Стеклодувы мастера своего дела

Слово о профессии. Стеклодув

Вообще-то профессия эта массовая и распространенная, но в нашем Институте стеклодувная мастерская лишь одна — в Лаборатории ядерных проблем. Туда мы с вами сегодня и направимся, а в дорогу возьмем небольшой томик стихов Михаила Васильевича Ломоносова. В декабре 1752 года ученый муж и сочинитель написал меценату и покровителю наук, Московского университета куратору, графу И. И. Шувалову «Письмо о пользе отекла». На нескольких страницах изящным и высоким поэтическим слогом расписываются многочисленные достоинства Стекла, говорится и о его практическом применении в науках, в искусстве, в обиходе. «Далече до конца стеклу достойных хвал, на кои целый год едва бы мне достал. », — признавался Михаил Васильевич, немало, кстати, и сам причастный к стекольному делу — известны его опыты по созданию новых сортов цветных и бесцветных стекол. Поэтому и пел он «в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу».

И вот мы в мастерской стеклодува. Знакомимся с хозяином — Александром Тимофеевичем Марковым. Он пришел сюда учеником в мае 1957 года, работал вместе с Александром Григорьевичем Николаевым настоящим мастером своего дела, который был лично знаком с автором популярной среди стеклодувов книги С. Ф. Веселовским. Изданная еще в 50-е годы, она и сейчас хранится у Маркова вместе с другими, более поздними изданиями, посвященными его профессии, например, «Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико-химического эксперимента». Эта книга — в самую точку! Именно таково основное назначение продукции мастерской Маркова. В основном здесь создается нестандартная стеклянная аппаратура. Основные заказчики — радиохимики.

Помещение мало чем отличается от обычной слесарки в любом экспериментальном отделе. Разве что, присмотревшись, увидишь горелки на верстаках, соединенные с баллонами пропан-бутана, да печь в углу, да множество стеклянных трубочек, трубок и труб. Мало что изменилось в инструментарии стеклодува со времен Ломоносова. Огонь, стекло, верный глаз, умелые руки мастера — вот все, что нужно для дела. «Хорошо загнул, правильно раздул огонь, в нужном месте разрезал — так и получается необходимый в экспериментах прибор». Как все просто! А интуиция, а чувство материала, а знание, наконец, многих тонкостей профессии, которое дается лишь человеку пытливому, увлеченному, творческому? Именно об этих качествах Маркова говорил мне начальник отделения цеха опытного производства ЛЯП В. В. Дмитриев: «Он сам себе и заготовитель, и технолог, и контрольный мастер».
Александр Тимофеевич ведет от станка к станку, от заготовки к заготовке. Вот, например, как обрезает в нужном месте стеклянную трубку: чиркнул ножом, включил электронагревательный прибор — раскаленная полоса тугоплавкого металла охватила в месте надреза трубку, мгновение — и, легко треснув, она точно раскололась на две части. А это оборудование для изготовления дьюаров. Колбочки и колбы напоминают термосы, только хранится в них не горячий чай, а сжиженный азот. Чтобы их изготовить, надо и вакуумную откачку произвести, и напыление серебра, а это уже зеркальных дел мастера работа. Александр Тимофеевич никакой работы не чурается. Если надо — поможет своему товарищу, который занимается шлифовкой световодов, примет участие в регламентных работах на ускорителе как слесарь механосборочных работ.

Вообще-то стеклодувы, рассказывает Марков, подразделяются на три группы. Есть художники по стеклу — их изделия можно увидеть в музеях, в витринах магазинов. Сам он себя причисляет к «аппаратурщикам». Есть еще «выдувальщики» — те, кто около стеклоплавильных печей работают, выдувают заготовки. Себе в художническом чутье Марков отказывает. «Попросят меня, например, медведя выдуть — вряд ли получится медведь, разве что на собаку будет похож. Однако же художник может не сделать простой вакуумный кран». Стекло в мастерской применяется трех марок — кварцевое, стекло перикс и молибденовое. Для работы с кварцевым — особая горелка; если обычное разогревается при температуре 1000 — 15000, то для кварцевого нужен нагрев не менее 3000°.

Читайте также:  Сборник всех бизнес идей

Есть в работе стеклодува множество таких «секретов», значение которых постигается только с годами работы. Например, приходит к Александру Тимофеевичу заказчик, просит изготовить стеклянную нить определенного диаметра. На глазах у гостя разогревает Марков стекло и в считанные секунды вытягивает нить. Тот берет микрометр, и глаза его расширяются от удивления: точность получена микронная! «А ничего особенного в этом нет, — комментирует этот факт Марков. — Просто опыт накоплен немалый, знаю, с какой скоростью тянуть нить. ».

