- Стратегия развития территории привлечении инвестиций
- Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
- Оставить комментарий
- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
Стратегия развития территории привлечении инвестиций
Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова Э.А. Основы формирования инвестиционной привлекательности территории // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/88970 (дата обращения: 08.06.2021).
Научный руководитель: Е.В. Болгова,
к.э.н., доц., Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, этническими различиями особую значимость приобретает инвестиционная привлекательность территории . Непоследовательность или промедление в принятии необходимых мер угрожает безвозвратной утратой значительной части еще сохраняющегося инвестиционного потенциала территории. Повышение инвестиционной привлекательности территории способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион, муниципалитет для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность территории.
Таким образом, в последнее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью территории как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса.
Инвестиционная привлекательность – один из основных показателей характеризующих уровень территориального развития, отражающих способность территориального образования привлекать инвесторов и развивать бизнес, обеспечивать доходы бюджета и стабильность социально-экономического роста.
Валинурова Л.С. рассматривает инвестиционную привлекательность как «совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции».
Она полагает, что инвестиционная привлекательность включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и характеризуется взаимодействием этих категорий. [1]
Инвестиционная привлекательность, по мнению Лахметкина Н. И., – это «совокупность различных свойств объекта инвестирования, определяющих платежеспособную потребность на инвестиции» [2].
Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать вывод, что инвестиционная привлекательность – это совокупность различных объективных и субъективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. А инвестиционная привлекательность территории – совокупность объективных свойств и условий осуществления инвестиций с точки зрения предпочтений конкретного инвестора в границах определенной территории.
На рисунке 1 представлены направления повышения инвестиционной привлекательности, актуальные для территориальных образований в условиях координации рыночных механизмов с механизмами государственного управления.
Рисунок 1- Направления роста инвестиционной привлекательности территориальных образований [3]
В случае условного разделения муниципальных образований на развитые (инвестиционно привлекательные) и слаборазвитые (непривлекательные для инвесторов) набор экономических рычагов и стимулов повышения инвестиционной привлекательности территорий рассматривают дифференцированно (табл.1).
Таблица 1 – Экономические рычаги и стимулы повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований
Территории Экономические рычаги и стимулы повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований | Создание общих экономических условий для результативного воздействия в муниципалитетах рыночных механизмов хозяйствования с ориентацией на общерегиональные цели и задачи (дотации; субсидии; налоговые кредиты и льготы; финансовая помощь посредством создания специальных фондов). | Развитие природно-ресурсного, производственного, потребительского, жизни муниципальных образований, сокращение прямого вмешательства государства в деятельность отдельных отраслей, при этом использование инструментов опосредованного действия: сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов; оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре; совершенствование таможенного администрирования; меры налоговой политики; контроль инвестиций и защита прав инвесторов | Развитие инновационного, достигнутого уровня развития В зависимости от того, к какому типу инвестиционного развития относится территориальное образование, используют различные экономические рычаги и стимулы, необходимые для повышения его инвестиционной привлекательности. Общим, однако, остается необходимость разрабатывать стратегию роста инвестиционной привлекательности как важнейшего инструмента управления. Стратегия роста инвестиционной привлекательности – способ установления долгосрочных целей развития инвестиционного потенциала и улучшения инвестиционного климата территориального образования и разработки программы действий по их достижению в соответствии с приоритетными направлениями и сценариями социально-экономического развития. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования представляет собой комплексный долгосрочный документ, который включает: В таблице 2 представлены основные разделы содержания и критерии эффективности реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования. Таблица 2 – Содержание стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования Стратегические характеристики и ресурсы развития Анализ инвестиционного климата Риски стратегии и риски привлечения инвестиций Стратегические цели,задачи и ключевые показатели инвестиционного развития Механизм реализации стратегии Мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности Факторы повышения инвестиционной привлекательности Перечень приоритетных инвестиционных проектов Оценка ресурсного обеспечения стратегии Социально-экономические результаты реализации стратегии Соответствие стратегическим целям инвестиционного развития Обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие приоритетных отраслевых направлений Экономическая эффективность с учетом срока его окупаемости и прибыльности Улучшение условий жизнедеятельности местных сообществ Использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий Многоплановость среды реализации стратегии инвестиционной привлекательности муниципальных образований предопределяет необходимость учитывать особенности этих территориальных единиц. Поскольку эффективность развития муниципального образования в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности территории, то этот фактор является ключевым в создании условий интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения, но зависящим от методов разработки и механизмов реализации инвестиционной стратегии. Задача повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования должна решаться в контексте социально-экономического развития региона в целом и вписываться в общую систему регионального развития. На рисунке 2 представлена схема формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности. Рисунок 2- Этапы формирования стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования[4] Принципиальным в разработке стратегии является выбор методов, к наиболее эффективным из которых относят(таблица 3): Таблица 3 – Методы разработки и механизмы реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности |
Методы разработки стратегии роста инвестиционной привлекательности | |||
1.Целеполагания | |||
Механизмы реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности | |||
1.Нормативно-правовой |