Страховые актуарии
Комментарий к статье 8.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Страховые актуарии
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи страховые актуарии — физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Страховые актуарии — граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.
2. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует порядок проведения актуарной оценки страховых обязательств. По этой причине страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, по согласованию с органом страхового надзора.
К примеру, актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов проводится в соответствии со следующими нормативными актами:
- Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Страховщики обязаны соблюдать установленные комментируемым Законом и нормативными правовыми актами органа страхового надзора требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 N 100н.
3. Положения п. 3 комментируемой статьи предусматривают особые требования в отношении деятельности страховых актуариев, которая, в отличие от деятельности других субъектов страхового дела, не подлежит лицензированию. Страховой актуарий должен иметь квалификационный аттестат, который выдается по результатам проведения соответствующих квалификационных экзаменов, требования к порядку которых, а также к выдаче и аннулированию квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора.
Мы уже упоминали в комментарии к ст. 4.1 настоящего Закона о «неработоспособности» данной законодательной нормы. Здесь мы отметим, что и остальные нормы комментируемой статьи фактически неработоспособны, поскольку отсутствует специальный нормативный правовой акт, регламентирующий более детально условия и порядок осуществления деятельности страховыми актуариями (речь не идет о деятельности независимых актуариев и актуарных организаций при негосударственных пенсионных фондах).
За последние 6 лет попытка принятия отдельного федерального закона об актуарной деятельности реализовывалась дважды. 25 сентября 2006 г. членом Совета Федерации С.А. Васильевым СФ и депутатом ГД В.С. Плескачевским был внесен на рассмотрение ГД проект Федерального закона N 379572-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Однако в марте 2007 г. было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы (см. протокол заседания Совета ГД от 20 марта 2007 г. N 228). Буквально через два месяца с момента снятия указанного законопроекта с рассмотрения в ГД депутатом В.С. Плескачевским был внесен (20 марта 2007 г.) законопроект N 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», судьба которого оказалась более удачной, нежели предыдущего законопроекта.
Законопроект N 445108-4 был принят ГД в первом чтении с условием о предоставлении поправок к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия Постановления (см. Постановление ГД РФ от 15 января 2010 г. N 3092-5 ГД). В октябре 2011 г. было принято решение о передаче проекта федерального закона N 445108-4 «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» из Комитета Государственной Думы по собственности в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (см. протокол заседания Совета ГД от 6 октября 2011 г. N 303). И уже в марте 2012 г. было принято решение об изменении срока предоставления поправок к данному законопроекту (см. протокол заседания Совета ГД от 12 марта 2012 г. N 15). Срок продлили до 12 апреля 2012 г., однако дальнейших действий по состоянию на июнь 2012 г. принято не было.
Целями разработки законопроекта N 445108-4 явились установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий в нормативном регулировании деятельности актуария, введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии и гармонизация нашего законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством.
Разработанный проект закона направлен на регулирование отношений, связанных с получением статуса актуарием и саморегулируемой организацией актуариев, а также лишением такого статуса, разработкой стандартов и правил осуществления актуарной деятельности, осуществлением актуарной деятельности и контролем за ее осуществлением, страхованием профессиональной ответственности актуария и иными формами обеспечения его ответственности.
Одной из задач закона об актуарной деятельности является нормативное регулирование условий получения статуса саморегулируемой организации актуариев. Законопроект содержит квалифицирующие признаки лица, имеющего право осуществлять актуарную деятельность на территории Российской Федерации, основными признаками такого лица являются членство в саморегулируемой организации актуариев и наличие договора страхования профессиональной ответственности актуария.
Законопроект предполагает следующие основные функции саморегулируемой организации актуариев:
- разработка и утверждение стандартов и правил актуарной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;
- разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации актуариев (т.е. допуска к профессии актуария), дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении актуарной деятельности;
- представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями актуариев;
- прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации актуариев по основаниям, предусмотренным федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации актуариев;
- контроль за осуществлением своими членами актуарной деятельности в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил актуарной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;
- ведение реестра членов саморегулируемой организации актуариев и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию актуарной деятельности;
- организация информационного и методического обеспечения своих членов.
