Рампа
Рампа — театральное осветительное устройство, предназначенное для нижнего фронтального освещения сцены и актёров.
Когда-то рампа была едва ли не главным источником света на сцене. Поэтому в переносном смысле словом рампа часто обозначают театр в целом, сцену вообще: «Увидеть свет рампы».
Рампа, как правило, является многоцветной системой, в ней используются асимметричные приборы рассеянного света и прожекторы. Все светильники, составляющие рампу, выстраиваются в одну линию вдоль авансцены. Чтобы рампа не мешала зрителям смотреть спектакль, её высота над уровнем авансцены не должна превышать 20-40 см. Часто рампа бывает переносной или подъёмно-опускной.
Свет от рампы призван смягчать контрастные тени, возникающие при верхнем освещении. Но работать с рампой нужно достаточно осторожно, так как свет, направленный снизу вверх, непривычен для наших глаз и может создавать странное, мистическое настроение у зрителей.
Макс Келлер советует соблюдать два простых правила:
- 1) Направлять свет от рампы под углом 45° и на небольшое расстояние, 2) Следить, чтобы свет от рампы не падал на задник сцены.
В Самарском Театре Оперы и Балета специалистами «Системы» установлена полностью автоматизированная встроенная в планшет рампа. Рампа состоит из девяти автономных секций, каждая из которых может подниматься и опускаться по сигналу с пульта помрежа. Между секциями проложены резиновые вкладки — они перекрывают световые зазоры между люками рампы. В закрытом положении рампа сливается с планшетом, причем при опускании рампы световое оборудование автоматически отключается.
Источник
Свет рампы
Друммондов свет (также свет рампы, англ. limelight ) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в конце XIX века. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из негашёной извести (лат. calcium oxide ), которая может нагреваться до белого каления без расплавления. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако, например, в английском языке, название прочно укоренилось. Тот, кто находится в центре внимания — «in the limelight».)
История
Эффект свечения негашёной извести впервые был открыт в 1820-х Голдсворти Гёрни (англ. Goldsworthy Gurney ), на базе его работ с кислородно-водородными горелками, авторство которым обычно дают Роберту Хэйру (англ. Robert Hare ).
В 1825 году шотландский инженер Томас Друммонд, увидел демонстрацию световых эффектов у Майкла Фарадея и понял, что тщательное изучение света может быть полезным. Друммонд построил работающий прототип в 1826 году, тогда и появилось понятие «друммондов свет».
Впервые данное освещение было использованно в Royal Opera House в Лондоне в 1837 году и с удовольствием использовалось театрами в 60-х и 70-х годах XIX века. Друммондов свет в основном использовался для освещения сольных исполнителей на манер прожектора: сцена была затемнена и свет падал только на исполнителя. Дуговые электрические лампы очень быстро вытеснили друммондов свет в конце XIX века.
Источник
Театральный словарик: огни рампы
Как относиться к онлайн-трансляциям спектаклей каждый решает для себя сам. Одни рассматривают это как возможность увидеть лучшие театры мира, а другие категорически против: мол, без запаха кулис и огней рампы это нельзя назвать искусством. Что ж, понятная позиция, однако последним хочется задать вопрос: «а вы хоть знаете, что такое рампа?» Ответить на него, не заглядывая в Google, может далеко не каждый, и я даже записала наиболее интересные версии: «старинное название сцены», «находится в театре», «просто такое образное выражение». Впрочем, подобная неосведомлённость вполне простительна – в нашем ХХI веке увидеть настоящую рампу можно только в музее.
· Рампа – это плошка с маслом. В русском (да и не только русском) театре ХVIII-XIX века эти плошки расставляли прямо на авансцене. Масло горело ярко и долго – и огнями рамп освещалось представление. И когда артисты той далёкой эпохи хотели, чтобы в решающий момент действия зрители лучше рассмотрели ньюансы актёрской мимики, они не ждали, когда на них устремиться луч прожектора, а просто подходили к рампе.
· Огни рампы были небезопасны – нередко от них загорались декорации, одежда артистов, и эти эксцессы мешали ходу спектаклей. Поэтому, уже в 40-е годы XIX века в некоторых столичных театрах масляное освещение стали заменять газовым. Главным преимуществом газовых светильников было то, что ими можно было управлять на расстоянии, регулируя степень освещенности. И свет в театре впервые стал не просто отсутствием темноты, но сценическим эффектом.
· Однако, газовое освещение сцены имело и свои минусы. А именно – сопровождавший театральное действие специфический и довольно неприятный запах «светильного газа». Да и дорого было это удовольствие для небогатых провинциальных театров. Так что в русской глубинке освещение сцены огнями рампы практиковалось аж до 20-х годов ХХ века.
· Окончательно вытеснить огни рампы с авансцены смогло только электричество. В императорских театрах его начали использовать ещё в 80-90 годы XIX века, а повсеместно электрическое освещение сцены распространилось уже после революций, «согласно плану всеобщей электрофикации».
· В общем, и по сей день кажется, что ничего удобнее электрического освещения сцены придумать невозможно. Хотя, кто знает… Возможно лет через двести театралы ХХIII века будут задаваться вопросом, «софит – это просто образное выражение или что-то, что находится в театре?
Источник
Свет рампы
Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight ) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860—1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime ), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако, например, в английском языке название прочно укоренилось: к примеру, существует выражение «to be in the limelight» , означающее «быть на виду; в центре внимания» [1] .
История
Эффект яркого свечения раскалённой детали из оксида кальция (негашёной извести) впервые был открыт в 1820-х годах британским учёным Голдсуорси Гёрни (англ. Goldsworthy Gurney ), на базе его работ с кислородно-водородными горелками, авторство которых обычно приписывают Роберту Хэйру (англ. Robert Hare (chemist) )).
В 1825 году шотландский инженер Томас Друммонд увидел демонстрацию световых эффектов у Майкла Фарадея и понял, что тщательное изучение этих эффектов может быть полезным. Друммонд построил работающий прототип устройства в 1826 году, тогда и появилось понятие «друммондов свет».
Впервые такое освещение было использовано в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне в 1837 году и с удовольствием использовалось театрами в 1860-х и 1870-х годах. Друммондов свет в основном использовался для освещения сольных исполнителей на манер прожектора: сцена была затемнена, и свет падал только на исполнителя. Дуговые электрические лампы очень быстро вытеснили друммондов свет в конце XIX века.
Источник
Свет рампы
Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight ) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860—1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime ), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако, например, в английском языке название прочно укоренилось: к примеру, существует выражение «to be in the limelight» , означающее «быть на виду; в центре внимания» [1] .
История [ | ]
Эффект яркого свечения раскалённой детали из оксида кальция (негашёной извести) впервые был открыт в 1820-х годах британским учёным Голдсуорси Гёрни (англ. Goldsworthy Gurney ), на базе его работ с кислородно-водородными горелками, авторство которых обычно приписывают Роберту Хэйру (англ. Robert Hare (chemist) )).
В 1825 году шотландский инженер Томас Друммонд увидел демонстрацию световых эффектов у Майкла Фарадея и понял, что тщательное изучение этих эффектов может быть полезным. Друммонд построил работающий прототип устройства в 1826 году, тогда и появилось понятие «друммондов свет».
Впервые такое освещение было использовано в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне в 1837 году и с удовольствием использовалось театрами в 1860-х и 1870-х годах. Друммондов свет в основном использовался для освещения сольных исполнителей на манер прожектора: сцена была затемнена, и свет падал только на исполнителя. Дуговые электрические лампы очень быстро вытеснили друммондов свет в конце XIX века.
Источник