Страхование российских инвестиций за рубежом

Новые гарантии российским инвесторам за рубежом: страхование инвестиций от предпринимательских и политических рисков

Родин Артем Алексеевич, кандидат юридических наук, магистр юриспруденции, адвокат, преподаватель кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов. Специалист по государственно-частному партнерству, проектному финансированию, взаимодействию международного и внутригосударственного права. Свободно владеет английским и немецким языками.

В 2007 г. с отличием окончил магистратуру юридического факультета Российского университета дружбы народов по специальности «Международное право». В 2011 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Взаимодействие международного и внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства».

Автор монографии «Правовое регулирование государственно-частного партнерства. Взаимодействие международного и внутригосударственного права» (2011), а также ряда статей: «Практические возможности реализации проектов государственно-частного партнерства по Российскому законодательству» (Право и экономика. 2011. N 5); «New Russian Legislation on Public Private Partnerships in Public Utilities» (European Public Private Partnerhship Law Review. 2010. 4); «Государственно-частное партнерство в сфере коммунальной инфраструктуры: изменения законодательства» (Хозяйство и право. 2010. N 11); «Концессионные соглашения и их влияние на возможности реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере коммунальной инфраструктуры: последние изменения законодательства РФ» (Право и экономика. 2010. N 10); «Правовая природа соглашения о государственно-частном партнерстве: соотношение международного и внутригосударственного права» (Евразийский юридический журнал. 2010. N 9(28)); «Страхование иностранных инвестиций и институт суброгации: взаимодействие международного и внутригосударственного права» (Международное право. 2009. N 4 (40)).

Статья посвящена новеллам российского нормативно-правового регулирования в сфере защиты российских инвестиций за рубежом. В статье исследуются объект, условия и преимущества механизма страхования иностранных инвестиций, осуществляемых российскими инвесторами за рубежом, от коммерческих и политических рисков.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, страхование инвестиций, инвестиции за рубежом, российские инвестиции.

New securities for Russian investors abroad: guaranteeing foreign investments from commercial and political risks

The article is devoted to the new Russian legal regulation on protection of Russian investments abroad. The article analyses subject-matter, conditions, and advantages of an investment guarantee mechanism used for protecting foreign investments of Russian investors from commercial and political risks.

Key words: foreign investment, investment insurance, investing abroad, Russian investments.

6 декабря 2011 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. N 964 «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков» (далее — Постановление).

Согласно Постановлению деятельность по страхованию в качестве страховщика будет осуществляться специально созданным Внешэкономбанком открытым акционерным обществом (далее — Общество). До принятия Постановления Внешэкономбанком на основании Постановления Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 «О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» (признано утратившим силу п. 3 Постановления) было организовано предоставление гарантий по экспортным операциям российских предприятий. Деятельность Внешэкономбанка ограничивалась осуществлением гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг, что позволяло российским экспортерам участвовать в экспортных проектах в тех странах, которые характеризуются высоким уровнем политического риска, в которых имеются объективные препятствия для реализации контрактов, а также там, где не представлены российские коммерческие банки, в частности, в Ливии, Иране, Сирии, Алжире, Мексике, Венесуэле, Узбекистане и др. .

Согласно данным с официального сайта ВЭБ: http://www.veb.ru/strategy/support/export.

Постановлением (п. 1) утверждены Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков (далее — Правила), которые устанавливают принципы страховой деятельности общества.

В соответствии с Правилами инвестициями признаются следующие объекты:

иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Согласно Правилам могут быть застрахованы риски в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, определяемой Правилами как «. вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Договор страхования (сострахования) с обществом (страховщиком) в качестве страхователя могут заключать:

российский инвестор — осуществляющее инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или его дочернее общество (в том числе созданное в соответствии с законодательством иностранного государства) либо физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя (далее — российский инвестор);

Читайте также:  Окупаемость точки кофе с собой

иностранное юридическое лицо, имеющее имущественный интерес, прямо или косвенно связанный с осуществлением Российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации;

российская кредитная организация — кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в первую очередь банки), а также Внешэкономбанк, предоставившие или намеревающиеся предоставить финансовую поддержку, прямо или косвенно связанную с осуществлением Российским инвестором инвестиционной деятельности за пределами Российской Федерации;

иностранная кредитная организация — юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством иностранного государства, осуществляющее выдачу кредитов в качестве одного из основных видов своей деятельности, действующее в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющее соответствующее разрешение или лицензию, предоставившее финансовую поддержку иностранному юридическому лицу в целях исполнения таким иностранным юридическим лицом своих обязательств по договору (контракту), заключенному с российским инвестором.

