- План маркетинга — разработка стратегического бизнес-планирования, анализ и структура
- Что такое план маркетинга и зачем он нужен
- Разделы и содержание маркетингового плана компании
- Маркетинговая экспертиза наличие проведенных маркетинговых мероприятий
- Стратегическое бизнес планирование
- Элементы эффективного бизнес планирования
- Контроль исполнения плана маркетинга
План маркетинга — разработка стратегического бизнес-планирования, анализ и структура
Что такое план маркетинга и зачем он нужен
Маркетинговый план – документ, отражающий рыночные цели компании и способы их достижения.
Основные задачи плана маркетинга:
- Анализ маркетинговой работы предыдущих периодов.
- Мониторинг текущей рыночной ситуации.
- Подробное исследование какие привлекательные стороны (товары, услуги) компании, могут быть интересны на сегодняшнем рынке.
- Четкое определение необходимого комплекса рекламных услуг, с отображением сроков и средств, также суммы материальных затрат.
- Грамотное распределение ресурсов фирмы. Какие бывают маркетинговые планы (виды)
- Долгосрочные – составляются на длительный период (3-5 лет) – отражают долгосрочные задачи и базовые маркетинговые стратегии, и включают средства их реализации.
- Оперативные (годовые) – описывают маркетинговые мероприятия, цели и стратегии на год. Строится на базе долгосрочного плана.
- Краткосрочные (полгода, месяц, 2 месяца).
Разделы и содержание маркетингового плана компании
В данной статье подробный план, состоящий из 9 пунктов, в литературе встречаются более укрупненные виды планов, включающие 5-7 пунктов, однако они не такие подробные:
- Аннотация (исполнительное резюме) – короткий экскурс содержания плана. Тезисно основная информация: целевой вектор плана, задачи и пути их решения, выводы, рекомендации, планируемая прибыль, реализуемые объёмы, которых хочется достичь, сравнительный анализ по показателям прошлых периодов, ресурсы достижения желаемых показателей, рекламный бюджет и его сравнение с прошлым (по годам). Стоит писать так, чтобы коротко и ясно отразить суть плана. Составляется в последнюю очередь, когда проект написан.
- Анализ рынка – информация о рыночной ситуации, конкурентах, положение товара или услуги на рынке, каналы распределения.
Рыночная ситуация – определение целевых сегментов рынка, объём рыночного роста (натуральный и денежный показатель), составляется портрет потенциального потребителя и его поведения, здесь стоит учитывать несколько факторов: покупатель, его желания, факторы, влияющие на приобретение товара, поведенческий анализ, где и когда делаются покупки.
Позиция товара или услуги на рынке – лучше всего сделать таблицу с показателями: прибыль, объём продаж, стоимость, за прошедшие года.
Уровень конкуренции – важные задачи раздела: определить соперников, их цели, маркетинговые программы, сильные слабые стороны, насколько они конкурентоспособны.
Мониторинг внешней среды – выявление внешних факторов, способных повлиять на деятельность фирмы, благоприятно или нет:
- Позиция на рынке – выявление достоинств, недостатков, угроз и сложностей анализируемого предприятия.
- Поставить цели – написать какие нужны результаты, главное, чтобы они были реалистичными, четкими, измеряемыми, ограниченными временными рамками.
- Выбор маркетинговой стратегии – конкретные решения по объёму, цене и нише на рынке.
- Составление рабочей программы, и как нужно делать, чтобы сделать предприятие успешнее, включает в себя сроки и распределение обязанностей.
- План бюджета – прибыль, расходы, издержки производства, если фирма производственная.
- Контроль за выполнением маркетингового плана – лучше всего ежеквартально подводить итоги мероприятий, и следить за результатами их выполнения.
- Завершение – действия на случай форс-мажора, необязательный пункт, но лучше продумать заранее, чтобы действовать четко и грамотно.
Когда план создан, специалисты рекомендуют протестировать его по следующем критериям:
- Рациональность – возможно применяя данный план, получить преимущества на рынке, позволяющие обогнать конкурентов.
- Аргументированность – насколько обоснованы описанные маркетинговые мероприятия, хватит или нет средств на реализацию.
