- Средства населения для инвестиций привлекают
- Проблема привлечения накоплений населения в инвестиционных целях
- Понятие и определение инвестиций, их значение для развития экономики. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в современных условиях. Инвестиционная активность населения РФ. Мероприятия по привлечению накоплений населения в инвестиционных целях.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в современных условиях
- С повышением уровня жизни возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами населения Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096 .
- Проблема не сводится к созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения. Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные инвестиций в экономику. И механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый по отношению к другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системе страны.
- 2. Инвестиционная активность населения РФ
- Сбережения населения, как известно, могут быть надежным источником для развития инвестиционного процесса и экономического роста. Несмотря на падение к концу 2004 года сбережений населения до 1.7% от общей величины доходов, в настоящее время накопленное количество валюты на руках у населения представляет собой довольно значительную сумму. Именно эти средства, а также средства предприятий могут стать инвестиционной базой для роста реального сектора экономики. Но это означает, что собственность любого человека и предприятия должна быть надежно защищена, ее сохранение должно быть ключевой задачей государства, включая также контроль за деятельностью банков, именно с целью обеспечить сохранение и возможность накопления средств населением. Необходимо будет также решить вопрос защиты иностранного собственника, иностранных инвестиций и репатриации прибыли.
- По данным государственной статистики вклады физических лиц на рублевых и валютных счетах в российских банках к 1 февраля 2005 г составили 2 трлн. 658,5 млрд. руб., увеличившись за январь на 0,2%.
- Доля Сбербанка России в общем объеме рублевых и валютных банковских сбережений населения за январь сократилась на 0,4 процентного пункта и составила на 1 февраля 2005 г 59,2%.
- На рублевых счетах в российских банках к 1 февраля этого года было сосредоточено 1 трлн. 496,2 млрд. руб. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г на 31,2%). Вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляли на 1 февраля 528,1 млрд. руб. (рост на 19,2%).
- По данным на 1 февраля 2005 г в структуре вкладов населения в Сбербанке преобладали пенсионные вклады (включая срочные), на долю которых приходилось 59,4% общей суммы сбережений населения против 59,1% на 1 февраля 2004 г.
- Если посмотреть на динамику денежных доходов населения России, то в течение последних нескольких лет наблюдается их постепенный рост. После увеличения реальных располагаемых доходов в 2002 г. (на 9,9%) и повышения в 2003 г. (на 14,9%), в 2004 г. темпы роста сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровне немногим более 8% (8,2% по итогам года). За период 2002-2004 гг. реальные располагаемые денежные доходы возросли на 36,6%. В замедлении роста реальных доходов граждан в 2004 г. нет ничего удивительного, поскольку уже по итогам 2003 г. стало очевидно, что темпы увеличения реальных доходов опережают рост производительности труда.
- При этом, несмотря на общий рост доходов населения, с 2002 г. наблюдается некоторое снижение доли сбережений в общей структуре их использования (с 12,6% в 2002 г. до 10,2% в 2004 г.). Кроме того, несмотря на некоторое сокращение доли наличных денег в структуре накоплений населения (в среднем на 1% ежегодно), на руках у граждан остается колоссальный объем средств (818,5 млрд. руб. на декабрь 2004 г., 34% от общего объема накоплений), причем здесь не учитываются накопления в валюте.
- Очень показательна также динамика денежных накоплений населения в отношении к изменению совокупной стоимости чистых активов (СЧА) открытых и интервальных ПИФов, которую в данном случае принимаем в качестве объема средств частных пайщиков. Безусловно, в структуре открытых и интервальных фондов есть доля нерыночных пайщиков (институциональных инвесторов), однако кардинальным образом картина от этого не меняется.
- Размер средств частных пайщиков по отношению к объему накоплений населения остается на мизерном уровне, и с 2002 г. существенных изменений в этом направлении не наблюдается. Если на начало 2002 г. отношение составляло порядка 1%, то на конец 2004 г. выросло всего до 1,45%. Это является еще одним доказательством того, что остается существенный потенциал привлечения средств физических лиц на рынок паевых фондов.
