- Как открыть гостиницу в городе
- Обзор рынка гостиничных услуг
- Перспективы гостиничной отрасли
- Формат гостиницы
- Гостиничный сервис
- Как открыть отель и что для этого нужно
- Какие документы оформить
- Выбор помещения: аренда или покупка?
- Расположение объекта
- Укомплектование номеров
- Как рассчитать загрузку гостиницы с учетом сезонности
- Необходимый персонал
- Инвестиции в гостиничный бизнес окупаются долго, но надежно. Выгодно ли строить отели в Москве?
Как открыть гостиницу в городе
Гостиничный бизнес входит в число самых доходных направлений предпринимательской активности. Порядка 55-60% отелей выходят на самоокупаемость за 2-3 года работы (с учетом активного маркетингового продвижения). Проект потребует крупных инвестиционных вложений и тщательного планирования. Приведенный ниже готовый бизнес-плане по открытию гостиницы с расчетами окупаемости поможет детальнее разобраться в теме. Мы рассмотрим основные этапы работы, опишем важные для учета моменты дела, а также приведем примерный расчет выхода отеля на точку безубыточности.
Обзор рынка гостиничных услуг
Гостиничный бизнес – привлекательное направление работы в России, даже несмотря на кризисные явления в экономике. Так, с января по сентябрь 2019 г. отели в стране заработали 205 млрд. руб., обслужив более 54 млн. туристов. Объем выручки немаленький, однако он меньше оборота в 2018 году на 6,9%. При всем при этом количество туристов выросло на 11%, и большинство из них оказались внутренними – сами россияне активнее путешествовали по стране, останавливаясь в различных отелях в Москве и регионах.
Гостиничное хозяйство в стране имеет большие перспективы к развитию. Наиболее привлекательны для людей комфортабельные и не слишком дорогие 2-3-звездочные отели. В рынок РФ активно вкладываются международные гостиничные сети. Они действуют напрямую либо используют франчайзинг: в 2018 году открылось 24 новых отелей под международными брендами.
Перспективы гостиничной отрасли
Выделяют несколько тенденций на российском гостиничном рынке.
Крупные городские агломерации РФ – центры ведения деловой активности. Рост этой активности повышает спрос на гостиницы. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию в своей отрасли, в половине больших городов России не хватает гостиниц и отелей. Растет спрос на бизнес-отели, оборудованные коворкинг-центрами, конференц-залами и т.д. В этом плане можно выделить эконом-сегмент: в городах работает недостаточно 2- и 3-звездочных отелей.
Сфера туризма в стране развивается с каждым годом. Количество туристов (россиян и иностранцев) растет; особенно это касается выходцев из стран Азии. Это требует создания инфраструктуры, включая полноценные и мини гостиницы. Государство оказывает поддержку начинающим отельерам. В 2020 году ожидается выделение более 120 млрд руб. на эти цели.
Формат гостиницы
Предприниматель на стадии проекта выбирает подходящий для себя формат гостиницы.
- Хостел. Это самый простой вид отеля; рассчитан на 5-7 номеров, в каждом из которых живет по несколько человек. Обычно предполагает общую кухню и зону отдыха.
- Гостиница среднего масштаба. Предоставляет 15-20 номеров с гостиничным обслуживанием.
- Малый отель. Содержит до 40 номеров.
- Большая гостиница. Имеет от 50 номеров. На российском рынке работает несколько сотен такого рода отелей единичного или сетевого масштаба.
Последние два варианта предполагают крупные капиталовложения в проект, а также тщательное согласование с городскими властями и госорганами.
Настоящий бизнес-план предполагает открытие гостиницы среднего масштаба с 15 номерами.
Гостиничный сервис
Необходимо вкратце коснуться, какие услуги будут оказываться в отеле.
Во-первых, это проживание. Двери гостиницы круглосуточно открыты для заселения; посетителей селят в чистые, комфортабельные для проживания и отдыха помещения.
Во-вторых, питание. Чаще всего клиентам предлагается шведский стол с набором стандартных блюд, дополнительные услуги уже идут за отдельную плату.
В стандартном наборе услуг:
- ежедневная уборка номеров, включая смену белья и полотенец;
- глажка одежды;
- телефонная и интернет-связь;
- оказание медицинской помощи, включая вызов скорой помощи;
- доставка корреспонденции в номер и т.д.
Из платных услуг клиентам можно предлагать следующее:
- питание в номере;
- развлечения: бар, бильярд, бассейн, предоставление экскурсионных туров;
- услуги няни;
- сервис по уходу за животными;
- услуги салона красоты, солярия;
- аренда залов.
Как открыть отель и что для этого нужно
Самые крупные статьи расходов среди первоначальных инвестиций связаны с помещением отеля, его арендой и подготовкой. Объект должен находиться на выгодном месте; необходимо сделать современный и комфортабельный интерьер.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина.