Объектами страхования являются имущественные интересы страхователей, связанные с возможными убытками вследствие реализации предпринимательских и (или) политических рисков, возникающими в процессе осуществления или подготовки к осуществлению сделок, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Такими сделками, в частности, могут быть:

осуществление инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации, включая:

  • взносы в уставный капитал (в том числе уставный капитал дочерних и зависимых обществ);
  • инвестиции в производство товаров, разработку технологий, приобретение лицензий, авторских прав и услуг, связанных с подготовкой проектов, управлением проектами; а также
  • инвестиции в форме предоставления российскими инвесторами займов и кредитов своим аффилированным лицам либо обеспечения исполнения обязательств аффилированных лиц в целях получения ими займов и кредитов;
  • обеспечение исполнения обязательств, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;
  • предоставление финансовой поддержки иностранным государствам, а также центральным банкам, банкам, государственным и частным компаниям и предприятиям в иностранных государствах, когда такая финансовая поддержка связана с осуществлением экспорта российских товаров (работ, услуг) и (или) осуществлением инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;

Возмещаемая обществом страховая стоимость — это размер убытков инвестора в результате наступления страхового случая (реализации застрахованного риска). Лимит страховой ответственности (страховая сумма) предусматривается конкретным договором страхования.

Однако страховая сумма по договору страхования не может превышать 90% страховой стоимости инвестиции при страховании предпринимательских рисков и 95% страховой стоимости при страховании политических рисков.

Для российских инвесторов важно, что расчет и уплата страховой премии и страхового возмещения осуществляются в валюте инвестиционного договора.

Общество в соответствии с Правилами осуществляет страхование от наступления следующих предпринимательских рисков, не связанных с действиями (бездействием) иностранных государств:

официально признанная либо фактическая неплатежеспособность должника и (или) его гаранта;

неисполнение должником и (или) его гарантом обязательств по застрахованной сделке, кроме неосуществления платежа в пользу кредитора, если это прямо предусмотрено в договоре страхования и правилах страхования;

необоснованный отказ должника от исполнения своих обязательств, в том числе отказ от осуществления платежей, необоснованное приостановление исполнения или расторжение договора.

Кроме того, общество страхует наступление следующих политических рисков, связанных с действиями (бездействием) иностранных государств (суверенных должников):

  1. необоснованный отказ суверенного должника и (или) должника, получающего государственную поддержку, и (или) их гаранта от исполнения своих обязательств, в том числе отказ от осуществления платежей, необоснованное приостановление исполнения или расторжение договора;
  2. неисполнение суверенным должником и (или) должником, получающим государственную поддержку, и (или) их гарантом иных обязательств по застрахованной сделке, кроме неосуществления платежа в пользу кредитора;
  3. вмешательство иностранного государства, в том числе действия или решения иностранного государства, или государственного органа, или иного государственного образования, которое:

а) приводит к национализации, экспроприации, конфискации без равноценного возмещения или к иным действиям со стороны такого иностранного государства, причиняющим ущерб российскому инвестору, или иностранным юридическим лицам, аффилированным по отношению к российскому инвестору;

б) распространяется на инвестиционную деятельность за пределами территории Российской Федерации посредством одностороннего изменения условий договоров и соглашений о защите или осуществлении инвестиций;

в) изменяет договорные обязательства, принятые иностранными государствами в рамках структурированного финансирования;

г) приводит к изменениям в нормативных правовых актах, на основании которых планировалось осуществление инвестиций;