- 3. Мероприятия по привлечению накоплений населения в инвестиционных целях
- Неразвитость существующей сегодня в области финансовой инфраструктуры и недоверие граждан кредитным организациям не позволяет вовлечь огромные сбережения населения в экономический оборот.
- Финансовый кризис 1998 года значительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 году наметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса доллара населению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 9 месяцев 2003 год рост сбережений населения в банках составил до 30%. В конце ноября 2003 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «О страховании вкладов в коммерческих банках», что, в случае утверждения данного закона Советом Федерации и Президентом РФ, позволит предоставить гарантии по вкладам в коммерческих банках, что приведет к значительному увеличению объема сбережений населения Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096 .
- Государственные и муниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета, который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры и механизмы инвестиционного воздействия.
- Развитие контроля за состоянием банковских рисков, механизма разделения и страхования, формирование кредитных бюро, предусмотренные Банком России, укрепят взаимодействие банков с предприятиями нефинансового сектора экономики. Меры по привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
- Одним из методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того, расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым институтам. По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба между его участниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качество предоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.
- Существуют колоссальные резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовый рынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужно создать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равные и не меняющиеся для инвесторов правила игры.
- Большая часть населения по-прежнему не имеет полного представления о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке. В то же время, на наш взгляд, российские граждане готовы к диверсификации своих вложений, и при соответствующем уровне информационной поддержки могут направить существенную часть средств на рынок ПИФов, инструменты которого носят более цивилизованный характер, чем метания между двумя валютами. Безусловно, потенциал привлечения здесь для управляющих компаний огромен, так как анализ показывает, что на покупку валюты население тратит гораздо больше средств, чем на вложения в ПИФы.
- При этом на руках у граждан остается колоссальный объем наличности, размер которой с 2002 г. в абсолютном выражении вырос в 2 раза. Также примечательно, что в 2002-2003 гг. граждане более активно использовали накопленную наличность в отличие от 2004 г. Это может свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложения средств, либо о недостаточной информированности граждан о таких инструментах, либо о росте их опасений относительно вложения средств на фондовом рынке. Все это еще раз доказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов для инвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующей информационной базы http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804 .
- Последнее представляется особенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российских граждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. И именно в этом направлении государству, управляющим компаниям, НПФ и другим заинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромная работа, т.к. от этого будут зависеть перспективы всей отрасли Калинов В. Капиталы должны работать // http://www.milcom.ru/?action=aboutuswrote&num=22 .
- При этом, очевидно, что невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную систему рынка частных капиталов, что показывает и международный опыт. Все это создает достаточные риски при значительных вложений в информационную компанию, а, тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опыта существенного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данных мероприятий.
- В этой связи, по нашему мнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться со стороны государства, например, в рамках пенсионной реформы. Это справедливо и с той точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведь основная цель проведения любой государственной политики — поддержание и повышения благосостояния населения.
- Заключение
- С повышением уровня жизни возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами населения.
- Проблема не сводится к созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения. Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные инвестиций в экономику.
- Меры по привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
- Одним из методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов.
- Список литературы
- 1. Марголин А.М., Быстряков А.Я. «Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики» — Челябинск: Южно — Уральское книжное издательство, 1998г.
- 2. Наумова Р. Развитие российского фондового рынка // Экономика и жизнь. Сибирь, 2002. — №158
- 3. Калинов В. Капиталы должны работать // http://www.milcom.ru/?action =aboutuswrote&num=22
- 4. Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096
- 5. http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804
- Подобные документы
Средства населения для инвестиций привлекают
По оценкам экспертов население нашей страны к концу 1998 года располагало в наличной форме не менее чем 400 млрд. деноминированных рублей. Вполне очевидно, что привлечение даже небольшой части этих средств в виде инвестиций в экономику страны способно радикально поменять макроэкономическую ситуацию, существенно снизить уровень «инвестиционного голода».
