Инвестиционная привлекательность региона (на примере Ростовской области)
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 18.12.2019 2019-12-18
Статья просмотрена: 474 раза
Библиографическое описание:
Каракашян, К. О. Инвестиционная привлекательность региона (на примере Ростовской области) / К. О. Каракашян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65432/ (дата обращения: 11.06.2021).
Инвестиционная политика Ростовской области строится в соответствии со стратегией инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года, стратегией социально-экономического развития области до 2020 года, а также государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика» Ростовской области. Целью вышеупомянутых программ является, во-первых, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса, во-вторых, повышение инновационного потенциала Ростовской области, в-третьих, усиление интеграционных связей Ростовской области с субъектами Российской Федерации, зарубежными странами, в-четвертых, увеличение объема и оптимизация структуры внешнеторгового оборота Ростовской области.
Иностранные инвестиции на территории Ростовской области пользуются полной и бесспорной правовой защитой. Иностранные инвесторы имеют полное право вкладывать капитал во все отрасли экономики, а так же могут заниматься всеми видами деятельности, кроме отраслей и производств, видов деятельности и территорий области, на инвестирование в которые вводятся ограничения, которые установлены законодательством той или иной страны.
Оценивая перспективы области, то можно с уверенностью сказать, что она является одной из регионов РФ, который вобрал в себя большое количество инвестиционных преимуществ по сравнению с регионами-конкурентами. Кроме того, стоит отметить, что в Ростовской области действует формула «семь «И» Губернатора». Это семь слагаемых формулы успеха. Они способны обеспечить опережающее развитие Ростовской области: инвестиции, индустриализация, инновации, институты инфраструктура, инициатива, интеллект.
Приоритетные направления экономики для привлечения инвестиций в Ростовскую область:
– производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
– производство возобновляемых источников энергии в агропромышленном комплексе;
– развитие туризма в Ростовской области;
– создание объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
– добыча полезных ископаемых;
– создание объектов социальной инфраструктуры.
Согласно итогам 2019 г. объем инвестиций в экономику Ростовской области за счет всех источников финансирования сократился на 12,3 % в январе-июне 2019 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года. Итак, объём инвестиций в основной капитал, привлечённый Ростовской областью в первом полугодии 2019 г., составил 76,7 млрд. рублей [2]. За последние три года это значение является минимальным. Вот несколько показателей для сравнения: так в первом полугодии 2016 г. Ростовская область привлекла 86,7 млрд рублей инвестиций, в 2017 г. — 115,9 млрд рублей инвестиций, а в 2018 г. — 91,4 млрд рублей. Просели по этому показателю многие соседние регионы в этом году. Так, например, в Краснодарском крае объём инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2018 г. составил 179,1 млрд рублей, в 2019 г. — 142,8 млрд рублей. Похожие ситуации наблюдаются в следующих областях: Калмыкия, Крым, Астрахань и Волгоградской областях.
Как и в других субъектах РФ, в Ростовской области, с целью дальнейшей реализации задач, которые установлены национальным проектом, приняты и реализуются региональные проекты. Ими заданы высокие планки по достижению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Дона (это около 735 тыс. человек к 2024 г.), создания нового «слоя» предпринимателей — самозанятых граждан (96 тыс. человек к 2024 г.), а так же расширению спектра мер поддержки предпринимателей, в том числе имущественной, консультационной финансовой и др. А так же, стоит отметить то, что в Ростовской области в течение последних лет проводится активная политика по поддержке малого и среднего предпринимательства, его популяризации, развитию инфраструктуры поддержки бизнеса. Принятые меры дают возможность Донскому региону наращивать слой малого и среднего бизнеса. Так, например, за первые 3 месяца 2019 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства[1] увеличилась на 0,8 процента (по сравнению с началом года) и достигло 54,1 тыс. ед.
В январе-марте 2019 г. малыми и средними предприятиями было использовано почти 3,3 млрд рублей инвестиций в основной капитал (это на 5,7 % ниже уровня прошлого года). Основными направлениями инвестиционных вложений в данный период у малых предприятий Ростовской области являются: сельское хозяйство (21,8 %), строительство (21 %), промышленное производство (16 %). У средних организаций инвестиции в основном осуществлялись в сельское хозяйство (32,8 % от общего объема), в промышленные виды деятельности (27,9 %) и в деятельность по операциям с недвижимым имуществом (20,6 %). Основными направлениями инвестиционных вложений в данный период у малых Основными направлениями инвестиционных вложений в данный период у малых предприятий Ростовской области являются: сельское хозяйство (21,8 %), строительство (21 %), промышленное производство (16 %). У средних организаций инвестиции в основном осуществлялись в сельское хозяйство (32,8 % от общего объема), в промышленные виды деятельности (27,9 %) и в деятельность по операциям с недвижимым имуществом (20,6 %).
