Государственные инвестиции
Государственные инвестиции это вложения в наращивание и воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны. Источниками государственных инвестиций выступают средства бюджетов различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также государственные внебюджетные фонды.
Государственными инвестициями являются вложения, которые формируются за счет бюджетных средств.
Обычно средства расходуются на создание/модернизацию/реконструкцию объектов, принадлежащих государству, либо на господдержку проектов, в которых принимают участие частные инвесторы.
Смысл государственного инвестирования в обеспечении стабильного финансирования объектов, имеющих общенациональное значение, а также в поддержании развития проектов, улучшающих экономическое положение страны в целом. При этом проекты, финансируемые государством, не должны вытеснять частные виды деятельности, а лишь дополнять и стимулировать их развитие.
Также государственными (бюджетными) инвестициями признаётся инвестиционная деятельность государственных компаний.
Одним из главных направлений бюджетных вложений это поддержание в хорошем состоянии инфраструктуры страны (восстановление, ремонт и расширение). Ведь, как известно, без развитой инфраструктуры инвестиционная привлекательность страны очень страдает и находится на незначительном уровне.
Сферы государственных вложений
Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.
Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.
Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.
Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:
- защита окружающей среды
- развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
- создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
- поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
- обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.
Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:
- капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
- кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
- инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
- трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.
Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.
Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.
Особенности
Государственные инвестиции формируются за счет собственных бюджетных средств. Возможно привлечение других источников (внебюджетных целевых фондов; рынков ценных бумаг — за счет эмиссии; кредитов и займов, в том числе в иностранных банках).
Государственные прямые инвестиции (в том числе иностранные) вкладываются в предприятия с целью участия в их деятельности и дальнейшем распределении прибыли. Прямые инвестиции позволяют оказывать влияние на бизнес. К прямым инвестициям относят покупку недвижимости, вклады в акционерный капитал, участие в ГЧП (государственно-частном партнерстве).
- источниками формирования являются бюджетные средства
- осуществляются на возвратной основе
- регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления
- размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета
- строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств
- вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.
Виды и формы гос инвестиций
Формами государственных инвестиций выступают:
- льготные инвестиционные кредиты
- налоговые послабления и льготы
- прямые капиталовложения из бюджета
- инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)
Государственные вложения в России
Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.
Такая структура экономики требует оздоровления.
Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.
Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.
На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.
Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.
Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.
Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.
Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.
Источник
Утверждения проектов, строящихся за счет государственных инвестиций.
1. Общие положения
27. Настоящий раздел устанавливает порядок утверждения (переутверждения) предпроектной (технико-экономических обоснований) и проектной (проектно-сметной) документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, прокладки инженерных и транспортных коммуникаций, инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения.
Порядок утверждения проектов по объектам, строящимся без участия государственных инвестиций, осуществляется в соответствии с государственными нормативами, утверждаемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
28. В настоящем разделе используются следующие основные понятия:
1) администратор бюджетных программ — государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ;
2) бюджетные инвестиции — финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юридических лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета;
3) бюджетный инвестиционный проект — совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;
4) государственные инвестиции в строительство — финансирование за счет бюджетных инвестиции, а также за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию либо поручительство государства;
5) плановый коэффициент пересчета — индекс изменения месячного расчетного показателя, установленного бюджетным законодательством Республики Казахстан соответствующего года по отношению к месячному расчетному показателю 2001 года в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства;
6) расчетная стоимость строительства — стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая при разработке предпроектной документации на строительство в соответствии с государственными нормативами;
7) сметная стоимость строительства — стоимость строительства объекта (комплекса), определяемая в соответствии со сметными нормативами при разработке проектной документации на строительство.
29. Проектная (проектно-сметная) документация на строительство объектов должна быть представлена на утверждение не позднее трех месяцев после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Проектная (проектно-сметная) документация должна быть утверждена до начала года ее реализации.
30. Предпроектная (технико-экономическое обоснование) и проектная (проектно-сметная) документации по объектам, строящимся за счет государственных инвестиций, подлежат реализации после их утверждения.
31. Проектная (проектно-сметная) документация, по которой в течение трех и более лет после окончания ее разработки не начато строительство, считается устаревшей и может быть использована для реализации только после проведения новой экспертизы и переутверждения в установленном законодательством порядке.
Функциональное зонирование — способ формирования полноценной и безопасной среды обитания, а также один из механизмов правового и экономического регулирования развития территорий;
Цели, архитектурные требования и приемлемые архитектурные решения. Схематичная форма.
— обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, ландшафтов и особо охраняемых территорий от загрязнения и негативного воздействия хозяйственной и какой-либо другой деятельности;
— создание управляемых сред для людей и различных видов их деятельности;
— защита жизни и здоровья человека от неблагоприятных воздействий среды, включая создание необходимых условий для жизнедеятельности;
— сохранение жизни и здоровья людей, предотвращение угрозы нарушений их санитарной гигиены;
— обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Эскиз (эскизный проект) — упрощенный вид проектного (планировочного, пространственного, архитектурного, технологического, конструктивного, инженерного, декоративного или другого) решения, выполненный в форме схемы, чертежа, первоначального наброска (рисунка) и объясняющий замысел этого решения.
Экспериментальный объект — опытный (пробный) объект, проектирование и (или) строительство которого осуществляется с целью выбора, изучения и проверки новых проектных решений и (или) методов строительства, а также подтверждения на практике (в ходе строительства и определенного периода эксплуатации) результатов ранее проведенных исследований и (или) предварительных лабораторных испытаний.
Объектами экспериментального строительства могут быть комплексы предприятий, группы зданий и сооружений, сосредоточенные на ограниченной территории (промышленном узле, районе населенного пункта, микрорайоне или ином градостроительном комплексе), отдельные здания и сооружения, архитектурные, строительные, инженерные и (или) технологические решения, направленные на совершенствование и улучшение условий жизнедеятельности населения и состояния окружающей среды путем внедрения технологических, технических и научных достижений.
Источник
Инвестирование государственных средств в строительство
Стимулирование строительства в Российской Федерации осуществляется за счет привлечения как частных, так и государственных средств. В последнее время наибольшее значение приобретает инвестирование средств со стороны государства. Причина переконцентрации на госсредства — сокращение доли иностранного капитала из-за санкций / контрсанкций. В этой концепции большое значение приобретает регламентационная деятельность по повышению прозрачности, открытости привлечения госсредств. Реализация представленного плана осуществляется следующими путями: нормативно-правовой проработкой отдельных аспектов инвестирования, расширение практики государственно-частного партнерства, внедрение специального плана по оценке экономической эффективности вложенных инвестиций.
Investing Public Funds in Construction
Promotion of construction in the Russian Federation is carried out by attracting both private and public funds. Recently, the state investment has been gaining the greatest importance. The reason for the re-focus on state funds is a reduction of the share of foreign capital due to sanctions / counter-sanctions. In this concept, regulatory activity to increase transparency and openness of attracting state funds is of great importance. Implementation of the plan presented is carried out in the following ways: regulatory study of certain aspects of investment, expanding the practice of public-private partnerships, implementing a special plan to assess the economic effi ciency of investments.
Инвестиции в строительный сектор в условиях внедренных санкций и контрсанкций приводит к постепенному снижению количества введенных в строй зданий, строений и сооружений. Единственный путь в этой ситуации — стимулирование различных групп инвесторов для увеличения сумм вложений в объекты капитального строительства.
Инвесторов условно делят на несколько видов.
Индивидуальные инвесторы — физические лица, которые могут вложить собственные средства или кредитные средства в определенный объект строительства.
Корпоративные инвесторы — юридические лица, которые могут вложить свободные деньги в объект недвижимости (или субъекты, которые привлекают средства для увеличения прибыли с достижением определенного экономического эффекта).
Институциональные инвесторы — физические и юридические лица, являющиеся своеобразными посредниками между индивидуальными инвесторами и строительными компаниями. Главная их особенность состоит в том, что они самостоятельно формируют собственный инвестиционный портфель, самостоятельно осуществляют инвестиционную деятельность.
Государство — инвестор, вкладывающий денежные средства в осуществление строительства, которое отвечает сразу нескольким требованиям:
• принесет обществу определенную социальную выгоду;
• решит какую-то масштабную проблему.
Однако социальная ориентация государственного инвестирования не является основополагающим моментом: цель субъекта в этой ситуации – получить прибыль / отдачу от вложенных средств.
В большинстве западных государств основные инвестированные средства — это деньги крупных компаний (не менее 27–30 процентов от общего количества вложенных средств). Государство вкладывать средства не имеет ни возможностей, ни целей, так как любое вложение рассматривается западными фирмами как прямое регулирование деятельности рынка: органы власти в этой игре становятся особыми субъектами, имеющими лишь право устанавливать минимальные стандартные правила через нормативное регулирование.
Источник