- Финансирование инвестиций. Классификация, сущность и структура финансирования инвестиций
- Финансирование инвестиций и их суть
- Виды источников финансирования
- Структура финансовых инвестиций
- Научная электронная библиотека
- 2.3. Характеристика источников финансирования инвестиций в условиях модернизации инвестиционных отношений на финансовом рынке
Финансирование инвестиций. Классификация, сущность и структура финансирования инвестиций
Финансирование инвестиций и их суть
Поиски источников финансирования инвестиций непременно всегда будут занимать лидирующую позицию среди проблем, касающихся инвестиционной деятельности. В условиях современной экономики для России проблема финансирования инвестиций является самой острой и наиболее актуальной.
Инвестиции могут осуществляться из:
- Собственных финансовых ресурсов и резервов инвестора и его внутреннего хозяйства. Здесь подразумевается прибыль, амортизация отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан, а также юридических лиц. Кроме того, сюда включаются средства, которые выплачиваются страховыми организациями в качестве возмещения потерь вследствие аварий, стихийных бедствий и т.п.
- Финансов, взятых взаймы у инвесторов. В том числе банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и иные денежные средства.
- Привлечённых денежных средств инвестора, которые были получены путём продажи акций, паевых или других взносов трудовых коллективов, граждан или юридических лиц.
- Финансовых средств, которые концентрируются в объединениях или союзах предприятий в определённом порядке.
- Средств внебюджетных фондов
- Средств федерального бюджета, которые могут быть предоставлены, в том числе и на возвратной основе, а также из средств бюджетов всех субъектов Российской Федерации.
- Средств, предоставленных иностранными инвесторами.
Виды источников финансирования
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может производиться на счёт одного источника, а может из нескольких.
Все источники финансирования можно поделить на:
- Централизованные источники финансирования инвестиций.
- Децентрализованные источники финансирования инвестиций.
Первые относятся к бюджетным, а вторые – внебюджетным. Централизованные – это те средства, которые поступают из федерального бюджета, средства из местных бюджетов субъектов РФ, а также финансы из внебюджетных фондов. Все остальные можно назвать децентрализованными. Сюда входит чистая прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков, эмиссия ценных бумаг и др.
Источники средств, которые используются предприятием с целью финансирования собственной инвестиционной деятельности, можно поделить на:
Собственные источники финансирования – это прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, которые выплачиваются страховыми органами в качестве возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств.
Заёмные источники складываются из кредитов банков и других кредитных организаций, эмиссии облигаций, целевых государственных кредитов, налоговых инвестиционных кредитов, инвестиционных лизингов, инвестиционного селенга.
Привлечённые средства – это те, которые получены посредством эмиссии обыкновенных акций, эмиссии инвестиционных сертификатов, взносов инвесторов в уставный фонд, а также безвозмездно предоставленные средства и т.д.
Кроме этого классифицировать источники финансирования инвестиций можно по степени генерации риска:
- Генерирующие риск. Это заёмные источники, привлечение которых увеличивает финансовый риск предприятия, поскольку это связано с безусловным обстоятельством по возврату долга в оговоренный срок и уплатой процента за его использование. Сюда включается и эмиссия обыкновенных акций.
- Безрисковые. Это те источники финансирования, использование которых не приводит к увеличению рисков предприятия. Сюда включена нераспределённая прибыль, амортизационных отчисления, а также внутрисистемное и целевое финансирование.
Данная классификация может быть полезной в том случае, если необходимо определить оптимальную структуру финансирования инвестиций.
Структура финансовых инвестиций
Структура финансовых инвестиций – распределение и соотношение источников финансирования.
Совершенствование данной структуры инвестиций состоит в том, чтобы повышать долю внебюджетных средств до оптимального уровня. Под этим понимается оптимальная доля участия государства в инвестиционном процессе.
Стоит отметить, что в последние годы происходят серьёзные изменения в структуре инвестиций в основной капитал. Это можно более наглядно проследить по таблице ниже.
2000 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Инвестиции в основной капитал — всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по источникам финансирования: | ||||||||
Собственные средства | 47,5 | 44,5 | 40,4 | 39,5 | 37,1 | 41,0 | 41,9 | 45,4 |
Привлеченные средства | 52,5 | 55,5 | 59,6 | 60,5 | 62,9 | 59,0 | 58,1 | 54,6 |
Из них: | ||||||||
Кредиты банков | 2,9 | 8,1 | 10,4 | 11,8 | 10,3 | 9,0 | 8,6 | 7,9 |
Заемные средства других организаций | 7,2 | 5,9 | 7,1 | 6,2 | 7,4 | 6,1 | 5,8 | 5,4 |
Бюджетные средства | 22,0 | 20,4 | 21,5 | 20,9 | 21,9 | 19,5 | 19,2 | 17,9 |
От 2000 г. без субъектов, которые занимаются малым бизнесом и объёма инвестиций, которые не наблюдаются посредством прямых статистических методов.
