей площади авансцены в нерабочем (скрытом) положении рампы. Недостатки: увеличение стоимости конструкций авансцены и рампы, отсутствие инвариантности использования (конструкция рампы, как правило, адаптирована под один тип приборов), механизм привода рампы должен иметь свободный доступ для обслуживания, что влечет за собой необходимость организации дополнительных рабочих зон в пространстве авансцены.
В соответствии с техническим заданием заказчика изготовим врезные подъемно-опускные театральные рампы. Для проработки конструкции рампы необходимо дополнительно предоставить габаритные и присоединительные размеры устанавливаемых световых приборов. Возможно изготовление как двухрядных рамп (под два узких прибора), так и однорядных. Для уменьшения высоты откидной крышки рампы рекомендуется к применению двухстворчатая конструкция.
Источник
Световая аппаратура для сцены и принципы её размещения
Сценический свет — является важнейшей составляющей любого профессионального шоу – грамотное освещение способно вытянуть даже самое простое представление, и наоборот. Чтобы впечатлить зрителя и выгодно обыграть выступление, независимо от его тематики, требуется учитывать основные правила размещения света.
Все декорации и сценическое пространство освещают только спереди, создавая иллюзию естественного света. Это делается для того, чтобы отделить сцену от зрителя, создавая на ней особую реальность, даже если она проживет только пару часов.
Зритель должен «отсутствовать», а его взгляд – не отвлекаться на слепящие прожектора или бросающиеся в глаза посторонние предметы. Только так он сможет проникнуться происходящим на сцене, а шоу – обрести успех и аплодисменты. При этом свет должен подчеркивать атмосферу, сохраняя все оттенки и краски декораций и костюмов. Это регулируется использованием ламп определенной цветовой температуры. К примеру, холодный свет удачно подчеркнет бледность солистки-балерины, но будет совершенно неуместен в жизнерадостной сцене спектакля.
Фронтальное освещение включает в себя:
1) верхнее, размещенное на фермах, в нишах в потолке или в специальных помещениях;
2) диагональное, находящееся за выступами боковых стен или на оборудованных балконах так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов
3) нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).
Рампа – место для приборов направленного света. Они убирают контрастность прочих световых приборов, создавая ровный фон.
Основное освещение в театрах, как это сложилось исторически, составляет огромная многоярусная люстра с хрустальными подвесками. Помимо декоративной, она играет роль главного источника света. Она должна обладать подъемно-опускным механизмом и системой удаленного плавного регулирования яркости. Помимо основного существует аварийное освещение – неотъемлемая часть любого помещения. Оно должно работать независимо, а подсветка выходов, кресел и дорожек – оставаться автономной даже при перебоях с основными источниками энергии.
Сценический свет можно разделить на три группы:
1) заливающий – его образуют прожекторы с широким лучом колорченджеры и прочие светильники;
2) точечный – создается световыми пушками, безлинзовыми PAR или профильными прожекторами.
3) световые эффекты – сканеры, лазеры, гобо-проекторы
Источник
Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы
Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.
Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.
Принципы, которым необходимо следовать
Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:
- световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
- схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;
Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.
Освещение концертной сцены
- оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
- отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.
Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.
Назначение сценической подсветки
Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:
- создавать необходимый уровень освещенности;
- соответствовать требованиям ГОСТа;
- быть безопасным для людей;
- иметь простое обслуживание;
- иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
- потреблять минимум электроэнергии.
Осветительное оборудование сцены
При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:
- создать качественный и мощный световой поток;
- формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;
Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.
- подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
- четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.
Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.
Варианты освещения
Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:
- с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
- с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).
Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:
- габариты помещения (актового или концертного зала);
Освещение актового зала
- предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
- уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
- технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
- мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.
Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально
Освещение одним источником света
Освещение одним источником света
Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.
Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.
Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.
Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.
Освещение несколькими источниками света
Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).
Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.
Освещение несколькими источниками света
Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:
- передний и задний;
- верхний и нижний;
- боковой;
- сочетающийся.
Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:
- точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
- световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.
Работа художника по свету
Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.
Подходы к использованию светильников
Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:
- задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
- применение одного светового оформления для всех сцен;
- использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.
Вариант сценического освещения
Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.
Кого и что необходимо освещать
На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:
- главных действующих лиц. При наличии нескольких исполнителей, они должны равномерно освещаться, вне зависимости от их перемещения;
- солирующих исполнителей. Их освещают дополнительной группой осветительных приборов и также «ведут» при изменении места размещения.
Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.
Подсветка солиста на сцене
Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.
Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.
В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.
Варианты схем сценического освещения
Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.
Схема организации основного освещения сцены
Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:
- контрсофит для подсветки исполнителя;
- рампа – для подсветки лица исполнителя;
- софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
- задники – создают фон.
А боковое освещение может организовываться по такой схеме:
Схема для бокового освещения
Данная схема реализуется следующим оборудованием:
- ложа – освещает передний план сцены;
- портал – освещают глубь сцены;
- боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.
Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.
Заключение
Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.
Источник