- Ас — это специалист высокого класса. Значение существительного, синонимы и толкование
- Значение
- Синонимы
- Ас или Эйс?
- Как стать асом в своей профессии?
- Предложения со словосочетанием «стать асом»
- Ассоциации к слову «стать»
- Ассоциации к слову «ас»
- Синонимы к словосочетанию «стать асом»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «стать асом»
- Сочетаемость слова «стать»
- Сочетаемость слова «ас»
- Значение слова «стать»
- Значение слова «ас»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «стать»
- Значение слова «ас»
- Чем АС отличается от АССа?
- Стали асами своего дела
- Содержание
- Как родился термин [ править ]
- В истории [ править ]
- Первая мировая война [ править ]
- Вторая мировая война [ править ]
- Послевоенная эпоха [ править ]
- Примеры [ править ]
- Литература [ править ]
- Кино [ править ]
- Телесериалы [ править ]
- Мультсериалы [ править ]
- Аниме и манга [ править ]
- Комиксы [ править ]
- Видеоигры [ править ]
- Музыка [ править ]
Ас — это специалист высокого класса. Значение существительного, синонимы и толкование
Почти каждый стремится им стать. Но не у всех выходит. Потерпевшему неудачу приходится удовлетвориться ролью обычного исполнителя. Наверное, хватит уже путать читателя и нагонять тумана, мы сегодня рассматриваем существительное «ас», и это будет интересно.
Значение
Любопытно и то, что у людей, более или менее любящих кино, слово ассоциируется не с летчиками-виртуозами, а со старой итальянской комедией с Адриано Челентано, которая так и называется «Ас» (1981), хотя вроде бы официальный перевод у него несколько другой – «Туз». В любом случае фильм подходит для иллюстрации, ведь звуковой ассоциацией дело не ограничивается. В итальянской комедии при всем юморе рассказывается история о настоящем мастере своего дела – карточном шулере Асе. Но, чтобы не быть голословными, приведем данные толкового словаря:
- Выдающийся по летному и боевому мастерству летчик.
- Большой мастер, отличный специалист.
Первое значение прямое, второе – переносное. Наверное, слово к нам пришло как раз из профессионального словаря летчиков. Те, кто не знал об этом, удивятся. Зато теперь значение слова «ас» наполнится дополнительным смыслом.
Хотя это и не официальное звание, ас – «титул» чрезвычайно важный для человека, ибо означает, что он уже добился в жизни многого: овладел навыками на высоком уровне.
Синонимы
Чтобы облегчить понимание слова, подберем к нему достойные замены. Перечень выйдет таким:
Да, в список синонимов даже затесался один фразеологизм, ну ладно, не гнать же его. Тем более, что он совершенно прав по форме. Ас – это человек, у которого золотые руки. Кстати, последнее устойчивое словосочетание распространяется даже на тех, кто физическим трудом не занят. Помните, например, знаменитый эпизод, когда Марлен Дитрих целовала руку нашего писателя Константина Паустовского. Конечно, замысел, а также все тонкости и детали рождаются в голове, но воплощается идея все-таки руками. Поэтому все справедливо.
Ас или Эйс?
Вопрос и простой, и сложный одновременно. Потому что под определение попадают огромное количество людей, которым посчастливилось в жизни хоть кем-то стать. В каждой деятельности есть свои специалисты, асы, это понятно. Кто-то разбирается в моторах так, что можно ахнуть. Есть даже люди, которые знают досконально только одну модель мотора, и их все равно можно назвать асами. Есть мастера и среди учителей, и среди врачей, и они не всегда отмечены множеством наград. Надеемся, читатель знает об этих совершенно прекрасных людях. Как бы нам ни было обидно, но придется оставить честных тружеников в стороне и поговорить о кино. Но не потому, что только те, кто работают там, — асы, этого думать не следует. Просто наглядный образ лучше запоминается. То есть мы руководствуемся сугубо практическими соображениями.
Конечно, чтобы проиллюстрировать наш объект исследования, мы могли бы взять спецагентов, мошенников, полицейских, но вспоминается совсем неподходящий персонаж – Эйс Вентура, который под маской шута скрывает недюжинный ум, проницательность и наблюдательность.
Можно любить или не любить Джима Кэрри, но трудно поспорить с тем, что Эйс – ас, высококлассный специалист. Ведь если бы «звериный» детектив выбрал другую стезю и расследовал бы похищения людей, то его бы все поголовно уважали, правда, полиция относилась бы так же.
Источник
Как стать асом в своей профессии?
Пожалуй, одним из самых трудных вопросов для выпускников ежегодно становится: куда пойти учиться? Вот и я стала задаваться этим вопросом, потому что вокруг так много интересного и увлекательного, хотелось учиться всему и сразу. И в какой-то момент, после разговоров с родителями, школьных тестов по профориентации, самостоятельных исследований и учёта моих способностей, я решила остановиться на журналистике.
Как по мне, это весьма интересная профессия, где необходим постоянный контакт с людьми и общественностью и, что привлекает больше всего, безграничный полёт творчества. Однако как преуспеть? Как проявить себя и не остаться незаурядностью? Оттого я, юный журналист Татьяна Иванова, попросила ответить на некоторые вопросы по волнующей меня теме Андрея Карабьянца, человека с широким кругозором, журналиста, телеведущего канала РБК-ТВ, нынешнего аналитика нефтегазового рынка испанской редакции канала «Russia Today». В непринужденной обстановке он дал интересные советы и поделился личным опытом. Ведь кому, как не настоящему асу, наставлять новичков на верный путь.
