Страховая компания застраховать свою ответственность при перевозке

Страхование ответственности перевозчика грузов

Транспортная деятельность неразрывно связана с рядом рисков. Страхование ответственности помогает обезопасить перевозчиков и владельцев груза от существующих непредвиденных ситуаций и ошибок в процессе транспортировки, которые могут причинить вред их имуществу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Страхование ответственности перевозчика грузов – это основная гарантия в транспортно-экспедиционной деятельности на сегодняшний день. Оно выступает залогом возмещения вреда, нанесенного в процессе транспортировки имущества.

Этот вид страхования также является способом защиты материальных интересов перевозчика при возникновении его гражданской ответственности за причинение вреда грузу.

Субъект, осуществляющий перевозку груза, обязан застраховать свою гражданскую ответственность, независимо от вида используемого им транспорта (ст.5 ФЗ №67).

Исключением по закону является только метрополитен и такси. Отсутствие договора о страховании ответственности не избавит перевозчика от непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда грузу.

Компенсация будет равной по стоимости со стандартным страховым полисом, предусмотренным для этого или даже больше. Кроме этого, суммы необоснованного обогащения при отсутствии страховки подлежат взысканию в судебном порядке органами исполнительной власти.

Особенности страхования

При страховании такой ответственности основным документом, защищающим имущественные права всех заинтересованных лиц, будет специализированный договор.

Его субъектами являются:

  • страховщик;
  • страхователь;
  • выгодоприобретатель.

Обязательное страхование осуществляется компанией или организацией, которая получила лицензию на осуществление подобной деятельности.

Перевозчик является второй стороной договора и инициатором его заключения. Владелец груза будет выступать выгодоприобретателем или потенциальным потерпевшим.

Соглашения подобного рода составляются с обязательным указанием страховой суммы и тарифов. Договора страхования ответственности перевозчика относятся к документам, составляемым в пользу третьего лица (владельца груза). Форма – письменная.

Подписывают документ только представитель компании, осуществляющей страхование и перевозчик. Каждому договору присваивается номер в системе АИОС.

Для страхования ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом необходимо подать страховщику следующие документы:

  • заявление страхование по форме;
  • копию лицензии на перевозку определенной категории грузов (если она есть);
  • документы со сведеньями об автотранспортных средствах.

В процессе заключения договора страховщик может потребовать дополнительные документы, подтверждающие информацию в заявлении, провести осмотр транспортных средств или обратить за содействием в получении информации к органам исполнительной власти.

Договор страхования ответственности перевозчика грузов обязательно включает перечень всех транспортных средств, которые будут использовать перевозчиком в процессе транспортировки грузов.

Срок действия таких соглашений составляет не менее 1 года. Документ вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа или премии.

По соглашению сторон договор может быть:

Читайте также:  Бизнес идея минеральная вода

При прекращении или расторжении соглашения выплаченная страховая премия обычно не подлежит возврату. Но и в этих случаях гражданская ответственность с перевозчика не снимается.

Про страхование опасных грузов, смотрите здесь.

Что является объектом

По договорам такого рода объектом защиты выступают имущественные права перевозчика, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозке вреда грузу.

Риском выступает возможность возникновения обязательств относительно возмещения материального ущерба, причиненного транспортировкой.

Страховой случай – это уже сам момент появления обязательств перед владельцем груза по устранению причиненного вреда. С его наступлением возникает обязанность по оплате страхового возмещения.

Какие бывают случаи и риски

Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.

Схема: страховые риски.

Относительно имущества владельца существуют следующие риски:

  • полной или частичной потери груза;
  • повреждения груза;
  • ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя);
  • вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц;
  • затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).

Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:

  • ДТП;
  • перенаправление груза на правильный адрес;
  • действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба;
  • действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай;
  • пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором;
  • удар транспортного средства о неподвижный предмет;
  • взрыв, повреждения ТС льдом;
  • действия, принятые для устранения взрыва или пожара;
  • исчезновение транспортного средства без вести;
  • несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива;
  • повреждение транспорта атмосферными осадками;
  • исчезновение груза;
  • кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц;
  • поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.

Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан:

  • информировать каждую заинтересованную сторону;
  • незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика;
  • принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.

Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.

За что перевозчик грузов ответственности не несет

Выплаты по возмещению ущерба не проводятся в случае:

  • если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, народных волнений, акций протеста, забастовок, когда иное не предусмотрено договором;
  • наступления страхового случая при наличии умысла со стороны его владельца;
  • отказа в предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение ущерба.

Других оснований для освобождения от ответственности нет, если иное неуказанно в договоре.

Презумпцию вины перевозчика подтверждают:

  1. Недостатки тары или упаковки.
  2. Скрытие свойства груза, естественные потери.

При наличии этих признаков невиновность при повреждении необходимо будет доказать. Презумпцию невиновности гарантируют:

  • прибытие груза в целостности и исправной таре без следов вскрытия;
  • упаковка сохранила свою изначальную целостность, пломбы не задеты;
  • недостача, порча или повреждение груза произошло вследствие естественных причин;
  • сопровождение груза третьими лицами;
  • недостача груза не превышается установленных норм;
  • скоропортящийся продукт прибыл в сохранности и срок.
Читайте также:  Идеи чем заняться чтобы открыть свой бизнес

За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Стоимость груза определяется на основании счета или другого документа отправителя.

Страховщик может обратиться после возмещения ущерба с регрессным требованием к перевозчику если:

  1. Страховой случай наступил вследствие умышленных действий страхователя.
  2. При управлении ТС лицом (назначенным перевозчиком) в нетрезвом состоянии и возникновении из-за этого страхового случая.
  3. При наступлении страхового случая, если транспортным средством перевозчика управляло лицо, не имеющее на это право.
  4. При возникновении страхового случая и существующих нарушениях со стороны перевозчика относительно режима труда и отдыха водителя ТС.
  5. При наступлении страхового случая, если он возник вследствие введения перевозчиком в эксплуатацию непригодного транспортного средства.

Регрессное требование не может быть больше выплаченного страховщиком денежного возмещения. В этом случае страховая компания приобретает все права потерпевшего лица (владельца груза).

Регрессные требования предъявляются в суд. Страхование ответственности перевозчика грузов – это способ защиты от множества рисков, которые возникают в процессе транспортировки чужого имущества.

Формой страхования является публичный договор, который подписывают перевозчик-страховщик. Соглашения такого рода регламентируют количество и виды страховых случаев, по которым предусмотрены выплаты, размер денежного возмещения, а также суммы и тарифы на периодические платежи.

Страхование ответственности перевозчика грузов является обязательным практически для каждого владельца транспортного средства (кроме такси).

Про страхование груза при перевозке узнайте тут.

Что такое морские грузы, вы можете прочитать в этой статье.

Видео: Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков

Источник

Страхование грузоперевозок. Право или обязанность

Страхование грузоперевозок — мера, позволяющая свести к минимуму возможные потери в процессе транспортировки. Сегодня в этом направлении страховщиками применяется два вида защиты рисков, которые, несмотря на сходство в названии, по своей сути различны. Первый вид – страхование непосредственно груза, второй – страхование ответственности за доверенный к транспортировке груз. Основные различия этих услуг мы и рассмотрим.

Страхование груза – разновидность страхования имущества, цель которого – защита интересов владельца груза. Собственник груза выступает страхователем.
Страхование ответственности в свою очередь направлено на защиту прав и интересов перевозчика. Страхователем в этом случае будет лицо, несущее ответственность за сохранность груза на время его транспортировки, то есть перевозчик либо экспедитор.

Цель страхования груза – покрытие убытков владельца, в случае, если в процессе перевозки с грузом произойдут какие-либо происшествия, а, следовательно, и страховая сумма будет равна стоимости конкретного груза. Договор страхования заключается разовый и действует только на перевозку заявленного в договоре груза.

