Субъекты принимающие иностранные инвестиции
Однако наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные и национальные инвестиции). Общепризнанным основанием деления на иностранные и национальные инвестиции выступает — осуществляются инвестиции в стране инвестора или в другом государстве. На наш взгляд, немаловажно здесь и то, о какой собственности идет речь (о национальной частной собственности или государственной собственности; об иностранной частной собственности или собственности иностранных государств или международных организаций).
В соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. В Республике Казахстан согласно новому инвестиционному закону разграничение между ними не проводится, поэтому законодательно определена только одна группа — инвесторы. Вместе с тем, по нашему мнению, пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства). В отношении же контрактов с иностранными инвесторами, заключенными до введения в действие Закона об инвестициях, вряд ли предстоит пересмотр условий контрактов. Во-первых, потому что международными договорами могут быть установлены иные правила; во-вторых, пересмотр условий контрактов с иностранными инвесторами, приводящих к ухудшению положения иностранного инвестора, по соглашению сторон представляется нереальным (какой иностранный инвестор добровольно согласится с ухудшением своего правового положения); в-третьих, государство гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами РК (следовательно, до истечения срока контрактов иностранных инвесторов, условия, содержащиеся в них и предусматривающие льготы и преференции, останутся неизменными). Следовательно, сохранение особенностей в правовом регулировании иностранных и национальных инвестиций обусловливает сохранение различий в правовом статусе иностранных и национальных инвесторов.
инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.
Инвестор-консерватор— лицо, которое ограничивает инвестиционные риски определенной величиной, осуществляет вложения обычно на длительный срок, ориентируется на стабильный, непрерывный поток доходов от инвестиций. Для агрессивного типа характерно ограничение сроков инвестирования, максимизация доходности вложений, более высокие инвестиционные риски. Умеренный инвестор, как и агрессивный инвестор, также ориентируется на доход, но избегает высоко-рисковых, спекулятивных источников его получения и жестких временных рамок вложений. Выделяют также институциональных инвесторов. Это финансовые посредники, основной функцией которых является инвестирование средств в финансовые активы и финансовые инструменты.
Объектамиинвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.
Источник
Субъекты принимающие иностранные инвестиции
Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово «инвестиция» (англ. — investment) означает «капиталовложение». Согласно российскому законодательству, под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация). Из наиболее широкого понимания иностранных инвестиций исходят двусторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Россией с другими странами. Приведем в качестве примера определение, которое дается в Соглашении России с Японией от 13 ноября 1998 г ., вступившем в силу в 2000 г . [1] под инвестицией в этом договоре понимаются капиталовложения инвесторов одной страны на территории другой. Речь идет о любом виде имущественных ценностей, включая права в отношении движимого и недвижимого имущества, акции и другие формы участия и компаниях, «право требования по денежным средствам или любому выполнению договора, имеющему финансовую ценность, связанное с капиталовложениями», права на интеллектуальную собственность и «концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов» (ст. 1). В Типовом соглашении, одобренном Правительством РФ постановлением от 9 июня 2001 г . [2] , в отношении последней категории дается более полное определение. В нем говорится о правах на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемых па основе закона или договора, включая, в частности, права, связанные г разведкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов
Наиболее часто в юридической литературе проводится деление на прямые и портфельные инвестиции [3] . Под прямыми инвестициями понимаются инвестиции, дающие возможность инвестору осуществлять контроль над предприятием. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что инвестор, приобретая активы в форме ценных бумаг для извлечения прибыли (акции, облигации), получив тем самым права на извлечение прибыли, не имеет возможности осуществить управленческий контроль над предприятием. Таково общее понимание Федеральный закон от 9 июля 1999 г . «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» под прямыми иностранными инвестициями понимает приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
В последнем случае имеются в виду сделки, касающиеся конкретного вида дорогостоящего оборудования с длительным сроком окупаемости. В качестве инвестора в этих отношениях выступает лизингодатель, который финансирует закупку оборудования и остается собственником оборудования до истечения срока его окупаемости.
Развитие лизинга в инвестиционной деятельности в России призвано привлечь дополнительные инвестиции в экономику. Принятый в 1998 г . Закон о лизинге [4] относит к основным формам лизинга и международный лизинг.
В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.
Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п. Эти преимущества общеизвестны. Меньше внимания обращается на возможные отрицательные последствия. На практике известны случаи, когда установление контроля над отечественным предприятием приводило к перепрофилированию его традиционного производства, вело к прекращению выпуска продукции, конкурирующей с продукцией инвестора. На территории государства-реципиента создавались филиалы иностранной фирмы или предприятие с участием этой фирмы, которое производило товар, пользующийся повышенным спросом на отечественном рынке, а затем оно самоликвидировалось с целью продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения.
Для преодоления такого рода негативных последствий имеется правовая возможность введения ограничений для допуска инвестиций в определенные отрасли, использования положений антимонопольного законодательства, принятия законодательных актов о недопущении недобросовестной конкуренции, а также использования соответствующих положений гражданских кодексов о недобросовестной конкуренции.
Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего.
В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правовой) регулировании иностранных инвестиций.
Ряд положений содержат Договор к Энергетической хартии 1994 г ., соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими государствами — членами ЕС [5] и отдельными государствами СНГ, а также ряд других соглашений.
В Договоре к Энергетической хартии 1994 г , участниками которого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Такие условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим Таким капиталовложениям также обеспечивается максимально постоянная защита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению или распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем это требуется по международному праву, включая обязательства по договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюдает любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой договаривающейся стороны (ст. 10)
Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения, в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества.
В настоящее время международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные, принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат. По данным на 2000 г ., в мире действовало более 800 двусторонних соглашений.
Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией и другими государствами) Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной
Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется у немногих государств. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций.
В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др. Специальные законы об иностранных инвестициях принимались, как правило, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В КНР, например, было принято несколько сотен законов и подзаконных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Такие законы были приняты во всех государствах СНГ, а также в Литве, Латвии и Эстонии.
При наличии в России широкой системы общего законодательства регулирование иностранных инвестиций осуществляется прежде всего нормами Гражданского кодекса РФ и иных актов гражданского законодательства (законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), Налогового кодекса РФ [6] , Таможенного кодекса РФ [7] , законодательством в области налогового регулирования, а также Федеральным законом от 25 февраля 1998 г «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [8] , действие которого распространяется на всех субъектов инвестиционной деятельности, независимо от того, являются ли они национальными или иностранными инвесторами. Законом о соглашениях о разделе продукции от 30 декабря 1995 г ., Законом о лизинге от 29 октября 1995 г и рядом других актов.
Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях, законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов, к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики, независимо от происхождения этих инвестиций.
С принятием в России в 1999 г . новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г . «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам.
Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского и иного законодательства. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в ФЗ «Об иностранных инвестициях» они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в ФЗ «Об иностранных инвестициях» (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Законе об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 8).
Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробельность и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.
В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.
К вопросам правового порядка, которые определялись в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:
· регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;
· обеспечение гарантий прав инвесторов;
· предоставление различных льгот — освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами;
· осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.
В законодательстве об иностранных инвестициях, а также в международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства
Возможна и одновременная ссылка на оба этих режима (например, в ст. 2 и 3 Соглашения России с Японией 1998 г ).
Согласно Закону об иностранных инвестициях 1999 г ., правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон об иностранных инвестициях 1999 г . предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима, изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера
Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата. Правовой режим определяется как справедливый и равноправный. Под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. [9] Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта и импорта и других юридических аспектов В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.
В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется.
При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов.
Все предприятия, создаваемые в России с участием иностранных инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и доли участия инвестора в капитале такого предприятия, рассматриваются в России как юридические лица российского права. Личным законом такого юридического лица будет российское право как право страны, в которой учреждено это юридическое лицо. В этом отношении действует общее правило о том, что к договору о создании юридического лица с иностранным участием подлежит применению право страны, в которой, согласно договору, подлежит учреждению юридическое лицо (ст. 1214 ГК РФ).
Поэтому в силу такой коллизионной нормы, носящей императивный (обязательный) характер, стороны не могут установить в своем соглашении о создании предприятии или участии и нем условий о применении права другого государства
Создание и ликвидация организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, за изъятиями, установленными вышеназванными федеральными законами.
