Стратегия развития территории привлечении инвестиций

Стратегия развития территории привлечении инвестиций

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова Э.А. Основы формирования инвестиционной привлекательности территории // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/88970 (дата обращения: 08.06.2021).

Научный руководитель: Е.В. Болгова,
к.э.н., доц., Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, этническими различиями особую значимость приобретает инвестиционная привлекательность территории . Непоследовательность или промедление в принятии необходимых мер угрожает безвозвратной утратой значительной части еще сохраняющегося инвестиционного потенциала территории. Повышение инвестиционной привлекательности территории способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион, муниципалитет для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность территории.

Таким образом, в последнее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью территории как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса.

Инвестиционная привлекательность – один из основных показателей характеризующих уровень территориального развития, отражающих способность территориального образования привлекать инвесторов и развивать бизнес, обеспечивать доходы бюджета и стабильность социально-экономического роста.

Валинурова Л.С. рассматривает инвестиционную привлекательность как «совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции».
Она полагает, что инвестиционная привлекательность включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и характеризуется взаимодействием этих категорий. [1]

Инвестиционная привлекательность, по мнению Лахметкина Н. И., – это «совокупность различных свойств объекта инвестирования, определяющих платежеспособную потребность на инвестиции» [2].

Анализ приведенных точек зрения позволяет сделать вывод, что инвестиционная привлекательность – это совокупность различных объективных и субъективных признаков, свойств, средств, возможностей экономической системы, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. А инвестиционная привлекательность территории – совокупность объективных свойств и условий осуществления инвестиций с точки зрения предпочтений конкретного инвестора в границах определенной территории.

На рисунке 1 представлены направления повышения инвестиционной привлекательности, актуальные для территориальных образований в условиях координации рыночных механизмов с механизмами государственного управления.

Рисунок 1- Направления роста инвестиционной привлекательности территориальных образований [3]

В случае условного разделения муниципальных образований на развитые (инвестиционно привлекательные) и слаборазвитые (непривлекательные для инвесторов) набор экономических рычагов и стимулов повышения инвестиционной привлекательности территорий рассматривают дифференцированно (табл.1).

Таблица 1 – Экономические рычаги и стимулы повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований

процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований

метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития муниципального образования и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

разработка стратегии исходя из выбора приоритетов и ключевых направлений муниципального образования.

разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности

мероприятия по управлению реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования, позволяющие наиболее эффективно осуществлять процесс стратегического развития, а также достигать целей деятельности на основе взаимодействия элементов

мероприятия по постановке, решению задач и проблем, информированию, оказанию помощи по предполагающего взаимодействие органов власти и инвесторов

Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.

Можно выделить три источника финансирования мероприятий стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования:

1) средства муниципального бюджета, в том числе заемные, и (или) вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции и различные формы частно-государственного сотрудничества;

3) средства организаций различных форм собственности.

С одной стороны муниципальное образование заинтересовано уменьшить объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя на частных инвесторов. С другой стороны, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов .

Благополучное достижение целей инвестиционного развития территории, определённых в стратегическом плане, не представляется возможным без создания должных инфраструктурных условий, в условиях ограниченности собственных финансовых средств, требующих дополнительных средств для инвестирования в хозяйственные объекты на территории муниципалитета. Формирование инвестиционной стратегии муниципального образования позволяет обеспечить улучшение экономических результатов деятельности как хозяйствующих субъектов, так и отдельных секторов экономики муниципального образования.

Стратегия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования определяет основу для принятия стратегических решений в сфере экономической и инвестиционной политики территории и обеспечивает сбалансированное развитие территории в структуре субъекта РФ и Федерального округа Российской Федерации

Эффективность стратегии будет характеризоваться степенью продвижения к целям и эффективностью решения проблем социально-экономического развития, приростом налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, общесистемными эффектами в виде развития сопряженных производств, темпами экономического роста, уровнем социального развития.

