Срок окупаемости северного потока

«Северный поток-2» окупится только через 30 лет

Потери России от возможной заморозки проекта исчисляются миллиардами долларов

Скандал вокруг Алексея Навального привел к расколу среди европейских стран по поводу дальнейшей судьбы российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (СП-2). Его планировали ввести в эксплуатацию в конце прошлого года. Ряд немецких политиков, ранее вполне лояльно относившихся к проекту, предложили заморозить строительство трубы на два года, а некоторые горячие головы потребовали и вовсе закрыть проект. Эксперты находят подобный исход маловероятным. Если СП-2, для завершения которого осталось проложить всего около 100 км, останется лишь на бумаге, то «Газпром» и его европейские партнеры зароют в землю по $5 млрд.

Двухлетний мораторий на строительство газопровода СП-2 потребовал ввести один из лидеров правящего Христианско-демократического союза (ХДС) Германии Фридрих Мерц. «До сих пор я был за продолжение трубопровода, но после отравления Навального Европа должна немедленно отреагировать», — отметил политик.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, с одной стороны, заявление Мерца можно расценивать как продолжение внутренней политической борьбы в Германии, поскольку он является прямым конкурентом Ангелы Меркель в борьбе за кресло канцлера. Вместе с тем сама Меркель, до сих пор считавшаяся главным союзником России по СП-2 и всего несколько дней назад категорически заявившая о необходимости завершения проекта, признала, что выводы относительно Навального, в организме которого якобы найдены следы отравления «Новичком», могут повлиять на позицию ФРГ относительно недостроенного трубопровода.

Российские власти не находят риска остановки СП-2. «Мы наблюдаем за этими заявлениями и пока фиксируем, что на каждое такое новое заявление появляются два заявления, говорящие об абсурдности таких предложений», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Между тем, как сообщает The New York Times, ситуация с Навальным привела к усилению политического давления на Меркель. В связи с этим ее взгляд относительно российского газопровода может измениться: немцы перейдут от угроз к делу и заморозят строительство трубы.

Впрочем, полная заморозка строительства СП-2 рискует привести к значительным финансовым потерям не только России, но и европейских участников проекта. Стоимость проекта трубопровода составляет около 10 млрд евро, из которых одна половина приходится на затраты «Газпрома», вторая — на европейских заказчиков. К нынешнему времени освоено примерно 90% суммы, поэтому полная остановка проекта приведет к потерям по 4,5 млрд евро для каждой из сторон.

«Стоит учесть, что российская компания также вкладывалась в создание газотранспортного коридора от Ямала до Балтийского моря, на который, по разным оценкам, ушло более $30 млрд, а европейские компании вкладывались только в строительство морского пути газопровода», — добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Впрочем, по мнению эксперта, потраченные впустую инвестиции окажутся не самой главной потерей «Газпрома». Еще недавно монополия говорила, что объем поставляемого на экспорт газа будет составлять 200 млрд кубометров в год. Но в этом году «Газпром» может недосчитаться порядка 30% экспортных объемов, а его выручка в результате может сократиться на 60%.

Если строительство СП-2, по которому Россия планировала поставлять в Европу более 50 млрд сырья в год, не будет завершено, это означает для «Газпрома» потерю европейского рынка. Его долю заместят поставки СПГ из США и Катара. «Нельзя забывать, что Вашингтон обладает в Европе очень сильным лобби, которое воплощает в жизнь замыслы американских поставщиков газа. Уже сейчас наблюдается резкое снижение цен на сжиженное топливо, которое становится дешевле российского аналога. Европейцам становится выгоднее закупать американское сырье, невзирая на значительные транспортные издержки. Возникает опасность того, что даже если СП-2 будет достроен, то срок его окупаемости сдвинется с 8 до 30 лет»», — отмечает Деев.

Источник

Непокоренная Европа: какую цену придется заплатить России за «Северный поток-2»

После того, как трасса «Северного потока-2» будет сдана в эксплуатацию, «Газпром» получит потенциальную возможность прокачивать из России в Германию по четырем ниткам двух «Северных потоков» 110 млрд кубометров газа в год. С юга, через Черное море и Турцию, компания рассчитывает направить в Европу еще почти 16 млрд кубометров ежегодно, плюс столько же будет возможно поставлять турецким потребителям. Планировавшийся изначально четырехниточный «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров в год пришлось свернуть, когда стало ясно, что строить его начали (и миллиарды долларов уже потратили) без надежды на разрешение от регулирующих органов Евросоюза.