— Несомненно, многие к концу 11-го класса уже нашли для себя что-то интересное в различных сферах деятельности, однако мало только одного желания. А кем вы мечтали стать в детстве? Что или кто вас сподвиг заняться именно этим делом?
— В детстве я мечтал стать космонавтом, кем же еще. А в более зрелом возрасте после того, как я вернулся из Афганистана, моя двоюродная сестра, так сказать, подтолкнула меня к поступлению в университет на переводческий факультет МГПИИЯ им. Мориса Тереза. Она мотивировала меня тем, что нужно выбиваться в люди, а это возможно только через упорный труд и учебу.
— По вашему мнению, какие университеты дают качественное образование?
— Довольно трудно дать какой-то четкий ответ на этот вопрос. В наше время очень важно разбираться не только в какой-то узконаправленной сфере, но и прочих аспектах жизни. Сейчас возникает много новшеств и тенденций, например криптовалюта, следить за которыми, а тем более понимать — весьма сложно. Но для своей профессии это необходимо делать, чтобы не остаться позади общественного и технического прогресса. Не стоит забывать и про собственный, личностный рост, который возможен, только если человек информацию впитывает, переваривает, извлекает самое полезное и нужное и практикует. Работа работой, но ты и для себя самого должен развиваться. Поэтому чем больше знаний, тем лучше. И вот ещё, престиж учебного заведения играет роль, но от преподавателей в ВУЗе ваш успех зависит лишь на одну треть, остальное влияние оказывают ваши стремление, упорство, настойчивость. Кто-то более удачлив, скажете вы, но удача — ничто, если вы не стараетесь на все 200%.
— Вы много путешествуете, помогает ли вам этот опыт в ведении дел и коммуникации с людьми?
— Да, конечно. Я много езжу в разные города и страны, встречаю множество разных людей. Это, безусловно, очень полезно и нужно в моей профессии. Расширяя свой кругозор, вы обогащаетесь как снаружи, так и внутри. Нельзя всю жизнь сидеть на месте, а иначе это не жизнь.
— Какие личные особенности в своем деле вы можете подметить и посоветовать?
— Шаблонность мне не свойственна, поэтому каких-то одинаковых вопросов я не задаю. Но могу сказать, при общении с известными и влиятельными в своей сфере людьми главное показать, что вы достаточно про него разузнали. Не просто прочитали краткую биографию, а действительно погрузились в тему. Еще немаловажно понимать, о чем говорит ваш собеседник, и поддерживать разговор, чтобы не опозорить своего работодателя и самого себя.
— Как молодым специалистам выделиться из общей массы? Как можно себя проявить, чтобы тебя заметили?
— Для начала следует делать хоть что-то уже во время учебы. Чтобы тебя заметили, не обязательно ждать выпуска из университета и даже школы. Не следует ждать удобного момента и случая, а нужно действовать, пробовать. Даже если ничего не получилось, ты ничего и не потерял, зато приобрел полезный жизненный опыт. Главное — не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед и добиваться высоких результатов.
— Какие советы вы можете дать начинающим журналистам?
Конечно, преодоление волнения, уверенность в себе и в своих силах, открытость и непринужденность, но сейчас не берите это во внимание, это все и так должно быть в вас запрограммировано. Хочу сказать, что следующее самое важное — не продешевить. Знать цену своему делу и не продавать его при первой же возможности, вдобавок быть честным в своих суждениях и писать и делать только то, что тебе самому хочется. Только так на тебя обратят внимание и будут слушать. Пусть ваша профессия станет для вас удовольствием, тогда вам будет все по плечу.
Материал предоставила Татьяна Иванова
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Источник
Предложения со словосочетанием «стать асом»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова биокоррекция (существительное):
Ассоциации к слову «стать»
Ассоциации к слову «ас»
Синонимы к словосочетанию «стать асом»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «стать асом»
- Татьяна даже не хотела переселиться к нам в дом и продолжала жить у своей сестры, вместе с Асей. В детстве я видывал Татьяну только по праздникам, в церкви. Повязанная темным платком, с желтой шалью на плечах, она становилась в толпе, возле окна, — ее строгий профиль четко вырезывался на прозрачном стекле, — и смиренно и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному. Когда дядя увез меня, Асе было всего два года, а на девятом году она лишилась матери.
Сочетаемость слова «стать»
Сочетаемость слова «ас»
Значение слова «стать»
СТА́ТЬ 1 , ста́ну, ста́нешь; повел. стань; сов. (несов. становиться). 1. Принять стоячее положение, подняться на ноги; встать. [Тавля] не мог ни стать, ни сесть после экзекуции. Помяловский, Очерки бурсы. | Со словами, указывающими на часть тела, являющуюся опорой при таком положении.
СТАТЬ 2 , ста́ну, ста́нешь; сов. I . Как вспомогательный глагол: 1. с неопр. Входит в состав сложного сказуемого, указывая на начало действия, в значении: начать, приняться.
СТАТЬ 3 , -и, род. мн. —е́й, ж. 1. Общий склад фигуры, телосложение, осанка (человека). (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «ас»
АС , -а, м. 1. Выдающийся по летному и боевому мастерству летчик, мастер воздушного боя. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «стать»
СТА́ТЬ 1 , ста́ну, ста́нешь; повел. стань; сов. (несов. становиться). 1. Принять стоячее положение, подняться на ноги; встать. [Тавля] не мог ни стать, ни сесть после экзекуции. Помяловский, Очерки бурсы. | Со словами, указывающими на часть тела, являющуюся опорой при таком положении.
СТАТЬ 2 , ста́ну, ста́нешь; сов. I . Как вспомогательный глагол: 1. с неопр. Входит в состав сложного сказуемого, указывая на начало действия, в значении: начать, приняться.
