«Начинаются работы по заполнению газом»: оператор заявил о завершении морской части первой нитки «Северного потока — 2»
Строительство морского участка первой нитки трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2» завершено, сообщили в пресс-службе оператора проекта — компании Nord Stream 2 AG.
«Морская часть первой нитки «Северного потока — 2» технически завершена. 4 июня была закончена трубоукладка, сегодня осуществлён захлёст — уложенные со стороны России и Германии морские секции газопровода соединены между собой», — говорится в релизе.
В компании добавили, что с 11 июня начинаются пусконаладочные работы по заполнению «Северного потока — 2» газом. Отмечается, что процесс может занять несколько месяцев.
«Трубоукладочные работы по морской части второй нитки продолжаются. Все операции проводятся в соответствии со всеми необходимыми разрешениями», — говорится в заявлении. На второй нитке газопровода задействованы трубоукладчик «Академик Черский» и суда поддержки.
Первым о завершении укладки труб первой нитки газопровода «Северный поток — 2» сообщил президент России Владимир Путин, выступая 4 июня на Петербургском международном экономическом форуме.
«Этот маршрут напрямую соединит газотранспортные системы России и Федеративной Республики Германия и, так же как и «Северный поток — 1», будет служить энергобезопасности Европы, надёжному снабжению европейских потребителей в целом, — подчеркнул Путин. — Этот проект экономически высокоэффективен, полностью соответствует самым строгим экологическим стандартам и техническим требованиям».
Тогда же глава австрийской нефтегазовой компании OMV — одного из финансовых партнёров «Газпрома» по проекту — Райнер Зеле рассказал, что вторая нитка газопровода также близка к завершению, по ней оставалось уложить порядка 50 км.
Напомним, трубопровод «Северный поток — 2» проложен из России в Германию по дну Балтийского моря, он проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — ФРГ, Дании, Швеции, Финляндии и РФ. Против его строительства выступают власти нескольких государств, которые утверждают, что газопровод якобы угрожает энергобезопасности Европы. Россия не раз заявляла, что «Северный поток — 2» является исключительно коммерческим проектом, в котором заинтересована прежде всего Европа.
Вашингтон неоднократно вводил санкции в отношении участвующих в строительстве судов и компаний. В частности, в декабре 2019 года занимавший тогда пост президента США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны, в рамках которого предусматривались рестрикции против газопровода. По этой причине швейцарская компания Allseas, которая вела укладку труб, свернула работы, заявив, что не планирует возвращаться к строительству магистрали. В декабре 2020 года конгресс США согласовал расширение санкций в отношении проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
В мае 2021-го США включили в санкционный список две российские компании и фонд, связанные со строительством газопровода. Ограничения затронули «Мортранссервис», ФГБУ «Морская спасательная служба», Самарский теплоэнергетический имущественный фонд, а также 13 судов, включая трубоукладчик «Академик Черский».
Позднее президент США Джо Байден заявил, что санкции против «Северного потока — 2» непродуктивны и не приведут к остановке проекта, так как газопровод практически достроен. В свою очередь, российский постпред при ЕС Владимир Чижов отмечал, что Москва и Россия, а также Nord Stream 2 AG готовы к тому, что проекту могут начать создавать новые проблемы на стадии сертификации.
«Мы готовы ко всему. И «Северный поток — 2» сам по себе нужен Европе не меньше, чем нам. Как вы знаете, участниками этого проекта являются не только наш «Газпром», но и несколько крупных европейских энергетических компаний. Я уж не говорю о позиции правительства ФРГ», — сказал Чижов, отвечая на вопрос о возможных трудностях после запуска газопровода.
Накануне Владимир Путин в интервью ведущему программы «Москва. Кремль. Путин» Павлу Зарубину на телеканале «Россия 1» констатировал, что действия США против проекта противоречили европейским интересам и были выгодны только Вашингтону.
«Более-менее разобрались с «Северным потоком — 2», а ведь всё, что делалось до сих пор, явно противоречило интересам европейских стран и ФРГ. Делали Штаты, потому что им так выгодно», — подчеркнул он.
Глава государства высказал мнение, что администрация Джо Байдена отказалась от санкционного давления на проект в связи с тем, что он был фактически завершён: «Вроде как отказались от таких санкций, но идут так, таким темпом и туда, куда считают нужным, по сути, абсолютно игнорируя интересы других участников международного общения».
