Стимулирование регионов за привлечение инвестиций

Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения

Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

Читайте также:  Зарубежные инвестиции как по английски

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:

— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),

— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Источник

Стимулирование регионов за привлечение инвестиций

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Источник

Модели государственного стимулирования инвесторов

Непредсказуемое изменение рыночной или политической конъюнктуры в одной стране как банкротство банка, резкие изменения курса национальной валюты или фондовых индексов, проблемы на рынке недвижимости или чрезвычайное происшествие может тотчас же отразиться на экономике другого государства. При этом географическое соседство вовсе не обязательно. Изменения в мировой экономике заложили основы «новой реальности» и будущем график экономического развития больше не будет напоминать сглаженную синусоиду, а будет стремиться вперед зигзагами беспорядочных колебаний.

Мир вступил в новую эпоху все более частых и интенсивных периодов турбулентности в глобальной экономике. В отличие от предыдущих рецессий, нынешний кризис сделал необходимым скорейший переход к новому образу мышления, который позволит инвестору процветать на фоне тревожных волнений и постоянной угрозы хаоса. Происходит сдвиг в работе экономических систем глобальной и национальных. В обозримом будущем новая экономическая реальность может представлять собой постоянно и неожиданно прерывающуюся последовательность периодов экономического благополучия и спада активности. В нынешних условиях основной тон задают турбулентность, хаос, риск и неопределенность. Все это и образует «новую реальность», которая теперь считается нормальной для работы рынков и компаний. Правительства, бизнес-сообщество и население в целом должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с таким сценарием и научиться жить в этой новой реальности. В Эпоху Турбулентности, которая будет продолжаться еще достаточно долго, даже тем компаниям, которые успешно преодолели экономические спады в прошлом, потребуется скорректировать стратегии своего поведения, чтобы устоять под натиском рисков и неопределенности.

Читайте также:  Инвестиции с нуля мрочковский

Термин «рецессия» уже устарел и есть заблуждение называть теперешние глобальные проблемы рецессией, то есть затяжным снижением общей экономической активности с характерным падением реального ВВП на протяжении двух кварталов подряд, поскольку развитие мировой экономики уже утратило цикличный характер. Кризис как негативный фон это не повод для паники, а реальная возможность для серьезных и стимулирующих интеллектуальных дискуссий. Политика стимулирования инвесторов различная для стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой. Стимулирование инвесторов в странах с развитой рыночной экономикой опирается на финансовые методы. В странах с развивающейся рыночной экономикой преобладают фискально-налоговые методы стимулирования: льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, снижение ставок налога на прибыль, предоставление иных налоговых послаблений для инвесторов. За счет использования налоговых стимулов страны с развивающейся рыночной экономикой стимулируют инвестиционный процесс в целях интенсификации роста и развития национальной экономики, ее реструктуризации.

Методы стимулирования инвесторов следующие.

Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого освобождаются от уплаты того или иного налога.

Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов.

Система инвестиционных скидок, которая может использоваться в форме снижения налоговых ставок.

Инвестиционные субсидии — разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично.

Стимулирование инвесторов с использованием косвенных налогов и свободная экономическая зона — зона с особым юридическим и экономическим статусом, благоприятным для инвестиций.

С 2015 года в России начинает действовать новый формат инвестиций на фондовом рынке — с помощью индивидуальных инвестиционных счетов. Эти счета предназначены для долгосрочных регулярных инвестиций на относительно небольшие деньги, но они могут приносить гарантированный государствомдоход, значительно превышающий обычные ставки по банковским вкладам.

В зависимости от формы финансового участия государства модели развития инвестиционной деятельности делятся на 4 группы:

  • прямое инвестирование государственных средств в компании;
  • инвестирование государственных средств через государственные или частные фонды;
  • смешанные программы инвестиционной деятельности, когда создается фонд с участием банков, предприятий, частных инвесторов и государства. Как правило, в данном случае государство участвует лишь номинально, показывая другим инвесторам свою поддержку и стимулирование данного вида деятельности;
  • гарантированные программы развития инвестиционной деятельности, при реализации которых государство предоставляет инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с инвестициями в малые инновационные предприятия. Эти гарантии могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам или займам, или в форме возврата потерянных инвестиций путем предоставления фирмам определенных налоговых льгот.

Модель государственного стимулирования для инвесторов это метод государственного управления экономикой. Ведь с 2015 года в России появляется совершенно новый инструмент для инвесторов – индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Инвестор может заключить с управляющей компанией или брокером специальный договор ИИС, на котором можно размещать в течение календарного года сумму в пределах 400 тыс. рублей. Такой счет может быть только один, и договор должен действовать не менее трех лет. При этом условии государство предоставляет инвестору специальный инвестиционный вычет в размере 13%, то есть с максимальной суммы в 400 тыс. это будет 52 тыс. рублей.