Необходимо отметить, что фактически роль населения в процессе инвестирования весьма пассивна. Оно может лишь выбирать формы вложения средств, которые предлагают ему государство и различные финансово-кредитные учреждения.
В связи с этим возникает разделение функций населения и государства при вовлечении денежных средств в хозяйственный оборот.
Население (каждый гражданин как собственник сбережений) обладает первичным правом выбора направлений, форм и методов вложения средств, исходя из своих потребностей и возможностей. Граждане могут использовать резервные средства либо индивидуально, либо коллективно; могут передавать их, если им это выгодно, в распоряжение специальных частных или государственных инвестиционных структур.
Государство, в свою очередь, обязано:
– обеспечить правовые и хозяйственные основы вовлечения в хозяйственный оборот резервных ресурсов;
– гарантировать населению свободный выбор любого из вариантов вложения средств по критерию их выгодности с точки зрения интересов и приоритетов их собственников;
– реализовывать собственные интересы, обеспечивая населению более выгодные условия вложения его средств;
– осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств;
– создавать правовые и организационные предпосылки для работы со средствами населения на муниципальном и организационном уровнях.
Такой подход позволит разработать наиболее рациональные формы вложения сбережений, приведет к согласованию интересов всех участников этого процесса.
Одним из основных направлений привлечения средств населения в инвестиционных целях является более рациональное использование государственных ценных бумаг. Существуют два пути размещения средств в такие ценные бумаги: либо по линии федерального правительства и общегосударственных федеральных займов, либо по линии органов исполнительной власти субъектов.
Однако прежде чем принимать решение о выпуске государственных ценных бумаг, необходимо определить цель, которая преследуется этим выпуском: финансирование конкретных инвестиционных программ, защита сбережений населения от инфляционного обесценения, финансирование дефицита бюджета и т.д.
Что касается привлечения сберегаемых средств в коммерческие банки, то здесь необходимо поддерживать их попытки наладить работу с населением, однако обязательно формирование экономических механизмов страхования их рисков. Это – проблема создания фонда или корпорации страхования депозитов.
Вместе с тем, должна быть определена минимальная сумма страхового депозита. Именно эта сумма страхового депозита в случае банкротства полностью компенсируется населению, с повышением суммы депозита сумма страховки пропорционально снижается. Введение минимальной суммы депозита в целях его 100-процентного страхования необходимо в интересах вкладчиков.
В качестве самостоятельного направления – привлечения временно свободных денежных средств населения – выделяют еще и фондовый рынок, точнее, его сегмент, в котором обращаются ценные бумаги компаний реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что в инвестиционных целях может рассматриваться и небанковский сегмент финансового рынка. В рамках данного сегмента можно выделить:
– инвестиционные компании, не имеющие статуса инвестиционных фондов;
– частные (негосударственные) пенсионные фонды;
– медицинские страховые компании (негосударственное медицинское страхование).
Учитывая специфику их деятельности, повышение привлекательности инвестиций в данную сферу будет определяться такими факторами, как:
1. Общее состояние экономики.
Поскольку в стране экономический кризис, привлечение инвестиций в ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, работающих с реальным сектором экономики, будет крайне сложным.
2. Нормализация ситуации на фондовом рынке, повышение его регулируемости и эластичности.
3. Повышение устойчивости фондов и рост доверия населения к их деятельности, что может иметь место только на длительных временных отрезках.
Использование населением собственных средств возможно в форме организации кредитных товариществ, кооперативов, союзов. Подобные организации, с одной стороны, могли бы частично решить такую актуальную проблему реформирования, как создание рынка кредита для мелкого производителя. С другой – способствовали бы не только сохранению, но и приумножению средств населения, согласного вложить в организацию мелкого кредита свои сбережения.
Особую роль, например, в организации кредитных и ссудно-сберегательных товариществ играет муниципальная власть. Она может как поддерживать все начинания, связанные с организацией мелкого кредита – кредитных кооперативов, различного рода ссудно-сберегательных товариществ и т.п., так прямо и непосредственно участвовать в создании организаций мелкого кредита.