При этом в четверг, 10 июня, официальный представитель Госдепа США Нед Прайс сообщил, что американская сторона продолжит принимать меры в отношении лиц и компаний, которые участвуют в «подпадающей под санкции деятельности». Прайс добавил, что в Вашингтоне по-прежнему считают трансбалтийский газопровод «плохой сделкой» для Европы.
Источник
Непокоренная Европа: какую цену придется заплатить России за «Северный поток-2»
После того, как трасса «Северного потока-2» будет сдана в эксплуатацию, «Газпром» получит потенциальную возможность прокачивать из России в Германию по четырем ниткам двух «Северных потоков» 110 млрд кубометров газа в год. С юга, через Черное море и Турцию, компания рассчитывает направить в Европу еще почти 16 млрд кубометров ежегодно, плюс столько же будет возможно поставлять турецким потребителям. Планировавшийся изначально четырехниточный «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров в год пришлось свернуть, когда стало ясно, что строить его начали (и миллиарды долларов уже потратили) без надежды на разрешение от регулирующих органов Евросоюза.
Цена для России
Официальной мотивацией прокладки северного и южного «потоков», которые должны сойтись на газораспределительном хабе Баумгартен в Австрии, в 2010 году была объявлена необходимость увеличения поставок в Евросоюз, где прогнозировали увеличение годового импорта на 200 млрд кубометров в год к 2030 году. Планы отказа от транзита через Украину руководство страны и «Газпрома» тогда отрицало. Однако уже в апреле 2015 года руководитель «Газпрома» Алексей Миллер признал, что «Северный поток» является «обходным проектом» для Украины. Более того, в 2016 году компания приняла программу вывода из эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, доставляющей газ к украинской границе. По словам Миллера, к 2020 году в этом коридоре будут ликвидированы 4300 км труб и 62 компрессорные станции, а к 2030 году — 10700 км. Возможности прокачки газа из России через украинскую территорию практически исчезнут.
С прогнозами роста европейского спроса на российский газ тоже не все срослось. Сейчас уже ясно, что в развитых странах, включая ЕС, обозначилась цель декарбонизации, то есть отказа от ископаемых видов энергоносителей. Та же Германия рассчитывает к 2050 году полностью прекратить использование угля, нефти и природного газа. Вкладывать колоссальные средства в новые газопроводы, ведущие на потенциально ненадежный рынок, было по меньшей мере недальновидно.
Не остановила инициаторов проекта «потоков» и непомерная стоимость этого начинания. Более того, «Газпром» принял решение отказаться от использования нынешний вполне работоспособной системы доставки газа из Западной Сибири на Запад, хотя истощение легендарных месторождений — Уренгоя, Медвежьего, Юбилейного и других — оставляет в трубах достаточно свободной мощности для приема новых объемов. Началось строительство нового газового коридора с Ямала до Балтики и его ответвлений к Черному морю.
Стоимость строительства этого коридора с Ямала в направлении Европы была подсчитана экономистами института ВНИИгаз еще в 2008 году. В подписанной Миллером «Программе комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» (копия имеется в распоряжении автора) говорится, что по разным сценариям создание такой инфраструктуры только до Торжка, не говоря уже о трассах от Торжка до морского побережья, обойдется суммой от $80 млрд до $93 млрд. Сколько на самом деле «Газпром» потратил на прокладку новых труб для обхода Украины, не сообщается. В том же документе говорится, что ямальский проект, учитывая гигантскую стоимость строительства нового газотранспортного коридора, не оправдается коммерчески даже к 2035 году.
Замысел российского руководства — то есть обход Украины и лишение ее прибыли в размере $2-3 млрд в год в виде платы за транзит — дорого обошелся госкомпании, которая израсходовала на политизированный и коммерчески неоправданный проект десятки миллиардов, перечислив их в карманы подрядчиков, которые и строили «коридоры» и «потоки». Потерпевшей стороной при таком раскладе оказалось население России.
Взгляд из Европы
Что же получила от «потоков» Европа? Импорт российского газа переводится на новые маршруты со старого, украинского, доказавшего свою надежность. Согласно данным «Нафтогаза», аварийность газотранспортной системы Украины на средний километр трассы почти в восемь раз ниже, чем на газпромовских магистралях.