Страхование ответственности предполагает компенсацию убытков на случай возникновения ответственности перевозчика, например, за повреждение груза в процессе перевозки. И здесь уже страховая сумма может быть определена самим страхователем. Страховой договор заключается на определенный промежуток времени, в течение которого количество перевозок и грузов не лимитировано.

На этом различия этих видов страхования не заканчиваются. Так, например, если обязать перевозчиков заключать договор страхования ответственности возможно, то ни о каком обязательном страховании груза речи быть не может. Собственник самостоятельно определяет необходимость защиты и сохранности своего имущества. Бесспорно, можно рассматривать обязательное страхование ответственности, как перевозчика, так и грузовладельца, но только в части возможного вреда, который может быть причинен самим грузом. Это может быть отнесено к перевозке опасных грузов, поскольку их повреждение при перевозке может нанести вред третьим лицам или окружающей среде.

Читайте также:  Идеи бизнес чем заняться дома когда

Что касается перевозчика, то ему нет никакой необходимости страховать груз. Тем не менее, это происходит. Причин для этого как минимум две: просьба непосредственно владельца груза и пробелы в отечественном законодательстве, вынуждающие перевозчиков идти по пути страхования груза, а не ответственности за перевозку груза. Конкретнее эти ситуации рассмотрим ниже.

В первом случае владелец перекладывает заботы о страховании груза на перевозчика, и тот выступает в роли посредника между грузовладельцем и страховой компанией и нередко имеет свой процент за такое посредничество. Также в силу того, что он будет считаться страхователем по полису страхования грузов, страховщик может частично освободить его от случаев суброгации при повреждении или гибели груза, что позволяет получить некоторую экономию на страховании собственной ответственности.

Этот вариант имеет определенные плюсы для владельца груза, поскольку он не тратит свое время и средства на общение с представителем страховой компании. Но нельзя не упомянуть о повышенных рисках, которые могут свести к нулю все выгоды от такой «экономии». Если грузоперевозчиком работа будет выполнена халатно, есть вероятность, что наличие полиса страхования груза не гарантирует компенсации. Произойти подобное может, если перевозчиком (а именно он будет считаться страхователем груза) будут нарушены условия договора страхования, либо если будет установлено, что именно он и является прямым виновником повреждения, утраты или гибели груза.

Во втором случае перевозчик буквально вынужден оформлять договор страхования груза, поскольку юридическая сторона по страхованию ответственности перевозчиков имеет большое количество пробелов. Этим с успехом пользуются недобросовестные компании, выставляющие немалые суммы за страхование ответственности, а после легко признающие свои договоры ничтожными и тем самым получают основание для отказа в выплате. Естественно, что транспортным компаниям, чтобы защитить свои интересы, остается выбирать страхование груза, как единственную альтернативу страхованию ответственности.

Что касается грузовладельца, то ему доступны два варианта оформления договора страхования. Он может обратиться в страховую компанию по своему усмотрению, либо в страховую компанию перевозчика. Плюсы и минусы варианта, когда грузовладелец доверяет все заботы о страховании груза перевозчику, уже были рассмотрены нами. Когда страхованием своего груза занимается непосредственно владелец, он может получить возмещение либо у страховой компании, с которой был заключен договор, либо непосредственно от перевозчика (либо страховой компании перевозчика). Страховщик, в свою очередь, после выплаты компенсации по полису страхования имеет право обратиться к перевозчику или его страховой компании за суброгацией.

Подводя итог, хочется сказать следующее: чтобы упорядочить работу в части страхования грузоперевозок, необходимо уточнение и ограничение ответственности перевозчиков разумными рамками. Сейчас ценовой границы она не имеет, следовательно, перевозчик самостоятельно определяет денежное выражение этой самой ответственности. Грузовладельцы в этой ситуации остаются незащищенными, и вынуждены заключать договора страхования на полную стоимость груза. Необходимость страхования ответственности транспортных компаний в части грузоперевозок должна быть признана законодательно.

Источник

Оцените статью