- Иностранные инвестиции в строительство: слабый рубль зовет в Россию
- От Волги до Китая
- РФПИ предлагает надежное и долгосрочное партнерство
- Новая восточная площадка для инвестиций
- Слабый рубль делает привлекательным российский рынок коммерческой недвижимости
- Российские компании выигрывают международные конкурсы
- Крым — регион больших ожиданий
- СПРАВОЧНО
- Похожие публикации
- Частное строительство дорог: мировой опыт
- Власти ищут способы привлечения денег на инфраструктуру
- Инвестиции в строительство автотрасс в этом году могут вырасти почти на 8 млрд рублей
Иностранные инвестиции в строительство: слабый рубль зовет в Россию
Какие иностранные инвестиции были сделаны в строительную отрасль России в минувшем году и что инвесторы планируют на год нынешний
В 2015 году в заголовки газет неоднократно попадали новости о новых партнерских соглашениях с иностранными инвесторами в российском строительном секторе. Несмотря на определенную напряженность на международной арене, российские власти прикладывают значительные усилия для создания благоприятного инвестиционного климата. Успешные примеры такого партнерства — в нашем сегодняшнем обзоре.
От Волги до Китая
В минувшем году польская компания Rovese договорилась с руководством Особой экономической зоны «Титановая долина» (Свердловская область) об инвестициях размером более 4 млрд руб. в строительство завода по производству керамической плитки и сантехнических изделий.
Американская корпорация Mars строит пятый завод по производству влажного кошачьего корма в Ростовской области. Соответствующеe соглашение подписали в июне губернатор Василий Голубев и гендиректор ООО «Марс» Валерий Щапов.
Китайская корпорация Beijing China Sport Construction Co. рассматривает возможность инвестирования в г. Нижнем Новгороде строительство объектов размещения болельщиков к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Перспективы велики, и сейчас потенциальные партнеры выбирают наиболее эффективные с финансовой точки зрения варианты сотрудничества.
РФПИ предлагает надежное и долгосрочное партнерство
В течение последних лет целый ряд европейских и азиатских партнеров проложил себе путь на рынок нашей страны через сотрудничество с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). Он был создан в 2011 году под руководством Президента и премьер-министра страны и в настоящее время выступает в роли катализатора прямых инвестиций в Россию. Фонд уже привлек более $25 млрд иностранного капитала в российскую экономику путем установления долгосрочных партнерских отношений.
В минувшем году РФПИ заключил соглашение с Государственным банком Индии о совместном инвестировании в инфраструктурный сектор. В соответствии с договоренностью с РФПИ Фонд ОАЭ Mubadala вложит не менее $5 млрд в инфраструктуру, и это крупнейшие инвестиции в данном секторе. В частности, Mubadala планирует участвовать в проектах строительства скоростной автомобильной дороги M-11 «Москва — Санкт-Петербург», автомагистрали M1 «Москва — Минск» и одном из самых амбициозных российских проектов в сфере дорожного строительства — строительстве ЦКАД в Московской области.
Еще одним заметным примером партнерства в 2015 году стало соглашение между РФПИ и Суверенным фондом Саудовской Аравии (PIF) об инвестициях в размере $10 млрд в российские проекты, включая инфраструктуру, строительство производственных предприятий и недвижимость. Эта сделка принесла крупнейшие за последние пять лет иностранные инвестиции в нашу страну.
Компании из Катара, Кувейта, Бахрейна, Франции, Южной Кореи и Китая также договорились с РФПИ о совместных инвестициях.
Новая восточная площадка для инвестиций
В сентябре 2015 года во Владивостоке прошел I Российский Восточный экономический форум, в котором приняли участие 800 иностранных компаний из более чем 20 стран. Выступая на форуме, Владимир Путин подтвердил планы по распространению статуса Владивостока как свободного порта на другие города региона, а также по выделению около 500 млрд руб. на модернизацию и расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Прошедший форум стал еще одним подтверждением твердого намерения российского правительства сделать Дальний Восток — регион, занимающий почти 40% территории страны, — максимально привлекательным для иностранных инвесторов. Весьма показательно, что на Восточном экономическом форуме была заключена целая серия сделок.