СТАТЬ 3 , -и, род. мн. —е́й, ж. 1. Общий склад фигуры, телосложение, осанка (человека).
Значение слова «ас»
АС , -а, м. 1. Выдающийся по летному и боевому мастерству летчик, мастер воздушного боя.
Источник
Чем АС отличается от АССа?
Учимся различать два слова
Есть такое слово — ас . Оно означает мастера своего дела, настоящего профессионала и виртуоза.
Вернее, это в современном языке у него появилось такое расширительное значение. А изначально асами называли блестящих летчиков.
На заре авиации была традиция — лучшие пилоты наносили на свои самолеты изображения тузов. То ли по числу сбитых вражеских самолетов, то ли просто как символ мастерства, историки расходятся во мнениях.
Термин родился во французском языке, где as значит » туз «, но в русский обиход попал из немецкого, а там он пишется немного по-другому: Ass. Из-за этого в первые десятилетия прошлого века это слово писали по-русски с двумя буквами «с»: асс .
Позже правописание подкорректировали и привели в соответствие с оригинальным термином. Сейчас единственное верное написание: ас .
Однако путаница уже так укоренилась, что до сих пор многие не знают, что ас пишется с одной «с». В интернете то и дело встречаются фразы про «ассов своего дела» или «настоящих ассов».
Ошибка стала массовой. Но поправлять тех, кто ее допускает, утверждением, что слова «асс» не существует, тоже неверно. Дело в том, что слово «асс» в русском языке есть. Просто ни к каким мастерам и летчикам оно не имеет отношения.
Ассом называлась медная монетка в Древнем Риме. Те, кто увлекается историей античности, прекрасно об этом знают.
Так что оба слова можно использовать. Надо только знать, о чем идет речь. Кстати, не забудьте, что асы — это еще и скандинавские боги. Тот же Один или Тор, например.
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте
Источник
Стали асами своего дела
Наш острый взгляд пронзает каждый атом, Наш каждый нерв решимостью одет. И верьте нам: на всякий ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ.
Aces in Exile (amv)
Красный Барон и его эскадрилья
Ас — пилот-профессионал, мастер воздушного боя, способный выполнять самые невероятные трюки. Как правило, термин ассоциируется с управлением боевым летательным аппаратом (в т. ч. космическим), но в более широком смысле может употребляться и по отношению к любому мастеру пилотажа (вне зависимости от службы в ВВС), а также в связи с иной техникой — автомобилем, танком и т. д. («танковый ас» — термин, известный со времен Второй мировой), или вообще обозначать профессионала в чем-либо («Какая еще группа?» — «Разведчики. Говорят, асы» — т/с «Диверсант. Конец войны»). Поскольку изначально этим термином именовался именно военный пилот — данный троп близок по смыслу с мастером клинка и снайпером, т. е. это тоже мастер оружия. Принципиальное же отличие в том, что речь идет о мастерском владении не предметом (меч/сабля) или механизмом (арбалет/винтовка), а целой боевой машиной.
Содержание
Как родился термин [ править ]
Первая мировая война послужила толчком для развития целого ряда различных видов оружия, и в том числе авиации. Началась стремительная эволюция боевых самолетов: росли технические характеристики, возникло деление на виды (истребительная, бомбардировочная и т. д.). Это, в свою очередь, вызвало появление массы новых терминов, технических и военно-тактических понятий — и, конечно, своеобразного жаргона, даже целой субкультуры (так же, как, например, у моряков). Предмет статьи — как раз такой случай.
Ас (или, как изначально писалось в русском языке, «асс») по-французски значит «туз» (as) [1] . Кто и когда именно впервые придумал перенести этот символ с игральных карт на бока боевого самолета, доподлинно неизвестно; относительно же самой идеи существует несколько объяснений, наиболее вероятное из которых — в сходстве воздушного поединка (принципы которого тогда только закладывались) с карточной игрой: азарт, непредсказуемость, необходимость предельного, а может быть, и запредельного риска в погоне за победой, которая достается то как планомерный итог, а то и как случайная удача. Туз стал отличительным знаком тех, кто был лучшим в этом смертельно опасном искусстве. Тогда же был принят и критерий отбора — асом мог считаться пилот, сбивший пять и более вражеских самолетов.
« | «До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе». | » |
— Командир 2-го авиационного отряда истребителей капитан Е. Крутень |
Термин оказался достаточно удачным, чтобы оказаться частью не только авиационной, но и массовой культуры — вероятно, так же и тогда же, как это случилось с другими подобными неологизмами (вроде знаменитого «от винта!»), а с ними массы других мелочей, пришедших из той же среды: от бешено популярных в тридцатые очков-консервов, громадных «пилотских» часов и белых длинных шарфов [2] до бесчисленного множества летающих супергероев. В ту пору ВВС оказались, пожалуй, самым «культурно плодовитым» родом войск… Тут и престиж профессии: летчики всегда вызывали восхищение, а уж тогда, на заре развития авиации, они и вовсе были героями дня, на глазах у всех воплощавшими давнюю мечту человечества о полете в небо. И дань уважения: вести воздушный бой действительно невероятно тяжело, ведь помимо физических перегрузок (весьма неслабых), приходится управлять сложным и довольно капризным (особенно в ту эпоху) аппаратом, да еще и в трехмерном (в отличие от земли) пространстве боя, в стихии, не менее своенравной, чем море. Добавьте к этому скорость, превосходившую все до того доступные, и все продолжавшую расти… Но самое главное: пилот управляет своим самолетом в одиночку [3] .
