СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Аннотация: При нестабильности финансового рынка инвесторы уделяют повышенное внимание управлению риском. В условиях оттока капитала, повышения стоимости финансовых ресурсов, иностранного оборудования, а также ограничения доступа к ним в условиях экономических санкций, становятся актуальными вопросы повышения эффективности затрат и капитальных вложений. Одним из направлений является повышение эффективности управления инвестициями и снижение нецелевых расходов, которые не соответствуют стратегии компании. Системное управление инвестициями позволяет оптимизировать затраты и реализовать долгосрочные цели стратегии компании.
Ключевые слова: управление инвестициями, стратегические инициативы, инвестиционная политика, инвестиционный план.
В благоприятные времена компании (ВИНК) могли позволить себе реализовывать большое количество проектов одновременно, проводить исследования и ТЭО, однако теперь, необходимо оптимизировать свои расходы и исключать статьи расходов, которые являются неэффективными, к примеру:
— отказ от реализации проекта «Южный поток»;
— прекращение бурения и проведения геологических работ на арктическом шельфе компаниями Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Chevron и BP;
— сворачивание крупных инвестиционных проектов компанией ПАО ГМК «Норильский никель».
Инвестиционная политика – политика капитальных вложений, ориентированная на достижение определенных целей (безопасность, прибыль, ликвидность и т.д.). Разработка инвестиционной политики позволит определить, на что направлены инвестиции, какой будет эффект от этих инвестиций, а также как соответствует проект стратегии развития компании, ее миссии и целям.
Можно выделить несколько целевых уровней, определяющих инвестиционную политику предприятия.
1) Стратегия. Под стратегией обычно понимают набор общих правил и целей, определяющих долгосрочные действия компании и выполнение ею предназначения-миссии (под миссией понимается общая глобальная цель, причина создании компании).
2) На основе выбранной стратегии формируются стратегические цели. Стратегические цели определяют направления вложения средств.
3) На базе принятых целей формируется инвестиционная политика.
На основании индуктивного метода понятие стратегическое управление инвестициями — это управление инвестициями с точки зрения глобальных целей развития компании с позиции её менеджеров и собственника, позволяющее адаптировать компанию к внешней среде и повысить её эффективность и конкурентоспособность, реализовать цели акционера.
Необходимость ориентироваться на стратегию компании при формировании инвестиционных планов обусловлена тем, что это:
— позволяет оптимизировать затраты, как в целом, так и в отдельные годы;
— улучшает имидж компании и поддерживает её репутацию;
— не позволяет «распыляться» на ненужные проекты и максимально использовать инвестиционный потенциал;
— обеспечивает реализацию долгосрочных целей развития компании;
— обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, тактического (текущего) и оперативного управления инвестиционной деятельностью.
Системное управление инвестициями носит циклический, итерационный характер и включает описанные ниже этапы.
Этап 1. Разработка возможных общих сценариев будущих событий. Составление сценария включает в себя:
1) Структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен настолько точно, насколько это возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта.
2) Определение и группирование сфер влияния. Необходимо выделить критические точки бизнеса и оценить их влияние на будущее организации.
3) Установление показателей будущего развития критически важных факторов среды организации. После того как основные сферы влияния определены, необходимо определить их возможное состояние в будущем исходя из намеченных целей.
4) Формирование и отбор наборов предположений.
5) Сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии.
Этап 2. Выбор стратегии развития.
Выбор стратегии представляет собой сравнение перспектив компании в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между ними, анализ путей диверсификации производства. Фактически на этом этапе и выполняется стратегическое планирование.
Стратегические альтернативы сравнивают для выявления достоинств каждой из них на основе следующих критериев: пригодность; выполнимость или осуществимость; приемлемость.
Из перечисленных критериев выбирают основной критерий, который позволяет уменьшить число рассматриваемых вариантов. Эти варианты подвергаются более тщательной и детальной оценке, которая может осуществляться при помощи экспертных методов, например, методом анализа иерархий.
Этап 3. Построение дерева стратегических инициатив.
Здесь следует обратить внимание на то, что стратегически значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и посистем, связанных с производством и обеспечением.
Цели в рамках модели необходимо тщательно классифицировать и соответствующим образом структурировать в рамках диаграмм.
Выделение, описание и иерархическое упорядочивание каждой из целей выполняется посредством выполнения ряда соответствующих аналитических процедур и процедур согласования и утверждения.
К каждой из определяемых на нижнем уровне детализации целей, насколько это возможно, применяются требования SMART (Specific — конкретная; Measurable — измеримая; Achievable — достижимая; Realistik — реалистичная; Timed — ограниченная по времени).
Этап 4. Системный анализ стратегических инициатив.