Так, китайская компания Huaqing Housing Holding подписала соглашение о создании IT-парка с центрами коворкинга, фитнеса и компьютерного программирования для детей в крупнейшем сибирском регионе — Якутии. Проект будет полностью финансироваться Huaqing Housing Holding, после чего якутские партнеры выкупят объект в течение семи лет. Компания с энтузиазмом рассматривает возможность расширения своего участия в проектах, реализуемых в этом регионе. Уже ведутся переговоры по строительным проектам, включая Алданский нефтеперерабатывающий завод стоимостью в $2 млрд.
Японский банк международного сотрудничества объявил на форуме о заключении сделки по инвестированию около $100 млн в инфраструктуру Восточного космодрома в Амурской области.
А в общей сложности в рамках мероприятия во Владивостоке было заявлено 80 соглашений стоимостью до 1,3 трлн руб. Такой успех демонстрирует эффективность и полезность подобных дискуссионных форматов, приверженность российского правительства к обеспечению благоприятной среды для привлечения инвестиций.
Слабый рубль делает привлекательным российский рынок коммерческой недвижимости
Несмотря на определенный спад деловой активности в связи с кризисом, интерес иностранных инвесторов к недвижимости в России не падает. Одна из причин этого интереса — девальвация рубля и удешевление активов.
В минувшем году доля иностранных инвестиций в этот сектор составляла 42%. Наибольшую активность продемонстрировали европейские инвесторы, вложившие $644 млн. Из числа американских компаний можно выделить The Hines Fund, который в партнерстве с компанией PPF Real Estate Holding B.V. приобрела в июле первую и третью башни офисного комплекса «Метрополис» в Москве.
В первой половине 2015 года общая площадь новых торговых центров, построенных в Европе, составила 1,36 млн кв. м, и половина из этой цифры приходилась на российский рынок.
Иностранные инвесторы, подбирающие места для застройки, оптимально отвечающие их запросам, имеют возможность принять участие в земельных аукционах, проводимых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд РСЖ). За время его деятельности 14 земельных аукционов были проведены с участием иностранных партнеров и компаний, планирующих привлечь инвестиции из-за границы. В качестве источников финансирования выступили инвесторы из США, Канады, Франции и Финляндии.
Хотя основной задачей Фонда является жилищное строительство, он также вовлечен в деятельность на рынке коммерческой недвижимости. Так, в марте 2015 года Фонд РСЖ и IKEA подписали на международной выставке в области недвижимости MIPIM в Каннах соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Фонд будет помогать шведской компании выбирать лучшие участки для строительства зданий магазинов в России. В настоящее время IKEA, владеющая 14 гипермаркетами на территории России, инвестирует не только в обновление и расширение существующих, но также в строительство новых магазинов.
Российские компании выигрывают международные конкурсы
Сегодня российские компании стремятся идти в ногу со временем, что предполагает и экологический подход к разработке строительных проектов. Одним из наглядных примеров является группа компаний «Экодолье», базирующаяся в Москве. Она уже выиграла несколько престижных наград, но именно победа в экологической номинации конкурса FIABCI Prix d’Excellence принесла ей международное признание и новые перспективы иностранных инвестиций.
Представив на конкурс жилой комплекс в Оренбурге, «Экодолье» привлекла значительные иностранные инвестиции в малоэтажные строительные проекты в России. В настоящее время партнерами компании являются крупнейший в Восточной Европе фонд прямых инвестиций Baring Vostok Private Equity Fund IV и Европейский банк реконструкции и развития.
Эффективность этих капиталовложений подтвердили такие проекты, как малоэтажные жилые комплексы в Самаре, Екатеринбурге и Калужской области. Сегодня в процессе строительства находится поселение «Шолохово» в Московской области, общая площадь которого составит 170 тыс. кв. м.
Крым — регион больших ожиданий
После того как Крым вернулся в состав Российской Федерации, ожидаемая приватизация госсобственности и удачное географическое положение расширяют спектр инвестиционных возможностей в регионе. В перспективе Крым — это поистине лакомый кусок для иностранных инвесторов, а строительство здесь отелей и туристических комплексов можно рассматривать как приоритетные направления. Азиатские, израильские и швейцарские партнеры уже проявили свой интерес к региону.
