Стабилизационная оговорка для инвестиций

Защита прав иностранных инвесторов : стабилизационная оговорка, страхование инвестиций, рассмотрение инвестиционных споров.

В соответствие со ст. 2 закона «Об инвестиционной деятельности» иностранным инвестором признается:

• Иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствие с личным законом при условии, что данное лицо в соответствие с законодательством своего государства имеет право осуществлять иностранные инвестиции

• Иностранные организации не являющиеся юридическими лицами, но имеющие право осуществлять инвестиционную деятельность

• Иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживающие за пределами РФ

• Международные организации и иностранные организации, осуществляющие иностранные инвестиции на основе международных договоров

Таким образом, в качестве инвесторов закон называет лиц с различным юридическим статусом. При этом в отношении каждого из субъектов сделана оговорка, что для того, чтобы считаться иностранным инвестором лицо должно обладать правом на осуществление инвестиционной деятельности в соответствии со своим национальным законодательством.

Защита прав иностранных инвесторов на территории РФ проводится различными способами. Одной из важнейших гарантий является распространение на тот или иной проект с иностранными инвестициями так называемой «дедушкиной» (стабилизационная) оговоркой.

Согласно данной оговорке инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее. Дедушкина оговорка на территории России применяется на основе закона об иностранных инвестициях. При этом в законе установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки.

o Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства

o Оговорка применяется в отношении иностранных инвесторов только осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты в отношении товаров, ввозимых для реализации, т.е. в отношении проектов на особо крупные суммы. Причем такой проект должен быть включен в перечень, утверждаемый правительством

o Оговорка распространяется на организации с иностранными инвестициями в случае, если доля иностранного инвестора составляет более 25%

o Действие оговорки для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет

В законодательстве других государств применение дедушкиной оговорки предусмотрено в более широком объеме. Конвенция СНГ «О защите прав инвесторов» так же предусматривает применение оговорки в том случае, если экономический суд СНГ вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности. В этом случае соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляют своё действие по истечение5 лет с даты вынесения решения.

Другие гарантии защиты прав инвесторов установлены международными соглашениями РФ. Особого внимания заслуживают Сеульская и Вашингтонская конвенции.

Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций одобрена советом управляющих международного банка реконструкции и развития 11 октября 1985г на ежегодной сессии в Сеуле. Россия ратифицировала конвенцию 22 декабря 92г. Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении иностранных инвестиций. С целью страхования таких инвестиций учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).

МИГА представляет собой многостороннее агентство по предотвращению и минимизации рисков, способствующее увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а так же путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами и информационного содействия в сфере инвестиций.

В соответствие с конвенцией главная задача агентства состоит в стимулировании потока инвестиций. Таким образом, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений.

Основной вид деятельности агентства – предоставление гарантий, в том числе совместного и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать следующим требованиям:

• Быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающей страны

• Соответствовать законам и правила принимающей страны

• Соответствовать правозглашенным целям и приоритетам принимающей страны

При предоставлении гарантий так же оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Капиталовложение гарантируется агентством только в том случае, если они будут производиться на территории развивающихся стран.

Агентство осуществляет страхование капиталовложений от следующих некоммерческих рисков:

 Экспроприация и аналогичные меры

 Война и гражданские беспорядки

Условия каждого конкретного договора определяются по правилам, установленным советом директоров МИГА.

Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.

Читайте также:  Какую 1060 выбрать для майнинга

Гарантии могут предоставляться на срок до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90% инвестированных средств.

Статья 18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации, регулируются в соответствие со специальной процедурой, предусмотренной вторым приложением Конвенции, либо устанавливается отдельным соглашением об альтернативном методе урегулирования спора, заключенным между агентством и соответствующим государством.

Процедура разрешения спора по Конвенции заключается в следующем:

В случае, если спор не урегулирован путем переговоров в течение 120 дней, то стороны вправе передать рассмотрение спора в арбитраж, либо по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника.

Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика. При этом в уведомлении указываются: характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом.