Такой подход представляется очень перспективным в современных условиях, когда сбережения населения наряду с муниципальными средствами могут быть направлены на осуществление социальных проектов по обучению детей, получению новых специальностей и навыков молодежью и взрослым населением, развитию и благоустройству территорий и т.д.
Самоорганизация населения могла бы сыграть существенную роль в ликвидации последствий деятельности многочисленных финансовых компаний, собравших у населения средства и закончивших свое существование, не вернув ничего вкладчикам.
В этих условиях необходимо искать экономические формы организации пострадавшего населения, используя им же созданные комитеты, союзы, фонды помощи потерпевшим от спекуляций и афер в сфере экономики и финансов. Необходимо узаконить права этих организаций по созданию паевых обществ, имеющих право распоряжаться оставшимися от бывших компаний имуществом, ценными бумагами, прочими активами, предприятиями, помещениями и т.д.
Следует также разработать правовые основы таких организаций, в частности, чтобы обезопасить будущих вкладчиков от потери сбережений или финансового ущерба. Если подобные организации будут активно функционировать, население сможет, не изымая средства, использовать их в рамках новых паевых фондов, обществ или товариществ.
Одним из важнейших направлений вложения сбережений населения является малое предпринимательство, так как, во-первых, вложения средств населения в малое предпринимательство, особенно в производственную деятельность, означает непосредственное инвестирование. Во-вторых, малое предпринимательство, как правило, предполагает совпадение интересов инвестора и производителя, выступающих в данном случае в одном лице.
Кроме того, малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, дает относительно быструю и эффективную отдачу на вложенный капитал; с этой точки зрения инвестирование в него накоплений населения способствует: росту производства, увеличению дохода от производственной деятельности, смягчению безработицы, развитию конкурентной среды, расширению сферы услуг и товаров.
Помимо указанных направлений вложения временно свободных денежных средств населения, в литературе выделяют конкретные организованные формы таких вложений.
Таким образом, определены следующие методы трансформации сбережений в инвестиции:
1. Расширение потребительского кредита на покупку товаров длительного пользования.
Предоставление кредита на приобретение товаров (автомобилей, мебели, бытовой и аудио-видеотехники), производимых на территории России, позволит увеличить спрос на них, сделает потребительский рынок привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов, стимулирует рост их производства.
Развитие этого направления сдерживается высоким уровнем коммерческого риска, который возможно ограничить на основе:
– льготного налогообложения доходов коммерческих банков, получаемых за счет предоставления такого кредита;
– введения поручительства за кредитора со стороны его работодателя, что, в свою очередь, обеспечивает ему закрепление ценных, высококвалифицированных кадров.
2. Развитие ипотечного кредита.
Ипотечный кредит необходим, поскольку без него невозможно поддержать спрос на жилье и тем самым обеспечить высокий уровень активности в строительной области.
3. Выпуск национального облигационного займа.
В этом направлении важной проблемой является обеспечение доверия населения к выпускаемой в обращение ценной бумаге. Решение этой задачи возможно на основе следующих мер:
– гарантии выпущенного займа золотовалютными резервами Центрального банка РФ;
– привлечения к гарантированию этого займа иностранных партнеров в обмен на их участие в управлении инвестированием привлеченных средств;
– проведения активной рекламной кампании в средствах массовой информации;
– поддержания курса облигационного займа Центральным банком.
Доверие к займу может быть усилено за счет создания системы управления, исключающей какие-либо политические спекуляции: управлять инвестициями должен неправительственный государственный фонд.
При этом важно, чтобы средства были включены в высоко прибыльные проекты с относительно небольшими сроками окупаемости.
4. Компенсация дореформенных сбережений вкладчиков Сбербанка.
Проиндексированные вклады вначале «замораживаются», а вкладчикам выплачивается определенный процент. Этот процент должен ежегодно устанавливаться при утверждении федерального бюджета.
Постепенно в течение 10 лет, с учетом возраста вкладчика или суммы вклада, проводится выдача целевых долговых обязательств (ЦДО), которые в дальнейшем будут свободно обращаться в качестве ценных бумаг. Эта мера может стимулировать инвестиционный процесс через использование ЦДО в качестве залога при потребительском кредитовании, а также при покупке жилья.