Системный анализ требует сквозного координированного управления множеством инициатив, в том числе процессами, общими для функциональных подразделений и самостоятельных бизнес-единиц.
Специально сформированная группа анализирует все поступившие новые предложения и оценивает их в соответствии с формальным процессом оценки и ранжирования, принятым в компании. Многие организации разработали специальный стандартный формат для предложения инициативы, обычно состоящий из следующих пунктов: описание инициативы; стратегическое направление или цель, для поддержки которых предназначена данная инициатива; ожидаемые результаты; ресурсы, затраты и сроки.
Затем команда выполняет официальный процесс оценки и ранжирования инициатив. Для оценки используют три критерия: стратегическое соответствие и выгода, потребность в ресурсах, организационные возможности и риски.
Каждая компания выбирает свои собственные критерии и соответствующие им весовые коэффициенты. Инициативы оцениваются по шкале от 1 до 9 по трем критериям. Каждый критерий имеет свой вес.
Полученный инициативой балл умножается на веса критериев, а затем все баллы суммируются, давая окончательный результат. Чем выше балл, тем более перспективна инициатива.
После оценки и ранжирования всех инициатив проектная команда представляет их руководству для окончательного обсуждения и отбора. Итоговый утвержденный список состоит из нескольких важнейших стратегических программ, которые будут финансироваться организацией и способствовать росту эффективности [1].
Этап 5. Разработка инвестиционных проектов/программ, позволяющих достичь обозначенные цели. Разработка инвестиционного проекта включает в себя ряд этапов:
— сбор информации и прогнозирования объемов реализации;
— прогнозирования объемов производства и прибыли;
— оценка видов и уровней рисков;
— определение требуемого объема и графика инвестиций и бюджета проекта. При этом точность оценки бюджета проекта, размер резерва и эскалации устанавливается в зависимости от этапа реализации проекта, наличия аналогов и уникальности [2].
Этап 6. Анализ предложенных инвестиционных планов.
Анализ предложенных инвестиционных проектов начинается с расчета основных показателей эффективности, таких как: период окупаемости, дисконтированный период окупаемости, чистый дисконтированный (приведенный) доход, индекс прибыльности, внутренняя норма доходности.
Рассчитав эффективность инвестиционных проектов, объем и график инвестиций, разработчик решает, какие источники финансирования (из числа доступных) будут задействованы. В случае если собственных средств организации оказывается недостаточно и инвестиции предполагается осуществить за счет привлеченных кредитов, необходим анализ рынка ссудных капиталов.
Этап 7. Формирование планов инвестиций по годам.
Принятые и одобренные инвестиционные проекты включаются в сводный план инвестиций компании и ежегодно актуализируются.
Этап 8. Создание системы контроллинга плана инвестиций.
Проводится контроль сроков поставки материальных ресурсов, сроков платежей, инвестиционных выплат. С помощью финансового плана проекта сравниваются фактические и плановые показатели инвестиционного бюджета.
В ходе реализации инвестиционного проекта осуществляется контроль эффективности его реализации путем проведения поверочных расчетов. Расчеты могут носить не только разовый, но и текущий характер. В результате, с одной стороны, проверяется, достигнуты ли цели проекта, а с другой — вырабатываются корректирующие мероприятия путем сравнения плана и факта.
Компаниям необходимо иметь четкое представление, на что направленны их инвестиции и будет ли инвестиционный проект соответствовать стратегии развития компании, ее миссии и целям.
Стратегическое управление инвестициями — управление инвестициями с точки зрения глобальных целей развития компании, позволяющее адаптировать её к внешней среде и повысить эффективность и конкурентоспособность, реализовать цели акционера.
1 Каплан Р., Нортон Д Управление портфелем стратегических инициатив / Пер. с англ. М.: Олимп—Бизнес, 2004.
2 Чернятьев К.А., Чернятьева Р.Р., Хайруллин Е.В. Методики формирования резерва при оценке бюджетов инвестиционных проектов. Вестник экономики и менеджмента. – Уфа: Изд-во УГНТУ — 2016 г. — выпуск № 1. – с. 52-56
Источник
Стратегическое управление инвестициями это
Ближайшие публикации будут посвящены одной из ключевых тем теории инвестирования – стратегическому управлению инвестициями.
Любая коммерческая организация, равно как и любой частный инвестор обязаны применять стратегический подход к своей инвестиционной деятельности.
Если, конечно, их интересуют серьезные финансовые результаты.
Чтобы удержаться «на плаву» во многих секторах экономики приходится обращать особое внимание на создание и поддержание эффективной системы управления финансовыми ресурсами.
Такая система должна уверенно отвечать на вызовы строящейся рыночной экономики и обеспечивать предприятию неуклонный рост прибыли.
Чтобы этого добиться, аккумулирования выручки и финансирования исключительно текущих потребностей недостаточно.