Российская сторона возлагает ответственность за перебои в снабжении европейцев на украинскую, которую она обвиняет в нарушении договорных обязательств. Однако история поставок российского газа Украине свидетельствует, что перекрытия 2006 и 2009 года происходили именно по инициативе «Газпрома». А обвинения в несанкционированном отборе газа Украиной в 2009-2019 года не привели к судебным искам со стороны «Газпрома», что ставит под сомнение российскую версию развития событий.
Сокращение на треть поставок газа в Европу в последнем квартале 2014 года и первом квартале 2015 года «Газпром» объяснял желанием прекратить реверсивные поставки газа на Украину. Ради этой цели «Газпром« потерял около $6 млрд упущенной прибыли. Непредсказуемость таких решений и их политизированность может стать дополнительным фактором риска для европейской энергетической безопасности в условиях, когда главный канал поставки газа из России будет сосредоточен на «потоках» на Балтике.
К этому надо добавить такое важное качество украинского транзитного маршрута, как обеспечение гибкости поставок. Украина с ее огромными подземными хранилищами газа служила и служит «подушкой безопасности» для компенсации чрезвычайных, сезонных и даже суточных перепадов в спросе на газ. «Потоки», по которым прокачивается постоянный объем, реагировать на перепады спроса не в состоянии. Не исключено, что фактор такого риска приведет к повышению цены российского газа для европейцев.
У Дании нет больше возражений против строительства «Северного потока-2». Тем не менее, у проекта остались и другие противники. Согласование режима эксплуатации нового маршрута должно, по правилам антимонопольного законодательства ЕС, проходить в Германии, однако решение немецкого регулятора должно утверждаться Еврокомиссией, где свое слово обязательно скажут представители стран, изначально возражавших против газпромовского проекта: Польши, Словакии, Италии, балтийских государств. Особых симпатий к «Газпрому» не испытывает и нынешний состав Еврокомиссии. Стоит также вспомнить, как по жалобе Польши европейский суд ограничил право «Газпрома» монопольно прокачивать газ по германскому газопроводу OPAL. Объемы, которые были сняты с этого газопровода, пошли, кстати, по старому мощному и гибкому маршруту через Украину. Аналогичная судебная коллизия ждет и газопровод EUGAL, который рассчитан на прием газа из «Северного потока-2».
Получается, что полностью отказаться от украинского транзита «Газпром» пока не может. Во-первых, поставкам газа требуется гибкость, которую балтийские трубы обеспечить не способны. А во-вторых, «Газпром» не может использовать весь потенциал «потоков», поскольку ему мешает его статус монополиста. Так называемый «третий энергетический пакет» ЕС и особенно недавно скорректированная в его составе Газовая директива ставят российскую компанию перед необходимостью радикально пересматривать модель поведения на газовом рынке Европы.
Яблоко раздора
Когда в 2012 году европейские регуляторы энергорынка начали расследование «монопольных практик», к которым прибегал «Газпром» в восточной Европе, компания в срочном порядке принялась менять тактику: выводить из цепочки сбыта посредников, нормализовать ценообразование в соответствии с реальностью, отменять несправедливые условия в контрактах и т. д. К 2019 году все претензии следователей Еврокомиссии были сняты, и «Газпром» избавился от риска заплатить гигантский штраф за злоупотребление своим доминирующим положением на газовом рынке в ряде стран.
Сейчас европейцы фактически требуют реформировать газовую отрасль России, поскольку без радикальной реформы «Газпром» попросту не может выполнить нормы ЕС. Упрощая изобилующие деталями и оговорками правила, можно заключить, что России, если она хочет использовать потенциал новых труб на все сто процентов, придется сформировать независимого владельца или оператора «Северного потока-2» с прозрачными и справедливыми тарифами, а также допустить в эту трубу газ поставщиков, не входящих в «Газпром». Выполнить такие требования не позволяет российское законодательство, согласно которому единственным экспортером газа является владелец и оператор российской газотранспортной системы, то есть «Газпром».
Пока трудно угадать, во что выльется этот конфликт между антимонопольными принципами европейцев и российской любовью к госмонополиям. К европейскому давлению на Москву в интересах формирования цивилизованного конкурентного газового рынка внутри России наверняка присоединятся нефтяные компании, располагающие запасами газа и желающие видеть равные условия для бизнеса у всех игроков. К сторонникам реформы могут примкнуть и подрядчики, которые строили становящиеся ненужными газопроводы. В случае раздела монополии они могли бы пустить капиталы на приобретение контрольных пакетов в наиболее выгодных подразделениях разделенной компании, имеющих значительные резервы и добычной потенциал для производства сжиженного газа.