2000 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
В том числе: | ||||||||
Из федерального бюджета | 6,0 | 7,0 | 8,3 | 8,0 | 11,5 | 10,0 | 10,1 | 9,6 |
Из бюждета субъектов РФ | 14,3 | 12,3 | 11,7 | 11,3 | 9,2 | 8,2 | 7,9 | 7,1 |
Средства внебюджетных фондов15,6 | 4,8 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
Прочие | 15,6 | 20,6 | 20,1 | 21,2 | 23,0 | 24,1 | 24,3 | 23,1 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать некоторые выводы:
- Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за рассмотренный период времени претерпевала серьёзные изменения. Сохраняется некая тенденция к снижению собственных средств и увеличению привлечённых. Согласно таблице, доля собственных средств снизилась с 42,5% до 45,4%, а привлечённые средства увеличились с 52,5% до 54,6%.
- В соответствии с данными, которые представлены в таблице, можно сделать вывод, что доля децентрализованных источников прибыли имела некое преимущество над централизованными, а это явный признак рыночной экономики.
Вся история рыночных отношений и развития рыночной экономики подтверждает, что частные инвестиции используются лучше, нежели государственные.
Источник
Научная электронная библиотека
Юдина Е. А., Истомина Ю. В., Пятин А. Н., Юзвович Л. И.,
2.3. Характеристика источников финансирования инвестиций в условиях модернизации инвестиционных отношений на финансовом рынке
Российская экономика постепенно эволюционирует в сторону западной модели финансирования роста. Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности.
Система финансирования инвестиций складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К таким источникам относятся бюджетный, кредитный, самофинансирования и комбинированный. В реальной жизни за названиями стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия.
В соответствии с российским законодательством определены следующие источники финансирования инвестиционной деятельности:
– Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.).
– Привлеченные финансовые средства инвестора (получаемые от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц).
– Заемные финансовые средства инвесторов или переданные им средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.).
– Средства внебюджетных фондов.
– Средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе, средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
– Средства иностранных инвесторов.
Ни одну из социальных проблем страны решить в условиях спада экономики невозможно. В действиях Правительства РФ ставятся две задачи: стабилизация экономики и создание условий для ее роста. В действительности перед Россией стоит одна задача – обеспечить устойчивый рост экономики, а задача стабилизации носит второстепенный характер.
Финансирование инвестиционных проектов может осуществляться как из одного, так и из нескольких источников. В целом все источники финансирования подразделяют на централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относят средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным. К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.
В условиях рыночной экономики поиск источников финансирования становится постоянной задачей функционирующих предприятий. Источники финансирования инвестиций на предприятии подразделяются на собственные, привлеченные и заемные (рис. 6).
Инвестиции – вложение капитала во всех его формах с целью обеспечения его роста в предстоящем периоде, получения текущего дохода или решения определенных социальных задач[6].
В экономической теории выделяется 3 вида ресурсов для финансирования бизнес-планов и бизнес-проектов:
1. Собственные средства.
2. Заемные средства.
3. Привлеченные средства.
Под собственными средствами понимается использование собственного капитала корпорации, руководства компании или инвестора, открывающего новое дело.
Заемные источники финансирования инвестиционных проектов предполагают банковские, коммерческие, бюджетные или целевые кредиты; инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов; международные финансовые институты; институциональные инвесторы или предприятия. Долговое финансирование предполагает привлечение финансовых ресурсов на условиях срочности, платности, возвратности. Центральным вопросом для просящего кредит заключается в расчете предельной ставки, при которой кредит становится эффективным.
К привлеченным ресурсам предприятия относятся взносы; пожертвования; продажа и дополнительная эмиссия акций; инвестиционные ресурсы компаний резидентов (в т.ч. паевых инвестиционных фондов); инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов; инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов-резидентов[7].
Самофинансирование заключается в том, что после исключения из прибыли налогов и других обязательных платежей в бюджет все остальные денежные накопления остаются в распоряжении предприятия (организации).
При самофинансировании за счет собственных источников обеспечивается расширенное воспроизводство, а также решение социальных задач предприятия. Создание системы самофинансирования предполагает увеличение доли собственных источников (прибыли и амортизационных отчислений) в финансировании инвестиционных программ предприятий. При этом собственные накопления инвестора дополняются кредитными источниками и привлеченными средствами (эмиссией ценных бумаг).
В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных источников достигает 60 % и более от общего объема финансирования инвестиционных проектов.
