Региональный
стандарт
О стандарте
Региональный инвестиционный стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.
В 2012 году Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах. 27 декабря 2012 года в ходе заседания Государственного совета Российской Федерации был рассмотрен и признан успешным опыт пилотного внедрения Стандарта. Согласно Перечню поручений Президента по итогам Госсовета Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны.
С начала 2013 года Агентство приступило к масштабированию Стандарта. АСИ осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп.
- В субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Инвестиционная стратегия.
- Инвестиционная стратегия должна определять инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.
- Инвестиционная стратегия должна описывать взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в субъекте Российской Федерации.
- Проект Инвестиционной стратегии должен выноситься на публичное обсуждение. Инвестиционная стратегия может утверждаться законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Инвестиционная стратегия может приниматься в виде отдельного документа либо в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития, и утверждаться в порядке, предусмотренном общим документом.
- Параметры разработки Инвестиционной стратегии: рамки Стратегии — затрагиваемые ею аспекты совершенствования нормативной базы и правоприменения, а также направления развития территории; временной горизонт стратегического планирования — период времени, на который составляется Стратегия.
- Исходные посылки формирования Стратегии:
- оценка стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона на момент принятия Стратегии, доступных ресурсов ее развития (кадровые, инфраструктурные, производственные, информационные, рекреационные и другие), а также прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации, исходя из которого осуществляется стратегическое планирование;
- видение текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон региона (относительно других регионов) с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- Стратегия должна содержать:
- Видение результата реализации Стратегии.
- Структуру целей, на достижение которых направлена Стратегия. Цели должны быть достижимы, четко сформулированы и измеримы. Под измеримостью цели подразумевается возможность установления целевых показателей, отражающих степень ее достижения. Эти показатели и правила их расчета также должны быть приведены в Стратегии для каждой из целей.
- план мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии — в этом разделе перечисляются государственные региональные программы и проекты, законодательные инициативы, структурные реформы и прочие мероприятия, выполнение которых позволит реализовать поставленные цели.
- Общие принципы сотрудничества органов государственной власти Субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата региона.
- График точек планового контроля исполнения Стратегии.
- График периодов обязательного пересмотра Инвестиционной стратегии (не реже одного раза в год).
- Оценку объема бюджетного финансирования, направленного на реализацию Стратегии.
- В Стратегии необходимо привести для каждого из мероприятий такие сведения, как:
- цели Стратегии, достижению которых напрямую способствует мера;
- описание сути мероприятия, а также его ожидаемого результата (в т.ч. и финансового);
- укрупненный план-график реализации мероприятия;
- оценка ресурсов, требующихся для реализации (в т.ч. и трудовых);
- оценка стоимости реализации и возможных последующих затрат;
- источники финансирования;
- критерии успеха применения мероприятия, предполагающие возможность количественной оценки;
- структура и конкретное лицо, ответственные за реализацию мероприятия.
- Требования к процессам разработки, изменения и утверждения Инвестиционной стратегии:
- Разработка Инвестиционной стратегии и ее изменение должны вестись публично. К публичному обсуждению Стратегии привлекаются эксперты, предприниматели и инвесторы. Помимо проведения стратегических сессий, консультаций, совещаний рабочих групп должно вестись открытое публичное обсуждение разрабатываемой Стратегии в электронных СМИ (в том числе на сайте, посвященном инвестиционной деятельности региона).
- К разработке проекта Стратегии следует привлекать специализированные организации, уже имеющие успешный опыт выполнения подобных проектов в России или за рубежом.
- Внесению изменений и дополнений в Инвестиционную стратегию также должно предшествовать публичное обсуждение таких изменений.
- Изменения и дополнения к Инвестиционной стратегии должны утверждаться в том же порядке, какой предусмотрен для утверждения самой Инвестиционной стратегии.
- Требования к реализации Инвестиционной стратегии. При реализации Инвестиционной стратегии должны быть:
- установлены структура и периодичность отчетности о реализации мер, значениях целевых показателей и их соответствии плановым значениям;
- установлена личная ответственность руководителей за реализацию конкретных мер и достижение целевых значений плановых показателей.