В течение 30 дней после получения уведомления ответчик уведомляет истца о фамилии назначаемого им арбитра. Через 30 дней после назначения второго арбитра обеими сторонами избирается третий арбитр, который выступает в качестве председателя арбитража. Арбитражное решение в данном случае является окончательным и обязательным для сторон. При этом оно не может стать предметом апелляции, отмены или пересмотра.

Таким образом МИГА является эффективным международным механизмом страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, предоставляющим гарантии для инвестиционных проектов, реализуемых на территории России и других стран.

В настоящее время участниками конвенции являются 170 государств.

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими (ЮЛ) лицами других государств одобрена управляющим Всемирного банка в Вашингтоне 18 марта 1965г.

Россия подписала конвенцию 16 июня 93г, но до настоящего времени её не ратифицировала.

Однако положения конвенции всегда предусматриваются в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающим в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государства, однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и частным инвестором.

С целью создания такого механизма под эгидой Международного Банка Реконструкции и Развития был учрежден международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД).

Организационная структура ИКСИД включает в себя административный совет и секретариат. Центр возглавляется генеральным секретарем, который избирается административным советом, который избирается административным советов по представлению председателя совета.

Центр ведет списки примирителей и арбитров, а так же обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур.

Каждое государство-участник конвенции может назначить в каждый список по 4 человека (4 примирителя и 4 арбитра). Председатель административного совета ещё по 10 человек.

Под юрисдикцию ИКСИД подпадают инвестиционные споры между государством-членом конвенции и частным лицом другого государства. Однако для передачи спора на рассмотрение ИКСИД требуется письменное согласие обеих сторон.

Любое договаривающееся государство может признать конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров. Таким образом спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД, если он отвечает следующим требованиям:

 Является спором правового характера в сфере инвестиций

 Сторонами спора являются государством и частные субъекты (при этом хотя бы 1 из них относится к государству-участнику конвенции)

 Имеется письменное согласие сторон на передачу спора

Так же спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД в случае, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством-стороной в споре и государством происхождения инвестора.

Такая возможность предусмотрена дополнительным протоколом конвенции 1979г.

Кроме того возможность передачи спора на рассмотрение ИКСИД может быть предусмотрена внутренним законодательством государства-участника спора.

Для разрешения инвестиционных споров конвенция предусматривает примирительную и арбитражную процедуры.

Примирительная процедура заключается в следующем:

Лицо, желающее возбудить примирительную процедуру, обращается к генеральному секретарю ИКСИД с письменной просьбой. На основании этой просьбы формируется примирительная комиссия, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, назначаемых по соглашению сторон.

Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых состоит в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях.

В этих целях комиссия может на любой стадии разбирательства рекомендовать сторонам те или иные условия урегулирования спора.

Читайте также:  Лучший биткоин кран для андроид

Стороны должны добросовестно сотрудничать с комиссией и учитывать её рекомендации.

Результат работы примирительной комиссии отражается в протоколе.

Арбитражная процедура заключается в следующем:

Лицо, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой к генеральному секретарю ИКСИД. На основе просьбы формируется арбитражный суд, который состоит из любого нечетного числа арбитров, назначаемых по соглашению сторон.

Если стороны не пришли к согласию, суд формируется в составе 3-х арбитров, по одному из которых назначает каждая из сторон, а третий (являющийся председателем суда) назначается либо по соглашению сторон, либо генеральным секретарем ИКСИД.

Суд разрешает спор в соответствие с такими нормами права, которые согласованы сторонами. При отсутствии такого соглашения суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной спора.

Все вопросы суд решает большинством голосов. Арбитражное решение выносится в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда (подписывают только те, которые голосовали ЗА).

Арбитражное решение может быть пересмотрено в случае выявления какого либо факта, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесение решения этот факт был неизвестен суду и заявителю, и незнание этого факта не было результатом небрежности.

Каждое государство-участник должно признавать арбитражное решение и выполнять предусмотренные в нем финансовые обязательства.