Также в законопроекте определены функции и полномочия государства (федеральных органов исполнительной власти) по регулированию актуарной деятельности. Такими полномочиями являются:
- выработка государственной политики в области актуарной деятельности;
- нормативно-правовое регулирование в области актуарной деятельности, утверждение федеральных стандартов актуарной деятельности;
- ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев;
- осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями актуариев требований федерального законодательства;
- обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации актуариев из единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев.
В проекте федерального закона предусматривается регламентация страхования актуарной деятельности, в частности определены риски деятельности актуария и условия для осуществления выплат по договору страхования.
Согласно законопроекту N 445108-4 под актуарной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов актуарной деятельности, направленная на проведение актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки. В качестве объектов оценки выступают:
1) страховые вероятности наступления страховых рисков;
2) страховые тарифы страховщика;
3) страховые резервы страховщика;
4) инвестиционные проекты страховщика;
5) деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
6) иные объекты, определенные федеральными законами.
Субъектами актуарной деятельности признаны физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций актуариев, застраховавшие свою ответственность и уплатившие взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации актуариев (далее — актуарии).
Актуарий осуществляет актуарную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой (независимый актуарий). В случаях, установленных федеральными законами, актуарные расчеты могут осуществляться актуарием, заключившим трудовой договор с юридическим лицом, которое в соответствии с требованием федерального законодательства обязано проводить актуарные расчеты в своей деятельности.
Законопроект дает понятие актуарного заключения, понимая под ним документ, содержащий результаты актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, проведенных независимым актуарием и предназначенных для использования заказчиком, а также иными заинтересованными лицами. Актуарное заключение должно содержать:
- данные о заказчике;
- данные об актуарии и саморегулируемой организации, членом которой он является;
- объект или объекты актуарной оценки;
- указание на методику актуарных расчетов в отношении объекта актуарной оценки, использованную независимым актуарием;
- результаты актуарных расчетов в отношении объекта (объектов) актуарной оценки.
Законопроект предусматривает, что государственное регулирование актуарной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций актуариев в части надзора за деятельностью саморегулируемых организаций актуариев и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Регулирование актуарной деятельности осуществляется Национальным советом по актуарной деятельности в части разработки федеральных стандартов актуарной деятельности и саморегулируемыми организациями актуариев в части разработки и утверждения стандартов и правил актуарной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации актуариев актуарной деятельности осуществляется этими организациями.
Источник
Страховое право: конспект лекций.
2. Страховые агенты, брокеры, актуарии.
Статья 4.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» к участникам страховых правоотношений относит страховых агентов, брокеров и актуариев. Формирование института страховых агентов в российском страховом деле началось в 1920-е гг. в период создания государственной системы страхования.
Страховые агенты – это постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями (ч. 1 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»). Страховые агенты могут действовать на основании доверенности, в качестве работников страховщика либо в качестве поверенных по договору поручения. Права и обязанности, вытекающие из совершенных страховым агентом действий в соответствии с договором, заключенным им со страховой компанией, приобретает страховая компания-доверитель.
В силу специфики осуществляемой деятельности страховому агенту необходимо знать: нормативные акты, регулирующие страховое дело; виды страховых услуг и условия различных видов страхования; основы рыночной экономики; порядок заключения и оформления договоров на страховые услуги; действующую систему социальных гарантий. Также ему важно располагать информацией о правовых основах развития страховой деятельности с учетом региональных специфических условий об отечественном и зарубежном опыте организации страхования населения и субъектов хозяйствования и др.
