Суверенный фонд благосостояния — Sovereign wealth fund
Портал
Суверенный фонд ( SWF ), суверенный инвестиционный фонд , или фонд социального благосостояния является государственным инвестиционным фондом , который инвестирует в реальные и финансовые активы , такие как акции , облигации , недвижимость, драгоценные металлы , или в альтернативных инвестиций , таких как частный акционерный капитал фонды или хедж-фонды . Суверенные фонды благосостояния инвестируют по всему миру. Большинство ФНБ финансируются за счет доходов от экспорта сырьевых товаров или валютных резервов , находящихся в центральном банке . По исторической конвенции, Соединенных Штатов Целевого фонда социального обеспечения , с 2,8 трлн долларов США активов в 2014 году, и аналогичные транспортные средства , такие как Япония Post Bank «s JP ¥ 200 триллионов холдингов, которые не считаются суверенными фондами.
Некоторые суверенные фонды благосостояния могут принадлежать центральному банку , который аккумулирует средства в процессе управления банковской системой страны; этот тип фонда обычно имеет большое экономическое и финансовое значение. Другие суверенные фонды благосостояния — это просто государственные сбережения, которые вкладываются различными организациями в целях возврата инвестиций, и которые могут не иметь существенной роли в фискальном управлении.
Накопленные средства могут происходить или могут представлять собой депозиты в иностранной валюте, золото, специальные права заимствования (СДР) и резервные позиции Международного валютного фонда (МВФ), удерживаемые центральными банками и денежно-кредитными органами, наряду с другими национальными активами, такими как пенсии. инвестиции, нефтяные фонды или другие промышленные и финансовые холдинги. Это активы суверенных стран, которые обычно хранятся во внутренней и различных резервных валютах (таких как доллар , евро , фунт и иена). Такие организации по управлению инвестициями могут быть созданы, среди прочего, как официальные инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды или суверенные фонды.
Были попытки отличить средства, принадлежащие суверенным организациям, от валютных резервов центральных банков. Суверенные фонды благосостояния можно охарактеризовать как максимизирующие долгосрочную прибыль , при этом валютные резервы служат для краткосрочной «стабилизации валюты» и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы обладают резервами, значительно превышающими потребности в ликвидности или управлении валютой. Более того, широко распространено мнение, что большинство из них сильно диверсифицировалось в активы, отличные от краткосрочных, высоколиквидных денежных активов, хотя в открытом доступе почти нет данных, подтверждающих это утверждение.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Термин «суверенный фонд благосостояния» впервые был использован в 2005 году Андреем Розановым в статье «Кому принадлежит богатство народов?» в журнале Central Banking Journal . В предыдущем выпуске журнала описывался переход от традиционного управления резервами к управлению суверенным капиталом; впоследствии этот термин получил широкое распространение, поскольку покупательная способность мирового чиновничества резко возросла.
Некоторые из них привлекли внимание своими неудачными инвестициями в несколько финансовых фирм с Уолл-стрит, таких как Citigroup , Morgan Stanley и Merrill Lynch . Эти фирмы нуждались в вливании денежных средств из-за убытков в результате плохого управления и кризиса субстандартного ипотечного кредитования .
SWF инвестируют в различные классы активов, такие как акции, облигации, недвижимость, частный акционерный капитал и хедж-фонды. Многие суверенные фонды напрямую инвестируют в институциональную недвижимость. Согласно базе данных о транзакциях Института суверенного благосостояния, около 9,26 млрд долларов США прямых сделок суверенного фонда было зарегистрировано с институциональной недвижимостью во второй половине 2012 года. В первой половине 2014 года объем прямых сделок глобального суверенного фонда благосостояния составил 50,02 млрд долларов США, согласно данным в SWFI.