Таким образом, как видно, существует множество путей и способов привлечения сбережений населения в процесс инвестирования на уровне экономики страны в целом.
В этой связи особо актуальным становится вопрос о восстановлении доверия населения к различным финансово-кредитным учреждениям, и без решения данной проблемы использование средств граждан в качестве инвестиций в реальный сектор экономики – трудновыполнимая задача.
Источник
Проблема привлечения накоплений населения в инвестиционных целях
Понятие и определение инвестиций, их значение для развития экономики. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в современных условиях. Инвестиционная активность населения РФ. Мероприятия по привлечению накоплений населения в инвестиционных целях.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.04.2009 |
Размер файла | 15,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в современных условиях
2. Инвестиционная активность населения РФ
3. Мероприятия по привлечению накоплений населения в инвестиционных целях
Тема данной работы — проблема привлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отличие от ельцинской эпохи обвального падения производства и разграбления национальных богатств, в стране сейчас наблюдается устойчивый экономический рост, повышение доходов населения, подъем инвестиционной активности. Но этот рост, начавшийся после трехкратной девальвации рубля во второй половине 1998 года, опирается на внешние факторы, главным из которых является исключительно высокий уровень цен на нефть, гази энергоемкие сырьевые товары, экспортируемые из России. Внутренних механизмов экономического роста, опирающихся на расширенное воспроизводство основного капитала на постоянно обновляющейся научно-технологической основе, до сих пор не сложилось. Объемы инвестиций в развитие производства и инновационной активности по-прежнему втрое меньше необходимого для этого уровня.
Так, в 2002-2003 годах продолжалась положительная динамика показателей, характеризующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации. Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в среднем по России составил в 2002 г. — 102,6 %, в 2003 г. —112,5 % http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804
К основным общеэкономическим факторам, позитивно повлиявшим на развитие инвестиционного процесса в стране, можно отнести: продолжающийся рост объемов промышленного производства и расширение внутреннего инвестиционного спроса за счет концентрации доходов в отдельных отраслях экономики; положительную динамику роста реальных денежных доходов населения; стабилизацию инфляции, успешное исполнение бюджета, меры по улучшению инвестиционного климата.
В то же время темпы роста инвестиций в основной капитал в России по сравнению с 2001 годом замедлились в связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий; необходимостью обслуживания госдолга; отсутствием эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; повышенной налоговой нагрузкой на реальный сектор экономики; недостаточной правовой защитой инвестора; низким уровнем капитализации банковской системы.
Как видно, привлечение накоплений населения в инвестиционных целях является одной из составляющих благоприятного инвестиционного климата в стране.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы привлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
В работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть необходимость привлечения инвестиций населения в экономику РФ;
— рассмотреть инвестиционную активность населения РФ;
— рассмотреть мероприятия по привлечению инвестиций населения в экономику РФ.
1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику в современных условиях
С повышением уровня жизни возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами населения Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096 .
Проблема не сводится к созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения. Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные инвестиций в экономику. И механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих со средствами населения, должен быть более жестким, чем используемый по отношению к другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшим социальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системе страны.
2. Инвестиционная активность населения РФ
Сбережения населения, как известно, могут быть надежным источником для развития инвестиционного процесса и экономического роста. Несмотря на падение к концу 2004 года сбережений населения до 1.7% от общей величины доходов, в настоящее время накопленное количество валюты на руках у населения представляет собой довольно значительную сумму. Именно эти средства, а также средства предприятий могут стать инвестиционной базой для роста реального сектора экономики. Но это означает, что собственность любого человека и предприятия должна быть надежно защищена, ее сохранение должно быть ключевой задачей государства, включая также контроль за деятельностью банков, именно с целью обеспечить сохранение и возможность накопления средств населением. Необходимо будет также решить вопрос защиты иностранного собственника, иностранных инвестиций и репатриации прибыли.