При оформлении взаимоотношений между агентом и страховщиком последний должен наделить страхового агента определенными полномочиями, в соответствии с которыми агент сможет выполнять возложенные на него обязанности. Круг таковых полномочий весьма разнообразен. Так, к обязанностям страхового агента можно отнести:[52]
1) осуществление операций по заключению договоров имущественного и личного страхования;
2) изучение региональных условий и спроса на определенные страховые услуги;
3) анализ состава регионального контингента потенциальных клиентов, обслуживание физических лиц, представляющих учреждения, организации и предприятия различных форм собственности;
4) установление критерия и степени риска при заключении договоров страхования, учитывая состояние здоровья, возраст, пол, образование, стаж трудовой деятельности, уровень материального обеспечения и другие субъективные качества, характеризующие клиента;
5) проведение аргументированных бесед с потенциальными и постоянными клиентами;
6) заключение и оформление страховых договоров, регулирование отношений между страхователем и страховщиком, обеспечение их выполнения;
7) осуществление приемки страховых взносов;
8) обеспечение правильности исчисления страховых взносов, оформления страховых документов и их сохранности;
9) оказание помощи клиентам в получении исчерпывающей информации об условиях страхования;
10) в течение срока действия заключенных договоров поддержание связей с физическими и юридическими лицами, вступившими в договорные отношения на страховые услуги;
11) в случае причинения ущерба застрахованному осуществление оценки страхового возмещения и определение его размера с учетом критериев и степени риска;
12) рассмотрение поступающих от клиентов жалоб и претензий по спорным вопросам исчисления и уплаты страховых взносов, выплат страхового возмещения при наступлении страхового случая в соответствии с условиями договора;
13) установление причин нарушений страховых договоров и принятие мер по их предупреждению и устранению;
14) исследование неосвоенных видов страховых услуг и перспектив их развития с целью применения в своей практике и при создании страховых органов и служб;
15) своевременное оформление необходимой документации, ведение учета и обеспечение хранения документов, связанных с заключением договоров страхования, и иные обязанности.
Страховые брокеры – это постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (ч. 2 ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ»).
При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика, а также осуществлять деятельность, не связанную со страхованием. Запрещается осуществление брокерской деятельности без наличия свидетельства о внесении в реестр страховых брокеров в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью. В целях обеспечения контроля за соблюдением действующего законодательства при предоставлении посреднических услуг в страховании Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (с 9 марта 2004 г. – Федеральная служба страхового надзора) ведется Реестр страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
Согласно Письму Росстрахнадзора отЗ1 августа 1995 г. № 05/2-44р/04 «О реестре страховых брокеров-посредников», Реестр страховых брокеров представляет собой список, содержащий регистрационный номер; наименование брокера; юридический адрес; номер свидетельства о занесении в реестр; дата выдачи (отзыва) свидетельства.
Страховой брокер:
1) оказывает необходимое содействие по осуществлению страховой выплаты при наступлении страхового случая, при оценке страхового риска, принимаемого на страхование, и в уплате страхователем страхового платежа в полном объеме в сроки, установленные в договоре страхования;
2) способствует правильному и своевременному оформлению документов при заключении договора страхования и выплате страхового возмещения, рассмотрении претензий при наступлении страхового случая, а также других документов, присущих страхованию;
3) при наступлении страховых взносов (премий) на счет страхового брокера он (страховой брокер) обязан незамедлительно перечислить их на счет страховщика, если соглашением, заключенным между ними, не предусмотрено иное;
4) должен владеть информацией о размерах страховых тарифов, условиях страхования, предлагаемых страховщиками в которых предполагает разместить риск, о размере их уставного капитала и страховых резервов, наличии лицензии на проведение страховой деятельности, а также иной необходимой для страхователя информацией, о чем информировать клиента;
5) при оформлении договора страхования должен владеть максимально возможной информацией о страхователе, предложить ему провести необходимые предупредительные мероприятия с целью сокращения вероятности наступления страхового случая и уменьшения размера возможного ущерба.
6) имеет право на получение от страховщика сведений о размере уставного капитала, страховых резервов и принятой ответственности, сроках деятельности организации на российском страховом рынке, наличии лицензии.
Конкретный перечень обязанностей страхового брокера,
Ответственность перед страхователем и (или) страховщиком за их исполнение определяются в условиях соглашения, заключаемого между ними.
В таком соглашении устанавливаются порядок взаиморасчетов между ними, сроки перечисления страховых премий на счет страховщика, условия и порядок выплаты комиссионного вознаграждения.
На брокера возлагается ответственность за:
1) выполнение обязательств, предусмотренных в заключенных им соглашениях;
2) достоверность, объективность, полноту и своевременность информации, предоставляемой клиенту, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и другим контролирующим организациям;
3) неразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну клиента.
Можно сделать вывод, что основное отличие страхового агента от страхового брокера заключается в форме представительства: страховой агент выступает от имени страховщика, в то время как страховой брокер – от своего имени.
Страховые актуарии – физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов (ч. 1 ст. 8.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).
Проведение аттестации страховых актуариев осуществляет Федеральная служба РФ по страховому надзору (п. 5.3. Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора»).
С 1 июля 2007 г. вступает в силу положение о том, что страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового регулирования.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
Источник