Ранние SWF-файлы
Суверенные фонды благосостояния существуют более века, но с 2000 года количество суверенных фондов благосостояния резко увеличилось. Первые фонды SWF были нефедеральными фондами штатов США, учрежденными в середине XIX века для финансирования конкретных общественных услуг. Таким образом, американский штат Техас был первым, кто ввел такую схему для финансирования государственного образования. Фонд постоянной школы (PSF) был создан в 1854 году для начальных и средних школ, а в 1876 году — в пользу университетов — Постоянный университетский фонд (PUF). PUF был наделен государственными землями, право собственности на которые государство сохранило в соответствии с условиями договора 1845 года об аннексии между Республикой Техас и Соединенными Штатами. Хотя PSF сначала финансировался за счет ассигнований от законодательного собрания штата, он также получил государственные земли одновременно с созданием PUF. Первым ФНБ, созданным для суверенного государства, является Инвестиционное управление Кувейта , товарный ФНБ, созданный в 1953 году за счет доходов от нефти до того, как Кувейт получил независимость от Соединенного Королевства. По многим оценкам, сейчас фонд Кувейта составляет около 600 миллиардов долларов США.
Еще один ранний зарегистрированный ГНБ — это Резервный фонд выравнивания доходов Кирибати. Созданный в 1956 году, когда британская администрация островов Гилберта в Микронезии ввела налог на экспорт фосфатов, используемых в удобрениях , фонд с тех пор вырос до 520 миллионов долларов.
Природа и цель
ФНБ обычно создаются, когда у правительств есть профицит бюджета и небольшой международный долг или совсем его нет. Не всегда возможно или желательно держать эту избыточную ликвидность в виде денег или направлять ее на немедленное потребление. Это особенно верно, когда нация зависит от экспорта сырья, такого как нефть, медь или алмазы. В таких странах основной причиной создания ГНБ являются свойства доходов от ресурсов: высокая волатильность цен на ресурсы, непредсказуемость добычи и исчерпаемость ресурсов.
Есть два типа фондов: сберегательные и стабилизационные. Стабилизационные ГНБ создаются для снижения нестабильности государственных доходов и противодействия негативному влиянию циклов подъема-спада на государственные расходы и национальную экономику. Экономия SWF позволяет сэкономить для будущих поколений. Одним из таких фондов является Государственный пенсионный фонд Норвегии . Считается, что ГНБ в богатых ресурсами странах могут помочь избежать ресурсного проклятия , но литература по этому вопросу неоднозначна. Правительства могут сразу потратить деньги, но рискуют вызвать перегрев экономики, например, в Венесуэле Уго Чавеса или в Иране Шах- Эра. В таких обстоятельствах часто желательно сэкономить деньги, чтобы потратить их в период низкой инфляции.
Другие причины для создания SWF могут быть экономическими или стратегическими, например, военные сундуки на неопределенное время. Например, Управление инвестиций Кувейта во время войны в Персидском заливе управляло избыточными резервами, превышающими уровень, необходимый для валютных резервов (хотя многие центральные банки делают это сейчас). Правительство Сингапура Investment Corporation и Temasek Holdings частично выражение желания поддержать репутацию Сингапура как международного финансового центра. С тех пор Корейская инвестиционная корпорация управляется аналогичным образом. Суверенные фонды благосостояния инвестируют во все типы компаний и активов, включая стартапы, такие как Xiaomi, и компании по возобновляемым источникам энергии, такие как Bloom Energy.
Согласно исследованию 2014 года, ГНБ не создаются по причинам, связанным с накоплением резервов и специализацией на экспорте товаров. Скорее, распространение SWF можно лучше понять как причуду, при которой определенные правительства считают модным создание SWF и находятся под влиянием того, что делают их коллеги.
Опасения по поводу файлов SWF
Рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание, потому что:
- По мере того как этот пул активов продолжает расширяться в размере и значении, растет и его потенциальное влияние на различные рынки активов.
- Некоторые страны, такие как Соединенные Штаты, которые приняли Закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007 года, обеспокоены тем, что иностранные инвестиции, осуществляемые ФНБ, вызывают озабоченность в отношении национальной безопасности, поскольку целью инвестиций может быть обеспечение контроля над стратегически важными отраслями для политических, а не финансовых прирост.
- Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс утверждал, что США потенциально могут потерять контроль над активами в пользу более богатых иностранных фондов, появление которых «пошатнуло [] [] капиталистическую логику». Эти опасения заставили Европейский Союз (ЕС) пересмотреть решение о целесообразности разрешить своим членам использовать « золотые акции » для блокирования определенных иностранных приобретений. Эта стратегия была в значительной степени исключена ЕС как жизнеспособный вариант из опасений, что она приведет к возрождению международного протекционизма. В Соединенных Штатах эти проблемы решаются Поправкой Exon – Florio к Закону о всесторонней торговле и конкурентоспособности 1988 г., Pub. L. No. 100-418, § 5021, 102 Stat. 1107, 1426 (с поправками, внесенными в 50 USC app. § 2170 (2000)), находящимся в ведении Комитета по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS).
- Их недостаточная прозрачность вызывает беспокойство у инвесторов и регулирующих органов: например, размер и источник средств, инвестиционные цели, внутренние сдержки и противовесы, раскрытие информации о взаимоотношениях и владение фондами прямых инвестиций.
- ФНБ не так однородны, как центральные банки или государственные пенсионные фонды .
- Отсутствие прозрачности и, следовательно, увеличение риска для финансовой системы, возможно, превращение в «новые хедж-фонды».
Правительства ФНБ обязуются соблюдать определенные правила:
- Правило накопления (какую часть выручки можно потратить / сэкономить)
- Правило вывода (когда Правительство может выйти из фонда)
- Инвестиции (где доход может быть инвестирован в зарубежные или внутренние активы)
Государственный интерес в 2008 г.
- 5 марта 2008 г. совместный подкомитет Комитета по финансовым услугам Палаты представителей США провел слушания для обсуждения роли «иностранных правительственных инвестиций в экономике и финансовом секторе США». Слушания присутствовали представители Министерства финансов США , то по ценным бумагам и биржам США , то Федеральная резервная система , Министерство Норвегии финансов Сингапура Temasek Holdings и инвестиционный совет Канадского пенсионного плана .
- 20 августа 2008 года Германия одобрила закон, требующий одобрения парламента для иностранных инвестиций, которые ставят под угрозу национальные интересы. В частности, это влияет на приобретение более 25% голосующих акций немецкой компании неевропейскими инвесторами, но министр экономики Михаэль Глос пообещал, что инвестиционные обзоры будут «крайне редкими». Законодательство в общих чертах основано на аналогичном законодательстве Комитета по иностранным инвестициям США. Суверенные фонды благосостояния также увеличивают свои расходы. Фактически, фонд благосостояния Катара планирует потратить в США 35 миллиардов долларов в следующие 5 лет.
Принципы Сантьяго
До принятия Сантьяго принципов был разработан ряд индексов прозрачности, некоторые из которых более строгие, чем другие. Для решения этих проблем некоторые из основных мировых ФНБ собрались на саммите в Сантьяго , Чили, 2–3 сентября 2008 г., под руководством МВФ они сформировали временную Международную рабочую группу суверенных фондов благосостояния. Затем эта рабочая группа разработала 24 принципа Сантьяго , чтобы установить общий глобальный набор международных стандартов в отношении прозрачности, независимости и подотчетности в работе ФНБ. Они были опубликованы после представления Международному валютно-финансовому комитету МВФ 11 октября 2008 года. Они также считали, что постоянный комитет будет их представлять, и поэтому была создана новая организация, Международный форум суверенных фондов благосостояния (IFSWF), чтобы поддерживать новые стандарты продвигаются вперед и представляют их в дебатах по международной политике.
По состоянию на 2016 год 30 фондов официально подписали Принципы, что в совокупности составляет 80% активов, управляемых суверенными фондами во всем мире, или 5,5 триллиона долларов США.
Новые ФНБ созданы в развитых юрисдикциях с 2010 г.
Новые ГНБ были созданы в различных развитых юрисдикциях после 2010 г. после роста цен на энергоносители и сырьевые товары, например, Фонд наследия Северной Дакоты (2011 г.) и Фонд будущего Западной Австралии (2012 г.). Фонд граждан Израиля должен начать работу в 2020 году после нескольких лет подготовительной работы, в которой участвовали американские ветераны, а также местные эксперты по управлению активами .
Размер SWF
Активы под управлением ФНБ на 24 декабря 2020 года составили 7,94 трлн долларов США.