- обеспечен учет достижения плановых показателей при оценке деятельности руководителей и разработке программ мотивации;
- разработаны и утверждены регламенты контроля исполнения и пересмотра Инвестиционной стратегии;
- обеспечена регулярная публикация отчетов по результатам достижения плановых значений ключевых показателей, реализации ключевых мер, оценка соблюдения заранее заданных критериев успеха;
- разработана и принята Программа финансирования мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии, включая финансирование механизмов и мер поддержки инвестиционных проектов и развития кадрового потенциала. В данной Программе:
- аккумулируются данные о размерах финансовых средств, выделяемых бюджетом субъекта Российской Федерации по всем формам поддержки инвестиций, а также часть программы капитальных вложений, ориентированная на создание условий для реализации инвестиционных проектов;
- содержатся планы поступлений и расходов денежных средств, определены источники финансирования;
- определены полномочия должностных лиц органов власти субъектов Российской Федерации в финансировании и расходовании средств, установлен порядок корректировок при отклонениях в поступлении и расходовании денежных средств.
- В субъекте Российской Федерации должен ежегодно формироваться План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры региона. План представляет собой свод всех ключевых объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых зафиксированы в действующих планах и программах Российской Федерации на территории соответствующего региона, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе на условиях государственночастного партнерства, инвестиционных программах субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов с государственным участием. При этом в отношении каждого объекта должны быть указаны имеющиеся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об источниках (в том числе бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской федерации и региональных инвестиционных фондов) и размере финансирования (или указание на отсутствие подтверждения в финансировании), планируемые сроки сдачи и фактическое состояние (этап подготовки или исполнения). В Плане также должны быть указаны планируемые к строительству (реконструкции) инвестиционные объекты с указанием требуемых мощностей потребления энергетических ресурсов.
- План должен публиковаться в наглядной форме с указанием планируемых объектов на карте региона, сроков их создания (строительства). Принятые проекты развития (девелопмента) территории включаются в План. План публикуется на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.
- В субъекте Российской Федерации должна существовать формализованная процедура рассмотрения вопросов развития (девелопмента) территории, включая создание индустриальных парков и технопарков. Эта процедура основывается на следующих принципах:
- принцип оценки разумности и экономической эффективности проектов комплексного развития территорий;
- принцип конкурсной поддержки государством проектов комплексного развития территорий;
- принцип публичного обсуждения и учета интересов различных социальных групп;
- принцип софинансирования расходов на реализацию проектов развития территорий органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и бизнесом;
- принцип взаимообязанности при реализации подобных проектов, когда государство и бизнес в соответствии с нормативно-правовой базой и договорами должны иметь четко прописанные права и обязанности;
- принцип синхронизации с инвестиционными программами субъектов естественных монополий и планами развития инфраструктуры хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
- План должен соответствовать Инвестиционной стратегии региона.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно ежегодно обращаться к членам законодательных и исполнительных органов субъекта Российской Федерации с посланием об инвестиционном климате в субъекте Российской Федерации.
- В послании должны отражаться результаты реализации Инвестиционной стратегии, определяются основные направления и приоритеты инвестиционной политики субъекта Российской Федерации, и сообщается о ключевых мерах, которые необходимо реализовать в следующем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в регионе.
- В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный правовой акт, устанавливающий:
- основные способы защиты прав инвесторов;
- гарантии неухудшения положения инвесторов в пределах компетенции субъекта Российской Федерации на период реализации инвестиционной стратегии;
- гарантии не злоупотребления правом со стороны исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации;
- порядок обращения инвесторов за защитой и помощью;
- добровольные ограничения прав органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, допускаемые действующим законодательством в рамках правоприменительной деятельности;
- применяющиеся в субъекте Российской Федерации формы налоговой и финансовой поддержки инвестиций (для каждой из таких мер должны быть описаны порядок и условия применения), включая четкие критерии и процедуры для их получения.
- Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации прямого действия (например, регулирующие вопросы налоговой политики в отношении конкретных видов инвестиций, порядка заключения договоров с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.). В таком случае информация о таких нормативных правовых актах должна быть в доступной, логически связанной форме изложена на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.
- В субъекте Российской Федерации должен функционировать на регулярной основе Совет по улучшению инвестиционного климата. Совет – общественный совещательный координационный орган. Наименование Совета определяется субъектом Российской Федерации.
- В компетенцию и функции Совета должны входить:
- выработка рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти региона и лиц, участвующих в инвестиционном процессе;
- выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации;
- разработка предложений по приоритетным направлениям развития региона и координация финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях;
- рассмотрение проекта Инвестиционной стратегии региона. Анализ хода и результатов реализации Инвестиционной стратегии субъекта Российской Федерации, подготовка и рассмотрение предложений по ее корректировке;
- оказание содействия в создании необходимых условий для рационального размещения производительных сил на территории субъекта Российской Федерации;
- выработка рекомендаций по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности на территории региона;
- разработка единых требований к основным критериям инвестиционных проектов, поддерживаемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, анализ причин неудач в реализации;
- одобрение проекта Плана создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона, а также прозрачного регламента его корректировки с учетом потребностей инвестиционных проектов;
- рассмотрение регулярных отчетов органа, уполномоченного на проведение оценки регулирующего воздействия.