В настоящее время ИКСИД является авторитетным органом по рассмотрению споров в сфере иностранных инвестиций, который способствует формированию единообразной практики в международном инвестиционном праве.

На настоящий момент в конвенции участвует 143 государства.

Кроме многосторонних соглашений по вопросам иностранных инвестиций важную роль в защите прав инвесторов играют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Задачей таких соглашений является установление ясных и реализуемых правил, призванных обеспечить допуск иностранных инвестиции.

В целях унификации условий таких соглашений правительство РФ постановлением от 9 июня 2001г утвердило типовую форму соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

В соответствие с данным постановлением подобное соглашение должно затрагивать следующие вопросы:

1) Понятие иностранного инвестора и инвестиций

2) Допуск капиталовложений другой страны

3) Режим иностранных инвестиций

4) Защита прав инвесторов при экспроприации

5) Возмещение нанесенного инвестором ущерба

6) Правила перевода платежей

7) Применение суброгации

8) Разрешение споров между инвестором и государством

Источник

Защита прав иностранных инвесторов: стабилизационная оговорка, страхование инвестиций, рассмотрение инвестиционных споров

стабилизационная оговорка:

Принцип защиты от ужесточения национального законодательства — сохранение правового режима в случае неблагоприятного изменения законодательства. В юридической литературе данный принцип также называют «стабилизационной оговоркой». Запрет на введение изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование — «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3 до 5, реже до 7-10 лет

Стабилизационная оговорка закреплена законодателем в ст.9 Закона «Об иностранных инвестициях». Согласно закону, оговорка применяется, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяющие (увеличивающие):

— размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации),

— размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации),

— размеры взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации),

— размер совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии нормативным актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

Такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Читайте также:  Биткоин жесткий диск свалка

Указанные положения распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.

Не применение положений ухудшающих положение иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В исключительных случаях при реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении срока действия стабилизационной оговорки.

Подчеркнем еще раз, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Так, например, иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации.

Страхование инвестиций:

Защита инвестиций обеспечивается при вступлении в общую практику системы страхования вложенных капиталов. Разработанные механизмы урегулирования отношений в этой области предусматривают методы зашиты на двух уровнях — это:

1) Страхование в системе, принадлежащей государству, на территории которого располагаются инвестиции.

2) Заключение страхового договора в международно-правовой системе.

В идеале защита инвестиций иностранного капитала должна быть определена внутренними законами и правовыми нормами. Проблема состоит в том, что внутренние права, действующие на территории реципиента, не являются безоговорочным условием для инвестора. А нестабильная экономическая обстановка во многих государствах спровоцировала полное отсутствие безопасности для инвесторов, и стала причиной уклонения многих бизнесменов от подчинения внутренним правовым нормам, и причиной обращения за помощью в международные организации. Как следствие, образовался скачек роста международных договоров, приравненных по своему статусу к внутренним правовым документам, в которых осуществляется защита иностранных инвестиций.

Территория России не является исключением в перечне стран реципиентов с нестабильной экономической и политической обстановкой. Тем не менее, в 1999 г был принят федеральный закон, обеспечивающий гарантии неприкосновенности прав иностранных инвесторов. Закон «об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» является ключевым документом в комплексе всех законодательных актов, по которым предусмотрена защита инвестиций.

Правила, записанные в международном правовом документе, не идут в разрез с содержанием пунктов национального закона, а дополняют его. Поэтому записанные в национальном законе меры защиты инвестиций и оговоренные права в международно-правовом перечне являются двойной гарантией безопасности прав иностранных инвесторов.

Страхование на случаи:

— изменение экономической, финансовой или политической обстановки;

— начало военных действий;

— введение валютных санкций по ограничению.

рассмотрение инвестиционных споров (Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5 Закона)):

Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации.

Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Акцентируем внимание на том, что Российская Федерации является участников Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (создан при Международном банке реконструкции и развития).

В рамках СНГ действует еще одна конвенция — Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.). В ст.11 названной Конвенции закреплено, что споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран — участников споров, Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Источник

Оцените статью