Инвестиции в человеческий капитал
Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.
Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем
В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.
Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.
Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.
Виды инвестиций в человеческий капитал:
• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;
• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;
• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.
Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:
• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;
• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;
• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;
• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);
• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).
Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.
Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.
Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.
Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.
Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.
В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.
В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.
Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.
Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).
Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.
Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.
Домашнее задание (рефераты)
- От первых представлений до А. Смита Гладышенко
- Трудовая теория стоимости: Д. Риккардо Шабанова
- Трудовая теория стоимости: К. Маркса Ягнова
- Теория факторов производства: Ж.Б. Сэй Самойлов
- Неоклассическое направление А.Маршала. Потоцкий
- Артур Пигу о роли трудового потенциала Пузач
- Филипс Олбан о труде Капустин
- Роль предпринимателя как фактора производства в трудах Й. Шумпетера. Ефремова и Лодятая
- Индивидуальная мотивация Ф.Тейлора. Слепухин
- Мотивации достижений Д. Макклелланда Тхорова
- О склонности к риску в ситуациях возрастания результатов ДЖ. Актинсона Акользин
- Теория регулирования рыночной экономики Дж.М. Кейнса
- Либерально-монетаристская, социально-демократическая, консервативно-корпоративная модели в формировании человеческого потенциала Мелихова
- Неолиберализм и трудовой потенциал Алейникова
- Образование как элемент, определяющий конкурентоспособность человеческого капитала Джумагулова
16. Сущность и структура человеческого капитала Баранова
17. Перечислить и кратко охарактеризовать все науки о труде Эларян
Источник
Человеческий капитал: сущность понятия и правила инвестиции
Понятие и значение человеческого капитала
Экономическое процветание как отдельно взятой фирмы, так и страны в целом обеспечивается активным внедрением инноваций. Под ними понимаются все внедрения в широком смысле: перманентное инновационное, технологическое переформатирование, внедрение и развитие высокотехнологического производства, само производство новых технологий.
Новый подход к экономике формирует и качественно другие ресурсные запросы. Материальные и финансовые факторы отходят на второй план, освобождая лидирующую позицию человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс рассматривается в двух важнейших составляющих: как генератор интеллектуальных усилий, обеспечивающий рождение инноваций; так и часть производственного процесса, когда ценные навыки и умения работника обеспечивают производство и реализацию инноваций.
Теоретический и практический подход предлагают немного разные понятия и определений человеческого капитала. Однако в целом их можно свести в общую тенденцию и определить человеческий капитал как:
- общие профессиональные задатки, знания, первичные навыки и умения, которые ценны для организации производственного процесса;
- узконаправленные, «особенные» навыки и умения, приобретённые в процессе профессионального образования;
- сформированные профессиональные умения и качества, как итог инвестиций в работника;
- система социальных, психологических, поведенческих, мировоззренческих и мотивационных характеристик работника.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Структура человеческого капитала
Традиционный подход рассматривает человеческий капитал, как систему. Он затрагивает совокупность как определённых свойств индивида (задатки, умения, знания, навыки), так и иные его важные составляющие. Например, поведенческие характеристики (коммуникабельность, работоспособность в определённых условиях или определённом коллективе, социальная активность), психологические характеристики (мотивация, целеустремлённость, стрессоустойчивость, приспособляемость), состояние здоровья и материальной обеспеченности. В целом, принято говорить, что человеческий фактор состоит из:
- задатков, первичных или общих знаний, умений, навыков;
- знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе профессионального обучения и практической деятельности;
- знаний, умений и навыков, которые работник может развить путём дополнительного обучения и саморазвития;
- моральных, нравственных и общекультурных установок;
- физического, психического здоровья, психологических факторов и состояния эмоционально-волевой сферы;
- условий жизнедеятельности работника и членов его семьи.
Направления и принципы инвестиций в человеческий капитал
Под инвестициями всегда понимаются вложения финансовых или иных средств, для получения прибыли в дальнейшем. Причём инвестиции всегда характеризуются повышенным риском. Возврат вложенных средств и получение прибыли возможны в тех случаях, когда говорят об оправдавшихся инвестициях. С этой точки зрения, инвестиции в человеческий капитал можно назвать наименее рискованными и наиболее перспективными.
На данный момент профессиональные знания, умения, навыки выступают и как гарантия материального и социального благополучия работника, и как гарантия эффективности организации локального рабочего процесса, и как гарантия прогрессивного развития общества и экономики страны. Можно сказать, что инвестиция в работника как кадра производственного процесса, в его профессиональное, культурное развитие является инструментом повышения эффективности производства и уровня жизнедеятельности населения в целом.
В конечном счёте, субъектом инвестирования в человеческий капитал, в зависимости от подхода, могут выступать:
- индивид (действующий или потенциальный работник),
- организация (отрасль),
- государство в целом.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При этом, основными кризисными тенденциями в сфере человеческого капитала являются некачественные или устаревшие подходы в профессиональном образовании. Например, когда:
- профессиональное образование не достаточно ориентировано на требование современного практического приложения знаний;
- экономически востребованные практические и теоретические отрасли развиваются медленно;
- отсутствуют комплексы мероприятий, позволяющие повышать профессиональный уровень работника, исходя из реалий его ежедневной практической деятельности.
Учебные заведения зачастую могут быть ориентированы на теоретические инструменты дополнительного образования и повышения уровня квалификации, что не даёт глобальных качественных влияний на непосредственную трудовую деятельность работника.
Ценностные ориентиры и общекультурные установки работника определяют не только его репутацию. Они влияют на:
- психологическую атмосферу в коллективе и, как следствие, возможность работать максимально продуктивно;
- возможность реализации креативного, нестандартного и инновационного подхода для позитивных прорывов в процессе деятельности;
- общий образ организации на рынке, как возможность выделится среди конкурентов для привлечения потребителей.
Главная идея – взаимовыгодное взаимодействие: работодатель позволяет максимально раскрыться лучшим качествам сотрудников, которые, в последствие, работают на позитивный имидж организации с целью опережения конкурентов и привлечения новых потребителей.
Инвестирование в человеческий фактор нельзя рассматривать без инвестиций в здоровье работника (физическое, психическое, психологическое). Чем ценнее работник, тем выгоднее его более длительное работоспособное состояние. Чтобы обеспечить ему длительную продуктивную жизнь, необходимо заботится о качестве услуг здравоохранения и системе реабилитационных и восстановительных мероприятий.
Дополнительное медицинское страхование, санаторно-курортное лечение и восстановительный отдых работника и членов его семьи, как аспект обеспечения благоприятных психологических условий жизнедеятельности, вот составляющие упомянутых инвестиций. С другой стороны, организация условий труда и производственного процесса должны быть максимально направлены на обеспечение таких условий, чтобы восстановительные мероприятия были необходимы на минимальном уровне.
Источник