Нужны [1] четкая программа по вложению части свободных средств в фондовый рынок и [2] налаженная система управления соответствующими инвестициями.
Эти задачи традиционно разрешаются службами финансового менеджмента, но не только ими.
Еще со времен Рокфеллера крайне эффективной считается практика привлечения к процессу управления инвестициями и ценными бумагами рядовых работников предприятия или акционерного общества посредством реализации им некоторой доли акций.
Понятно, почему. Работник становится кровно заинтересованным в непрестанном повышении эффективности «родного» предприятия. Лучшей мотивации и не придумать.
Такая практика является одним из краеугольных элементов стройной системы стратегического управления инвестициями, позволяющая любой компании приспособиться к переменчивости и волатильности фондового рынка самым эффективным способом.
Стратегическое управление инвестициями
Стратегическое управление инвестициями – это наиболее короткий путь к повышению конкурентоспособности компании.
Все оттого, что любая стратегия позволяет оценить ситуацию, так сказать, «сверху», сделать финансовые цели, стоящие перед компанией или предприятием, ясными и понятными как для управленцев, так и для трудового коллектива.
Что же такое стратегическое управление инвестициями?
Под стратегическим управлением инвестициями принято понимать совокупность правил (инструкций) по распоряжению финансовыми ресурсами, рассчитанных на долгосрочное применение и объединенных единой глобальной целью – реализации МИССИИ компании.
Правильнее сказать, именно первичная обрисовка и письменное закрепление миссии компании становятся отправной точкой налаживания процесса стратегического управления инвестициями…
Миссия компании – это то, ради чего компания создавалась. Это больше чем просто получение прибыли.
Это, прежде всего, отражение духовных ценностей учредителей (создателей) компании.
Если говорить более приземленно и прагматично, в качестве элементов стратегического управления инвестициями могут выступать следующие цели:
[1] защита финансового капитала от обесценивания из-за действия инфляции;
[2] постоянный приток наличности и дополнительных финансовых ресурсов;
[3] поступательное и непрерывное приумножение капитала;
[4] обеспечение доступа к управлению компанией наиболее компетентным и профессиональным менеджерам;
[5] возможность реализации инновационных проектов, делающих мир ярче, интереснее, совершеннее;
Если в основу стратегии управления инвестированием кладутся ПЕРВЫЕ три из перечисленных целей, можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с портфельным инвестором, который напрямую не вмешивается в рабочие процессы компании.
Стратегические инвесторы в своей деятельности придерживаются трех ОСТАВШИХСЯ целей.
Им важно заполучить контрольный пакет акций не столько ради текущего дохода, сколько ради расширения своих возможностей по управлению коммерческой организацией.
Это, кстати говоря, и есть один из критериев деления на виды стратегий инвестирования, коих насчитывается превеликое множество (активные/пассивные, срочные, аукционная и арбитражная и проч.; их детальный разбор нам предстоит в последующих публикациях).
Инвестиционная стратегия
Инвестиционная стратегия проясняет не только долгосрочные – сугубо стратегические – перспективы развития компании, но и предусматривает ряд тактических шагов, определяющих конкретные виды подлежащих включению в инвестиционный портфель ценных бумаг и моменты их покупки и продажи.
Инвестиционная стратегия подобна чехлу со стрелами, где каждая стрела представляет собой частную стратегию инвестирования в отдельные виды ценных бумаг.
Реализация инвестиционной стратегии состоит из нескольких этапов, которые перечислены далее.
[1]. Письменное формулирование миссии компании и «пороговых» значений, характеризующих важнейшие показатели инвестирования в ценные бумаги (доходность, ликвидность, инвестиционный риск, надежность).
[2]. Документальное определение целей инвестирования, вытекающих из миссии компании, как с точки зрения деятельности компании, так и применительно к конкретным финансовым инструментам.
Цели инвестирования всегда [1] конкретны, [2] измеримы, [3] привязаны к конкретным временным рамкам
Хороший пример цели стратегического управления инвестициями: «Добиться по итогам работы за 1 полугодие доходности более 85 процентов годовых от вложений в акции компании ААА за счет изменения их курсовой стоимости».
[3]. Мониторинг состояния фондового рынка. На данном этапе выполняется:
[1] анализ рынка,
[2] составление рейтинга финансовых инструментов,
[3] отыскание недооцененных активов,
[4] составление прогнозов изменений рынка,
[5] обоснование инвестиционного потенциала отдельных отраслей экономики и иные мероприятия.
[4]. Определение и выбор конкретной стратегии управления инвестициями, обоснованно позволяющей добиться скорейшего и наиболее эффективного достижения целей.
Отдельные виды стратегий инвестирования мы разберем в следующий раз.
Источник