Страны, в которых ФНБ финансируются за счет экспорта нефти и газа, по состоянию на 2020 год составили 5,4 триллиона долларов. Нерыночные ФНБ обычно финансируются за счет перевода активов из официальных валютных резервов, а в некоторых случаях из профицита государственного бюджета и доходов от приватизации. На страны Ближнего Востока и Азии приходится 77% всех SWF.
Источник
СУВЕРЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ
Среди глобальных инвесторов на мировом финансовом рынке важное место принадлежит суверенным инвестиционным фондам (СИФ). Подобные фонды создаются государствами, экономика и бюджет которых существенно зависят от конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Суверенные (государственные) инвестиционные фонды, или суверенные фонды накопления богатства (от англ. sovereign wealth funds), представляют собой фонды денежных средств, которые используются соответствующими странами для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения бюджетных доходов и/ или для финансирования определенных государственных расходов в долгосрочной перспективе.
СИФы имеют разные официальные названия. Наиболее часто употребляемые из них — это стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, фонд национального благосостояния и др. Их основными функциями являются: использование их средств для покрытия дефицита госбюджета в случае неблагоприятной конъюнктуры, а также аккумулирование избыточных экспортных поступлений при высоких ценах на сырье с целью предотвращения негативных ситуаций в экономике.
В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, их делят на три группы:
1. Бюджетные стабилизационные фонды формируются для обеспечения текущей сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также для регулирования эмиссии (например, Фонд макроэкономической стабилизации в Венесуэле).
Бюджетные стабилизационные фонды существуют в странах, где в экономике важную роль играет экспорт сырья. К ним относятся Венесуэла, Норвегия, США (шт. Аляска), Канада (пров. Альберта), Колумбия, Чили, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и др. Именно к этому типу фондов относится Стабилизационный фонд Российской Федерации.
2. Фонды будущих поколений ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу с целью обеспечения бюджетных расходов в условиях исчерпания запасов полезных ис
копаемых, ухудшения демографического баланса и т.д. Кроме того, в отдельных странах (Фонд будущих поколений Кувейта) в такие фонды зачисляются все виды доходов бюджета при достижении профицита (например, средства от приватизации государственного имущества).
Помимо отчислений рентных платежей (как правило, фиксированных и/или в меньшей степени, чем в предыдущем варианте, зависящих от мировых цен), значимую роль для формирования таких фондов играют доходы от инвестирования накопленных средств. Средства фондов активно инвестируются в финансовые активы (как правило, зарубежные). В ряде случаев (например, Государственный нефтяной фонд Норвегии) масштабы таких доходов сопоставимы с поступлениями от природной ренты. По норвежскому законодательству, от 30 до 50% вложений средств фонда могут направляться в акции, в том числе и компаний таких развивающихся стран, как Китай, Польша, Турция, Филиппины, Чили. Доходность операций норвежского фонда в 2003—2004 гг. превысила 20%. Аналогичную политику проводит Фонд будущих поколений Кувейта и другие фонды.
Использование средств фондов, имеющих стратегическое значение, законодательно ограничено или запрещено в рамках текущего бюджетного процесса.
3. Фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения. В эти фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, которые затем распределяются по индивидуальным счетам граждан. В отдельных случаях средства таких фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы и не полностью выплачиваются гражданам (аккумулируются), что сближает данные фонды с фондами будущих поколений. К этой группе относится, например, Постоянный фонд Аляски.
Кроме экономических задач, СИФы выполняют политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов, которые невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной
конъюнктуры это может приводить к крупному дефициту госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объема госбюджета сами по себе.
Некоторые экономисты и политики отрицали необходимость создания СИФов. Они считали, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны, например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т.д. Однако глобальный финансовый кризис 2008—2010 гг. подтвердил необходимость формирования таких национальных фондов, благодаря которым многие государства выстояли в борьбе с кризисом.
Средства СИФов размещают исключительно в иностранных активах, поскольку фонд не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики резерва, если он будет размещен внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещен в национальных активах, то он обесценится тоже.