Следует отметить, что увеличение государственного финансирования частных предприятий (фирм) за счет снижения самофинансирования рассматривается в деловых кругах как падение престижа фирмы. Поэтому фирмы стремятся использовать бюджетные средства временно, чтобы впоследствии вновь возвратиться к высокому уровню самофинансирования.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса государство располагает достаточно широким спектром средств оказания государственной поддержки стратегическим предприятиям. Сам по себе переход от оценки конкретных инвестиционных проектов к предоставлению финансирования стратегическим предприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях, является новым трендом.
При этом вопрос о законности предоставления финансовых средств на основании вхождения предприятий в правительственные перечни, не утвержденные постановлением Правительства РФ, остается дискуссионным.
Источники финансирования инвестиций на предприятии
Рис. 6. Классификация источников финансирования реальных инвестиций на предприятии[8]
Нельзя отрицать тот факт, что вхождение предприятий в Перечень, составленный Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, может повысить их шансы на получение финансовых средств с использованием традиционных инструментов ГЧП (например, инструментов Внешэкономбанка). Однако по каждой из предусмотренных мер государственной поддержки необходимо разработать транспарантные условия ее предоставления.
Собственные средства финансирования инвестиционных проектов свидетельствуют о хорошем финансовом состоянии предприятия и создают определенные преимущества перед конкурентами. Амортизация основного капитала представляет собой сложное экономическое явление. Она выполняет три важнейшие функции:
– определение текущей оценки изношенной части основных средств;
– распределение на стоимость готовой продукции затрат, основных средств;
– накопление финансовых ресурсов для последующего замещения выбывающих основных средств или вложения капитала в новое производство.
Первые две функции относятся к бухгалтерским, в то время как третья является финансово-экономической, поскольку именно она позволяет оценить достаточность отчислений с позиций восстановления и обновления основного капитала.
Доля каждого источника финансирования инвестиций разнообразна и зависит от конкретных условий организации нового дела, от его масштабов и т.д. О том, какова структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за период 2011–2013 гг., можно судить по следующим данным (табл. 4).
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной степени определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана.
Структура бизнес-плана включает в себя раздел «финансовый план», безусловно, он весьма важен для понимания сути предлагаемой идеи, однако для составителей существует и не менее важный вопрос: какова стратегия финансирования проекта. Первостепенный вопрос при анализе путей получения инвестиций: сколько необходимо средств для реализации данного бизнес-проекта? Так же, встают вопросы: откуда намечается получить эти денежные средства и в какой форме? Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)[9]
Инвестиции в основной капитал – всего
в том числе по источникам финансирования:
в том числе кредиты иностранных банков
заемные средства других организаций
из федерального бюджета
из бюджетов субъектов Российской Федерации
из средств местных бюджетов
средства внебюджетных фондов
средства организаций и населения на долевое строительство
из них средства населения
Ответ на первый вопрос получен из раздела «финансовый план бизнес-проекта». Ответ на третий вопрос некоторые авторы так же включают в раздел финансового плана, однако он требует лишь приведения и включения в бизнес-план специальных расчетов, дающих возможность определить соответствующие показатели.
Ответ на второй вопрос – тема для особого разговора. Данный параграф посвящен анализу методов привлечения средств для финансирования бизнес-идеи.
Финансирование бизнес-проектов является инвестиционным решением компании, другими словами, денежные средства, предусматриваемые бизнес-планом, являются реальными инвестициями.
В Российской Федерации, основополагающим документом, в части инвестирования является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года. Статья 1 данного закона определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[10].
Рассматривая предложенную проблему с другой стороны, можно говорить о положительном эффекте от реализации инвестиционных проектов в масштабах страны. Так, инвестиции способны заметно увеличить объемы валового внутреннего продукта, регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты, и для большинства российских территорий – это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал[11].
В связи с этим, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, создаются механизмы привлечения реальных инвестиций в экономику. На территории России действуют такие механизмы, как концессии, в рамках государственно-частного партнерства, совместные предприятия, международный лизинг и создание особых экономических зон.
Возвращаясь к инвестиционной политике предприятия и к его бизнес-проектам, можно сказать, что для его участия в каком-либо из механизмов привлечения инвестиций требуется создание специального (адаптированного) бизнес-плана.
Для регистрации предприятия в качестве резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) необходимо заключить соглашение с управляющей компанией ОЭЗ и предоставить бизнес-план, соответствующий критериям Министерства экономического развития Российской Федерации.
Совместное предприятие (не смешанное) организуется путем создания нового юридического лица с участием капиталов двух предприятий – резидента и нерезидента Российской Федерации;
Процедура взятия оборудования или других средств производства в международный лизинг мало отличается от лизинга внутри страны, однако, при всей схожести двух процедур, первая является более дорогостоящей.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения[12].
В рамках данной работы остановимся более подробно на концессиях и концессионных соглашениях.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности[13].
