Страхование как гарантия иностранных инвестиций

К вопросу о страховании иностранных инвестиций

Викторова Н.Н., преподаватель кафедры международного частного права Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

Инвестиционная деятельность всегда сопряжена со значительными рисками. В большей степени это касается инвестирования в страны, которые характеризуются нестабильной политической системой, экономикой. Снизить потери инвестора позволяет механизм страхования капиталовложений, который осуществляется как международными, так и национальными специализированными организациями.

Международной организацией, занимающейся страхованием инвестиций, является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее — МАГИ, Агентство), которое было создано в 1988 г. в рамках Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее — Сеульская конвенция 1985 г.) . МАГИ — это юридическое лицо, участниками которого являются государства — члены Банка реконструкции и развития и Швейцария. Агентство включает в себя Совет управляющих, Совет директоров, Президента и персонал. Штаб-квартира Агентства находится в г. Вашингтоне (США), однако по решению Совета управляющих может располагаться в ином месте.

Конвенция была подготовлена в рамках Международного банка реконструкции и развития, вступила в силу в 1988 г. Участниками Конвенции являются 170 государств, включая Российскую Федерацию, которая ратифицировала этот документ 22 декабря 1992 г.

Задачей МАГИ является стимулирование инвестиций в производительных целях между странами — членами Сеульской конвенции и особенно в развивающиеся страны.

Для решения этой задачи МАГИ:

a) осуществляет страхование инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними;

c) пользуется другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения этой цели.

Таким образом, основная задача МАГИ — это страхование инвестиций от некоммерческих рисков. При этом инвестиции должны осуществляться из одной страны — участницы Конвенции в другую страну-участницу, которая, как правило, принадлежит к группе развивающихся стран.

К некоммерческим Сеульская конвенция относит риски, связанные с переводом валюты из принимающего государства, экспроприацией, нарушением договора со стороны принимающего государства, военными действиями и гражданскими беспорядками.

Риск, связанный с переводом валюты, возникает в результате ограничений со стороны принимающего государства в конвертации и переводе заработанной инвестором местной валюты. Это положение включает в себя и бездействие принимающего государства в течение разумного периода по заявлению, поданному инвестором на перевод.

Риск экспроприации охватывает законодательные, административные меры, принятые по инициативе принимающего государства, в результате которых инвестор лишается права собственности над своими капиталовложениями, контроля над ними или существенного дохода от них. Такими мерами могут быть национализация, конфискация, замораживание активов и т.д. Однако это положение не распространяется на меры, которые обычно принимаются самим государством для регулирования экономической деятельности на своей территории, если они не носят дискриминационного характера для инвестора.

Риск нарушения договора со стороны принимающего государства или отказ от такого договора компенсируется в случаях, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу на территории государства-реципиента и по праву суда (lex fori) для вынесения решений по иску об отказе от договора или его нарушения, или когда такой орган не принимает решения в течение разумного периода времени, или когда после вынесения решения в свою пользу инвестор не может добиться его исполнения.

Риск войны и гражданских беспорядков (политические риски) может включать в себя революции, восстания, государственные перевороты, которые не могут контролироваться принимающим правительством.

Допускается возможность распространения страхования на другие некоммерческие риски при условии совместного заявления инвестора и принимающего государства. Однако в любом случае не могут быть застрахованы риски девальвации или обесценивания валюты.

Страхованию не подлежат убытки, возникающие в результате: любого действия или бездействия правительства принимающего государства, на которое инвестор дал согласие или за которое он несет ответственность; и любого действия или бездействия правительства принимающего государства или любого другого события, которое произошло до заключения договора о страховании.

Инвестор может застраховать в МАГИ следующие виды инвестиций: участие в акционерном капитале компании; среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные либо гарантированные акционером своему акционерному обществу; иные формы прямых инвестиций, которые могут быть определены Советом директоров МАГИ.

Читайте также:  Собственные источники финансирования инвестиций всего

Заключить договор с МАГИ о страховании инвестиций может инвестор — физическое и юридическое лицо при условии, что:

физическое лицо является гражданином страны — участницы Сеульской конвенции, не являющейся принимающей инвестиции страной;

юридическое лицо создано на территории страны-участницы и его основные учреждения расположены на территории страны-участницы или большая часть его капитала принадлежит стране-участнице, или странам-участницам, или их гражданам. При этом юридическое лицо должно осуществлять коммерческую деятельность.

В определенных случаях возможность застраховать инвестиции в МАГИ может получить физическое лицо, которое является гражданином принимающей инвестиции страны, или юридическое лицо, которое создано в принимающей стране или большая часть капитала которого находится во владении ее граждан, при условии, что инвестируемые активы переводятся в принимающую страну из-за рубежа.

