Структурно динамический анализ инвестиций

Структурно-динамический анализ инвестиционной активности.

Инвестиционная активность в регионе — это интенсивность инвестиционной деятельности, характеризующаяся объемом и темпами привлечения инвестиций.

Между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью существует причинно-следственная связь.

В первую очередь нас будут интересовать инвестиции в основной капитал, так как именно они служат определяющим компонентом воспроизводственного процесса и представляют собой основной фактор обновления производства. Исследование проводится в два этапа. На первом этапе анализируется динамика и структура отечественных инвестиций, на втором — иностранных.

1 этап. Отечественные инвестиции. Динамика инвестиций.

Т аблица 12.4 Динамика отечественных инвестиций

Годы

Характеристики
Объем инвестиций в основной капитал
Динамика инвестиций в % к предыдущему году
Объем инвестиций на душу населения
Инвестиции в % к ВРП
Удельный вес инвестиций региона в объеме инвестиций РФ
Место региона среди субъектов РФ по объему инвестиций на душу населения

Структура инвестиций.

Т аблица 12.5 Структура инвестиций в основной капитал по источникам

финансирования

Годы

Источники финансирования
Собственные средства
из них: Прибыль
Амортизация
Привлеченные средства
из них: Кредиты банков
Заемные средства других организаций
Бюджетные средства
из них: Федерального бюджета
Бюджетов субъектов РФ
Муниципальных бюджетов
Средства внебюджетных фондов
Прочие

Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности

Годы

Формы собственности
Российская:
из нее: Государственная
Муниципальная
Частная
Общественных и религиозных организаций
Потребительской кооперации
Смешанная российская
Иностранная
Совместная российская и иностранная

Структура инвестиций по видам экономической деятельности

Годы

Виды экономической деятельности
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рыболовство, рыбоводство
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
Г остиницы и рестораны
Транспорт и связь
Финансовая деятельность
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Г осударственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Таблица 12.8 Структура инвестиций по видам основных фондов cellspacing=»0″ cellpadding=»0″>

Виды основных фондов

Годы Жилища Здания и сооружения Машины, оборудование, транспортные средства Прочие

2этап. Иностранные инвестиции Динамика инвестиций.

Т аблица 12.9 Динамика иностранных инвестиций

Годы

Характеристики
Объем инвестиций всего
Динамика инвестиций в % к предыдущему году
Объем инвестиций на душу населения
Удельный вес инвестиций региона в объеме инвестиций РФ
Место региона среди субъектов РФ по объему инвестиций на душу населения

Структура инвестиций. Структура иностранных инвестиций по виду вложения: прямые, портфельные, прочие. Структура российских и иностранных инвестиций по видам экономической деятельности. Соотношение российских и иностранных инвестиций в основной капитал.

Потребность региона в инвестициях определяется с учётом целей региональной инвестиционной политики, анализа внутренней и внешней среды региона и текущего состояния инвестиционного процесса. Анализ специфических факторов инвестиционной

При оценке инвестиционной привлекательности целесообразно оптимизировать систему показателей, оставив те из них, на которые может влиять региональное правительство. Т.е. исключить из рассмотрения неизменяемые факторы, а также факторы, относящиеся к федеральному уровню управления. Такие изменения позволяют, во-первых, обеспечить отражение именно региональной составляющей в формировании инвестиционной привлекательности региона, во-вторых, сокращают объемы требуемой для оценки информации и облегчают процесс оценки, не снижая качества и объективности получаемых результатов.

В процессе принятия инвестором решения об инвестировании в тот или иной проект проводится SWOT-анализ этого проекта, т.е. выявляются сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы, создаваемые региональной внешней средой. В качестве внешних будут выступать специфические факторы инвестиционного климата данного региона (рис. 12.10.).

Источник

Структурно-динамический анализ инвестиционного процесса РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности (1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса.