Концессионный договор представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику. Концессия как инструмент привлечения частных инвестиций представляет собой систему договоров между государством и частным инвестором в отношении государственной или муниципальной собственности, или монопольных видов деятельности[14].
Концессионные соглашения в Российской Федерации стали возможны с момента принятия Федерального закона «О концессионных соглашениях № 115-ФЗ от 21.07.2005 года. Однако вместе с принятием соответствующего нормативно-правового акта законодатели наложили на концессионные соглашения ряд ограничений:
● четко определен список объектов концессионного соглашения (ст. 4);
● по концессионному соглашению передаются только права владения и пользования объектом концессионного соглашения (ст. 3.1);
● любое соглашение данного типа имеет четко определенный срок (ст. 10.1.3, 10.1.6).
Соотнося действующий федеральный закон с экономической литературой по данной теме, можно видеть, что в России законодательно закреплена традиционная концессия. Или концессия типа строительство, управление, передача (ВОТ). В мировой практике существует 6 организационных типов концессий, которые доказали свою эффективность в разных странах:
● Строительство, управление, передача (Build – Operate – Transfer, BOT) – традиционная концессия. Концессионная компания осуществляет строительство и эксплуатацию объекта в течение концессионного срока, по истечение которого объект возвращается государству. Она имеет право пользования, но не владения концессионным объектом;
● Браунфилд – контракт (Brownfield contract) – традиционная концессия. Предметом ее выступает деятельность по расширению, восстановлению и реконструкции существующего объекта, не включающая нового строительства;
● Строительство, владение, управление (Build – Own – Operate, ВОО) – разновидность традиционной концессии, так называемый гринфилд – проект (Greenfield project). Концессионная компания строит новый объект инфраструктуры и управляет им на правах владения и пользования. Концессионный срок не фиксируется;
● Строительство, владение, управление, передача (Build – Own – Operate – Transfer, ВООТ) – проект типа «гринфилд». Разновидность предыдущего типа концессии с той разницей, что концессионная компания имеет права владения и пользования объектом в период времени оговоренный в контракте, по истечении которого объект возвращается государству;
● Контракт на обслуживание (Service contract). Главная особенность данного контракта, отличающая его от упомянутых выше типов концессии, состоит в том, что концессионер получает от государства в управление и обслуживание уже готовый объект и не осуществляет инвестиций[15].
Существование лишь одного типа концессий на территории России существенно замедляет процесс привлечения инвестиций в экономику страны. Стоит отметить, что в рамках федеральных целевых программ регионам дано право легализовать на своей территории другие типы концессий, однако к настоящему моменту большая часть субъектов федерации не воспользовалась этим правом.
С развитием экономики и укреплением доверия к органам власти и государству в целом, государственно-частные предприятия или партнерства (ГЧП) становятся привлекательны для инвесторов. Кроме того, в России существуют области деятельности, где концессионный механизм – один из единственных методов реабилитации хозяйственной деятельности.
Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала. Авторами были проанализированы преимущества и недостатки основных источников финансирования реальных инвестиций: собственного и заемного капитала (табл. 5).
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. В свою очередь, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста его финансовой рентабельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.
В данном исследовании авторы обратились к источникам финансирования реальных инвестиций, поскольку при разработке перспективных планов и программ, при анализе и обосновании намечаемых проектов, прежде всего, возникает вопрос о возможностях их финансирования. Для более детального анализа авторами предлагается, с точки зрения объективных причин, оценить преимущества и недостатки некоторых источников финансирования реальных инвестиций, оказывающих влияние на факторы успеха или экономического роста (табл. 6).
Преимущества и недостатки собственного и заемного капитала при финансировании реальных инвестиций
1. Простота привлечения (т.к. инвестиционные решения связаны с увеличением собственного капитала).
2. Более высокая способность генерирования прибыли во всех сферах деятельности (т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента в различных его формах).
3. Повышение финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности и снижение риска банкротства
1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно, и возможностей существенного расширения инвестиционной деятельности предприятия в период благоприятной конъюнктуры рынка.
2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.
3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств (т. к. невозможно обеспечить увеличение коэффициента финансовой рентабельности предприятия над экономической)
1. Достаточно широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.
2. Обеспечение роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и увеличения темпов роста объема его хозяйственной деятельности.
3. Более низкая стоимость в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат на его обслуживание из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль)
1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные инвестиционные риски в хозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности.
2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли, которая снижается на сумму выплаченного процента за кредит.
3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней процентной ставки на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
4. Сложность процедуры привлечения (т.к. предоставление кредитных ресурсов зависит от решения кредиторов, требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога)
Влияние преимуществ и недостатков некоторых видов финансирования реальных инвестиций на факторы успеха или роста
Преимущества финансирования реальных инвестиций
Недостатки финансирования реальных инвестиций
Источник