В декабре 2015 года министр экономического развития Крыма Валентин Демидов провел встречу с делегацией бизнесменов из Германии, которые рассматривают возможность инвестирования в реконструкцию Ялтинского морского порта, финансирования строительства многофункционального спортивного и медицинского центра с гостиничным комплексом.
В свою очередь министр рассказал о благоприятных условиях для деятельности иностранных инвесторов и конкретных инструментах их поддержки, в том числе в рамках Свободной экономической зоны на территории Крыма.
Подготовила Татьяна КАНУННИКОВА
СПРАВОЧНО
Основные механизмы по привлечению в Россию иностранных инвесторов
— свободные экономические зоны
— близость к рынкам сбыта
— территории опережающего развития
— льготы по получению земли и инфраструктуры
— льготы по налогам на прибыль, имущество и землю
— льготы по начислению на ФОТ
— минимум проверок бизнеса
Похожие публикации
Иностранные компании на строительном рынке России: Обзор российских СМИ за 05.02 – 16.02.2016
Инвестиции в России: обзор иноСМИ за 25.01 — 31.01.2016
Источник
Частное строительство дорог: мировой опыт
РБК выяснил, что за строительством крупнейших платных дорог в России стоит малоизвестная фирма «Санкт-Петербургская платная дорога». Зарегистрированная в апреле 2017 года, она не имеет за спиной никакой истории, но ведет к семье известного бизнесмена из 1990-х Дмитрия Скигина.
В том, что дороги строятся на частные деньги, нет ничего странного. Во многих странах строительство инфраструктурных проектов, в том числе дорог, осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Особенно распространен механизм предоставления дорог общего пользования посредством контрактов на строительство и эксплуатацию. Согласно контракту, частные компании строят дороги и получают ограниченную франшизу, а когда истекает срок действия франшизы, собственность передается правительству. Кто строит платные дороги за границей — в обзоре РБК.
По данным Фонда содействия ГЧП Всемирного банка, в общей сложности с 1991 года свыше 44 автомагистралей использовали подход ГЧП на общую сумму $22,4 млрд при средней стоимости одного проекта около $53 млн. Частные инвестиции покрывают около 35% затрат на строительство платных дорог. В США также распространен механизм передачи в аренду государственных дорог, например, в 2006 году консорциуму компаний Macquarie-Cintra была передана дорога длиной 252,6 км на 75 лет. Взамен правительство получило $3,8 млрд.
На фото: строительство платного участка дороги в Новом Орлеане, Луизиана
Платные дороги во Франции начали строить еще в середине прошлого века. По данным Фонда содействия ГЧП Всемирного банка, из 11 тыс. км платных автомобильных дорог более 8 тыс. км находятся в частном управлении, что составляет более 75%. Строительство половины всех платных дорог Франции финансируется за счет частных средств, а федеральный бюджет и местные бюджеты оплачивают по 25% расходов. Крупнейшие частные компании, управляющие строительством дорог во Франции: ASF (2,5 тыс. км), APRR (1,82 тыс. км), SANEF (1,75 тыс. км).
На фото: трасса A61, построенная компанией ASF, Тулуза
В Великобритании с помощью ГЧП была построена одна дорога — платная трасса M6 Toll. Работы были закончены в 2003 году, проект задумывался для разгрузки одного из самых популярных направлений движения в Западной Европе — от Бирмингема до Ливерпуля. Трасса M6 Toll Road стала первой платной автомагистралью в Великобритании, не считая мостов и тоннелей. Построила дорогу компания Midland Expressway Ltd, затраты составили около $1,1 млрд, срок использования трассы заканчивается в 2054 году, и дорога будет передана государству.
Платная дорога N4 — успешный пример сотрудничества между соседними странами ЮАР и Мозамбиком без государственных субсидий. Управлением дорогой занимается консорциум Trans African Concessions, который отвечает за финансирование, проектирование, строительство, восстановление, эксплуатацию и техническое обслуживание трассы до 2027 года, после чего дорога перейдет к правительствам. Стоимость проекта составила около $660 млн.