К компетенции Совета могут быть отнесены иные полномочия.
- В субъекте Российской Федерации должна функционировать на регулярной основе специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
- Основными функциями специализированной организации являются:
- обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами исполнительной власти;
- содействие созданию проектных команд по поддержке и реализации конкретных инвестиционных проектов «под ключ»;
- продвижение инвестиционных возможностей и проектов региона в России и за рубежом (в том числе через конференции, выставки, форумы);
- обеспечение взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми организациями, российскими и международными институтами развития с целью использования их потенциала и возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона;
- представление интересов субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства.
- Учредителями выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Наблюдательный совет (совет директоров) специализированной организации возглавляется высшее должностным лицом субъекта Российской Федерации.
- Для специализированной организации должны быть установлены показатели эффективности ее работы и работы ее сотрудников. Например, показателями эффективности могут быть объем привлеченных инвестиций, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест. Также может быть установлена зависимость мер стимулирования сотрудников от степени выполнения данных показателей.
В субъекте Российской Федерации должно существовать не менее одного объекта одного из следующих типов:
- Промышленная площадка (предназначенная для размещения производственных мощностей территория, обеспеченная необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой);
- Промышленный парк;
- Технологический парк;
- Бизнес-инкубатор;
- Центр кластерного развития (центр коллективного пользования, центр прототипирования).
Определения указанных в настоящем пункте объектов установлены в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации № 227 от 20 мая 2011 года.
- Наличие Прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах различных направлений на срок не менее 7 лет, основанного на изучении потребностей инвесторов (в том числе опросы) и прогноза социально-экономического развития региона.
- Наличие регламента разработки Прогноза. Регламент предусматривает, что Прогноз разрабатывается совместно с экспертами, представителями субъектов предпринимательской деятельности, общественных институтов и организаций, сотрудников профильных органов исполнительной власти.
- Результаты прогноза публикуются в сети Интернет в полном объеме и машиночитаемой форме.
- Восстановление и развитие в соответствии с Инвестиционной стратегией региональной системы профессионального образования, переориентирование части выпускников школ на получение качественного профессионального профильного образования.
- Создание региональной системы переподготовки и трудоустройства выпускников специальностей, невостребованных на рынке труда (система должна быть целиком и полностью добровольной).
- Наличие в образовательных учреждениях региона образовательных программ, разработанных с участием хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей новых производств.
- В регионе должен быть создан специализированный интернет-портал, посвященный инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации.
- Интернет-портал должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей субъекта Российской Федерации, его Инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов.
- Интернет-портал должен содержать в наглядной форме:
- информацию об инвестиционной привлекательности региона;
- Инвестиционную стратегию;
- План создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона;
- линию прямых обращений;
- регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;
- описание мер поддержки инвестиций и инвестиционных проектов и порядок обращения для их получения;
- информацию о планах и результатах заседаний Совета по улучшению инвестиционного климата и видеотрансляции его заседаний. Должна быть обеспечена возможность заказа гостевого пропуска на заседания Совета;
- отчеты и планы деятельности специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
- информацию о планируемых и реализуемых на территории соответствующего региона инвестиционных проектах.
- Интернет-портал должен вестись на двух (русском и английском) и более языках.
- В субъекте Российской Федерации должен быть разработан регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна», включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, бизнес-ангелов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.
- Конкретные способы поддержки определяются в зависимости от категорий инвестиционных проектов и объема инвестиций.
- Регламент сопровождения инвестиционных проектов должен включать в себя:
- процедуру внесения проекта на интернет-сайте;
- сроки и процедуру рассмотрения проекта, включая очную презентацию проекта на заседании экспертного совета;
- обязательства предоставления информации о возможных инструментах поддержки, на которые может претендовать инициатор проекта;
- возможность прохождения бесплатного обучения инициатором проекта по правилам использования конкретного инструмента поддержки;
- требования к подготовке проекта, установленные конкретными организациями, фондами, институтами развития;
- порядок взаимодействия организаций по рассмотрению проектов, претендующих на поддержку.
- Ведение инвестиционных проектов должно осуществляться в единой информационной системе, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, регистрацию информации обо всех этапах взаимодействия с инициаторами проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результаты взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами.
