Классификация иностранных инвестиций, характеристика их видов
Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем внутренние.
В зависимости от условий предоставления они делятся на предпринимательские и ссудные.
Предпринимательские инвестиции представляют собой вложения в различные виды бизнеса страны–реципиента, направленные на получение прибыли в виде дивидендов.
Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на возвратной основе с целью получения процента.
В зависимости от объекта вложения средств поступающие в страну иностранные инвестиции делят на три вида: прямые, портфельные и прочие инвестиции.
Прямые инвестиции осуществляются юридическими и физическими лицами — нерезидентами и являются важнейшей формой экспорта частного предпринимательского капитала в другие государства. По определению Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 10 % простых акций зарубежного предприятия, что дает ему право контроля и активного участия в управлении предприятием, ставшим объектом инвестирования. Следует отметить, что доля минимального участия иностранных инвесторов в объявленном уставном фонде предприятий с целью отнесения их к прямым инвесторам существенно колеблется по странам, например, в США, Турции, России, Беларуси она составляет не менее 10 %, Германии, Франции, Украине — 20, Японии и Великобритании — 25, Канаде — 50, Нидерландах — не менее 100 % .
К прямым иностранным инвестициям относятся: взносы иностранных учредителей (участников) в уставный фонд предприятия; реинвестированная прибыль от осуществления иностранной инвестиционной деятельности на территории страны–реципиента, кредиты и займы, полученные от иностранных совладельцев предприятия; прочие прямые инвестиции.
Портфельные инвестиции представляют собой покупку иностранным инвестором менее 10 % акционерного капитала, что не дает ему права участвовать в управлении предприятием. К ним также относят вложения иностранных инвесторов в корпоративные и государственные облигации, векселя, другие долговые обязательства, свободно обращающиеся на рынке ценных бумаг страны–реципиента. Портфельные инвестиции обычно осуществляются о целью получения инвестором определенного дохода.
Прочие иностранные инвестиции включают: кредиты международных финансово–кредитных организаций, иностранных государств и банков, коммерческие (торговые) кредиты фирм и корпораций, предоставленные для финансирования инвестиционных проектов в стране–реципиенте; вклады нерезидентов в банках и др.
Для Беларуси как страны с переходной экономикой в настоящее время наиболее выгодными являются прямые иностранные инвестиции. В перспективе по мере стабилизации и роста экономики важным источником привлечения иностранного капитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось в промышленно развитых странах.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются в основном путем создания совместных и иностранных предприятий, их филиалов и представительств. Прямые инвестиции упрощают приток в страну современных технологий и управленческого опыта. Они являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, помогают овладеть передовыми методами организации производства, обусловливают появление новых перспективных отраслей и видов производства, обеспечивают создание новых рабочих мест, подготовку кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, стимулируют рост экспорта белорусских товаров и включение национальной экономики в мировое хозяйство. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом’ инвестировании, как правило, не выдвигаются политико–экономические требования к правительству принимающей страны.
Международный валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит весьма жесткие условия перед странами–заемщиками. Обычно они включают сокращение правительственных расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные цели: отмену или уменьшение государственных дотаций на продовольствие и товары массового спроса, что ведет к росту цен на эти товары; перевод жилищно–коммунального хозяйства на самоокупаемость; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; проведение рыночных реформ.
По формам собственности на предоставляемые ресурсы различают государственные, частные и смешанные иностранные инвестиции.
Государственные инвестиции — это средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Они предоставляются в виде государственных инвестиционных кредитов и займов, грантов, технической помощи.
Частные инвестиции представляют собой средства частных инвесторов (банков, фирм, корпораций, физических лиц), вложенные в объекты инвестирования на территории страны–реципиента.
Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
По закону «Об инвестициях» иностранными инвесторами на территории РБ могут быть (ст.1 Закона): иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь (холдинги, консорциумы, синдикаты, финансово–промышленные группы, синдикаты, концерны, и другие объединения юридических лиц).
Иностранные государства теперь не являются инвесторами – они исключены из перечня инвесторов.
Для иностранных инвесторов определены те же формы инвестирования, что и для национальных (ст.1 Закона):
– движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
– права требования, имеющие оценку их стоимости;
– иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
Иностранные инвесторы осуществляют инвестиции в РБ теми же способами, что и национальные инвесторы (ст.4 Закона):
– созданием коммерческой организации;
– приобретением, созданием, в том числе путем строительства, объектов недвижимого имущества;
– приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности;
– приобретением акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации;
– на основе концессии;
– иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.
В последние годы в Республике Беларусь для иностранных инвесторов действует национальный правовой режим, то есть они осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на тех же условиях, что и белорусские инвесторы; никакими дополнительными льготами, по сравнению с белорусскими инвесторами, они не пользуются.
Следует отметить, что принцип национального правового режима для иностранных инвесторов закреплен в законодательстве большинства стран мира, прежде всего высокоразвитых, а также в ряде международных соглашений, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1971г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976г.).
Развитые страны исходит из того, что в рыночной экономике инвестиции разного происхождения (национальные и иностранные) должны конкурировать на равных условиях. Предоставление же иностранным инвесторам более благоприятных условий хозяйствования и дополнительных льгот обычно практикуется в развивающихся странах с переходной экономикой.
Деятельность иностранных инвесторов на территории нашей страны регулируется Законом «Об инвестициях», декретами и указами Президента, другими законодательными и нормативными правовыми актами, а также межгосударственными соглашениями и договорами Республики Беларусь.
Источник
Инвестиции
Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции — это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции — это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Вид иностранных инвестиций
В зависимости от
активов, в которые
Реальные инвестиции — вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.
Финансовые инвестиции — приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.
Нематериальные инвестиции — покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов
Формы собственности на инвестиционные
Государственные инвестиции — бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций.
Частные инвестиции — вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
Смешанные иностранные инвестиции — совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом
В зависимости от
Предпринимательские инвестиции — вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.
Ссудные инвестиции — связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента
В зависимости от
Прямые иностранные инвестиции — вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Портфельные инвестиции — вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.
Прочие инвестиции — вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п.
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25% производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50%.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
- возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
- передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
- стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
- получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
- помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
- долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
- создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретения имущества и ценных бумаг;
- получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
- заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции — это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции — это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
- способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
- передача опыта, обучение различным ноу-хау;
- стимуляция производственных вложений;
- помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
- устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции — приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
- покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
- покупка ценных бумаг в своей стране;
- вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции — кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
- отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
- ухудшение материального положения большей части населения;
- активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
- неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
- нестабильная политическая ситуация;
- большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
- богатые и недорогие природные ресурсы;
- молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
- большой внутренний рынок;
- дешевая рабочая сила;
- возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
- быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
Источник