Читайте также:  Сколько нулей после запятой у биткоина

Цена для России

Официальной мотивацией прокладки северного и южного «потоков», которые должны сойтись на газораспределительном хабе Баумгартен в Австрии, в 2010 году была объявлена необходимость увеличения поставок в Евросоюз, где прогнозировали увеличение годового импорта на 200 млрд кубометров в год к 2030 году. Планы отказа от транзита через Украину руководство страны и «Газпрома» тогда отрицало. Однако уже в апреле 2015 года руководитель «Газпрома» Алексей Миллер признал, что «Северный поток» является «обходным проектом» для Украины. Более того, в 2016 году компания приняла программу вывода из эксплуатации газотранспортной инфраструктуры, доставляющей газ к украинской границе. По словам Миллера, к 2020 году в этом коридоре будут ликвидированы 4300 км труб и 62 компрессорные станции, а к 2030 году — 10700 км. Возможности прокачки газа из России через украинскую территорию практически исчезнут.

С прогнозами роста европейского спроса на российский газ тоже не все срослось. Сейчас уже ясно, что в развитых странах, включая ЕС, обозначилась цель декарбонизации, то есть отказа от ископаемых видов энергоносителей. Та же Германия рассчитывает к 2050 году полностью прекратить использование угля, нефти и природного газа. Вкладывать колоссальные средства в новые газопроводы, ведущие на потенциально ненадежный рынок, было по меньшей мере недальновидно.

Не остановила инициаторов проекта «потоков» и непомерная стоимость этого начинания. Более того, «Газпром» принял решение отказаться от использования нынешний вполне работоспособной системы доставки газа из Западной Сибири на Запад, хотя истощение легендарных месторождений — Уренгоя, Медвежьего, Юбилейного и других — оставляет в трубах достаточно свободной мощности для приема новых объемов. Началось строительство нового газового коридора с Ямала до Балтики и его ответвлений к Черному морю.

Стоимость строительства этого коридора с Ямала в направлении Европы была подсчитана экономистами института ВНИИгаз еще в 2008 году. В подписанной Миллером «Программе комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» (копия имеется в распоряжении автора) говорится, что по разным сценариям создание такой инфраструктуры только до Торжка, не говоря уже о трассах от Торжка до морского побережья, обойдется суммой от $80 млрд до $93 млрд. Сколько на самом деле «Газпром» потратил на прокладку новых труб для обхода Украины, не сообщается. В том же документе говорится, что ямальский проект, учитывая гигантскую стоимость строительства нового газотранспортного коридора, не оправдается коммерчески даже к 2035 году.

Замысел российского руководства — то есть обход Украины и лишение ее прибыли в размере $2-3 млрд в год в виде платы за транзит — дорого обошелся госкомпании, которая израсходовала на политизированный и коммерчески неоправданный проект десятки миллиардов, перечислив их в карманы подрядчиков, которые и строили «коридоры» и «потоки». Потерпевшей стороной при таком раскладе оказалось население России.

Взгляд из Европы

Что же получила от «потоков» Европа? Импорт российского газа переводится на новые маршруты со старого, украинского, доказавшего свою надежность. Согласно данным «Нафтогаза», аварийность газотранспортной системы Украины на средний километр трассы почти в восемь раз ниже, чем на газпромовских магистралях.

Российская сторона возлагает ответственность за перебои в снабжении европейцев на украинскую, которую она обвиняет в нарушении договорных обязательств. Однако история поставок российского газа Украине свидетельствует, что перекрытия 2006 и 2009 года происходили именно по инициативе «Газпрома». А обвинения в несанкционированном отборе газа Украиной в 2009-2019 года не привели к судебным искам со стороны «Газпрома», что ставит под сомнение российскую версию развития событий.

Сокращение на треть поставок газа в Европу в последнем квартале 2014 года и первом квартале 2015 года «Газпром» объяснял желанием прекратить реверсивные поставки газа на Украину. Ради этой цели «Газпром« потерял около $6 млрд упущенной прибыли. Непредсказуемость таких решений и их политизированность может стать дополнительным фактором риска для европейской энергетической безопасности в условиях, когда главный канал поставки газа из России будет сосредоточен на «потоках» на Балтике.

К этому надо добавить такое важное качество украинского транзитного маршрута, как обеспечение гибкости поставок. Украина с ее огромными подземными хранилищами газа служила и служит «подушкой безопасности» для компенсации чрезвычайных, сезонных и даже суточных перепадов в спросе на газ. «Потоки», по которым прокачивается постоянный объем, реагировать на перепады спроса не в состоянии. Не исключено, что фактор такого риска приведет к повышению цены российского газа для европейцев.