Формулирование стратегии касается определения действий, связанных с устранением факторов, препятствующих активизации инновационных процессов. В плане методов и механизмов разработка стратегии предполагает формирование критериев выбора основных объектов инвестирования, нуждающихся в государственной поддержке (приоритетное стимулирование инновационных процессов), разработку форм и методов их стимулирования по отдельным направлениям, формулировку институциональных условий и требований к рыночной инфраструктуре, обеспечивающей эффективное функционирование предлагаемой системы.

Библиографический список

  1. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. М.: КноРус. 2015. 384 с
  2. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия: учеб. пособ. М.: КноРус. 2017. 184 с
  3. Мякшин В.Н. Методология формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 28. С. 46-55
  4. Кабанова И.Е. Социально-экономическое развитие муниципального образования через призму инвестиционного климата// Социум и власть. – 2017. – №2.- С.78-82

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения

Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:

— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),

— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Источник

Читайте также:  Срок окупаемости фермы для майнинга
Оцените статью
Территории

Экономические рычаги и стимулы повышения инвестиционной привлекательности территориальных образований

Создание общих экономических условий для

результативного воздействия в муниципалитетах

рыночных механизмов хозяйствования с ориентацией на общерегиональные цели и задачи (дотации; субсидии; налоговые

кредиты и льготы; финансовая помощь посредством создания специальных фондов).

Развитие природно-ресурсного, производственного, потребительского,

жизни муниципальных образований,

сокращение прямого вмешательства

государства в деятельность

отдельных отраслей, при этом использование инструментов опосредованного

действия: сокращение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов; оптимизация процедур

по доступу к инфраструктуре; совершенствование таможенного

администрирования; меры налоговой политики; контроль инвестиций и защита прав инвесторов

Развитие инновационного,

достигнутого уровня развития

В зависимости от того, к какому типу инвестиционного развития относится территориальное образование, используют различные экономические рычаги и стимулы, необходимые для повышения его инвестиционной привлекательности. Общим, однако, остается необходимость разрабатывать стратегию роста инвестиционной привлекательности как важнейшего инструмента управления.

Стратегия роста инвестиционной привлекательности – способ установления долгосрочных целей развития инвестиционного потенциала и улучшения инвестиционного климата территориального образования и разработки программы действий по их достижению в соответствии с приоритетными направлениями и сценариями социально-экономического развития. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования представляет собой комплексный долгосрочный документ, который включает:

В таблице 2 представлены основные разделы содержания и критерии эффективности реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Таблица 2 – Содержание стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования

Стратегические характеристики и ресурсы развития

Анализ инвестиционного климата

Риски стратегии и риски привлечения инвестиций

Стратегические цели,задачи и ключевые показатели инвестиционного развития

Механизм реализации стратегии

Мероприятия по улучшению инвестиционной привлекательности

Факторы повышения инвестиционной привлекательности

Перечень приоритетных инвестиционных проектов

Оценка ресурсного обеспечения стратегии

Социально-экономические результаты реализации стратегии

Соответствие стратегическим целям инвестиционного развития

Обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие приоритетных отраслевых направлений

Экономическая эффективность с учетом срока его окупаемости и прибыльности

Улучшение условий жизнедеятельности местных сообществ

Использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий

Многоплановость среды реализации стратегии инвестиционной привлекательности муниципальных образований предопределяет необходимость учитывать особенности этих территориальных единиц. Поскольку эффективность развития муниципального образования в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности территории, то этот фактор является ключевым в создании условий интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения, но зависящим от методов разработки и механизмов реализации инвестиционной стратегии.

Задача повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования должна решаться в контексте социально-экономического развития региона в целом и вписываться в общую систему регионального развития.

На рисунке 2 представлена схема формирования стратегии повышения инвестиционной привлекательности.

Рисунок 2- Этапы формирования стратегии роста инвестиционной привлекательности муниципального образования[4]

Принципиальным в разработке стратегии является выбор методов, к наиболее эффективным из которых относят(таблица 3):

Таблица 3 – Методы разработки и механизмы реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности

Методы разработки стратегии роста инвестиционной привлекательности
1.Целеполагания
Механизмы реализации стратегии роста инвестиционной привлекательности
1.Нормативно-правовой