Стимулирование частных инвестиций населения
В странах с развитой рыночной экономикой население выступают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.
Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости, сбережения на непредвиденный случай.
Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.
Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.
Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.
С точки зрения общественных интересов сбережения населения являются специфическим инвестиционным ресурсом, поскольку потенциал его привлечения и использования в большей части определяется не столько финансовыми параметрами, сколько степенью доверия инвесторов к государственным и частным финансовым структурам.
Объектами инвестиций населения являются материальные и финансовые активы. К первым относятся движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, использующиеся как средства производства, например, автомобили, компьютеры и оргтехника и т.д. Финансовые активы включают все виды платежных и финансовых обязательств, в том числе наличные деньги, вклады в текущих счетах, прочие по срочности виды вкладов в банках, различные краткосрочные долговые обязательства, облигации, а также титулы собственности на капитал, например акции, и другие финансовые документы, подтверждающие заключение сделки по поводу движения финансовых ресурсов.
Фактическая разница между совокупными денежными доходами населения и конечным потреблением домашних хозяйств весьма существенна. Она складывается из официально неучтенных инвестиций населения, денежной наличности и потребительских расходов за пределами региона, в том числе туристических путевок, транспортных услуг, покупки товаров и валюты. Следовательно, значительная часть доходов населения вымывается из региональных финансовых потоков. Это говорит о наличии значительных резервов, лежащих в области развития системы финансовых посредников как инструмента эффективной трансформации сбережений населения в инвестиции в реальный сектор экономики.
Для активизации частных инвестиций населения необходима новая региональная политика доходов, которая включает в себя три следующих блока: обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения, стимулирование сбережений, управление активами.
Первый блок является основополагающим. Повышение уровня доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении было бы снижение налогового бремени на доходы частных лиц. Это в большей степени прерогатива федеральных властей.
Однако и региональные власти могут оказать воздействие на повышение уровня доходов в регионе путем установления подоходных налоговых ставок налогообложения, снижения уровня безработицы путем создания новых рабочих мест, привлечения в экономику региона инвестиционных ресурсов.
Повышение денежных доходов населения возможно также путем разрешения регионального бюджетного кризиса, решения проблемы неплатежей, проведения своевременной индексации заработной платы, оптимизации структуры занятости.
Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений. Здесь, помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. При этом не стоит стимулировать рост потребительских расходов на предметы роскоши, товары, не имеющие инвестиционной цели. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15—20% годового дохода, что является стандартным показателем для среднего класса США.
Третий блок политики доходов — разработка системы управления активами. Это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте. Валютные и рублевые «кубышки», золотые украшения, являющиеся традиционными средствами сбережения в России, практически не работают на финансовых рынках и сужают резервы частных инвестиций. Сложной проблемой в рамках этого являются государственные гарантии частным инвесторам, легализующим свои доходы.
До тех пор пока условия для официальной институционализации теневых капиталов не созданы, они не станут легально инвестироваться в экономику, а следовательно, приносить прибыль собственнику и налоги государству. Данные средства по-прежнему будут уходить на центральные и зарубежные финансовые рынки, фактически обескровливая экономику региона.
Источник
Как стимулировать инвестиции
Россия за последние два года пережила «идеальный шторм». В одной стране за короткое время сработали практически все риски, которые мы считали критичными для экономики: резкое падение цен на нефть и на целый ряд сырьевых товаров российского экспорта, ограничения на доступ к внешнему финансированию и технологиям, политические ограничения на взаимодействие зарубежных компаний и банков с российскими, на реализацию совместных проектов. Значительный рост на этом фоне нервозности инвесторов и волатильности рынков, ухудшение настроений бизнеса дополнили общую картину.
Экономика, однако, показала значительный запас прочности и вполне адекватную рыночную реакцию на открывающиеся в кризис возможности. Падение ВВП по итогам года составило 3,7%, хотя в такой ситуации большинство экспертов предсказывало значительно более драматичные цифры – до 6–7%. Для сравнения: при более благоприятных для России внешних условиях в 2009 г. падение составило 7,9%.
В мире происходит поиск нового равновесия, которое должно сложиться после глобального структурного кризиса, начавшегося в 2008 г. и, по сути, продолжающегося по настоящее время. В прошлом году впервые с 2008 г. на 11% снизился в стоимостном выражении объем международной торговли. Торговля из драйвера превратилась в тормоз глобального экономического роста. Резко обострились глобальные вызовы в сфере безопасности, серьезно разбалансирована геополитическая ситуация.
Но даже в таких условиях российская экономика чувствует себя в целом вполне прилично. Мы сейчас находимся в относительно устойчивом состоянии. Главный фактор этого – набранный запас прочности самой экономики, компетенций частного бизнеса. Второй фактор – адекватная антикризисная политика правительства, смягчившая для экономики жесткость «посадки» и создавшая условия для использования имеющихся и новых конкурентных преимуществ.