Читайте также:  Оборудование для биткоина как называется

У Дании нет больше возражений против строительства «Северного потока-2». Тем не менее, у проекта остались и другие противники. Согласование режима эксплуатации нового маршрута должно, по правилам антимонопольного законодательства ЕС, проходить в Германии, однако решение немецкого регулятора должно утверждаться Еврокомиссией, где свое слово обязательно скажут представители стран, изначально возражавших против газпромовского проекта: Польши, Словакии, Италии, балтийских государств. Особых симпатий к «Газпрому» не испытывает и нынешний состав Еврокомиссии. Стоит также вспомнить, как по жалобе Польши европейский суд ограничил право «Газпрома» монопольно прокачивать газ по германскому газопроводу OPAL. Объемы, которые были сняты с этого газопровода, пошли, кстати, по старому мощному и гибкому маршруту через Украину. Аналогичная судебная коллизия ждет и газопровод EUGAL, который рассчитан на прием газа из «Северного потока-2».

Получается, что полностью отказаться от украинского транзита «Газпром» пока не может. Во-первых, поставкам газа требуется гибкость, которую балтийские трубы обеспечить не способны. А во-вторых, «Газпром» не может использовать весь потенциал «потоков», поскольку ему мешает его статус монополиста. Так называемый «третий энергетический пакет» ЕС и особенно недавно скорректированная в его составе Газовая директива ставят российскую компанию перед необходимостью радикально пересматривать модель поведения на газовом рынке Европы.

Яблоко раздора

Когда в 2012 году европейские регуляторы энергорынка начали расследование «монопольных практик», к которым прибегал «Газпром» в восточной Европе, компания в срочном порядке принялась менять тактику: выводить из цепочки сбыта посредников, нормализовать ценообразование в соответствии с реальностью, отменять несправедливые условия в контрактах и т. д. К 2019 году все претензии следователей Еврокомиссии были сняты, и «Газпром» избавился от риска заплатить гигантский штраф за злоупотребление своим доминирующим положением на газовом рынке в ряде стран.

Сейчас европейцы фактически требуют реформировать газовую отрасль России, поскольку без радикальной реформы «Газпром» попросту не может выполнить нормы ЕС. Упрощая изобилующие деталями и оговорками правила, можно заключить, что России, если она хочет использовать потенциал новых труб на все сто процентов, придется сформировать независимого владельца или оператора «Северного потока-2» с прозрачными и справедливыми тарифами, а также допустить в эту трубу газ поставщиков, не входящих в «Газпром». Выполнить такие требования не позволяет российское законодательство, согласно которому единственным экспортером газа является владелец и оператор российской газотранспортной системы, то есть «Газпром».

Пока трудно угадать, во что выльется этот конфликт между антимонопольными принципами европейцев и российской любовью к госмонополиям. К европейскому давлению на Москву в интересах формирования цивилизованного конкурентного газового рынка внутри России наверняка присоединятся нефтяные компании, располагающие запасами газа и желающие видеть равные условия для бизнеса у всех игроков. К сторонникам реформы могут примкнуть и подрядчики, которые строили становящиеся ненужными газопроводы. В случае раздела монополии они могли бы пустить капиталы на приобретение контрольных пакетов в наиболее выгодных подразделениях разделенной компании, имеющих значительные резервы и добычной потенциал для производства сжиженного газа.

Не исключено, что мы еще увидим независимую от «Газпрома» и организованную по образцу «Транснефти» общенациональную газотранспортную компанию, а заодно и конкурирующие между собой независимые коммерческие газодобывающие компании. Примечательно, что такое развитие событий может спровоцировать мегапроект, начатый именно монополистом.

Источник

Какой срок окупаемости Силы сибири и Северного потока 2?

Часто в комментариях к своим статьям сталкиваюсь с суждением о том, что эти проекты финансируются из наших с вами карманов и никогда не окупятся. Кто-то называет сроки по 30-50 лет. Кто-то говорит, что все эти трубы вообще создавались только что-бы пополнить карманы олигархов.

Предлагаю попробовать разобраться в этом непростом вопросе так сказать на яблоках или на пальцах.

Давайте начнем с того, что группа геологов обнаружила крупные запасы газа вот здесь:

скажем так — недалеко от озера Байкал .

Ну нашли и нашли, молодцы. Что делать то с этим Газом? Он там на глубине в холоде . В принципе его можно добыть, но что дальше?

А недалеко Китай . там промышленная революция, энергоресурсы требуются, уголь коптит .

В общем в одном месте и одном государстве есть энергоресурс. А в другом месте и государстве есть потребность в энергоресурсах. Ну ведь напрашивается же гениальная мысль .