Накопления резервных фондов размещают в надежные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции надежных компаний. С приобретением государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надежность вложений при их низкой доходности. При инвестициях в акции доходность повышается, но надежность снижается. В экономиках развитых стран, переживающих кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. Тогда резервный фонд несет убытки в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — еще и в акции.
К настоящему времени во многих странах действуют СИФы или государственные резервные накопительные фонды: Фонд
макроэкономической стабилизации Венесуэлы; Сберегательный фонд — Постоянный фонд Аляски и Стабилизационный фонд — Конституциональный бюджетный резервный фонд; нефтяной фонд Кувейта в форме Фонда общих резервов, а также Фонд накоплений для будущих поколений; Государственный нефтяной фонд Норвегии; Государственный общий резервный фонд Омана; Медный стабилизационный фонд Чили и т.д.
Резервные накопительные фонды созданы в разные годы, отличаются принципами накопления и расходования, практикой управления и направлениями инвестирования.
Например, Фонд макроэкономической стабилизации Венесуэлы был создан в ноябре 1998 г. в условиях достижения ценами на нефть минимума с целью защиты экономики и госбюджета от колебаний цен на нефть. Особенностью этого фонда является его децентрализация, т.е. средства направляются на сглаживание колебаний доходов от экспорта нефти, как центрального правительства, так и региональных правительств и самой государственной нефтяной компании. Накопление и расходование средств фонда основываются на принципе депонирования в нем всех полученных доходов для каждого из трех бенефициаров сверх установленных базовых величин доходов. Формула расчета базовых величин доходов несколько отличается для каждого бенефициара, но во всех случаях она основана на пятилетнем среднем уровне цен на нефть. Расходование средств фонда может осуществляться в двух случаях: если доходы от экспорта нефти находятся ниже базовой величины или объем средств фонда превысил 80% среднегодового объема доходов от экспорта нефти за последние пять лет. В последнем случае центральное правительство имеет право использовать средства фонда для погашения внешнего долга, а региональные власти — на капитальные расходы. Таким образом, фонд служит исключительно целям краткосрочной макроэкономической стабилизации. В 1999 г. законодательно были установлены очень низкие базовые величины, т.е. в Фонд направлялась только половина среднего сверх базовой величины. Средства Фонда могли быть использованы по решению президента на социальные расходы и государственные инвестиции. С 1999 г. Фонд пополнялся за счет государственных заимствований, так как сохранялся бюджетный дефицит. Средствами Фонда управляет Центральный банк Венесуэлы.
Они инвестируются в иностранные финансовые активы. Запрещены инвестиции в любые финансовые операции, займы, гарантии, выпуск долговых бумаг, которые могли бы повлечь за собой возникновение у Фонда обязательств.
Суверенные инвестиционные фонды Кувейта аккумулируют средства из профицита бюджета. Правила формирования и использования четко не определены при законодательном запрете на публичное оглашение информации. Известно, что 10%-ное отчисление всех накоплений фондов осуществляется в пользу сыновей, внуков и правнуков кувейтцев. В настоящее время этими фондами управляет независимое Кувейтское инвестиционное агентство.
Государственный нефтяной фонд Норвегии был учрежден в 1990 г. в связи со снижением объемов добычи нефти и значительным старением населения страны. Фонд является одновременно сберегательным и стабилизационным и имеет целью обеспечение стабильности бюджетной сферы в долгосрочном периоде. По законодательству правительство имеет право запросить разрешение у парламента на использование средств Фонда как для краткосрочных целей (например, компенсации падения доходов бюджета), так и для долгосрочного межпоколенческого выравнивания объема доходов бюджета по мере снижения добычи нефти и роста социальных расходов. Текущее управление активами Фонда осуществляется центральным банком. В настоящее время активы Фонда состоят из финансовых вложений в государственные облигации других стран, ценные бумаги зарубежных компаний, не связанных с добычей нефти, которые нацелены на замедление роста реального курса национальной валюты. Среди вложений Фонда есть инвестиции в акции таких российских компаний, как ЛУКОЙЛ и «Норильский никель». Около 46% средств Фонда вложено в акции, а остальное — в облигации.