Александр Тимофеевич упорно развенчивает сложившийся у меня в беседе с его начальством образ этакого художника, инженера и конструктора по стеклу, но бесспорно то, что значение его работы очень высоко ценят заказчики. Мастерская на весь Институт одна, и заказы поступают и из других лабораторий, азотного цеха, от медиков, газовиков.

На мой вопрос о том, какой заказ был самым сложным, Марков долго не отвечает. Немало их было. Он предпочитает именно такие большим партиям пипеток или пробирок для радиохимиков, потому что однообразная работа утомляет, а сложный заказ доставляет мастеру радость,

— Последним по времени, но не единственным примером мастерства Александра Тимофеевича, — рассказывает профессор Владимир Алексеевич Халкин, — может служить изготовление очень сложной по конструкции ячейки для исследования электромиграции ионов. Благодаря совершенному исполнению этого заказа были поставлены и успешно продолжаются эксперименты по получению важной информации о химическом составе ионов радиоэлементов в растворах.

В мастерской у Маркова немало побывало.школьных экскурсий. Стеклодув — экзотика в Дубне! Но ученика у Маркова так и нет. И нужно сегодня позаботиться о том, чтобы не оборвалась нить мастерства, столь необходимого нашему Институту. Подумайте, молодые.

Источник

Выдул черта — стал мастером. Как я работаю уличным стеклодувом

Как появляется разноцветное стекло

Добавленные в стекло окислы металлов дают изделию разный цвет. Например, окисел меди — красный, закись хрома — зеленый, селен — розово-красный, а золото — рубиновый.

Профессия стеклодува не самая массовая. А внутри профессии есть деление на разные направления и специализации.

Есть классические выдувальщики, которые работают с длинной металлической трубкой и расплавленным стеклом из печи. Есть стеклодувы-рекламщики — те, кто делает из стеклянных трубок газосветную, неоновую рекламу. Есть стеклодувы-станочники: их задача — изготовление больших стеклянных аппаратов для химических производств.

Куба. Открытие персональной выставки в г. Ольгин.

Posted by Юрий Леньшин on Sunday, February 24, 2013

Есть стеклодувы-аппаратурщики, изготавливающие приборы и аппараты для химических лабораторий. Есть стеклодувы, которые изготавливают на газовой горелке небольшую стеклянную пластику. То есть различные скульптуры из стекла.

Мой основной инструмент — газовая горелка. Их у меня две. А еще нож, пинцеты, подкатки, подрезки, игла. Я обычно работаю со знаменитым богемским стеклом — получаю полуфабрикат из Чехии. Иногда из Италии.

Основной инструмент стеклодува — горелка

У стеклодувов-аппаратурщиков одно из условий разрядных норм — это умение изготовить какую-либо фигуру из стекла. Обычно почему-то делают чертей. Умеешь выдуть черта — ты стеклодув.

Я тоже с них начинал. Сперва делал их просто так, потом помещал внутри графина. А потом потихоньку взялся за другие работы — цветы, зверей, аистов.

Как я стал стеклодувом

В конце 60-х годов моя семья переехала в Таджикистан. Отец был назначен одним из руководителей азотно-тукового завода в городке Калининабад. По предложению отца пошел учиться на стеклодува в заводскую стеклодувную мастерскую. Выучиться не успел, призвали в армию.

Читайте также:  Компания продает свою мебель

После армии продолжил обучаться мастерству самостоятельно. Для этого из республиканской библиотеки выписал редкий, по сути, букинистический учебник С. Ф. Веселовского «Стеклодувное дело», изданный в 1952 году.

Когда в Таджикистане вспыхнула гражданская война, я с женой и детьми вернулся в Калининград. Я стал сотрудничать с разными химическими лабораториями, сделал огромное количество стеклянной аппаратуры. А когда они закрылись, перешел на «художественное стекло».

Я знаю, как рождается волшебство

Почему я работаю на улице

На улице работаю, чтобы показать людям стеклодувное искусство. Это что-то вроде спектакля, когда шумит горелка и буквально на глазах получается маленький шедевр, законченная фигура или композиция. Людей от этого зрелища не оторвать.

Однажды маленький мальчик попросил сделать ему котопса. Я не знал, кто это. Он объяснил, что это персонаж его любимого мультфильма. Со слов мальчишки я сделал этого котопса. Надо было видеть восхищенные глаза ребенка!

Дети часто просят сделать их любимых мультипликационных героев

В другой раз иностранный турист подошел ко мне со словами: «А вы можете меня чем-нибудь удивить?» Я изготовил на скорость необычную мышку за 3 минуты 25 секунд. Он был в полном восторге и дал мне какие-то огромные по тем временам деньги. Я их ему вернул со словами: «Это того не стоит». Но он все равно настоял, чтобы я взял хотя бы половину.