Аренда помещения (250 кв. м)
Ремонт и подготовка
Оборудование и инвентарь
Заработная плата, 8 чел.
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн. чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, маркетинг и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Какие документы оформить
В начале необходимо выбрать юридическую форму собственности своей компании. Основных вариантов два – ИП или ООО как наиболее простая форма юридического лица. Перед выбором конкретной формы нужно проконсультироваться с юристом.
Код ОКВЭД при открытии гостиницы – 55.1 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания». Другие коды указываются в зависимости от дополнительных услуг. При организации дела нужно исходить из требований ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования». Все гостиницы обязаны проходить процедуру классификации согласно российскому Положению о классификации гостиниц для получения «звездной» категории (от 1 до 5 «звезд»).
Также улаживаются все вопросы с Пожарной службой и СЭС (наличие договоров по дезинсекции, дератизации, вывозу мусора, ведение программы производственного контроля и пр.).
Выбор помещения: аренда или покупка?
По требованиям ГОСТ, в отеле должно быть проведено электричество, иметься водоснабжение, вентиляция, связь и другие коммуникации, а также распределенные на определенные площади номера (то есть перепланировка). И, конечно, нужно сделать хороший ремонт.
Выбор – покупка или аренда – помещения зависит только от возможностей бизнесмена. Конечно, объект лучше иметь в своей собственности, но имеющийся капитал не всегда позволяет купить здание или заняться его строительством.
Арендовать помещение у собственника или у городских властей; в любом случае важно правильно составить договор. Заключать его следует на срок не менее 5-10 лет. Все инвестиции в ремонт должны окупить себя. Кроме того, разрешить вопрос с индексацией арендной платы – оптимально указать в договоре максимальный процент, насколько может подорожать аренда за год.
Расположение объекта
Место, где будет располагаться отель, нужно выбирать тщательно. От этого напрямую зависит спрос на услуги и ценообразование. Располагать объект в промышленной зоне города либо в отдаленном спальном районе нерентабельно. При выборе места нужно сразу обратить внимание на три фактора: уровень человекопотока и инфраструктуры, транспортная доступность.
Перспективные места для расположения гостиницы:
- автовокзалы;
- железнодорожных вокзалы;
- станции метрополитена;
- в центральной части населенного пункта, недалеко от достопримечательностей;
- автотранспортные развязки;
- вдоль крупных трасс и т.д.
Если мини отель открывается в курортном городе, то делать это лучше ближе к пляжу.
Укомплектование номеров
При оснащении номерного фонда учитываются требования ГОСТ. Температура воздуха в номерах должна быть не ниже 18,5°C. Следует провести холодную и горячую воду, электричество, установить телевизор и телефон, обустроить вентиляцию.
Есть требования по укомплектованию помещений мебелью и предметами интерьера. По мнению опытных отельеров, покупать качественную и адекватную по цене мебель можно в магазинах типа IKEA, Leroy Merlin и т.д.
В номерах должно быть следующее:
- кровать (190×80 см на 1 человека);
- тумба или столик прикроватный (на каждого человека);
- комплект постельного белья, включая покрывала;
- настенная лампа (над кроватями);
- письменный стол;
- табуретка/кресло (на каждого человека);
- телевизор;
- зеркало;
- занавески;
- столовые принадлежности (на каждого человека);
- санузел;
- банные принадлежности (полотенце, одноразовый шампунь, мыло);
- тапочки (на каждого человека).
Как рассчитать загрузку гостиницы с учетом сезонности
При расчете эффективности работы гостиницы используют несколько показателей, и процент загрузки – один из ключевых. Он высчитывается из отношения занятых номеров на их общее количество за расчетный период. Обеспечить 100% загрузку непросто даже известным отелям, учитывая конкуренцию на рынке, количество клиентов и зависимость от сезона. Также загрузка зависит и от общей экономической ситуации в стране.
К примеру, средняя загрузка всех отелей заметно упала после 2015 года, но сейчас показатель постепенно восстанавливается. По данным консалтинговой компании JLL, в июне-августе 2019 года в крупных городах России загрузка выросла на 2-15% в сравнении с 2018 г. Во время сезона (летом, на крупные праздники) загрузка составит 70-85%. Вне сезона показатель может упасть до 40-50%.
Необходимый персонал
Работать в гостинице должен квалифицированный персонал, поскольку от качества его работы зависит долгосрочный успех и репутация заведения. Всякий клиент хочет вернуться или порекомендовать отель, в котором чисто и комфортабельно, хорошо обслуживают. Для работы в гостинице на 15 номеров достаточно будет 7-9 работников.
Источник
Инвестиции в гостиничный бизнес окупаются долго, но надежно. Выгодно ли строить отели в Москве?