Именно последнее обстоятельство и придало термину «ас» значение абсолютно нового, очень специфического понятия. Боевые машины, в общем-то, существовали и раньше — боевые корабли, например, или осадные тараны можно считать таковыми. Но они всегда управлялись не одним человеком, а группой; следовательно, победа достигалась не столько за счет индивидуальной выучки, сколько благодаря слаженности действий команды и толковому командиру. Пилот же полагается в бою лишь на надежность своего самолета — и на самого себя. В этом смысле ас начинает походить на рыцаря с его верным боевым конем (собственно, эту аналогию тогда быстро подметили и развили). Но теперь коня — разумное существо и самостоятельного персонажа — заменяет машина, фактически становящаяся продолжением самого летчика, инструментом в его руках; индивидуальные качества и навыки выходят на первый план. А еще вырабатывается привычка к риску, «балансированию на грани», находчивость, дерзость [4] … Вот так, накладываясь одно на другое, обстоятельства профессии формировали новую психологию, породившую рассматриваемый нами троп.
В истории [ править ]
И в Первой, и во Второй мировых войнах противостояние в воздухе шло с не меньшим ожесточением, чем на земле; соответственно, количество летчиков, отправивших в последний полет навстречу земле-матушке пятого по счету врага, был немаленьким. А потому рейтинг воинского мастерства (а также крутизны) стал вычисляться по принципу наибольшего числа — примерно как у снайперов.
Первая мировая война [ править ]
Безусловно, самый знаменитый ас того периода — немецкий аристократ, летчик-истребитель Манфред Альбрехт фон Рихтгофен, сбивший в бою 80 самолетов противника. Он широко известен по прозвищу «Красный барон», которое он получил после того, как ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета Albatros D.V., затем Fokker Dr.I. [5] Асы Антанты отстали ненамного: второе место по количеству побед занимает француз Рене Фонк с 75 сбитыми. Наши победы выглядят скромнее — самые результативные асы Российской Империи, Александр Козаков и Павел Аргеев, сбили по 15 вражеских машин. Для справедливости стоит заметить, что в России изначально существовали более строгие правила зачета сбитых противников, и реальная результативность была зачастую намного выше документированной. Во всяком случае, немецкие пилоты считали русских наиболее опасным противником [6] .
Вторая мировая война [ править ]
Быстрее, выше, сильнее… и в воздухе — настоящая мясорубка. Соответственно, цифры подросли.
И вновь официальное первое место застолбили немцы; вероятно, насовсем. Эрих Хартман вошел в книгу рекордов Гиннесса, как лётчик, сбивший 352 самолета противника. Другой немец, Герхард Баркхорн, имеет на боевом счету 301 самолет. В советских ВВС наиболее прославленными асами стали Иван Кожедуб, имевший на счету 62 немецких самолета и 2 американских (как выразился его командир: «в счет будущей войны») и Александр Покрышкин, сбивший 59 врагов. Оба — трижды Герои Советского Союза. У союзников прославились англичанин из ЮАР Мармадюк Пэттл (51 сбитый) и американец Ричард Бонг (40). Ну и не забываем про Тихий океан, где не менее крутые японцы гоняли свои ширококрылые и очень манёвренные на горизонталях «Зеро»: никакой автоматизации управления двигателем (воздушно-топливная смесь регулировалась руками, и, чаще всего, обеднялась настолько, что двигатель чихал, фыркал, еле держал самолёт в воздухе, зато позволял долететь на такие расстояния, где противник истребители никак не ожидал), отсутствие протектирования топливных баков, хрупкий металл силового набора (зато лёгкий!)… а самое главное — прекрасно обученные и очень крутые лётчики (на начальном этапе, с которыми Япония вступила в войну; а вот замена, приходившая по мере их выбывания, ни в какое сравнение с ними не шла). Ну и в целом Вторая мировая дала множество асов со всех сторон — германских (Гюнтер Ралль, Отто Киттель, Вальтер Новотны и др.), финских (Илмари Йуутилайнен (94 победы), Ханс Винд (75 побед) и др.), японских (Сабуро Сакаи, Тэцудзо Ивамото, Сигэо Фукумото и Сёити Сугита и др.), советских (Григорий Речкалов, Николай Гулаев и др., в т. ч. женщина-ас Лидия Литвяк), американских (Томас МакКвайр), британских, румынских, французских и т. д. — полный список см. здесь.
Все эти цифры по сей день вызывают множество холиваров. Особо жёсткое разбирательство вызывает тема заоблачных счётов немецких асов. И не сказать, чтобы не обоснованно: ни один летчик ни одной другой страны официально не записал на свой счет сотого противника, а в Германии таких удальцов было более 100. Высока вероятность того факта, что высокие счета гитлеровских асов объясняются задачами пропагандистского характера, в отрыве от реального мастерства пилотов. Есть вопросы и к советским счетам, хотя здесь они вызваны не столько количеством, сколько фактической принадлежностью. В СССР мухлёж в этом вопросе был делом уголовным и непростым, без независимого подтверждения от сухопутных войск и материальных свидетельств сбитые самолёты не засчитывались, любые свидетельства напарников-очевидцев не учитывались, а советские истребители даже не оборудовались фотопулеметами. Тем не менее, уже в наше время появилось немало интервью (по понятным причинам куда более откровенных, чем раньше) лётчиков-фронтовиков, согласно которым имели место и завышения, и напротив, умалчивания количества сбитых, а также своего рода «подарки», когда сбитый самолет приписывали по обоюдному согласию другому лётчику.