На сегодняшний момент «Перечень инвестиционных проектов Ростова-на-Дону» включает в себя 62 проекта на общую сумму 201 135 млн. рублей. Планируемое количество создания рабочих мест: 20495 мест [1].
В соответствии с Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» организации, Областным законом от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области». Инвестиционные проекты, которые реализуются на территории Ростовской области, могут претендовать на следующие формы государственной поддержки:
– предоставление субсидий на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению к инженерным системам электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
– льготы по налогам.
1) Субсидия на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры. которые являются неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению к газоснабжения, инженерным системам электроснабжения, водоотведения и водоснабжения, предоставляется заявителям при реализации следующих инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 100 млн рублей:
– проекты по строительству объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
– проекты транспортного комплекса;
– проекты в сфере промышленного производства;
– проекты агропромышленного комплекса.
2) Льготы по налогам, которые предоставляются инвесторам на срок окупаемости инвестиционного проекта, который предусмотрен проектной документацией, но не более чем на пяти лет.
При всем этом, объем инвестиций должен превышать:
– 0,5 млн. рублей и более — в засушливых восточных районах Ростовской области: Заветинском, Пролетарском, Дубовском, Зимовниковском, Орловском, Ремонтненском;
– 3 млн. рублей и более — в таких городах, как Ростов-на-Дону, Таганрог;
– 140 млн. рублей и более — в отношении имущества организаций, созданного в рамках реализации инвестиционного проекта, который предназначен для эксплуатации другим лицам и передан в аренду или иное возмездное пользование;
– 1 млн. рублей и более — в остальных районах и городах.
Проведенный анализ инвестиционной деятельности в Ростовской области за последние несколько лет показал, что несмотря на то, что объем инвестиций в экономику Ростовской области сократился на 12,3 % в январе-июне 2019 года в сравнении с тем же периодом предыдущего года, в целом уровень инвестиционной активности в области достаточно высок и соответствует имеющемуся потенциалу.
Источник
«О развитии инвестиционного потенциала Ростовской области на период до 2025 года и ходе реализации инвестиционной программы региона в 2020 году»
Расширенное заседание Правительства Ростовской области
Сегодня с большой долей уверенности можно говорить о том, что инвестиционный потенциал Ростовской области имеет все основания для уверенного поступательного развития как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе до 2025 года.
Непосредственное влияние на развитие инвестиционного потенциала, в том числе и на ближайшую пятилетку оказывает ряд базовых параметров. Среди них:
· Политическая стабильность и предсказуемость принятия решений;
· Качество управления местных и муниципальных властей;
· Прогрессивное законодательство и эффективность регулирования;
· Уровень соблюдения законности и правопорядка;
· Качество рабочей силы;
· Состояние бюджета и платежный баланс;
· И конечно же, уровень развития экономики.
Совокупность этих и некоторых других факторов создает условия для повышения инвестиционной привлекательности региона, и, как следствие, непосредственно отражается на итогах работы по привлечению инвестиций в Ростовскую область.
В том числе и на итогах 2019 года.
— Объем инвестиций в основной капитал составил 283 млрд рублей.
— Индекс физического объема на уровне общероссийского – 101,7 %.
— Объем частных инвестиций – 235 млрд рублей, — Индекс – 104,2%.
Объем инвестиций без инфраструктурных монополий и ассигнований федерального бюджета 109,8%.
Всего за 5 лет в экономику Ростовской области привлечено немногим менее 1,5 трлн. руб. (1475,7 млрд. руб.)
По итогам первого квартала 2020 года сохраняется положительная динамика частных инвестиций (индекс физического объема – 152,3%).
Наша цель в 2020 году увеличить объем частных инвестиций (без бюджетных средств) до 277,3 млрд руб.,
— к 2024 – до 390,1 млрд. руб.
— к 2030 – до 808,7 млрд. руб.