- Работа с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляющими значительные инвестиции в субъект Российской Федерации, должна строиться по индивидуальным планам.
- Декларация должна устанавливать принципы взаимодействия органов власти субъекта Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эти принципы определяют смысл и содержание деятельности органов власти субъекта Российской Федерации.
- В число этих принципов входят: Равенство — не дискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов; Вовлеченность — участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия государственных решений и оценки их реализации; Прозрачность — общедоступность документированной информации органов власти (за исключением относящейся к исчерпывающему перечню категорий секретной информации); Лучшие практики — ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности практику взаимодействия субъектов РФ с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- Содержание декларации должно включать в себя следующие положения:
- обязательства высшего должностного лица региона по обеспечению и защите прав инвесторов;
- гарантии безопасности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- случаи, когда руководство субъекта Российской Федерации обязано вступить в переговоры с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, случай «тупиковой ситуации», когда органы власти не выдали необходимое для деятельности разрешение в течение установленного законом срока);
- обязательства высшего должностного лица региона по осуществлению мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов.
- Декларация может иметь иное наименование и дополнительные элементы содержания, помимо указанных выше.
В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный акт, регламентирующий следующие вопросы:
- Орган, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов.
- Критерии оценки нормативных актов, включая критерии целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности.
- Форма отчета об ОРВ, включающая:
- описание существующей проблемы;
- цели и задачи регулирования;
- возможные варианты достижения поставленной цели.
- Анализ издержек и выгод каждого из рассматриваемых вариантов с учетом:
- результатов реализации аналогичных инициатив в данном субъекте РФ или других субъектах Российской Федерации;
- информационных потоков, которые будут позволять контролировать реализацию рассматриваемых альтернатив;
- положительных и отрицательных стимулов, которые способны влиять на реализацию альтернатив.
- Публичные консультации и учет мнения заинтересованных групп.
- Рекомендуемый вариант регулирующего решения.
- Реализация выбранного варианта и последующий мониторинг.
- Задание шкалы жесткости мер регулирования с точки зрения их влияния на субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности. Данная шкала должна давать возможность:
- выявлять альтернативы предлагаемым (или имеющимся) вариантам регулирования;
- давать на основе разумных презумпций оценку обременительности регулирования в отсутствии количественных расчетов (в случаях, когда они не проводятся).
Подготовка такого нормативного акта субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с разработанными Минэкономразвития России Методическими рекомендациями, одобренными 20 марта 2012 решением Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
- Создание моделей компетенций государственных служащих субъекта Российской Федерации и сотрудников специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, определяющих требования к:
- знаниям;
- навыкам;
- ценностям.
- Основные положения модели компетенции должны быть отражены в трудовых контрактах.
- Установление критериев оценки показателей эффективности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в инвестиционном процессе, и увязка их с моделью компетенций.
- При оценке соответствия квалификационных требований соискателей на государственные должности и должности в специализированной организации должно учитываться наличие опыта работы по реализации предпринимательских проектов, бизнес-образования (преимущественно в зарубежных бизнес-школах и университетах).
- Финансирование стажировок сотрудников профильных органов исполнительной власти и специализированной организации в соответствующих органах власти и институтах развития в иных субъектах Российской Федерации и за рубежом.
- В состав РЭК и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающих решения об установлении цен (далее — иные органы), тарифов должно быть включено не менее трех представителей основных групп потребителей и соответствующих объединений предпринимателей. Указанные лица должны представлять интересы широкого круга коммерческих потребителей энергоресурсов, объединенных в коллегиальный орган при РЭК4 и иных органах.
- В субъекте Российской Федерации должен быть создан коллегиальный орган при РЭК и иных органах, включающий представителей хозяйствующих субъектов — потребителей энергоресурсов (далее — коллегиальный орган). В состав коллегиального органа входят представители хозяйствующих субъектов, общественных организаций и эксперты.
- Коллегиальный орган наделяется правом предварительного рассмотрения проектов решений по установлению РЭК или иными органами тарифов и утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий.
- Коллегиальный орган формулирует позицию по результатам рассмотрения проектов решений РЭК и иных органов, указанных в п. 3 настоящего раздела. Позиция коллегиального органа по проектам решений РЭК (иной орган) направляется до принятия соответствующего решения РЭК в РЭК и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В случае расхождения решения РЭК или иного органа и позиции коллегиального органа РЭК (иной орган) направляет в коллегиальный орган обоснованные возражения в письменной форме.
Позиция коллегиального органа рассматривается РЭК вместе с документами, используемыми для принятия соответствующего решения.
Источник