Средства государственного регулирования иностранных инвестиций
Многие страны мира применяют различные ограничения на зарубежные инвестиции, прежде всего прямые.
Причины введения ограничений:
— опасения стран по поводу установления излишне высокого зарубежного контроля над национальной экономикой;
— опасения потери части национального достояния;
— стремление содействовать участию местных жителей в руководстве компаний, содействовать росту их занятости;
— желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества. Средства государственного регулирования притока зарубежных инвестиций условно делят на две группы:
— прямые, или формальные, средства;
— скрытые, или неформальные, средства.
Кпрямым, или формальным, относятся средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил.
Они носят очевидный характер и оказывают основное влияние на приток инвестиций. К ним относят:
— порядок регистрации и деятельности компаний с зарубежными инвестициями;
— законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;
— требования, связанные с торговыми аспектами инвестиций, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;
— требования в отношении условий производственной деятельности компаний — доля местного компонента в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований, минимального объема использования местной рабочей силы.
В свою очередь, прямые ограничения делят на абсолютные и относительные ограничения. Различие между ними в том, что абсолютные ограничения выдвигают барьеры в отношении зарубежных инвестиций и компаний, принадлежащих или контролируемых иностранными инвесторами.
Абсолютные ограничения включают в себя определение максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью компании (т.е. процентные ограничения на долю в уставном капитале) или в отдельных отраслях (процентные ограничения на долю в объеме активов в той или иной отрасли).
Примеры относительных ограничений: требования в отношении найма местной рабочей силы, проведения внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачи торговой марки материнской компании и др.
Абсолютные ограничения на иностранную собственность или контроль по конечному эффекту эквивалентны квотам на импорт. Относительные ограничения аналогичны тарифам, так как они негативно сказываются на притоке инвестиций за счет увеличения издержек при регистрации и/или функционировании иностранных филиалов в принимающей стране.
Как уже упоминалось, последние два десятилетия характеризуются либерализацией прямого регулирования инвестиций, прежде всего в промышленно развитых государствах. Были снижены отраслевые ограничения, но есть и исключения.
Диспропорции в динамике инвестиций между странами отражает неоднородность экономических структур, а также структур собственности фирм и связей между разными экономическими субъектами и в меньшей степени связана с наличием требований пересмотра ранее выданных разрешений на допуск иностранных капиталовложений, отраслевых ограничений инвестиций.
Скрытые, или неформальные, государственные ограничения на приток зарубежных инвестиций представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, с деятельностью политических и социально-культурных организаций. Эти ограничения непосредственно не уменьшают приток инвестиций и не применяются из дискриминационных соображений против зарубежных инвесторов. Но их нельзя игнорировать. Более того, в настоящее время они пользуются приоритетом с учетом значительного влияния на деятельность иностранных компаний.
Конкретным примером неформальных барьеров и их роли является система перекрестных инвестиций. Для данной системы характерно совместное владение собственностью фирм, входящих в одну предпринимательскую группу на основе системы участия и/или обмена должностными лицами и директорами. Характерные черты:
— большинство входящих фирм являются формально независимыми, а не филиалами материнской компании;
— действует закрытая система купли/продажи акций, когда фирмы, входящие в группу, владеют определенной долей акций других компаний;
— контроль диверсифицирован, т.е. ни одна из компаний не имеет полного контроля над всей предпринимательской группой. Группа отличается слабой централизацией;
— разделение собственности и управления: собственность находится в руках конкретной семьи, а компаниями управляют профессионалы.
Графически эта система выглядит следующим образом:
Как видно, получить контроль над такими компаниями с блокирующей системой купли/продажи акций практически невозможно.
Рассматриваются средства государственного регулирования допуска инвестиций с точки зрения хронологии осуществления капиталовложений. В соответствии с этой классификацией все средства делят на четыре группы:
> средства регулирования на стадии допуска — разрешение и лицензирование для всех фирм. В этой группе административных барьеров главная сложность для зарубежных инвесторов связана с задержкой получения соответствующих разрешений, а значит, и дополнительные издержки вследствие излишнего контроля со стороны государства при проведении отбора и одобрения проектов, детального изучения их характеристик, а также из-за отсутствия транспарентности или информации. Простым, но существенным источником задержки выдачи разрешения на вложение иностранных капиталов является соответствие инвестиционного проекта различным требованиям, которые выдвигают правительственные органы — торговый регистр, регистр компаний, налоговые власти, статистические органы. Как правило, отсутствие информации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является серьезным неформальным барьером.