Читайте также:  Втб капитал управление активами доходность по пенсионным накоплениям

Ключевой вопрос — как его переместить из пункта А в пункт Б? Точно! Труба! А где ее взять? Точно! Построить!

Сейчас очень важно не валить все в одну кучу, а четко разделить — Добывающую компанию, Потребляющую компанию и Транспортирующую компанию чисто для удобства. Чуть позже станет понятно почему.

Так вот транспортирующая компания (их называют Газотранспортный оператор) заключает соглашение между добывающей и потребляющей на много много лет вперед. Находит источник средств (инвестиции) и строит трубу из пункта А в пункт Б. Очень важно понимать, что инвестиции просто так не валяются, а берутся под определенный процент годовых или иные выгодные для инвестора условия.

Ресурсов месторождения должно хватить лет на 50 . срок жизни трубы . если нормально ее обслуживать по большей части бесконечный., лет на 50 должно хватить.

И теперь самое главное. Главная задача этой трубы формировать непрерывный денежный поток . нет нет, не движение газа в этой самой трубе (это само собой разумеется), а постоянную оплату за транспортировку по ней газа. То есть труба строится 1! раз., а денежный поток с нее планируется в течение 50-ти лет ежемесячно! Естественно часть денег с этого потока будет течь в карман инвесторов, которые изначально выделяли деньги на ее строительство. Очень важно понимать, что инвесторам деньги лежащие на счетах, или в чемоданах не нужны, им нужно эти деньги вкладывать куда-то, что-бы они формировали стабильный денежный поток с процентами.

Это как один пример с автомойкой. Построил предприниматель автомойку, а его и спрашивают — какой у нее срок окупаемости? Он и говорит — да она уже окупилась. Я ее построил, она приносит ежемесячный доход и при необходимости я могу ее продать и вернуть вложенное. Все! Автомойка окупилась в момент запуска и в момент начала движения денежного потока. Так же и с трубой.

Плюс есть еще два немаловажных нюанса:

1. При строительстве такого мегапроекта, как Сила Сибири создается огромное количество рабочих мест на предприятиях, обеспечивающих эту самую силу всеми комплектующими и расходными материалами — начиная с бетона, заканчивая турбинами компрессорных станций. Все эти инвестиции в сотни и тысячи миллионов людей растекаются по стране в форме зарплат простых людей и прибыли предприятий.

2. Когда построен магистральный трубопровод у оператора газотранспортной системы (той самой транспортирующей компании) появляется возможность строить ответвления от этого газопровода, что бы обеспечивать газом территории, которые раньше были без газа.

Ну и потом, через 50 лет трубу можно будет демонтировать, порезать на металл и сделать из этого металла что-то другое.

Даже если прикидывать окупаемость чисто математически, то есть взять и разделить сумму всех инвестиций в этот газопровод на стоимость ежегодной прокачки через газопровод на номинальной мощности, то на коленке можно прикинуть следующие значения (все суммы из открытых источников и можно при желании перепроверить). Стоимость проекта оценивается в 1,1 трлн. рублей, Протяженность 2159 км, расчетная пропускная способность 38 млрд.кубометров газа в год. Данные по стоимости прокачки не раскрыты, но для удобства есть замечательная Украинская ГТС, прокачка по которой оценивается в 3$ за тысячу кубометров на 100 км. Перемножим. 3*38млн*21,6 = 2,462млн.долларов = 160 млрд.руб/год. 1,1 трлн/0,16 = 7 лет . не такой уж и большой срок окупаемости для инфраструктурного проекта даже чисто математически.

Значения конечно взяты приблизительные., и стоимость прокачки по территории РФ должна быть ниже чем через Украинскую ГТС, и на номинальную мощность труба выйдет только несколько лет спустя., и курс бакса лихорадит и приходится перемножать на средние 65 руб/доллар. Но сути это сильно не меняет.

Да и плюс ко всему Добывающая компания и Газотранспортная объединены в одну государственную компанию, что дает еще больший профит.

Что на выходе? На выходе есть источник ресурса, покупатель и теперь еще и труба, которая на ближайшие 50 лет вполне способна обеспечить бюджет России стабильным денежным потоком. Думаю всем нам от этого станет лучше, даже если часть денег все таки разворуют.

Уф, я старался. Надеюсь не зря. Если не зря, то ставь лайк — буду признателен.

А еще я тут решил поэкспериментировать, оказывается существуют формы для поддержки авторов, ни разу ей не пользовался, интересно как это работает:

Источник

Оцените статью