17 Октября, 2014
Из мирового опыта известно, что срок окупаемости гостиницы категории «3 звезды» в среднем составляет 7-10 лет. Четырёх и пятизвездочные отели окупаются за 15-20 лет. Существуют эксклюзивные гостиничные проекты, которые выходят на окупаемость через 20 лет и больше. По российским меркам – это слишком долго. Однако стоит учесть, что отельный бизнес – один из самых стабильных в мире. На первом месте по надежности стоит вывоз мусора, на втором – гостиничный бизнес.
«Но в России по-другому. Здесь выгоднее строить жилье», — считает управляющий директор гостиницы «Садовое кольцо» Константин Левченко. По его мнению, отельный бизнес в нашей стране – это вторичный бизнес. Он хорош для тех, у кого уже есть другой успешный и надежный крупный бизнес. Ведь средний размер вложений в строительство и открытие гостиницы – 24 млн долларов. А если это гостиница «5 звезд», то и все 100 миллионов. «В основном в Москве строят гостиничные площади для того, чтобы через 2-3 года их продать», — сказал г-н Левченко во время обсуждения инвестиционного потенциала столичной индустрии гостеприимства на круглом столе, проходившем в рамках деловой программы Ежегодного форума гостиничного комплекса.
В столице развитие гостиничного бизнеса буксует без господдержки, несмотря на Постановление Правительства № 516 от 2006 года «О неотложных мерах по стимулированию развития гостиничного хозяйства города Москвы», согласно которому городской бюджет готов покрывать гостиничным инвесторам проценты по кредиту и плату за землю. По мнению г-на Левченко, этих льгот недостаточно. Ведь если инвестор вкладывает 20 млн долларов, он думает «что я за это получу?». Арифметика простая: российские банки дают кредит максимум на 7-8 лет, а срок окупаемости отеля – 10 лет. К тому же отель начинает приносить доход только на четвертый год, и только с этого момента можно начинать что-то отдавать банку. Но тут гостиничного инвестора настигает вторая проблема – налоги. Ведь он должен платить все налоги в полной мере, начиная с первого дня открытия отеля. «Нужно обсуждать с властями льготы и помощь», — резюмирует эксперт. А пока российских гостиничных инвесторов можно сосчитать по пальцам. Их всего три: «Азимут», «Амакс» и «Гелиопарк».
Заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Евгений Дридзе в своем докладе на круглом столе отметил, что сейчас большой интерес к гостиничному рынку Москвы проявляют иностранные инвесторы. Он посоветовал владельцам площадок, годных под строительство отелей, обращаться в Департамент. «Если есть сложности с реализаций проекта, мы поможем найти крупного инвестора в Азии, Европе или Латинской Америке. Все они заинтересованы в инвестициях в Московский рынок». Г-н Дризе рассказал, что Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы регулярно проводит road show в странах Азии и Европы, где демонстрирует инвестиционный потенциал Москвы. «При наличии понятного, прозрачного проекта, изложенного на английском языке, мы можем быстро найти инвестора», — добавил столичный чиновник. Ближайшее мероприятие, на котором Департамент планирует показать иностранным инвесторам гостиничный сегмент Москвы, пройдет 27-29 октября в Токио. Следующее – 3-5 декабря в Юго-Восточной Азии. По оценке Департамента, московский гостиничный рынок вполне привлекателен для инвесторов. Однако активность инвесторов из Европы по политическим причинам последнее время снизилась, но зато активизировались инвесторы из Азии, а также появились крупные инвесторы из Латинской Америки, которые раньше считали российский рынок закрытым. Не секрет, что в Москве порядка 80% номерного фонда сконцентрировано в 5 крупнейших гостиничных сетях, которые находятся в верхнем сегменте.
Г-н Дридзе сообщил, что в 2013 году общая сумма инвестиций в Москву составила примерно 98 млрд. долларов, из них прямых инвестиций – около 10 млрд. долларов. Это, по оценке докладчика, довольно много. Он предупредил, что у иностранных финансовых структур есть важное требование к любым инвестиционным проектам: не менее 30% вложенных в проект средств должны быть российскими. Источником денежных средств может быть какой-либо российский банк или сам хозяин площадки. Для гостиничного бизнеса, по мнению г-на Левченко, это довольно тяжелое условие, потому что российские банки не дают долгосрочных кредитов, а любой отель – это долгосрочный проект. Департамент внешнеэкономических и международных связей не готов давать гарантий инвесторам, но от имени Правительства Москвы готов содействовать в привлечении надежных и проверенных партнеров.
Г-н Дридзе посоветовал тем, кто планирует строить отель в Москве, успеть все сделать до Чемпионата Мира 2018 по футболу, когда весь столичный гостиничный фонд будет задействован под мега событие.
Источник