Другое ограничение — отсутствие координации между местными и центральными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения и проведении налоговых процедур;
> средства регулирования на стадии вложения — специфические или отраслевые разрешения, необходимые фирмам в отдельных отраслях. Правительство принимающей страны может потребовать дополнительную оценку инвестиционного проекта для отдельных отраслей — туризма, горнодобычи, рыбного хозяйства, инфраструктуры, сельского хозяйства. Условия процедуры могут быть нетранспарентными, особенно в туризме и инфраструктуре. В некоторых странах администрация предписывает структуры управления и квалификационные требования к менеджерам, которые часто противоречат государственной политике, определенной общим законодательством страны. В отдельных странах может быть требование получения особых одобрений с целью предоставления налоговых льгот для приоритетных иностранных инвестиций (например, сельское хозяйство);
> отбор проектов с иностранными инвестициями и возможность использовать земельные ресурсы для ведения предпринимательской деятельности. В этих случаях дополнительные издержки иностранного инвестора связаны с покупкой или сдачей в аренду земли, проведением строительных работ. Так, в стране могут потребовать предоставления трех документов от различных инспекций для легального завершения строительства. Их получение может занять несколько месяцев, что ограничивает мощности национальной системы услуг. Или возможно требование предоставления гарантии долгосрочной аренды земли с выплатой соответствующей денежной суммы;
> на стадии деятельности — лицензирование и иные требования, необходимые для функционирования фирмы. При осуществлении предпринимательской деятельности компании сталкиваются с необходимостью установления взаимоотношений с правительственными органами. Это — наличие типичных правил и контроля во внешней торговле, валютного контроля, охрана труда и социальная безопасность. Для их адаптации следует повысить роль мониторинга.
В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если правительство отменило их в рамках общей внешнеторговой реформы.
Каждая административная процедура, взятая в отдельности, не является существенным препятствием для вложения капитала, но, взятые вместе, они могут задержать инвестиционные вложения на срок до двух лет (эта цифра определена экспертами ЮНКТАД). Например, подсчитано, что частный инвестор должен подготовить 23 палки соответствующих документов и обратиться в 31 государственный орган. При этом по крайней мере в шести из них действуют многочисленные формальности.
Правительственные усилия по уменьшению или отмене этих неформальных препятствий могут оказаться сложной задачей, т.к. покрывают широкий круг политических, административных и институциональных вопросов и проблем. Однако если инвестиционные процедуры планируются, то легче определить области повторного, комплексного и тщательного анализа и отбора или неэффективной реализации того или иного проекта. Обычно рекомендации сфокусированы на областях, в которых административные процедуры могут быть просто ликвидированы или облегчены. Там, где сохраняются правила контроля или неформальные требования, акцент рекомендаций часто сделан на улучшение реализации проекта, что ведет к изменению деятельности правительственного органа и росту недоверия к оказываемым им услугам.
Наиболее часто встречающиеся средства государственного контроля над допуском и деятельностью иностранных инвестиций.
На практике государственное регулирование зарубежных инвестиций исходит из сочетания двух основных средств — регистрации и лицензирования. Все зарубежные инвестиции подлежат обязательной регистрации в уполномоченном государственном органе, а в ряде случаев — и лицензированию. Фактически между регистрацией и лицензированием существует непосредственная взаимосвязь. Можно указать и на другую интересную тенденцию. Инвестиционные барьеры, как правило, сконцентрированы в отдельных отраслях — в автомобилестроении, химической, нефтехимической отраслях, в производстве компьютеров.
Регистрация является автоматическим лицензированием и может быть отменена. Принимая решение о выдаче лицензии или регистрации зарубежных инвестиций, государственный орган исходит из соответствующих критериев, в частности, оценки потенциального влияния зарубежного капитала на национальную экономику в целом и на развитие той или иной отрасли, на осуществление внешней и внешнеэкономической политики принимающего государства и др.