- Тестирование партнерских отношений-координация действий, если имеется много деловых партнеров.
- Какие действия в плане приносят прибыль, а какие убыточны – тест на риски.
- Возможности компании.
- Реалистичность плана.
Если план отвечает всем, описанным выше критериям, то он просто замечательный.
Когда фирма не проходит тест на риски, и ничего не меняется в маркетинговой политике долгое время, просто необходимо мнение эксперта со стороны, в таких случаях проводится маркетинговая экспертиза.
Маркетинговая экспертиза наличие проведенных маркетинговых мероприятий
Маркетинговая экспертиза – комплекс работ, который выполняется при разработке плана маркетинга. Проводится сторонними экспертами.
Основные этапы проведения:
- Определение целевого рыка фирмы, анализ внешней среды.
- Посмотреть внутренние ресурсы компании-здесь определяется общее положение дел, и какие мероприятия проводились или нужно провести.
- Оценка перспектив выпускаемого продукта.
- Рекомендации по наиболее эффективной стратегии продвижения и портфелю продукции.
Чтобы любой бизнес, независимо от сферы деятельности был успешным, необходима такая важная часть, как стратегическое бизнес планирование.
Стратегическое бизнес планирование
Стратегическое бизнес планирование – комплекс процедур, направленных на построение желаемого будущего компании. Правильную и грамотную стратегию бизнеса, помогает детализация бизнеса, определение желаемых итогов, и вяление методов их достижения.
Что нужно для эффективного стратегического бизнес-плана:
- Сконцентрироваться и поставить реальные выполнимые цели, а также определиться со стратегией.
- Максимально полно собрать необходимые данные- маркетинг, информацию для получения численных показателей, создать структуру будущего стратегического бизнес-плана.
- Набрать команду профессионалов – важны люди со стратегическим мышлением, а также имеющие компетенцию заданной области. На этом этапе нужно сформировать целостный подход, если людей много, то организовать совместную работу.
- Предоставить то, что нужно для успешного планирования бизнеса-здесь каждое предприятие самостоятельно выбирает, как контролировать написание плана, потому что следует учесть множество параметров: компетентность персонала, ресурсы, организационную структуру и прочее, однако есть список средств, которые чаще всего применяются при написании:
- Понятные и полезные рекомендации. Перечень используемых в плане понятий.
- Оценка «наружной» и внутренней среды. Сбор Финансовой информации.
- Проверка достижения финиша (конечных целей).
- Обучение персонала, если необходимо.
- Фокус группа, если есть возможность ее провести.
Конечно этот список больше подходит для крупных компаний, но можно адаптировать и под мелкие. В планировании стоит учесть размер компании, структуру, коллектив, специфику бизнеса, финансовое положение. Следующим шагом будет написание стратегического бизнес-плана, а точнее основные элементы его эффективности.
Элементы эффективного бизнес планирования
- Целостность – стратегический план должен быть связным и целостным.
- Небольшой объём и максимум полезной информации на первых 3 страницах, чтобы было понятно человеку, принимающему решение.
- Четкие понятные конечные ориентиры – простым и понятным языком написаны конечные цели
- Финансовый анализ без лишних цифр, больше вычислений, и итоговых показателей, показывающих реальную ситуацию.
- Управление, маркетинг и операционная часть.
Выполнение маркетингового плана и стратегий необходимо строго контролировать их реализацию и выполнение, полученные результаты для этого есть определенные стандарты, потому что может присутствовать человеческий фактор, который негативно скажется на деятельности фирмы, а может и принесет большие потери.
Контроль исполнения плана маркетинга
Контроль бывает нескольких типов и у каждого из них свои задачи:
- Выполнения оперативных планов(годовых) – контроль достижения поставленных задач.
- Прибыльности – основная задачи контролировать прибыль и убытки компании.
- Эффективности – насколько эффективен расход средств на рекламу, возможны рекомендации по увеличению эффективности и уменьшению затрат.
- Стратегии – отслеживание выполнения стратегических целей фирмы, по отдельным рыночным сегментам, а также в целом все ли резервы компании используются и насколько хорошо.
Вот из таких несложных методов, состоит контроль исполнения маркетингового плана.
Источник