Сейчас, буквально в ближайшие 2–3 месяца, важно правильно сделать выбор в отношении идеологии экономической политики на среднесрочную перспективу, которая должна обеспечить структурную перестройку экономики, новую модель роста.
В сложнейшей ситуации, в которой мы оказались, не может быть простых решений. Нельзя сказать: давайте всем дадим много денег – и начнется бурный рост, но также нельзя сказать: давайте обеспечим в следующем году инфляцию в 4% – и рост опять-таки автоматически появится из ниоткуда. Не появится. Слишком много узких мест, которые невозможно расшить кавалерийским наскоком.
Источник
Модели государственного стимулирования инвесторов
Непредсказуемое изменение рыночной или политической конъюнктуры в одной стране как банкротство банка, резкие изменения курса национальной валюты или фондовых индексов, проблемы на рынке недвижимости или чрезвычайное происшествие может тотчас же отразиться на экономике другого государства. При этом географическое соседство вовсе не обязательно. Изменения в мировой экономике заложили основы «новой реальности» и будущем график экономического развития больше не будет напоминать сглаженную синусоиду, а будет стремиться вперед зигзагами беспорядочных колебаний.
Мир вступил в новую эпоху все более частых и интенсивных периодов турбулентности в глобальной экономике. В отличие от предыдущих рецессий, нынешний кризис сделал необходимым скорейший переход к новому образу мышления, который позволит инвестору процветать на фоне тревожных волнений и постоянной угрозы хаоса. Происходит сдвиг в работе экономических систем глобальной и национальных. В обозримом будущем новая экономическая реальность может представлять собой постоянно и неожиданно прерывающуюся последовательность периодов экономического благополучия и спада активности. В нынешних условиях основной тон задают турбулентность, хаос, риск и неопределенность. Все это и образует «новую реальность», которая теперь считается нормальной для работы рынков и компаний. Правительства, бизнес-сообщество и население в целом должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с таким сценарием и научиться жить в этой новой реальности. В Эпоху Турбулентности, которая будет продолжаться еще достаточно долго, даже тем компаниям, которые успешно преодолели экономические спады в прошлом, потребуется скорректировать стратегии своего поведения, чтобы устоять под натиском рисков и неопределенности.
Термин «рецессия» уже устарел и есть заблуждение называть теперешние глобальные проблемы рецессией, то есть затяжным снижением общей экономической активности с характерным падением реального ВВП на протяжении двух кварталов подряд, поскольку развитие мировой экономики уже утратило цикличный характер. Кризис как негативный фон это не повод для паники, а реальная возможность для серьезных и стимулирующих интеллектуальных дискуссий. Политика стимулирования инвесторов различная для стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой. Стимулирование инвесторов в странах с развитой рыночной экономикой опирается на финансовые методы. В странах с развивающейся рыночной экономикой преобладают фискально-налоговые методы стимулирования: льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, снижение ставок налога на прибыль, предоставление иных налоговых послаблений для инвесторов. За счет использования налоговых стимулов страны с развивающейся рыночной экономикой стимулируют инвестиционный процесс в целях интенсификации роста и развития национальной экономики, ее реструктуризации.
Методы стимулирования инвесторов следующие.
Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого освобождаются от уплаты того или иного налога.
Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов.
Система инвестиционных скидок, которая может использоваться в форме снижения налоговых ставок.
Инвестиционные субсидии — разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично.
Стимулирование инвесторов с использованием косвенных налогов и свободная экономическая зона — зона с особым юридическим и экономическим статусом, благоприятным для инвестиций.
С 2015 года в России начинает действовать новый формат инвестиций на фондовом рынке — с помощью индивидуальных инвестиционных счетов. Эти счета предназначены для долгосрочных регулярных инвестиций на относительно небольшие деньги, но они могут приносить гарантированный государствомдоход, значительно превышающий обычные ставки по банковским вкладам.
В зависимости от формы финансового участия государства модели развития инвестиционной деятельности делятся на 4 группы:
- прямое инвестирование государственных средств в компании;
- инвестирование государственных средств через государственные или частные фонды;
- смешанные программы инвестиционной деятельности, когда создается фонд с участием банков, предприятий, частных инвесторов и государства. Как правило, в данном случае государство участвует лишь номинально, показывая другим инвесторам свою поддержку и стимулирование данного вида деятельности;
- гарантированные программы развития инвестиционной деятельности, при реализации которых государство предоставляет инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с инвестициями в малые инновационные предприятия. Эти гарантии могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам или займам, или в форме возврата потерянных инвестиций путем предоставления фирмам определенных налоговых льгот.
Модель государственного стимулирования для инвесторов это метод государственного управления экономикой. Ведь с 2015 года в России появляется совершенно новый инструмент для инвесторов – индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Инвестор может заключить с управляющей компанией или брокером специальный договор ИИС, на котором можно размещать в течение календарного года сумму в пределах 400 тыс. рублей. Такой счет может быть только один, и договор должен действовать не менее трех лет. При этом условии государство предоставляет инвестору специальный инвестиционный вычет в размере 13%, то есть с максимальной суммы в 400 тыс. это будет 52 тыс. рублей.