Лицензирование являлось основной формой государственного контроля над допуском инвестиций до начала—середины 80-х гг. В настоящее время применяется в отношении ограниченного круга отраслей, которые включаются в «негативный список». Как правило, это — стратегические и чувствительные отрасли экономики принимающей страны.
Требование лицензирования может действовать не только в отраслевом разрезе, но и с учетом объема вкладываемых инвестиций и/или доли иностранного инвестора в уставном капитале.
Лицензирование применяется достаточно ограниченно—с учетом характера отрасли или (гораздо реже) суммы вкладываемых инвестиций.
Запрет на вложение ПИИ применяется очень редко и ограничен в основном отраслями военно-промышленного комплекса, газо- и водоснабжения и некоторых других стратегических направлений.
Требования защиты окружающей среды. Национальное законодательство определяет сферы, вложения в которые требуют предварительной экспертизы, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.
Процедурные ограничения могут иметь различный характер и связаны, например, с порядком регистрации компании в местном регистре, необходимостью предоставления соответствующих документов, определения стоимости регистрации и др.
Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж применяются довольно редко и касаются в основном определения минимального периода инвестиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала из принимающей страны.
В прошлом либерализация инвестиционного режима в большинстве государств мира часто осуществлялась в отношенииограничений, связанных с наймом иностранной рабочей силы. Конечно, любая принимающая страна стремится частично решить проблему увеличения числа занятых лиц с помощью ПИИ. Отсюда сохранение ограничений на использование иностранной рабочей силы (лимитирование их количества), ограничение срока пребывания в стране. Нет очевидных доказательств, что подобный барьер фактически содействует созданию рабочих мест для местной рабочей силы. Зарубежные компании в целях снижения издержек производства и повышения эффективности нанимают местную рабочую силу, стоимость которой, как правило, ниже, чем в стране места пребывания. А наем зарубежной рабочей силы отражает тенденцию нехватки трудовых ресурсов в принимающей стране. При этом уровень квалификации местной рабочей силы часто адекватен уровню квалификации зарубежных лиц.
ТНК могут использовать труд ведущих руководителей из числа зарубежных менеджеров, даже если есть компетентные местные кадры. Это делается в целях сохранения иерархического контроля. Вместе с тем начиная с середины 90-х гг. эта тенденция стала меняться.
В целом ограничения на использование иностранной рабочей силы могут касаться порядка въезда в страну и получения разрешения на работу для иностранного персонала, а также установления минимального уровня заработной платы, требования минимального уровня подготовки или занятости местной рабочей силы.
Предприятия с иностранными инвестициями должны создать систему профессиональной подготовки, а штатный состав должен пройти подготовку и занимать посты на основе сертификата о квалификации.
Если уровень заработной платы работника ниже установленного государственного минимума, местные органы занятости обязаны потребовать от компании внести соответствующие изменения в течение определенного периода времени. Компания должна выплатить компенсацию работнику в пределе 20—100% от разницы между фактически выплаченной заработной платой и минимальным уровнем оплаты труда. Если компания отказывается сделать это, на нее налагается штраф в размере, превышающем сумму разницы и компенсации в 1—3 раза.
Возможно ограничение срока использования иностранной рабочей силы. Так, на Филиппинах зарубежный инвестор, имеющий регистрацию в стране, может использовать иностранных граждан на работе в качестве советников, руководящего и инженерно-технического персонала в течение 5 лет, начиная со дня регистрации инвестора. В дальнейшем этот период может быть продлен.
Одной из основных форм ограничений являются негативные списки отраслей, в которые запрещен допуск зарубежных инвестиций или в которых действуют ограничения на зарубежную собственность, включая вновь вкладываемые инвестиции (greenfield investments).
Негативные списки являются дополнительным элементом транспарентности инвестиционных режимов, так как дают возможность потенциальным инвесторам быстро узнать о специфике барьеров, действующих в тех или иных отраслях экономики принимающей страны. В некоторых отраслях инвесторы могут столкнуться с ограничениями в отношении горизонтальных инвестиций; некоторые отрасли вообще не показываются в списке, так как включают сектора, находящиеся в ответственности органа, составляющего список. Негативные списки определяют степень открытости каждой страны и степень либерализации на конкретную дату.
В последние годы количество отраслей, входящих в негативные списки в принимающих странах постоянно уменьшается.
Источник