Оглавление

Глава 1. Инвестиционные процессы в России………..….….…..5

1.1 Инвестиционный климат в России…………..……….……..…5

1.2 Государственное управление инвестиционным процессом…………………………………………….……………. 12

Глава 2. Структурно-динамический анализ инвестиционного процесса в РФ за 1998-2008гг……………………………………..22

2.1 Структурно динамический анализ в основной капитал и в нефинансовые активы…………………………………………….…22

2.2 Структурно-динамический анализ иностранных инвестиций, инвестиций стран СНГ в экономику России и инвестиций России в экономику стран СНГ………………..…..30

Список использованных источников…………………..…………43

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ БЕЛЫЙ ВАРИАНТ.doc

В целом новый закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Главной проблемой для иностранных инвесторов в России остается правоприменительная политика, начиная искусственно инициированными банкротствами и заканчивая неисполнением судебных решений.

Существует ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.

«Потенциальные инвестиционные преимущества – природные ресурсы, емкость внутреннего рынка – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брэндами.

Новые предприятия иностранные инвесторы, за исключением пищевой промышленности, производства строительных материалов, почти не строят. На сегодня иностранный бизнес в России предстает все же, как бизнес героев-одиночек, выпестованных транснациональными компаниями. Их филиалы, которых уже почти 700, напоминают передовой отряд морской пехоты, захвативший прочный плацдарм для дальнейшего продвижения. Средний по размерам западный капитал все еще присматривается к России, а ведь именно он мог бы обеспечить массовость инвестиционных вложений».

Среди главных сложностей на пути дальнейшего расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ – недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в акциях российских компаний.

Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными размерами неплатежей; высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток ПИИ; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Таким образом, несмотря на определенное улучшение макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в основном остается неблагоприятным из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между долгосрочными инвесторами и Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов «определенно есть причины для положительного настроя». В частности, положительные тенденции выражаются и «начавшейся подготовкой кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения» параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже «к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции».

1.2 Государственное управление инвестиционным процессом.

В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

— определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

— повышение эффективности инвестиций.

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

  • обеспечении структурной перестройки экономики;
  • стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
  • создании дополнительных рабочих мест;
  • привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
  • развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  • поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика — не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Законодательная база России включает больше 100 законов, касающихся регулирования инвестиционной деятельности. Среди них особо следует выделить законы: 3

«О соглашениях по разделу продукции» № 225 – ФЗ от 30 декабря 1995 года;

«О рынке ценных бумаг» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

«О науке и государственной научно- технической деятельности» № 127 – ФЗ от 23 августа 1996 года;

«Об ипотеке» № 102 – ФЗ от 16 июля 1998 года;

«О финансовой аренде (лизинге)» № 164 – ФЗ от 29 октября 1998 года;

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложениях» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

«Об иностранных инвестициях Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 9 июля 1999 года

Регулирование финансовых инвестиций предполагает установление законодательными органами возможностей выпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований к эмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотом ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников.

Правительством должны разрабатываться концепция и текущие программы развития фондового рынка в стране.

Регулирование условий вложения средств за пределами государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом: 4

— резиденты могут инвестировать средства за пределы России путём участия в совместных предприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах (компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственных подразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальной собственности, ценных бумаг за рубежом.

— инвестиции за границу осуществляются резидентами исключительно за счёт собственных средств, зарезервированных на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этого заёмных средств категорически запрещено.

— все виды денежных инвестиций за границу осуществляются в безналичной форме через корреспондентские счета уполномоченных банков;

— поступления в пользу резидентов в иностранной валюте зачисляются на их счета и подлежат обязательной частичной продаже государству в установленном законом порядке.

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих налоговых ставок и льгот.

Налоговые ставки обосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельным производствам в зависимости от их значимости для развития экономики в целом.

Налоговые льготы по инвестициям могут получать на срок от 2 до 5 лет перспективные фирмы (компании), предприятия малого и среднего бизнеса, а также учреждения и проекты с участием иностранного капитала.

Регулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формирует наиболее приоритетные направления вложения средств. Согласно действующему законодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выборе объектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание и использование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим и архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства в целом.

Общепризнано, что приоритетными сферами инвестирования в экономике являются предприятия: 5

  1. агропромышленные;
  2. лёгкой промышленности;
  3. лесопромышленные;
  4. машиностроения;
  5. медицины;
  6. металлургического комплекса;
  7. топливно-энергетические;
  8. транспортной инфраструктуры;
  9. связи;
  10. химической и нефтяной промышленности;
  11. социальной сферы.

Источник

Читайте также:  Отечественные инвестиции для экономики россии
Оцените статью