Предусмотрено два вида вычетов: «на входе» и «на выходе». В первом случае, внеся на ИИС до 400 тыс. рублей в течение 2015 года, уже в 2016-м, подавая налоговую декларацию, можно будет запросить 52 тыс. возврата уплаченного НДФЛ. Во втором случае можно получить освобождение от налога на всю сумму доходов, полученных от инвестирования на ИИС. Совмещение налоговых вычетов невозможно, то есть придется выбирать. При закрытии ИИС ранее установленных законом трех лет все полученные из
ФНС суммы возврата по первой схеме придется вернуть в бюджет.
Инвестор может направлять деньги с ИИС в различного рода разрешенные инструменты инвестирования – от простых акций и облигаций до паевых фондов и более сложных
структурных продуктов. Также можно будет переводить ИИС от одного брокера или управляющего к другому, не прерывая срока своего договора. На перевод активов с ИИС в таком случае отводится один месяц. Частичное изъятие денег с ИИС не допускается и горизонтом инвестирования становятся три года. Расчеты показывают, что 13-процентный стимулирующий вычет и, например, сравнительная с депозитной доходность по облигационным стратегиям могут заинтересовать и привлечь не только уже действующих розничных инвесторов (пайщиков ПИФов, владельцев структурных продуктов ДУ, работающих на фондовой бирже напрямую через брокерские счета), но и более широкий круг, тех, кто имеет депозиты свыше 700 тыс. рублей, не покрываемых страхованием вкладов, и заинтересованных в более высокой доходности. Для государства сейчас очень важна тема появления источника «длинных» денег для стабилизации и развития фондового рынка, который призван быть источником капитала для российских эмитентов. Возможно к 2016 году в России «армия» владельцев ИИС может составить около 1 млн. человек.
Например, в начале 90-х годов прошлого века в США огромную популярность стали приобретать различные пенсионные планы, которые действуют и по сей день. Это индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), на которых американские граждане создают свой долгосрочный капитал на будущую пенсию. Одной из самой главных особенностей, которой данные счета обладают, является наличие налоговых льгот. Отчисляя часть своих доходов на такие счета, американцы имеют возможность освободить эту часть от налогообложения. Более того, работодатель также может поспособствовать накоплениям своего сотрудника, перечисляя на его накопительный счет суммы, которые исключаются из расчетной базы налога на прибыль.
В России подобные программы, были популярны разве что среди работодателей, пытающихся оптимизировать налоги, а граждане слабо участвовали в программе государственного софинансирования пенсии тысяча на тысячу, но не более12тысяч.
В чем же такая разница в развитии стратегий накопления в Америке и России, в причинно-следственных связях. Американцы получают все доходы на руки, а потом самостоятельно уплачивают налоги, подавая декларацию и прибегая к помощи финансовых консультантов. В России же налоговым агентом для НДФЛ по основному месту работы является работодатель и граждане изначально не видят этих денег, поэтому сложно убедить людей экономить то, чего они даже не держали в руках. Институт НПФ в России очень сильно зависит от экономической, а в последнее время и от политической обстановки в стране. Но самое главное, эти счета можно использовать только в качестве накопительной стратегии формирования капитала. Вывод средств со счета будет приравниваться к расторжению договора на ведение счета. Кстати, такие счета родители смогут открыть для своих несовершеннолетних детей, чтобы созданный капитал в будущем послужил хорошим подспорьем для начала их взрослой жизни.
Например, японские домохозяйства отличаются достаточно высоким уровнем накоплений, составляющих около 16 трлн. долларов США. При этом 55% денег хранятся в наличной валюте или на депозитах. В то время как всего 9% вложены в акции и 5% – в инвестиционные фонды. При этом в Германии доля депозитов составляет 40%, во Франции и Великобритании – 30%, в США – менее 15% (более 30% – доля акций).
При слабом внутреннем инвесторе слаб и национальный фондовый рынок Японии: 23%
биржевых операций на Токийской бирже приходятся на индивидуальных внутренних инвесторов и 67% – на иностранных. Из-за такого перевеса высоки спекулятивность и неустойчивость фондовых индексов. Главные цели введения счетов – во-первых, в принципе подтолкнуть людей, особенно молодых, к началу накоплений, во-вторых, сдвинуть баланс накоплений из сбережений в инвестиции. При этом попутно решается задача поднятия фондового рынка. В России приход денег новых розничных массовых инвесторов также способен изменить ситуацию на рынке в пользу долгосрочного роста. Частично решить эту задачу и призваны индивидуальные инвестиционные счета. Интересно, что появление ИИС может удачно совпасть с привлекательными уровнями входа в фондовый рынок и разворотом тренда, что может благоприятно сказаться на доходности инвестирования в дальнейшем
Источник