Концессия городских дорог в столице Чили Сантьяго стала первым в мире случаем функционирования четырех платных дорог, построенных различными операторами. По данным Фонда содействия ГЧП Всемирного банка, общий объем частных инвестиций в строительство дорог составил $5,3 млрд. Предполагалось, что инвесторы будут восполнять свои инвестиции через пошлины, но правительство гарантировало минимальный доход, равный сумме 70% инвестиций и затрат на управление и обслуживание, а все дополнительные расходы взяло на себя. Также правительство должно было выплатить концессионерам компенсации за задержки, вызванные протестами местных жителей, таким образом, государственные инвестиции составили около $386,6 млн.
Источник
Власти ищут способы привлечения денег на инфраструктуру
Бессрочные облигации — их номинальная стоимость не погашается, но при этом они дают «вечный» рентный доход — могут стать перспективным источником внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов, отмечают в Национальном центре государственно-частного партнерства (ГЧП) и ВЭБ.РФ. Применение этого фининструмента в дорожном строительстве сейчас обсуждают в Белом доме. Пока же государство находит деньги на крупнейшие проекты в бюджете и его «карманах». Вчера в Елабуге премьер-министр Михаил Мишустин объявил о выделении из Фонда национального благосостояния 150 млрд руб. на строительство трассы Москва—Казань — как части международного транспортного маршрута Европа—Западный Китай.
В условиях экономической нестабильности инициаторы инфраструктурных проектов все чаще обращаются к финансовым и долговым инструментам, более характерным для потребительского рынка или обеспечения деятельности компаний, говорится в исследовании Национального центра ГЧП и ВЭБ.РФ. В мире все активнее используются так называемые бессрочные облигации (такие бумаги не предусматривают обязательного погашения) и даже краудфандинг.
Один из таких проектов вчера обсуждался в Елабуге (Татарстан) — премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание о строительстве дороги Европа—Западный Китай. В рамках этого проекта строительство участка Москва—Казань оценено в 655 млрд руб. на срок до 2024 года, из которых 390 млрд руб.— деньги федерального бюджета. В 2020 году из него планируется выделить 2,6 млрд руб., в 2021-м — 6,2 млрд руб., а в 2022-м — уже 117 млрд руб. На деле государственных денег будет больше — еще 150 млрд руб., как сообщил Михаил Мишустин, решено выделить из Фонда национального благосостояния.
В целом нехватка средств на дорожное строительство в России общеизвестна. Как отмечал ранее вице-премьер Марат Хуснуллин, потребность «в два-три раза» превышает возможности бюджета. Поэтому правительство, по его словам, прорабатывает механизм привлечения частных инвестиций — через размещение инфраструктурных облигаций на сумму в 300 млрд руб. Темой размещения бессрочных облигаций занимаются и в «Автодоре», там потребность во внебюджетном финансировании оценивают в 400 млрд руб. до 2024 года. Трасса Москва—Казань как раз рассматривается Белым домом в качестве одного из проектов, для реализации которых может быть использован выпуск таких облигаций. Более того, вчера Михаил Мишустин поручил Минфину проработать вопрос о необходимости использования в рамках этого проекта механизма ГЧП.
Плюс же для держателей облигаций — получение предсказуемых и регулярных купонных платежей. Впрочем, эксперты предупреждают и о рисках — в случае ускорения инфляции чем дольше инвестор будет удерживать бессрочную облигацию, тем меньше будет сумма получаемых им купонных выплат. Кроме того, стоимость бумаг сильно зависит от рыночных процентных ставок. Так, облигации новозеландского инфраструктурного фонда Infratil, выпущенные в 2006 году объемом $240 млн и ценой в $1 за бумагу, в результате мирового финансового кризиса подешевели до $0,5–0,6, что, естественно, вызвало недовольство их держателей.
Инвестиции в строительство автотрасс в этом году могут вырасти почти на 8 млрд рублей
Что касается краудфандинга, то в транспортных проектах он применяется крайне редко — в рамках кампаний по привлечению средств населения на строительство дорог, велосипедных дорожек или мостов на муниципальном уровне. Впрочем, в России этот механизм также планируется изучить — Центр ГЧП и ВЭБ.РФ планируют проработать создание на базе платформы РОСИНФРА (посвящена проектам ГЧП) инвестиционного краудфандингового сервиса по привлечению средств граждан для реализации инфраструктурных проектов.
Источник