Предусмотрено два вида вычетов: «на входе» и «на выходе». В первом случае, внеся на ИИС до 400 тыс. рублей в течение 2015 года, уже в 2016-м, подавая налоговую декларацию, можно будет запросить 52 тыс. возврата уплаченного НДФЛ. Во втором случае можно получить освобождение от налога на всю сумму доходов, полученных от инвестирования на ИИС. Совмещение налоговых вычетов невозможно, то есть придется выбирать. При закрытии ИИС ранее установленных законом трех лет все полученные из

Читайте также:  Что означает финансирование инвестиций

ФНС суммы возврата по первой схеме придется вернуть в бюджет.

Инвестор может направлять деньги с ИИС в различного рода разрешенные инструменты инвестирования – от простых акций и облигаций до паевых фондов и более сложных

структурных продуктов. Также можно будет переводить ИИС от одного брокера или управляющего к другому, не прерывая срока своего договора. На перевод активов с ИИС в таком случае отводится один месяц. Частичное изъятие денег с ИИС не допускается и горизонтом инвестирования становятся три года. Расчеты показывают, что 13-процентный стимулирующий вычет и, например, сравнительная с депозитной доходность по облигационным стратегиям могут заинтересовать и привлечь не только уже действующих розничных инвесторов (пайщиков ПИФов, владельцев структурных продуктов ДУ, работающих на фондовой бирже напрямую через брокерские счета), но и более широкий круг, тех, кто имеет депозиты свыше 700 тыс. рублей, не покрываемых страхованием вкладов, и заинтересованных в более высокой доходности. Для государства сейчас очень важна тема появления источника «длинных» денег для стабилизации и развития фондового рынка, который призван быть источником капитала для российских эмитентов. Возможно к 2016 году в России «армия» владельцев ИИС может составить около 1 млн. человек.

Например, в начале 90-х годов прошлого века в США огромную популярность стали приобретать различные пенсионные планы, которые действуют и по сей день. Это индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), на которых американские граждане создают свой долгосрочный капитал на будущую пенсию. Одной из самой главных особенностей, которой данные счета обладают, является наличие налоговых льгот. Отчисляя часть своих доходов на такие счета, американцы имеют возможность освободить эту часть от налогообложения. Более того, работодатель также может поспособствовать накоплениям своего сотрудника, перечисляя на его накопительный счет суммы, которые исключаются из расчетной базы налога на прибыль.

В России подобные программы, были популярны разве что среди работодателей, пытающихся оптимизировать налоги, а граждане слабо участвовали в программе государственного софинансирования пенсии тысяча на тысячу, но не более12тысяч.

В чем же такая разница в развитии стратегий накопления в Америке и России, в причинно-следственных связях. Американцы получают все доходы на руки, а потом самостоятельно уплачивают налоги, подавая декларацию и прибегая к помощи финансовых консультантов. В России же налоговым агентом для НДФЛ по основному месту работы является работодатель и граждане изначально не видят этих денег, поэтому сложно убедить людей экономить то, чего они даже не держали в руках. Институт НПФ в России очень сильно зависит от экономической, а в последнее время и от политической обстановки в стране. Но самое главное, эти счета можно использовать только в качестве накопительной стратегии формирования капитала. Вывод средств со счета будет приравниваться к расторжению договора на ведение счета. Кстати, такие счета родители смогут открыть для своих несовершеннолетних детей, чтобы созданный капитал в будущем послужил хорошим подспорьем для начала их взрослой жизни.

Например, японские домохозяйства отличаются достаточно высоким уровнем накоплений, составляющих около 16 трлн. долларов США. При этом 55% денег хранятся в наличной валюте или на депозитах. В то время как всего 9% вложены в акции и 5% – в инвестиционные фонды. При этом в Германии доля депозитов составляет 40%, во Франции и Великобритании – 30%, в США – менее 15% (более 30% – доля акций).

При слабом внутреннем инвесторе слаб и национальный фондовый рынок Японии: 23%

биржевых операций на Токийской бирже приходятся на индивидуальных внутренних инвесторов и 67% – на иностранных. Из-за такого перевеса высоки спекулятивность и неустойчивость фондовых индексов. Главные цели введения счетов – во-первых, в принципе подтолкнуть людей, особенно молодых, к началу накоплений, во-вторых, сдвинуть баланс накоплений из сбережений в инвестиции. При этом попутно решается задача поднятия фондового рынка. В России приход денег новых розничных массовых инвесторов также способен изменить ситуацию на рынке в пользу долгосрочного роста. Частично решить эту задачу и призваны индивидуальные инвестиционные счета. Интересно, что появление ИИС может удачно совпасть с привлекательными уровнями входа в фондовый рынок и разворотом тренда, что может благоприятно сказаться на доходности инвестирования в дальнейшем

Источник

Оцените статью