В январском Послании Федеральному Собранию Президент поручил обеспечить ежегодный пятипроцентный рост инвестиций в стране.
Решение этой задачи, закрепленной в конкретных показателях, потребует от нас максимального напряжения сил.
Для достижения поставленных целей Правительством принят ряд системных мер:
— Утверждена «Стратегия — 2030». Ее цели синхронизированы с государственными программами региона.
— В декабре 2019 года подписан Индивидуальный план инвестиционного развития региона до 2024 года.
Персональная ответственность за выполнение целевых показателей закреплена за каждым ведомством, каждым заместителем Губернатора.
Сформирован инвестиционный портфель области.
На сегодняшний день это 597 проектов с плановым объемом инвестиций свыше 590 млрд рублей, из них – 51 проект включен в «губернаторскую сотню» с общим объемом инвестиций 353,2 млрд рублей.
Большое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата.
— В числе первых регионов в стране в Ростовской области введен инвестиционный налоговый вычет.
— Несмотря на существенное снижение налоговых поступлений в областной бюджет, предприняты беспрецедентные меры поддержки бизнеса, включая налоговые льготы и субсидии.
Общий объем поддержки бизнеса за счет собственных средств составил – более 10 млрд. рублей.
В рамках 68 инвестиционных договоров налоговыми льготами воспользовались 44 организации. По предварительной оценке суммарный объем льгот составит 1,5 млрд рублей. Для наиболее пострадавших отраслей экономики снижены ставки по всем специальным налоговым режимам (по «упрощенке» – с 6% до 1% при объекте налогообложения «доходы», с 10% до 5 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы»; по «вмененке» и патентам – в 2 раза).
Для торговых центров, гостиниц и тепличных хозяйств вдвое снижены ставки налога на имущество организаций.
— Расширены условия получения инженерных субсидий.
Участники нацпроекта по производительности труда и инвесторы ТОСЭР могут субсидировать до 80% затрат, снижен критерий по объему инвестиций для ТОСЭР – не менее 5 млн рублей, для участников нацпроекта – не менее 50 млн рублей, вместо 100,0 млн рублей. Кроме того, теперь инженерными субсидиями еще могут воспользоваться инвесторы, реализующие проекты в рамках соглашений о ГЧП, а также по строительству спортивных объектов.
— Для новых масштабных инвестиционных проектов упрощены процедуры предоставления в аренду земельных участков на льготных условиях.
— Дан старт развитию новой индустрии – ветроэнергетики. Реализуется 8 проектов на сумму более 60 млрд. руб.
— Продолжается работа по формированию комфортной среды для бизнеса.
Создана обширная сеть инфраструктуры для бизнеса — шесть центров «Мой бизнес». Открыты шесть пространств коллективной работы «Точки кипения». Это место где зарождаются новые проекты и идеи. Созданная экосистема сегодня востребована и позволяет двигаться дальше в приоритетных для региона направлениях.
— Усовершенствована система привлечения грантов из федерального Фонда содействия инновациям.
За весь период эта сумма составила 700 млн рублей, из них 421 млн рублей получены за два последних года.
— Создан Южный научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ).
— Обсуждается создание особой экономической зоны в регионе.
Определена территория для размещения особой зоны, создана рабочая группа для оперативного решения вопросов. Сейчас наш приоритет – решить вопрос финансирования проектных работ.
На ближайшую пятилетку до 2025 года у нас масштабные планы.
— Создание индустриальных, техно и IT- парков.
Примером одного из динамично развивающихся региональных предприятий является Новочеркасский индустриальный парк. Это на сто процентов частный проект, без участия государства. Создано более 500 рабочих мест. Сегодня в Новочеркасском индустриальном парке
15 компаний, занимающихся производственной деятельностью, и 37 компаний, которые используют офисные и складские помещения без производственной деятельности. Основными резидентами являются
ООО «БОНУМ», ООО «Завод кузнечно-прессовых изделий»,
ООО «Новочеркасский Завод Олеохимии», ООО «Промнастил», ООО «Альгеба».
Реализация так называемых проектов-катализаторов, которые могут стать локомотивом для развития экономики региона. В их числе:
— Ростовская агломерация;
Объединение Ростова-на-Дону и его городов-спутников, и создание первого мегаполиса Юга-России;
— Аэрополис вокруг «Платова»;
Создание крупного транспортно-логистического узла, аккумулирующего вокруг себя пять функциональных блоков: жилым, общественно-деловым, производственно-логистическим, рекреационным, многофункциональным;
— застройка старого аэропорта.