Регистрация этих организаций, как и других юридических лиц, осуществляется органами юстиции. Особые требования, предъявляемые к ним при регистрации, состоят в том, что они должны представить дополнительные документы, подтверждающие их реальное существование в качестве иностранного лица — учредителя (выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя). Все остальные условия создания предприятия с иностранными инвестициями определяются соответствующими положениями, установленными для юридических лиц в ГК и в законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. К предприятиям с иностранными инвестициями подлежат применению не только положения о создании, но и о ликвидации предприятий. Так, Высший Арбитражный Суд в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, обратил внимание на то, что принятие решения о прекращении деятельности акционерного общества с участием иностранного инвестора не может быть осуществлено без ясно выраженного согласия иностранного инвестора на ликвидацию такого общества [10] .
Закон об иностранных инвестициях 1999 г . предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов, а именно:
· гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 50);
· гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);
· гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
· гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
· гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7),
· гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10);
· гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции (ст. 121);
· гарантию использования па территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11).
Особо следует отметить наличие в Законе об иностранных инвестициях гарантий компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).
Важное значение имеет признание в Законе об иностранных инвестициях 1999 г . принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков. Согласно этому Закону, если иностранное государство или уполномоченный им государственной орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7)
Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цессионарию) инвестора
Соответственно государство, признающее суброгацию, будет проявлять повышенную осторожность в отношении иностранных инвестиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхового возмещения.
Новым по сравнению с Законом «Об иностранных инвестициях и РСФСР» 1991 г . [11] в Законе 1999 г . является включение в него так называемой «дедушкиной», или стабилизационной оговорки, согласно которой инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее, для него и коммерческой организации с иностранными инвестициями. При этом в Законе 1999 г . установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки. Укажем лишь некоторые из них. Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; во-вторых, оговорка применяется в отношении иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты только в отношении товаров, ввозимых для их реализации (под такими проектами понимаются проекты на особо крупные суммы или проекты, в которых особенно значительна минимальная доля (вклад) инвестора в уставном капитале такой организации (проекты должны включаться в перечень, утверждаемый правительством); в-третьих, оговорка распространяется на другие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранного инвестора в них составляет свыше 25%. В-четвертых, действие оговорки для иностранного инвестора гарантируется, как правило, в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет.
В специальной литературе было выражено мнение, что эта весьма сложно сформулированная оговорка на практике применения не получит. В законодательстве других государств СНГ применение стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки предусмотрено в более широком объеме.
В международной практике помимо гарантий таких традиционных некоммерческих рисков как риск от экспроприации, национализации собственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер. Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучей экспроприации, под которой понимается введение принимающим государством запретов на репатриацию прибыли или же назначение государственного управляющего для предприятий с иностранными инвестициями [12] .
Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением, так и с компенсацией инвесторов в случае наступления некоммерческих рисков, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.
В отношении вопросов некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, определенный интерес представляет механизм удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990- 1997 гг.
Компенсационная комиссия ООН, созданная в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.
[1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений (Москва, 13 ноября 1998 г .) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г ., N 26, ст. 2739.
[2] Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений» (с изм. и доп. от 11 апреля 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июня 2001 г., N 25, ст. 2578.
[3] Дронина Н., Семилютина Н. Обзор законодательства об иностранных инвестициях. (Начало) // Право и экономика. — М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 2003. — № 3. — с.79-85
[4] Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. и доп. от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // «Российская газета» от 5 ноября 1998 г.
[5] Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах между Европейским сообществом, Европейским объединением угля и стали и Европейским сообществом по атомной энергии, с одной стороны, и Правительством Российской Федерации, с другой стороны (Брюссель, 17 июля 1995 г .) // Бюллетень международных договоров, октябрь 1996 г ., N 10
[6] Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.). «Российская газета» от 6 августа 1998 г., «Российская газета» от 10 августа 2000 г.
[7] «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (с изм. от 23.12.2003). «Российская газета», N 106, 03.06.2003.
[8] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.) // «Российская газета» от 4 марта 1999 г.
[9] Богуславский ММ. Принцип контроля и определение подсудности инвестиционных споров // Международное частное право: современная практика: Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского, А.Г. Светланова. М., 2000. С 45-57.
[10] Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Специальное приложение к № 7: Защита иностранных инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии). Июль 2001 года. — М.; ЮРИТ-Вестник, 2001.
[11] Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г., № 29, ст. 1005.
[12] Егиазаров В. Законодательство об иностранных инвестициях в государствах — участниках ЕврАзЭС. // Право и экономика. — М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 2003. — № 11. — с.89-93
Источник