И ещё на заметку: огромная редкость, чтобы советского аса сбивали более чем 1-2 раз, а вот среди гитлеровских «героев неба» нередким было 5-10 покиданий сбитых самолётов, даже вплоть до 19 у Рудорфера (в люфтваффе был известен по кличкой «Парашютист»). Для сравнения — Александр Покрышкин участвовал в войне с самого её начала и начал её с западных границ, за 1941 год он сделал более 150 боевых вылетов, в 1944 году стал командиром полка и реже стал осуществлять боевые вылеты. Но тем не менее за 550 боевых вылетов был сбит всего 1 раз, в 1941 году, зенитной артиллерией. Эриха Хартманна за 2,5 года участия в боевых действиях на Восточном фронте сбивали 10 раз и ни разу — зенитки (2 раза был сбит даже огнем штурмовиков Ил-2).
Болгарский ас Стоян Стоянов успел повоевать и на стороне Оси (в 1943 г. даже был награждён Железным крестом II ст.), и на стороне Союзников — в 1944 успешно действовал против немецких войск в небе над Македонией.
Послевоенная эпоха [ править ]
Реактивная эра положила начало совершенно новой воздушной войне: самолеты обогнали звук, вооружились смертоносными ракетами и хитрой электронной начинкой. Выжить в воздушном бою стало намного труднее. Но и сами битвы теперь происходят по другим сценариям: Холодная война и ее наследие — это все эпоха локальных конфликтов. А потому реактивные асы, как правило, были двух видов. Первые — это советский Ваня, который под видом местного Ли Си Цына помогает желтолицым братьям по соцлагерю, охотясь на американских гостей, и его заокеанский противник, несущий этим самым братьям полтонны демократии. Вторые же — это уроженцы гордых маленьких стран, которые в ходе очередной мясорубки использовали советскую/американскую крылатую машину для нанесения добра и причинения справедливости своим ближайшим соседям (а то и вовсе братьям-соплеменникам). Порой, как это было в Корее, воздушная война приобретала нешуточный размах: в бой шли десятки и сотни самолетов, а летчики оставались на фронте годами. В таких случаях число боевых вылетов и сбитых самолетов могло сравниться с показателями мировых войн. Но чаще «горячая фаза» была скоротечной, а десять-пятнадцать потерянных самолетов означали проигранное небо [7] .
О достоверности статистики вновь спорят, не переставая. Тем не менее, имена лучших из лучших второй половины ХХ века не оспариваются:
- Евгений Пепеляев, СССР — 23 победы (Корейская война)
- Николай Сутягин, СССР — 21 победа (Корейская война)
- Гиора Эпштейн, Израиль — 17 побед (арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг.)
- Джозеф МакКоннелл, США — 16 побед (Корейская война)
- Джеймс Джабара, США, — 15 побед (Корейская война)
- Джордж Дейвис, США — 14 побед (Корейская война)
- Ифта Спектр, Израиль — 12 побед (арабо-израильские войны)
- Мохаммед Алям, Пакистан — 9 побед (Индо-пакистанская война 1965 г.)
- Нгуен Ван Кок, ДРВ — 8 побед (Вьетнамская война). [8] .
С другой стороны, будет ошибочным считать, что главный показатель аса — это его боевой счет. Нестеров , скажем, выполнил всего 7 боевых вылетов и одержал всего одну победу, но вошел в историю мировой авиации, как основоположник высшего пилотажа, автор «мертвой петли» и инициатор первого воздушного тарана. Так что, хотя ас это, безусловно, воин, но главное — он крутой летчик, а все качества настоящего хозяина неба он может проявлять и в другом облике: скажем, неся после войны строевую службу и «ставя на крыло» зеленых новичков. Или испытывая новые машины. Или, став пилотом гражданской авиации, вести и сажать многотонную махину в самых сложных условиях, а то и вовсе при аварии. А может, это вообще, не он, а она.
Примеры [ править ]
Профессия военного летчика в массовой культуре овеяна героизмом и романтикой — причем своего, особого оттенка. Если стереотипный снайпер — сдержанный тип с ледяными глазами, а фраза «ученый-физик» означает чудаковатого очкарика, то «летчик-ас» неизбежно ассоциируется с кем-то дерзким и отчаянным [9] . И, желательно, молодым. Или хотя бы молодым в душе. В общем, этот типаж куда ближе к Д’Артаньяну, чем к Штирлицу. Если сеттинг — начало ХХ века, а на дворе Первая Мировая, ас вполне может быть выходцем из аристократии (что часто имелось в реальности), а в бою станет проявлять к противнику изысканное благородство: безоружных не атаковать, по врагам, выпрыгнувшим с парашютом, не стрелять и прочее в том же роде (что в реале имелось, увы, реже). Он также может быть не только пилотом, но и конструктором собственного самолета или любого другого аппарата (тоже было, и не раз). Наконец, вне зависимости от эпохи, ас может испытывать к своей крылатой машине нежную привязанность, будь то фанерный биплан или межзвездный гравилет — дать имя, раскрасить в необычный цвет, и при случае разговаривать с ней, любовно поглаживая по крылу.
В космоопере ас — один из типичных героев. Для максимальной героичности главный герой, подобно рыцарю-паладину часто настолько крут, что в одиночку сам себе армия, и потому героически сражается на звёздном истребителе, а не командует кораблём с многочисленным экипажем. Ну а то, что у пилота, как правило, есть штурман (на истребителе нет, если только он не двухместный [10] , и уж тем более на космическом, где за всю навигацию отвечает компьютер [11] ), не говоря уже о ведомом пилоте, прикрывающем своего ведущего (причём ведомый тоже с собственным штурманом) — такие же «мелочи», как наличие копья [12] у рыцаря (тоже не всегда, а только если средства позволяют), странствующего «в одиночестве». Параллели с рыцарем наблюдаются часто и в том, что подобно рыцарю, в одиночку одолевающему грозного дракона, космический ас часто в одиночку уничтожает самый грозный вражеский корабль циклопических размеров. В более современных космооперах пилот-ас чаще бывает второстепенным персонажем в команде главгероя, который уже не лезет садиться в кокпит сам, а как раз командует кораблём или флотом.