Строительство жилого района Ростова-на-Дону, в соответствии с современными трендами формирования комфортной городской среды;
— развитие левобережной зоны;
Формирование нового многофункционального спортивно-рекреационно и делового центра;
— проект «Сухая река»;
Развитие территорий, прилегающих к трассе М4 «Дон» (локализации проектов логистической и торговой сферы). Трасса М-4 является одной из самых оживленных и хорошо обустроенных в России. Основные автодороги Ростовской области обеспечены качественной мобильной связью и мобильным интернетом. В настоящее время обеспечено покрытие сигналом сотовой связи стандарта LTE более 90% автодороги М-4 «Дон». Компания Ivlev Group, возглавляемая шеф-поваром и телеведущим Константином Ивлевым, совместно запускает гастрономическую сеть «Кукуруза» в придорожных комплексах «Транспарк», которые ростовская компания развивает на федеральной трассе М-4 «Дон»;
— Комплексная реновация кварталов устаревшей жилой застройки.
Такие площадки могут быть предложены крупным профессиональным игрокам рынка в качестве комплексного инвестиционного предложения.
— «Зеленая энергетика»;
Реализуются 8 проектов в сфере ветроэнергетики на сумму более 60 млрд. рублей (ООО «ВетроСтройДеталь», АО «НоваВинд», ООО «Ветропарки ФРВ», ООО «Энел Рус Винд Азов»).
— Развитие портов.
Увеличены мощности азовского и таганрогского портов, (строительство экспортных терминалов Агрохолдинг «Степь», «Морской зерновой терминал», «Азовский морской терминал»).
Несмотря на очевидные достойные результаты реализации инвестиционной программы на текущий момент, мы считаем, что у области есть значительные резервы, требующие пристального внимания.
Остановлюсь лишь на некоторых из них:
— государственно-частное партнерство (ГЧП). Как представляется, оно будет особенно востребовано в сферах:
— благоустройства общественного пространства,
— освоения береговых линий,
— платных, альтернативных дорожных переездов,
— строительства мостов и др.
— оптимизация стоимости тарифов.
Работа в этом направлении уже начата, в частности, по поручению Губернатора достигнута договоренность с ГК Росатом о реализации специального проекта по аудиту процесса тарифообразования с целью выявления дополнительных резервов снижения тарифов на энергоресурсы.
— повышение производительности труда.
Мы не сомневаемся, что имеющиеся ресурсы, в том числе человеческий капитал можно и нужно использовать более эффективно.
Здесь работа идет по двум направлениям:
Первое. Внедрение механизмов повышения производительности труда на предприятиях реального сектора экономики.
На текущий момент его участниками уже являются 50 донских предприятий. (отразить в слайде)
По итогам уже реализованных проектов на оптимизируемых потоках в ООО «ПОЛИМЕРПРОМ» (г. Таганрог) время протекания процесса сократилось в 6,5 раз, запасы незавершенного производства уменьшились в 4 раза, выработка увеличилась в 1,3 раза; в ООО «ПРОФ-ПРЕСС»
(г. Аксай), время протекания процесса сократилось в 2,1 раза, запасы незавершенного производства снизились на 33%, рост выработки составил 1,2 раза; в ООО ТерраФриго» (Аксайский район) время протекания процесса сократилось в 2,5 раза, запасы незавершенного производства снизились в 1,9 раза, выработка на потоке увеличилась в 1,9 раза.
Второе. Внедрение принципов бережливого производства в государственных и муниципальных органах управления.
В ближайшей перспективе планируется реализовать 73 проекта в сфере здравоохранения, образования, транспорта, строительства, спорта и досуга, а также по оптимизации административных процессов и предоставлению услуг населения.
Озвученные векторы развития детально проработаны с представителями профессионального экспертного сообщества.
Они реалистичны, достижимы и имеют долгосрочные перспективы.
Их анализ, в первую очередь, свидетельствует о том, что несмотря на впечатляющие, весомые результаты проделанной работы, несмотря на оптимизм, который внушает динамика развития инвестиционного потенциала региона у Правительства Ростовской области есть все основания говорить о неудовлетворенности достигнутым, ставить перед собой более амбициозные и масштабные задачи.
Источник