Во время самоизоляции я сделал коллекцию, которую назвал «Моя Пандемия»: стеклянные кубки со скульптурами бога Гермеса, петушка, Петрушки, бригантины, ангела, рыбки.

В середине «нулевых» в Москве на передаче «Поле чудес» я в студии выдувал стеклянный герб России. А потом Якубович прилетел в Калининград и попросил меня прямо на площади изготовить ему самогонный аппарат.

Дело нехитрое: за свою работу на предприятиях МинХимПрома СССР, я много таких затейливых аппаратов сделал. Даже написал на аппарате раскаленным стеклом «Якубовичу».

Про будущее профессии

Ученики, к сожалению, остались в СССР, когда государство давало возможность обучать такому ремеслу. Сейчас это практически невозможно. Тому есть две причины. Стеклодувному делу надо учиться долго — не меньше 5-7 лет. Поэтому к концу курса в лучшем случае остается процентов пять от тех, кто начинал.

А еще это достаточно дорого: 30-35 тысяч рублей в месяц надо на одного ученика, причем только на газ и другие расходные материалы.Тем более что долгое и дорогое обучение не гарантирует того, что полученные навыки пригодятся. Ведь наш заработок, как у любых других художников, нестабильный и зависит от того, куда и как получится сбывать свою продукцию.

Одна надежда: тот, кто хочет чего-то добиться в нашем деле и проявит упорство, сможет и сам стать мастером-стеклодувом. Мне ведь это удалось.

Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео из личного архива Юрия Леньшина

Источник

Стеклодув — художник, безраздельно властвующий над раскаленным стеклом

Стеклодув — это мастер по изготовлению разнообразных предметов быта и декора путем выдувания их из стекла с помощью специальной полой трубки. Представители этой профессии — сильные люди, обладающие незаурядными творческими способностями и огромным терпением. Ведь стеклодув — художник, который работает с раскаленным материалом в очень сложных условиях и создает уникальные произведения искусства.

Стеклодув — это волшебник, в руках которого горячая аморфная масса превращается в прекрасный шедевр: елочную игрушку, оригинальную фигурку, изысканный кувшин, красивый бокал или даже целый набор посуды. А за созданные мастером шедевры многие покупатели готовы заплатить огромные деньги.

Особенности профессии стеклодува

Стеклодув обычно работает в оборудованной мастерской, где помимо набора необходимого инструмента имеется специальная печь с тремя камерами для разных технологических операций:

  • Для расплавления стекла.
  • Для периодического разогрева заготовки в процессе работы с ней.
  • Для медленного охлаждения готового предмета.
Читайте также:  Идеи бизнеса с нуля доход с нуля

Кусок расплавленной стеклянной массы, температура которой достигает +1090 °C, мастер кончиком трубки достает из печи и начинает процесс обработки. Для этого он выполняет разнообразные операции с заготовкой:

  • перекатывает ее по плоской поверхности;
  • выдувает из нее стекло через трубку;
  • помещает ее в особые тиски;
  • формирует отдельные детали пинцетом или клещами.

Существуют также стеклодувы, которые работают по иному принципу. Их еще называют лампворкерами (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа»). Эти мастера изготавливают небольшие предметы путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом. Лампворкеры используют миниатюрные инструменты, многие из них работают в присутствии зрителей в общественных местах.

История стеклодувного ремесла

История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.

Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.

Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.

Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.

Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.

Самые известные мануфактуры стеклодувного производства

Среди огромного многообразия изделий из художественного стекла сегодня особо выделяется продукция таких самых известных стеклодувных центров и мануфактур:

  • Moser — наиболее авторитетный и востребованный в мире бренд богемского стекла. Головной офис компании находится в городе Карловы Вары, а ее история насчитывает более 150 лет.
  • Galle — ныне несуществующая компания, созданная французским художником Эмилем Галле (Emil Gallé). Шедевры, созданные под этим брендом в стиле ар-нуво, сегодня можно купить только за огромные деньги.
  • Daum — французское предприятие из города Нанси, успешное пережившее конкурентов из Galle. Компания до сих пор использует воссозданный в 1906 году уникальный древнеегипетский метод литья стекла для изготовления уникальных предметов искусства.
  • Baccarat — французская торговая марка, получившая широкое признание в мире еще в середине XIX столетия за прекрасные изделия из хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами.
  • Lalique — знаменитый французский бренд, созданный гениальным ювелиром и художником Рене Лаликом. Рецепт уникального стекла для производства ваз и скульптур Lalique уже почти 100 лет хранится в строжайшей тайне.

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести антикварные предметы из стекла или работы современных художников.

Источник

Оцените статью