По данным государственной статистики вклады физических лиц на рублевых и валютных счетах в российских банках к 1 февраля 2005 г составили 2 трлн. 658,5 млрд. руб., увеличившись за январь на 0,2%.
Доля Сбербанка России в общем объеме рублевых и валютных банковских сбережений населения за январь сократилась на 0,4 процентного пункта и составила на 1 февраля 2005 г 59,2%.
На рублевых счетах в российских банках к 1 февраля этого года было сосредоточено 1 трлн. 496,2 млрд. руб. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г на 31,2%). Вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляли на 1 февраля 528,1 млрд. руб. (рост на 19,2%).
По данным на 1 февраля 2005 г в структуре вкладов населения в Сбербанке преобладали пенсионные вклады (включая срочные), на долю которых приходилось 59,4% общей суммы сбережений населения против 59,1% на 1 февраля 2004 г.
Если посмотреть на динамику денежных доходов населения России, то в течение последних нескольких лет наблюдается их постепенный рост. После увеличения реальных располагаемых доходов в 2002 г. (на 9,9%) и повышения в 2003 г. (на 14,9%), в 2004 г. темпы роста сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровне немногим более 8% (8,2% по итогам года). За период 2002-2004 гг. реальные располагаемые денежные доходы возросли на 36,6%. В замедлении роста реальных доходов граждан в 2004 г. нет ничего удивительного, поскольку уже по итогам 2003 г. стало очевидно, что темпы увеличения реальных доходов опережают рост производительности труда.
При этом, несмотря на общий рост доходов населения, с 2002 г. наблюдается некоторое снижение доли сбережений в общей структуре их использования (с 12,6% в 2002 г. до 10,2% в 2004 г.). Кроме того, несмотря на некоторое сокращение доли наличных денег в структуре накоплений населения (в среднем на 1% ежегодно), на руках у граждан остается колоссальный объем средств (818,5 млрд. руб. на декабрь 2004 г., 34% от общего объема накоплений), причем здесь не учитываются накопления в валюте.
Очень показательна также динамика денежных накоплений населения в отношении к изменению совокупной стоимости чистых активов (СЧА) открытых и интервальных ПИФов, которую в данном случае принимаем в качестве объема средств частных пайщиков. Безусловно, в структуре открытых и интервальных фондов есть доля нерыночных пайщиков (институциональных инвесторов), однако кардинальным образом картина от этого не меняется.
Размер средств частных пайщиков по отношению к объему накоплений населения остается на мизерном уровне, и с 2002 г. существенных изменений в этом направлении не наблюдается. Если на начало 2002 г. отношение составляло порядка 1%, то на конец 2004 г. выросло всего до 1,45%. Это является еще одним доказательством того, что остается существенный потенциал привлечения средств физических лиц на рынок паевых фондов.
3. Мероприятия по привлечению накоплений населения в инвестиционных целях
Неразвитость существующей сегодня в области финансовой инфраструктуры и недоверие граждан кредитным организациям не позволяет вовлечь огромные сбережения населения в экономический оборот.
Финансовый кризис 1998 года значительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 году наметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса доллара населению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 9 месяцев 2003 год рост сбережений населения в банках составил до 30%. В конце ноября 2003 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «О страховании вкладов в коммерческих банках», что, в случае утверждения данного закона Советом Федерации и Президентом РФ, позволит предоставить гарантии по вкладам в коммерческих банках, что приведет к значительному увеличению объема сбережений населения Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096 .
Государственные и муниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета, который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры и механизмы инвестиционного воздействия.
Развитие контроля за состоянием банковских рисков, механизма разделения и страхования, формирование кредитных бюро, предусмотренные Банком России, укрепят взаимодействие банков с предприятиями нефинансового сектора экономики. Меры по привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
Одним из методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того, расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым институтам. По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба между его участниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качество предоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.
Существуют колоссальные резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовый рынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужно создать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равные и не меняющиеся для инвесторов правила игры.