Литература [ править ]
- Джеймс Олдридж, «Дело чести» — ГГ к концу книги.
- «Звезда Стражей»: Дерек Саган был командиром элитной космической Золотой Эскадрильи, а Мейгри Морианна — его замкомом. С годами оба не утратили мастерства.
- Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке» — ГГ становится асом и получает Звезду Героя, невзирая на травму: у него ампутированы ноги. Классика.
- Виктор Николаев, «Живый в помощи» — вертолетчик тоже может быть асом. Особенно в Афгане.
- Наталья Игнатова, «Принц Полуночи» — злодей-протагонист хоть и принадлежит к Прекрасному народу, не умеет летать самостоятельно; зато он мастерски пилотирует человеческую технику.
- Сергей Тармашев, «Древний: предыстория» — у биоэнергетической расы Сияющих, обитающей в галактиках центра Вселенной, самые могучие особи, достигшие вершин мастерства в своём деле, называются Асами. Ас целитель излечит любую рану или болезнь, включая травмы психики, Ас творец создаст здание или инструмент, которому нет равных, а Ас воин — в одиночку сотрёт в порошок вражеский флот. Это если бы они вообще летали в одиночку.
- Эд Мейси, «Апач». Судя по тому, какие требования предъявляются к пилотам этих машин — любой из них является асом.
- Р. Мейсон, «Цыплёнок-ястреб». Снова тема вертолётов, и снова многие становятся асами — просто по-другому не выжить.
- Гордон Ренни «Час казни» и «Перекрёсток Судеб» — Зен. Пилот-храмовник с крейсера Лорд Солар Махариус. Крут настолько, что на истребителе с распоротым брюхом и оставшийся единственным живым из экипажа, перебил целую эскадрилью эльдарских истребителей. До этого победил один на один мелкого демона Нургла.
- Призрак, «Бета-тестеры» — Дед Банзай же!
- Джанет Эдвардс, цикл «Девушка с планеты Земля». Кузен Джарры, Драго Телл Драмис в своё время сумел провести самолет с полуоткушенным здоровенной летающей ящерицей крылом в не особенно большой портал. А его заместитель Марлиз Уэлдон при первой встрече сделала Драго в симуляторе как новичка, и впечатлившийся парень влюбился в нее по уши.
- Цикл «Сфера Великорасы» Александра Зорича.
- Хонор Харрингтон: Скотти Тремейн, несмотря на отсутствие в сеттинге космических истребителей как класса (ближайшее, что имеется — фактически, торпедные катера). Тем не менее действительно великолепный пилот и командир авиакрыла, реальный ас — в единственном своём показанном воздушном бою, пилотируя десантный катер (неповоротливую громадину размером с «Мрию», а весом в разы больше, рассчитанную на высадку с орбиты полной механизированной роты вместе с техникой), сбил не меньше трёх полноценных атмосферных истребителей противника, а сколько было за кадром?
- Стюарт Слейд «Казанские Тандерболты». Присутствуют как реальные асы, вроде Лидии Литвяк или Кертиса ЛеМея (даром что последний — бомбардир), так и куча вымышленных асов.
- Педаль в пол глава «День когда погибли асы». В ходе налета на американской авиации на Москву огромные потери понесла 52-я истребительная эскадра Люфтваффе . Погиб весь цвет ВВС Германии, в том числе Герхард Баркхорн и Эрих Хартманн .
- Игорь Николаев, Евгений Беляш «1919». Одна из сюжетных линий посвящена Рудольфу фон Шеттингу, немецкому пилоту, пересевшему с истребителя на штуромовик. В кадре также появляется Манфред фон Рихтгоффен, который умудрился выжить после того злочастного полёта.
Кино [ править ]
- «Ангелы Ада» (1930) — легендарный фильм Говарда Хьюза о приключениях пилотов Первой Мировой.
- «В бой идут одни „старики“» — капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Да и у комполка, майора Ермакова, награды явно не за красивые глаза. А с прикрученным фитильком — и часть их «стариков». Кто остался в живых… Классика жанра. Говорят, Покрышкин плакал после просмотра.
- «Небесный тихоход».
- «В небе „ночные ведьмы“» (1981 г., реж. Евгения Жигуленко).
- «Красный барон» 1971 и 2008 г. Байопики Манфреда фон Рихтхофена.
- «Асы в небе» (Aces High) 1976 г. — майор Джон Гришэм, командир эскадрильи, в которой начинает службу главный герой. Гришэм воплощает собой троп Рыцарь в ржавых доспехах напополам с Боевой наркоман, что не удивительно — на дворе 1917 год, в воздухе творится та же мясорубка, что и на земле, а романтика «рыцарских поединков» стремительно уходит в прошлое вместе с теми, кто в нее еще верит (весь фильм, по сути — 7 дней жизни пилота-новичка — от прибытия в эскадрилью до гибели. Гришэм в конце фильма остается в живых — едва ли не единственный из всей эскадрильи — и принимает новое пополнение — с 14-ю часами налета у каждого).
- «Эскадрилья „Лафайет“» — противники ГГ: Вольферт (благородный ас) и Чёрный Сокол (тоже ас, но из другого теста).