Не исключено, что мы еще увидим независимую от «Газпрома» и организованную по образцу «Транснефти» общенациональную газотранспортную компанию, а заодно и конкурирующие между собой независимые коммерческие газодобывающие компании. Примечательно, что такое развитие событий может спровоцировать мегапроект, начатый именно монополистом.
Источник
«Северный поток-2» окупится только через 30 лет
Потери России от возможной заморозки проекта исчисляются миллиардами долларов
Скандал вокруг Алексея Навального привел к расколу среди европейских стран по поводу дальнейшей судьбы российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (СП-2). Его планировали ввести в эксплуатацию в конце прошлого года. Ряд немецких политиков, ранее вполне лояльно относившихся к проекту, предложили заморозить строительство трубы на два года, а некоторые горячие головы потребовали и вовсе закрыть проект. Эксперты находят подобный исход маловероятным. Если СП-2, для завершения которого осталось проложить всего около 100 км, останется лишь на бумаге, то «Газпром» и его европейские партнеры зароют в землю по $5 млрд.
Двухлетний мораторий на строительство газопровода СП-2 потребовал ввести один из лидеров правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Фридрих Мерц. «До сих пор я был за продолжение трубопровода, но после отравления Навального Европа должна немедленно отреагировать», — отметил политик.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, с одной стороны, заявление Мерца можно расценивать как продолжение внутренней политической борьбы в Германии, поскольку он является прямым конкурентом Ангелы Меркель в борьбе за кресло канцлера. Вместе с тем сама Меркель, до сих пор считавшаяся главным союзником России по СП-2 и всего несколько дней назад категорически заявившая о необходимости завершения проекта, признала, что выводы относительно Навального, в организме которого якобы найдены следы отравления «Новичком», могут повлиять на позицию ФРГ относительно недостроенного трубопровода.
Российские власти не находят риска остановки СП-2. «Мы наблюдаем за этими заявлениями и пока фиксируем, что на каждое такое новое заявление появляются два заявления, говорящие об абсурдности таких предложений», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Между тем, как сообщает The New York Times, ситуация с Навальным привела к усилению политического давления на Меркель. В связи с этим ее взгляд относительно российского газопровода может измениться: немцы перейдут от угроз к делу и заморозят строительство трубы.
Впрочем, полная заморозка строительства СП-2 рискует привести к значительным финансовым потерям не только России, но и европейских участников проекта. Стоимость проекта трубопровода составляет около 10 млрд евро, из которых одна половина приходится на затраты «Газпрома», вторая — на европейских заказчиков. К нынешнему времени освоено примерно 90% суммы, поэтому полная остановка проекта приведет к потерям по 4,5 млрд евро для каждой из сторон.
«Стоит учесть, что российская компания также вкладывалась в создание газотранспортного коридора от Ямала до Балтийского моря, на который, по разным оценкам, ушло более $30 млрд, а европейские компании вкладывались только в строительство морского пути газопровода», — добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Впрочем, по мнению эксперта, потраченные впустую инвестиции окажутся не самой главной потерей «Газпрома». Еще недавно монополия говорила, что объем поставляемого на экспорт газа будет составлять 200 млрд кубометров в год. Но в этом году «Газпром» может недосчитаться порядка 30% экспортных объемов, а его выручка в результате может сократиться на 60%.
Если строительство СП-2, по которому Россия планировала поставлять в Европу более 50 млрд сырья в год, не будет завершено, это означает для «Газпрома» потерю европейского рынка. Его долю заместят поставки СПГ из США и Катара. «Нельзя забывать, что Вашингтон обладает в Европе очень сильным лобби, которое воплощает в жизнь замыслы американских поставщиков газа. Уже сейчас наблюдается резкое снижение цен на сжиженное топливо, которое становится дешевле российского аналога. Европейцам становится выгоднее закупать американское сырье, невзирая на значительные транспортные издержки. Возникает опасность того, что даже если СП-2 будет достроен, то срок его окупаемости сдвинется с 8 до 30 лет»», — отмечает Деев.
Источник