  1. мораторий, т.е. отсрочка исполнения обязательств, установленная на основании закона иностранного государства, объявленная государством должника, государством должника, получающего государственную поддержку или иностранным государством, в котором осуществлены инвестиции либо учреждено иностранное юридическое лицо;
  2. невозможность или задержка перечисления денежных средств, подлежащих уплате по договору по любым основаниям, возникающим в связи с исполнением застрахованной сделки, вследствие событий политического характера, экономических проблем, законодательных или административных мер за пределами территории Российской Федерации;
  3. принятие в иностранном государстве, в котором осуществлены инвестиции, законодательных актов, в соответствии с которыми признается надлежащим погашением долга осуществление должниками платежей, которые на дату перечисления средств уже не покрывают (в том числе вследствие колебаний обменных курсов) сумму долга, рассчитанную в валюте обязательств, возникающих из осуществления инвестиционной деятельности за пределами территории Российской Федерации;
  4. обстоятельства непреодолимой силы, возникшие за пределами территории Российской Федерации, в том числе боевые и военные действия, военные маневры или иные подобные мероприятия, гражданские войны, забастовки, народные волнения, беспорядки массового характера, если их последствия не застрахованы иным образом.
Читайте также:  Лучший способ заработка криптовалюты

В соответствии с международной практикой страхования иностранных инвестиций п. 34 Правил установлено правило о суброгации, согласно которому «. к обществу, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

При этом п. 35 Правил предусматривает правила применения механизма суброгации.

Так, договоры страхования должны предусматривать:

обязанность страхователя передать обществу все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления обществом перешедшего к нему права требования;

условие о том, что в случае, если страхователь отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные обществом, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя, общество освобождается от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

Кроме того, права требования, перешедшие к обществу в порядке суброгации, согласно п. 36 Правил могут по инициативе общества быть переданы Министерству финансов Российской Федерации на основании договора уступки прав требования по обязательствам, перешедшим к обществу. Очевидно, такая ситуация может сложиться, если общество не будет иметь возможности взыскать убытки с причинителя вреда, например, ввиду суверенитета иностранного государства. В таком случае требования к причинителю вреда сможет предъявлять на межгосударственном уровне Министерство финансов РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации.

Принятое в России Постановление и мировая практика страхования инвестиций

Необходимость принятия Постановления обусловлена тем, что сегодня деятельность российских предприятий за рубежом не ограничивается экспортными операциями, развивается их инвестиционная активность в других странах. При этом иностранные инвестиции подвержены как традиционным для предпринимателей коммерческим рискам, так и политическим рискам. К политическим рискам относятся риски причинения ущерба инвестициям в результате событий политического характера: военных действий или гражданских беспорядков, национализации или других открытых и скрытых форм принудительного изъятия иностранной собственности. С точки зрения законодательства большинства стран такие события, как правило, квалифицируются в качестве обстоятельств непреодолимой силы, что делает затруднительным защиту от этих рисков. Так, традиционные для минимизации рисков возможности по страхованию рисков в данном случае ограничены в связи с тем, что согласно законодательству большинства стран мира, в том числе ст. 964 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], действие обстоятельств непреодолимой силы освобождает страховщика от выплаты страхового возмещения страхователю.

В то же время решение проблемы выплаты компенсации на уровне отношений иностранного инвестора и государства, принимающего инвестиции, является сложным исходя как из расчета суммы компенсации, так из урегулирования возможных в этих случаях разногласий. Как показывает практика, государство, принявшее меры по национализации, и инвестор редко приходят к согласию относительно оценки стоимости инвестиций.

В связи с изложенными обстоятельствами и учитывая мировые объемы иностранных инвестиций, начиная с 50-х гг. XX в. в мире сложилась практика создания государственных и межгосударственных механизмов страхования иностранных инвестиций, призванных выполнять функцию по защите инвесторов от политических рисков и тем самым способствовать инвестированию национальных предприятий за рубежом. Так, в США была создана Корпорация по зарубежным частным инвестициям (OPIC); в Канаде — Корпорация развития экспорта (EDC); во Франции — Французская компания страхования внешней торговли и Французский банк для внешней торговли. Кроме того, возникли международные организации по страхованию иностранных инвестиций, создаваемые и действующие как на региональном, так и на универсальном уровне. Так, к региональным международным организациям относится, например, Европейское агентство по гарантиям инвестиций, созданное в 1993 г. и осуществляющее страхование некоммерческих рисков, включая риски, связанные с ограничениями, вводимыми в рамках валютного регулирования, ограничивающими права инвесторов в том, что касается репатриации прибыли, а также риски, связанные с введением чрезвычайных налогов. Другим примером региональной организации является Межарабская корпорация по гарантированию инвестиций и экспортному кредитованию (МКГИ), в которую входят более 20 членов, в том числе Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар, Марокко, Судан, Сирия и т.д. МКГИ страхует также некоммерческие риски (экспроприация, национализация, запрет на конвертацию и трансферты, военные действия, внутренние беспорядки) инвестиций из других стран на основании договора между инвестором и МКГИ. Помимо региональных организаций по страхованию инвестиций существует также действующее в рамках Всемирного банка Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, созданное согласно Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Читайте также:  Инвестиции сельское хозяйство украины