- «Top Gun» — лейтенант Пит «Мэверик» Митчелл. Зигзагом: победы у него в основном в учебных боях, но летает он, безусловно, круто [13] .
- «Пёрл-Харбор» — капитан Рэйф МакКоули.
- Star Wars: Люк Скайуокер начал свою карьеру приключенца именно как ас, и уже только потом прославился лайтсейберомаханием и насилумедитированием. Впрочем, освободившееся место аса тут же занял старый сослуживец Люка по эскадрилье — Ведж Антиллес, удостоившийся своей собственной серии романов Расширенной вселенной.
- Ну в принципе и Хан Соло туда же.
- По другую сторону баррикад — лично Дарт Вейдер (ранее — Энакин Скайуокер, особенно в «Мести ситхов») и барон Сунтир Фел, второй летчик Империи.
- Ведж и Сунтир, собственно, лучшие друзья (особенно после Эндора, в Эскадрилье Бродяг) и родственники — Сунтир женат на сестре Веджа, благо оба кореллианцы.
- Star Wars: The Force Awakens — По Дэмерон. И главгероиня, Рей.
- Star Wars: The Last Jedi — Кайло Рен тоже летчик не промах.
- «Ас из Асов» (1982) — летчик и боксер Джо Кавалье, равно как и его друг-соперник генерал Гюнтер фон Бекман.
- Eternal Zero
- «Дюнкерк» — Фэрриер (тот лётчик, которого играет Том Харди).
- «Истребители».
- «Бигглз».
Телесериалы [ править ]
- Battlestar Galactica: любой пилот звёздного истребителя «Вайпер», если проживает дольше трёх серий. Круче всех Кара Трейс «Старбек», после неё — Ли Адама «Аполло».
- Firefly: пилот «Серенити» Уош. «Я лист на ветру, смотрите, как я парю.»
- «Звездные врата: Атлантида». Джон Шепард — брат по крови и разуму Веджа Антиллеса. До экспедиции в галактику Пегас и должности военного начальника Атлантиды — военный летчик «Апача» с сомнительным послужным списком. Специфика его нового места работы такова, что решает все пехота и разведка, но Джон все равно один из лучших пилотов Атлантиды. На вражеском истребителе, который видит впервые в жизни, сумел развязать перестрелку между двумя флотами врага и выжить. И сумел удрать от взбесившейся системы ПКО. Да и в пилотной серии показал себя с лучшей сторону, когда доктор Беккет случайно запустил по его вертолёту (на котором был ещё и О’Нилл) дрон Древних. Шепарду удаётся уйти от дрона на транспортном вертолёте.
- В принципе, О’Нилл тоже не промах. За своё время, пилотировал экспериментальные истребители (X-301, X-302) и падл-джампер (даже сбил им целый ха’так). Да и Тил’к сумел летать на модифицированном глайдере через врата.
- «Воздушный волк» — Стрингфеллоу Хоук, пилот одноимённого реактивного вертолёта.
- «Звёздный путь» — Том Пэрис. Когда «Вояджер» попадает в руки врага, он умудряется забраться на челноке в слепую зону корабля и обезвредить его оттуда. Конструирует модифицированный челнок «Дельта-флайер», копируя пульт управления из своей любимой голопрограммы «Капитан Протон».
- «Орвилл» — лейтенант Гордон Маллой. Любит выпить (иногда на службе), но в пилотаже ему нет равных, правда навигатор Ламарр тоже не промах. Маллой показывает чудеса пилотажа, маневрируя вокруг эсминца криллов. Этот манёвр называется «обнимать ослика».
- «Ночные ласточки» (о «ночных ведьмах»).
Мультсериалы [ править ]
- «Эховзвод» — все восемь бойцов Эховзвода. Элитное подразделение, все-таки.
- Лучшим асом всея Эхофлота называют Такаги — самого молодого и безбашенного бойца Эховзвода. В отличие от остальных он пилотирует не эхолет, а крылатый истребитель, к тому же, управляемый не только через нейроинтерфейс, но и вручную.
- Сам Такаги лучшим пилотом называет Марша. Тот, конечно, больше проявляет себе как командир, но и как пилот очень крут. А в последней серии говорит, что никогда не чувствовал себя военным человеком и пошел во флот исключительно ради возможности летать.
- Ну а главным асом во всем сериале, конечно, является неосапиенс Тракс: его уровень — это что-то запредельное даже для Такаги. И да, Тракс на своем кроваво-алом истребителе — это местная аватара Красного Барона. А еще самый гуманистичный персонаж из числа сражающихся за антагонистов. Два раза едва не был казнен за проявленный пацифизм, а после войны активно помогал землянам замирять собратьев.
- Менее очевидный пример — Тифон (Тайфунас). Несколько раз сходился один на один с Маршем, причем того спасала случайность. Из отряда, отправившегося в инопланетный комплекс, выбраться на поверхность Марса смог только он (правда, ему это не помогло). Причем, в отличие от других неосапских генералов, он летает не на командной машине, а на эхолете серийной модели, пусть и проапгрейженном.
- Чудеса на виражах же! Вообще-то, весь сериал завязан на крутых авиаторов (главный герой Балу — как раз из таких) — но «чистокровные» асы появляются в эпизоде о пропавшей в Великую Войну эскадрилье. 20 лет заморозки во льдах не повлияли на их навыки — и воздушные пираты Дона Карнажа огребли заслуженные 220 от старых фанерных «этажерок».
- Коты быстрого реагирования — главные герои и военное подразделение «Энфорсеры», в котором они раньше служили пока не врезались на истребителе в собственный штаб . А в эпизоде The Ghost Pilot их противником становится призрак местного Красного барона.