Перед заключением договора с инвестором МАГИ проверяет экономическую обоснованность капиталовложения и его вклад в развитие принимающей страны, соответствие капиталовложения законам принимающей страны, провозглашенным целям и приоритетам ее развития. Кроме того, Агентство должно удостовериться в том, что к этому капиталовложению в принимающей стране будут применяться соответствующие инвестиционные условия, включая наличие справедливого и равного подхода и правовой защиты. Если такая защита не обеспечивается по законодательству принимающего государства или в силу двусторонних инвестиционных договоров, Агентство пойдет на заключение договора только после того, как достигнет соглашения с принимающим государством о режиме, который должен быть гарантирован этому капиталовложению. Важным условием страхования инвестиций является получение согласия правительства принимающего государства на заключение договора инвестора с Агентством в отношении определенных рисков.

Договоры с МАГИ содержат положение, в соответствии с которым инвесторы перед обращением к Агентству в случае наступления страхового случая должны использовать административные средства защиты, которые доступны по национальному праву принимающей страны. Кроме того, в договор может быть включено требование о том, что между моментом наступления страхового случая и выплатой страховой суммы должен истечь определенный разумный период времени.

Как правило, договор страхования заключается с Агентством на срок до 15 лет, в определенных случаях — до 20 лет. Договор предусматривает возмещение до 95% ущерба. Иными словами, речь не идет о полной компенсации вложенных инвестиций. Существуют определенные ограничения по сумме инвестиций, подлежащих страхованию: 420 млн. долларов США на одну страну и 110 млн. долларов США на один проект.

После того как в результате наступления страхового случая МАГИ выплатило инвестору компенсацию или дало согласие на такую выплату, к Агентству переходят права, приобретенные инвестором в отношении принимающего государства в результате наступления страхового случая (суброгация). Таким образом, частноправовые отношения между МАГИ и инвестором превращаются в международно-правовые, поскольку субъектами таких отношений уже становятся принимающее государство и международная межгосударственная организация в лице МАГИ. В этом случае у государства появляется обязанность выплатить Агентству как правопреемнику инвестора компенсацию.

По данным на сентябрь 2007 г., МАГИ участвует в страховании инвестиционных проектов, осуществляемых в 147 развивающихся странах — участницах Сеульской конвенции. С момента своего создания в 1988 г. МАГИ застраховало 885 проектов в 96 развивающихся странах, стоимость которых в общей сложности составила 17,4 млрд. долларов США. Услугами МАГИ также пользуются иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в Российскую Федерацию. С 1993 по 2007 г. МАГИ участвовало в страховании 34 инвестиционных проектов в России. Так, в 2007 г. к Агентству обратился австрийский банк «Райффайзен Центральбанк Австрия», который предоставил кредит своему дочернему банку в России «Импексбанку». Договор с банком заключен на семь лет и предусматривает страхование от рисков экспроприации и перевода валюты .

См.: http://www.miga.org/guarantees/index_sv.cfm?stid=1546 (последнее посещение — 17 января 2008 г.).

Страхование инвестиций может осуществляться также специализированными национальными организациями, одной из которых является Корпорация частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation — OPIC) (далее — ОПИК), учрежденная в США в 1948 г. Цель ОПИК — оказание поддержки американским инвесторам при осуществлении ими инвестиций в основном в развивающиеся страны. Программа страхования ОПИК распространяется на граждан США, а также на американские фирмы, зарегистрированные в США, которым принадлежит не менее 75% американского капитала. В исключительных случаях договор страхования может быть заключен с компаниями, находящимися за рубежом, однако не менее 95% капитала при этом должно принадлежать американским инвесторам .

Читайте также:  Японская иена как инвестиция

См.: Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005. С. 301.

ОПИК страхует инвестиции от рисков, связанных с переводом валюты из принимающего государства; рисков экспроприации и конфискации; рисков войны, революции, гражданских беспорядков; нарушения деятельности инвестора, вызванной одним из трех указанных рисков .

См.: Folsom R.H., Gordon M.W., Spanogle J.A., Jr. International Business Transaction. St. Paul, 1999. P. 1131.

Следует отметить, что страхованию со стороны ОПИК подлежат только те инвестиции, которые осуществляются в государства, подписавшие с США соглашения, предусматривающие программы с участием ОПИК.

Так, между Российской Федерацией и США было заключено Межправительственное соглашение о содействии капиталовложениям , в соответствии с которым американские инвесторы при осуществлении ими своих капиталовложений в Россию могут обращаться в ОПИК для страхования своих инвестиций. Кроме того, ОПИК предоставляет займы и гарантии в связи с такими капиталовложениями. В силу этого Соглашения Россия признает передачу ОПИК (его правопреемнику или представителю) прав инвестора в связи с его инвестиционной деятельностью. Это происходит после наступления страхового случая и выплаты ОПИК инвестору соответствующей компенсации.

См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 43 — 46. Соглашение ратифицировано Россией 4 июня 1992 г., вступило в силу 17 июня 1992 г.

Подобные организации существуют и в других государствах. Так, в Федеративной Республике Германия страхованием инвестиций, вкладываемых на территории других государств, занимается компания «Ойлер Гермес Кредитферзихерунгс АГ» (Euler Hermes Kreditversicherungs — AG), а в Японии страхование инвестиций осуществляется подразделением страхования экспорта Министерства внешней торговли и промышленности Японии, причем страхование является обязательным для любого японского экспортера.