Государственный общий резервный фонд Омана создан в 1980 г. с целью компенсировать неизбежное снижение доходов от нефти в XXI в., а также служить источником инвестиций для нефтяного сектора. Частые изменения правил игры и базовой стоимости сырья, а также использование доходов на текущие нужды привели к снижению стоимости активов нефтяных фондов Омана.
Медный стабилизационный фонд Чили создан в 1985 г. для стабилизации реального курса и доходов госбюджета независимо от колебаний поступлений от экспорта меди. В исключительных случаях средства Фонда могут расходоваться на социальные нужды. Объем поступлений в Фонд рассчитывается в зависимости от превышения фактической текущей цены меди по экспортным контрактам над базовой долгосрочной ценой. Средства разрешено использовать, если фактическая текущая цена ниже базовой. Принципы накопления и использования средств направлены на независимость от влияния политических сил и лоббирования. Особенностью функционирования Стабилизационного фонда Чили является то, что его правила применяются только к доходам государственной медной компании (CODELCO). Отчисления от доходов компании рассматриваются как дополнительный налог. Фонд управляется центральным банком. Денежные средства вложены в надежные иностранные ценные бумаги.
Золотовалютные резервы, или международные резервные активы включают совокупность находящейся в распоряжении центрального банка иностранной валюты, номинированных в иностранной валюте активов, эмитированных МВФ специальных прав заимствования (СДР, SDR — Special Drawing Rights) и запасов золота.
Помимо суверенных инвестиционных фондов, представляющих мощный источник глобального капитала, существенную роль играют также золотовалютные резервы центральных банков (ЗВР).
Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Уровень золотовалютных резервов государства отражает внешнеэкономический товарооборот и потоки капитала в предыдущие периоды. В соответствии с международной практикой оптимальным уровнем золотовалютных резервов признается тот объем накоплений центрального банка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение трех месяцев.
Ранее государственные резервы создавались в золоте, но по результатам Бреттон-Вудской конференции США обеспечили поддержку доллара США в качестве мировой валюты за счет обязательства осуществлять конвертацию долларов США и золота. В процессе перехода от золотого стандарта к свободной конвертации доллар США стал мировой валютой, наряду с золотом. Впоследствии после краха Бреттон-Вудской системы в 1971 г. США отказались от конвертации доллара США в золото. Однако, поскольку доля доллара США в мировых расчетах является доминирующей, он остается главной резервной валютой, а большинство центральных банков продолжают хранить большие объемы международных резервов в американских долларах.
В табл. 1.9 представлена структура мировых валютных резервов центральных банков.
Приведенные статистические данные позволяют выявить следующие структурные тенденции в состоянии мировых валютных резервов.
Доля американской валюты сохраняется стабильно основной — 59 и 63,9% соответственно в 1995 и 2007 гг.
Доля единой европейской валюты характеризуется устойчивым ростом — 17,9 и 26,5% соответственно в 1995 и 2007 гг.
Британский фунт укрепил свои позиции за рассматриваемый период. Его доля возросла с 2,1% в 1995 г. до 4,7% в 2007 г.
Японская иена ослабла существенно; ее доля снизилась с 6,8% в 1995 г. до 2,9% в 2007 г., что объясняется общим спадом экономики Японии.
Если в 1995 г. 13,6% приходилось на прочие валюты, то сегодня такая «распыленность» резервов отсутствует, почти весь объем резервов представлен в нескольких валютах: долларах США (63,9%), евро (26,5%), британских фунтах стерлингов (4,7%), иенах (2,9%), швейцарских франках (0,2%).
Данные о валютных резервах центральных банков разных стран приведены в табл. 1.10.
Из таблицы можно сделать важные выводы.
Во-первых, наиболее крупные резервы накоплены развивающимися странами (исключение составляет лишь Япония).