Как показывает международная практика, при страховании инвестиций от некоммерческих рисков соответствующие организации должны иметь статус государственной или международной межправительственной организации, которая действует от имени и по поручению государства — экспортера капитала. В таком случае вопрос выплаты государством, ответственным за причинение ущерба иностранному инвестору, компенсации страховщику перестает быть предметом регулирования исключительно внутригосударственного, частного права и становится предметом регулирования международного права, что позволяет упростить решение вопроса о выплате компенсации в силу действующих двусторонних договоров о защите инвестиций.

Российская Федерация, принимая указанное Постановление в целом, действует в соответствии с мировой практикой. Так, практически в каждом двустороннем договоре о взаимном поощрении и защите капиталовложений, заключенном Российской Федерацией, содержатся условия, сходные со следующими условиями из Соглашения Российской Федерации с Японией 1998 г.: «Если одна Договаривающаяся Сторона или уполномоченное ею агентство производит платеж любому инвестору этой Договаривающейся Стороны в порядке возмещения, гарантии или в рамках договора страхования, оформленного в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны в отношении капиталовложений и доходов на территории Договаривающейся Стороны, то такая другая Договаривающаяся Сторона признает передачу первой Договаривающейся Стороне или уполномоченному ею агентству любого права и требования такого инвестора в отношении таких капиталовложений и доходов, в счет которых такой платеж был произведен, и суброгацию с первой Договаривающейся Стороной или уполномоченным ею агентством в отношении любого требования или основания для действия такого инвестора, возникшего в связи с этим».

В некоторых международных договорах о защите капиталовложений содержатся условия, которые предусматривают страхование иностранных инвестиций. Например, в Соглашении России с Канадой (п. 1 ст. 8) говорится, что «. если Договаривающаяся Сторона или ее компетентный орган производят платеж любому из своих инвесторов, в силу договора о гарантии или страховании капиталовложения другая Договаривающаяся Сторона будет признавать законность передачи этой Договаривающейся Стороне или ее компетентному органу всех принадлежащих инвестору прав». В соответствии с п. 2 ст. 8 данного Соглашения к Канаде после исполнения договора страхования переходят «. право на соответствующие капиталовложения и связанные с ними доходы, а также все другие права, которыми обладает инвестор». Аналогичные положения содержатся в соглашении с Нидерландами.

Когда в договаривающемся государстве действует национальная система страхования инвестиций за рубежом, условия договора о защите капиталовложений о суброгации предусматривают, что передача прав инвестора государству происходит в момент исполнения государством своих обязанностей страховщика по договору страхования со своим инвестором или когда государство произведет выплату в силу данной им гарантии своему инвестору (п. «а» ст. 2 Соглашения России с США).

Таким образом, приняв Постановление и утвердив Правила страхования, Российская Федерация восполнила существовавший пробел, выражавшийся в отсутствии национальной системы страхования иностранных инвестиций российских предприятий. Такие системы давно сложились и успешно функционируют во многих развитых странах мира. К настоящему моменту сложились необходимые для успешной работы этой системы международно-правовые предпосылки, выражающиеся в условиях многочисленных двусторонних соглашений о защите инвестиций, участницей которых является Россия, которые признают суброгацию (уступку) прав требования от инвестора к страховой организации. Создание этой системы внесет ощутимый вклад в развитие инвестиций российских предприятий как малого, среднего, так и крупного бизнеса в различных странах мира.

Источник

Оцените статью