Большая часть населения по-прежнему не имеет полного представления о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке. В то же время, на наш взгляд, российские граждане готовы к диверсификации своих вложений, и при соответствующем уровне информационной поддержки могут направить существенную часть средств на рынок ПИФов, инструменты которого носят более цивилизованный характер, чем метания между двумя валютами. Безусловно, потенциал привлечения здесь для управляющих компаний огромен, так как анализ показывает, что на покупку валюты население тратит гораздо больше средств, чем на вложения в ПИФы.
При этом на руках у граждан остается колоссальный объем наличности, размер которой с 2002 г. в абсолютном выражении вырос в 2 раза. Также примечательно, что в 2002-2003 гг. граждане более активно использовали накопленную наличность в отличие от 2004 г. Это может свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложения средств, либо о недостаточной информированности граждан о таких инструментах, либо о росте их опасений относительно вложения средств на фондовом рынке. Все это еще раз доказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов для инвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующей информационной базы http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804 .
Последнее представляется особенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российских граждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. И именно в этом направлении государству, управляющим компаниям, НПФ и другим заинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромная работа, т.к. от этого будут зависеть перспективы всей отрасли Калинов В. Капиталы должны работать // http://www.milcom.ru/?action=aboutuswrote&num=22 .
При этом, очевидно, что невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную систему рынка частных капиталов, что показывает и международный опыт. Все это создает достаточные риски при значительных вложений в информационную компанию, а, тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опыта существенного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данных мероприятий.
В этой связи, по нашему мнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться со стороны государства, например, в рамках пенсионной реформы. Это справедливо и с той точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведь основная цель проведения любой государственной политики — поддержание и повышения благосостояния населения.
Заключение
С повышением уровня жизни возможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще более возрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средств населения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но и расширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средствами населения.
Проблема не сводится к созданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения. Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальные инвестиций в экономику.
Меры по привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
Одним из методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов.
Список литературы
1. Марголин А.М., Быстряков А.Я. «Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики» — Челябинск: Южно — Уральское книжное издательство, 1998г.
2. Наумова Р. Развитие российского фондового рынка // Экономика и жизнь. Сибирь, 2002. — №158
3. Калинов В. Капиталы должны работать // http://www.milcom.ru/?action =aboutuswrote&num=22
4. Официальный сайт Глазьева С. // http://www.glazev.ru/position_glazev/1096
5. http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804
Подобные документы
Определение путей совершенствования методов и инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику страны на основе анализа опыта по привлечению инвестиций Республики Коми. Госрегулирование, проблемы и пути совершенствования механизма инвестиций.
курсовая работа [53,5 K], добавлен 12.10.2010
Понятие иностранных инвестиций, их роль в экономике. Значение вложений иностранного капитала. Исследование проблем привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Методы, способы, проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций.
курсовая работа [478,6 K], добавлен 19.07.2014
Экономическая сущность инвестиций и инвестиционных ресурсов, их классификация и разновидности, направления и этапы проведения анализа. Способы привлечения иностранных инвестиций, аналитическая оценка и пути повышения эффективности данного процесса.
курсовая работа [45,1 K], добавлен 15.06.2014
Классификация и виды инвестиций. Инвестиционная политика Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики. Инвестиционный потенциал отраслей экономики. Перспективы привлечения инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности Ферганского региона.
курсовая работа [602,5 K], добавлен 20.08.2014
Классификация, структура и государственное регулирование иностранных инвестиций. Перспективы и тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Механизмы, инструменты и технологии заимствований на внешнем рынке капитала.
курсовая работа [239,7 K], добавлен 12.09.2014
Определение и классификация инвестиций. Понятие про валовые и чистые инвестиции. Сбережения как основной источник инвестиций. Мероприятия, необходимые для активизации инвестиционной деятельности в стране. Влияние инвестиционных процессов на экономику.
курсовая работа [44,1 K], добавлен 20.11.2010
Экономическое содержание инвестиций; их классификация по направлениям вложения средств и по соотношению к росту прибыльности. Характеристика свободных экономических зон как формы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
курсовая работа [872,1 K], добавлен 01.11.2013
Источник