Аниме и манга [ править ]
- «Порко Россо» — Марко Паготти прошел Первую мировую, и асом был еще до того, как стал легендарным Алым Свином. Да и его противник, Дональд Кертисс, тоже, по-видимому, подходит под троп.
- Legend of Galactic Heroes: под командованием Яна Вэньли служат аж два аса: Оливье Поплан и Иван Конев (было четверо — погибшие в начале основного сериала Хьюс и Шекли появляются в гайденах). Да и воспитанник и преемник адмирала Яна Юлиан Минц тоже был пилотом-истребителем, как раз под началом Поплана. Катерозе фон Кройцер, по словам всё того же Поплана, тоже пилот с большим потенциалом, несмотря на свои 15 лет.
- Super-Dimensional Fortress Macross — Рой Фоккер, Хикару Ичиджо и Максимильян Джениус. Впрочем, в Макроссах почти всегда главные герои — асы.
- The Sky Crawlers
- В Area-88 их полно: Шин, Мики Саймон, Ким Аба, Китори, Борис «Ангел Смерти», Рэндел. На стороне противника — Питрик Рид.
- Gundam… да возьмите любого протагониста любого из сериалов, и будет вам представитель тропа.
- И, конечно же, любого Блондина в Маске начиная с самого Чара Азнабля (срисованного с вымышленного аса Дарта Вейдера и реального аса Германа Гёринга).
- Simoun — практически все жрицы. А куда деваться, если основное оружие Симулякрума — божественные летательные аппараты симуны, а точнее, невероятная энергия, высвобождаемая при помощи Ри-Мааджон — сложнейших пилотажных фигур, которые следует выполнять безукоризненно точно. Особенно стоит отметить Нэвириль, не зря носящую звание Золотой Сивиллы, и Лимоне, которая управляет симуном всего-то в 12 лет (остальным жрицам 16-19). Аэру, попавшая в ряды жриц в 17, даже на учебной разновидности машины (симиле), не заточенной под выполнение Ри-Мааджон, способна в одиночку вынести вражеский патруль: благо, в отличие от других сивилл, у неё за плечами полгода боевого опыта.
- Macross Zero — половина хронометража посвящена воздушным боям над пасторальным тихоокеанским островом. Син Кудо и его соратник Рой Фоккер — асы с солидными боевыми счетами, их противник бывший командир и наставник Фоккера Д. Д. Иванов — тоже.
- Neon Genesis Evangelion — номинально Аска: пилот первой полноценной боевой Евы, лидер на синхротестах и просто бой-девка, а в ребилдах ещё и капитан Люфтваффе в свои 13. Однако чем дальше, тем больше её навыки проседают под весом жирнеющих в голове тараканов.
Комиксы [ править ]
- DC Comics — Blackhawks, комикс о приключениях группы асов во Вторую Мировую.
- Единственная женщина в эскадрилье, Зинда Блэйк, впоследствии попала в настоящее ДиСишной Земли, и была штатным пилотом супергеройской команды «Хищные птицы» под позывным «Леди Блэкхок». В плане крутизны отрабатывала за себя и за тех парней.
- Но тем не менее, была выпилена из реальности при ивенте Flashpoint. Blackhawks тогда попытались перезапустить в современности и под меха-анимэ, но получилось не очень вкусно (возможно, из-за отсутствия Зинды, которая была единственным членом команды, который у современных читателей был на слуху и популярен), и комикс долго не продержался.
- Единственная женщина в эскадрилье, Зинда Блэйк, впоследствии попала в настоящее ДиСишной Земли, и была штатным пилотом супергеройской команды «Хищные птицы» под позывным «Леди Блэкхок». В плане крутизны отрабатывала за себя и за тех парней.
- «Angel Wings» — лихой бельгийский комикс о приключениях женщины-пилота WASP на фронтах Тихого Океана. Первые главы происходят в Бирме, где акитвно действует добровольческий контингент американцев.
- «Медвежий Клык» — франко-бельгийский комикс, где главной героиней является женщина-пилот Ханна Райч. Мелькают и настоящие асы Люфтваффе.
- Ричард Нолан «Вундерваффе». Альтернативная история, в которой Третий Рейх сопротивляется даже в 1946-м году. Главный герой — майор Вальтер Мурно, крутой пилот и настоящий джентельмен. По неясной причине он вызввает недовольство фюрера и становится пешкой в подковерных играх Третьего Рейха.
- «Block 109» — второй том «Красная Звезда» полностью посвящен приключениям пилотов эскадрилии «Нормандия-Неман», воюющих за Францию в рядах советских ВВС. Но конец у этой истории далеко не счастливый…
Видеоигры [ править ]
- В военных авиасимуляторах типа «Ил-2 Штурмовик» или «Lock on» ИИ уровня «ас» означает самого серьезного противника: ошибки не допускает, промахивается редко, и глаза у него не только спереди, но и, вероятно, со всех сторон.
- Ace combat: то что написано на упаковке!
- Wing Commander: в сюжетных вставках в роли аса — главного героя игры — снялся Марк Хэммилл, прославившийся тем, что играл Люка Скайуокера.
- Mass Effect: Джокер, пилот «Нормандии», и Стив Кортез, пилот челнока «Кадьяк».
- Crimson Skies: как и её настольный оригинал, игра посвящена именно им — асам дизельпанкового мира.
- Freelancer: герр фон Клауссен — дворянин и высокопоставленный член армии Рейнландии. Один из их лучших лётчиков. За 300 боевых вылетов не потерял ни единого ведомого. Числится среди пропавших в финале игры, однако Трент сомневается, что такой ас позволил бы себя так легко убить.
Музыка [ править ]
Источник