Источник

6.6. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций

6.6. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций

Под гарантиями защиты иностранных инвестиций обычно понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных соглашениях обязательства государства – реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Прежде чем деятельность иностранного инвестор получит защиту, предусмотренную законом или договором, соответствующее физическое или юридическое лицо должно доказать, что отношения с его участием являются инвестиционными, а само оно действительно имеет статус иностранного инвестора в данном государстве.

Анализ национального законодательства различных государств и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:

• гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства – реципиента капитала;

• гарантии стабильности условий инвестирования;

• гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

• гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все перечисленные выше виды гарантий. В числе важнейших нормативно-правовых документов, определяющих их виды и содержание, следует назвать Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., который предусматривает также, что иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5).

Гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций, имеют особое значение, так как они представляют собой одно из наиболее важных средств реализации всех других видов гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам.

Согласно ст. 10 «Закона об иностранных инвестициях» 1999 г. спор с участием иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде, арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Читайте также:  Litecoin in the news

Большинство международных договоров о поощрении и защите капиталовложений, в которых участвует Россия, оговаривают процедуру передачи споров относительно толкования и применения таких соглашений на рассмотрение изолированных третейских судов (арбитражей ad hoc), которые формируются самими сторонами для каждого конкретного случая. Соответствующие положения содержатся, в частности, в договорах, заключенных нашим государством с Австрией, Бельгией, Люксембургом, Болгарией, Великобританией, Грецией, Данией, Испанией, Канадой, КНР, Кореей, США, Францией и др.

Кроме того, часть таких договоров предусматривает особую процедуру рассмотрения споров между инвестором одного государства – участника соглашения и другим государством-участником, касающегося обязательств последнего по данному договору. В соответствии с этой процедурой соответствующие споры могут передаваться по выбору инвестора на рассмотрение: 1) компетентного суда или арбитража государства – реципиента капитала; 2) третейского суда «ad hoc»; 3) постоянно действующего международного коммерческого арбитражного органа (например, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты); 4) Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. Каждый договор устанавливает свой собственный перечень таких органов.

В тех случаях, когда международным договором или соглашением сторон не предусмотрено иное, а также в случае отсутствия соответствующего международного соглашения, инвестиционные споры могут быть рассмотрены арбитражными судами или судами общей юрисдикции страны истца или ответчика на основе процессуального законодательства этого государства.

Значительную часть опасений инвесторов при вкладывании капиталов в экономику зарубежных государств составляют так называемые некоммерческие риски. Связанные с ними неблагоприятные последствия являются, как правило, следствием неконституционной смены власти, изменения политического режима, проведения неконтролируемой национализации или конфискации собственности, отказа государства от своих международных обязательств и т. д. Поэтому вполне естественным является желание иностранных инвесторов создать систему дополнительных гарантий, которая функционировала бы независимо от политических катаклизмов. Одним из элементов такой системы является страхование инвестиций. Эта деятельность может осуществляться частными компаниями, государственными органами или международными организациями.

Объектом договора страхования, заключаемого частной страховой компанией, являются ресурсы, вкладываемые физическими или юридическими лицами за рубежом, а страховым случаем – финансовые потери, связанные с политическими рисками, которые эти страхователи понесли в соответствующем иностранном государстве. Преимуществами данной формы организации страхования инвестиционных рисков считаются гибкость и маневренность, присущие деятельности частных компаний. Кроме того, такие компании независимы от государства и, следовательно, инвестор может рассчитывать на возмещение убытков, невзирая на позицию тех или иных государственных органов.

Вместе с тем подобная независимость имеет определенные границы. Бели страховая компания, к примеру, сама находится в стране, переживающей серьезные экономические и политические проблемы, то ее положение тоже будет нестабильным. Нельзя забывать и о том, что довольно часто инвестиции, вкладываемые в экономику зарубежных государств, исчисляются сотнями миллионов долларов. Поэтому при наступлении страхового случае сумма возмещения, подлежащая выплате, может оказаться непосильной даже для крупных страховых компаний с мировым именем. Наконец, следует иметь в виду, что частное страхование иностранных инвестиций обычно ограничено сроком в 3–5 лет и на многие некоммерческие риски не распространяется.

В отличие от частных государственные программы страхования предназначены, среди прочего, для проведения политики поощрения и защиты капиталовложений, осуществляемых отечественными предприятиями и организациями за рубежом. Государственные страховщики обычно оформляют страхование от импортных и экспортных, краткосрочных либо долгосрочных, рисков прямых инвестиций.

В числе международных организаций, занимающихся страхованием иностранных капиталовложений, особую роль играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. Как и КЧЗИ, Агентство заключает договоры страхования от некоммерческих рисков, перечень которых включает, в частности: неконвертируемость; лишение правительством права собственности или контроля; нарушение правительством договора в случаях невозможности обращения в суд или арбитраж; потери вследствие военных действий или гражданских волнений и др. Страхование может покрывать как инвестиции в акции, так и в кредиты, выделенные или гарантированные держателями акций, а также лицензирование, предоставление привилегий и договоры о разделе продукции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Оцените статью