Валютная структура мировых валютных резервов за 1995—2007 гг., %
Год | Доллар США | Евро | Немецкая марка | Фунт стерлингов | Иена | Французский франк | Швейцар франк | Прочие |
1995 | 59,0 | — | 15,8 | 2,1 | 6,8 | 2,4 | 0,3 | 13,6 |
1996 | 62,1 | — | 14,7 | 2,7 | 6,7 | 1,8 | 0,2 | П,7 |
1997 | 65,2 | — | 14,5 | 2,6 | 5,8 | 1,4 | 0,4 | 10,2 |
1998 | 69,3 | — | 13,8 | 2,7 | 6,2 | 1,6 | 0,3 | 6,1 |
1999 | 70,9 | 17,9 | — | 2,9 | 6,4 | — | 0,2 | 1,6 |
2000 | 70,5 | 18,8 | — | 2,8 | 6,3 | — | 0,3 | 1,4 |
2001 | 70,7 | 19,8 | — | 2,7 | 5,2 | — | 0,3 | 1,2 |
2002 | 66,5 | 24,2 | — | 2,9 | 4,5 | — | 0,4 | 1,4 |
2003 | 65,8 | 25,3 | — | 2,6 | 4,1 | — | 0,2 | 1,9 |
2004 | 65,9 | 24,9 | — | 3,3 | 3,9 | — | 0,2 | 1,8 |
2005 | 66,4 | 24,3 | — | 3,6 | 3,7 | — | ОД | 1,9 |
2006 | 65,7 | 25,2 | — | 4,2 | 3,2 | — | 0,2 | 1,5 |
2007 | 63,9 | 26,5 | — | 4,7 | 2,9 | — | 0,2 | 1,8 |
Источник. Данные Международного валютного фонда.
Валютные резервы центральных банков по состоянию на 1 июля 2008 г.
Страна | Объем резервов*, млрд долл. | Доля в совокупных мировых резервах, % | Прирост за год, % | |||
01.07.2008 | 01.12.2008 | 01.07.2008 | 01.12.2008 | 01.07.2008 | 01.12.2008 | |
Китай | 1808,8 (1) | 1906,0 (1) | 26,3 | 27,5 | 35,7 | 33,0 |
Япония | 973,5 (2) | 976,9 (2) | 14,1 | 14,5 | 9,0 | 3,3 |
Россия | 554,5 (3) | 455,7 (3) | 8,1 | 6,8 | 39,5 | -1,7 |
Индия | 302,1 (4) | 239,0 (5) | 4,4 | 3,5 | 46,5 | -9,7 |
Тайвань | 291,4 (5) | 280,7 (4) | 4,2 | 4,2 | 9,5 | 3,9 |
Южная Корея | 258,1 (6) | 200,5 (7) | 3,7 | 3,0 | 3,0 | -23,5 |
Бразилия | 200,8 (7) | 207,3 (6) | 2,9 | 3,1 | 36,5 | 17,1 |
Сингапур | 176,7 (8) | 165,7 (9) | 2,6 | 2,5 | 22,6 | 3,1 |
Гонконг | 157,6 (9) | 165,9 (8) | 2,3 | 2,5 | 15,6 | 10,3 |
Алжир | 129,2 (10) | 136,5 (10) | 1,9 | 2,0 | 45,5 | 31,8 |
Справочно: | ||||||
США | 42,1 | 38,6 | 0,6 | 0,6 | 2,5 | -16,1 |
Европейский центральный банк | 49,6 | 51,1 | 0,7 | 0,8 | 19,4 | 20,2 |
Германия | 43,7 | 40,8 | 0,6 | 0,6 | 10,2 | 0,4 |
Соеди ство | 49,2 | 41,4 | 0,7 | 0,6 | 20,4 | -9,4 |
Франция | 47,5 | 39,3 | 0,7 | 0,6 | 16,1 | -20,9 |
Италия | 28,5 | 34,4 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | 19,7 |
Совокупный объем резервов | 6886,25 | 6733,8 | 100 | 100 | 26,7 | 12,8 |
* В скобках указано место, зервов. | которое занимает страна по объему ре- |
Источник. Обзор деятельности Банка России по управлению резервными валютными активами. — 2008. — Вып. 3 (7).
Во-вторых, обращают на себя внимание впечатляющие темпы прироста за год валютных резервов, которые особенно велики у Бразилии (73,4%), Индии (56,1%) и России (49,5%).
Источник