Средний срок окупаемости, или когда ждать прибыли
Начинающих предпринимателей волнует множество вопросов, связанных с бизнесом, включая и средний срок окупаемости их проектов, вложений в собственное дело.
Начнем с самого понятия. Что такое средний срок окупаемости бизнеса? Это среднеарифметический показатель того периода, с которого ваш бизнес начнет приносить чистую прибыль с учетом покрытия всех затрат.
Точкой отсчета может служить нулевая категория, то есть показатели при которых затраты равны прибыли.
Но чтобы получить какой-то доход, нужно чтобы прибыль превышала затраты, поэтому какие-то элементы расчетов придется либо увеличить — например, отпускную стоимость, либо уменьшить — например, расходы, себестоимость продукции.
Окупаемость бизнеса и вложений в него – это также скорость возврата денег, работающих в вашем деле. Чем меньше срок этого возврата, тем соответственно окупаемость выше, а ваш бизнес — успешнее.
Периодом окупаемости является промежуток времени, необходимый для возврата вложений. Данный показатель говорит об успешности, стабильности, перспективности бизнеса.
За начальный момент окупаемости принимается старт операционной деятельности.
Моментом окупаемости будет начальная точка расчетного периода, следом за которым чистый текущий доход становится положительным, остается таковым дальше.
Точкой безубыточности бизнеса именуют пункт в расчетах окупаемости для определения денежного эквивалента общего объема (реализации) производства, где сумма первоначальных вложений становится равной величине полученной чистой прибыли.
Существует два метода расчета среднего срока окупаемости. Если бизнес рассчитан на длительную окупаемость и денежные поступления по предыдущим периодам одинаковы, то срок окупаемости вычисляется по формуле: А = Б/В.
Где Б –объем первоначальных инвестиций (вложений), А – средний срок окупаемости проекта, В – среднегодовая величина денежных поступлений от бизнеса.
Если же объем поступлений от бизнеса различный, то расчет среднего срока окупаемости осуществляется посредством нескольких этапов.
Сначала определяется количество (число) периодов, за которое суммарная величина поступлений от бизнеса станет максимально близкой к показателям первоначальных вложений, не превышая их.
Далее высчитывается непокрытый остаток – разница между вложениями и поступлениями. После чего непокрытый остаток делится на величину поступлений денег следующего периода.
Указанные методы обладают рядом недостатков. Так, например, они не учитывают влияние инфляции (попросту говоря, обесценивания денег со временем).
Поэтому многие используют метод расчета дисконтированного периода окупаемости — продолжительность времени от начального периода вложений до момента их окупаемости с учетом дисконтирования (определения нынешней стоимости денег, которые предполагается получить в будущем).
Ставка дисконтирования при этом определяется посредством процента по безрисковым вложениям, по экспертным оценкам, по заемному капиталу.
Дисконтированием затрат называют приведение будущих издержек к нынешнему времени, посредством перерасчета суммы и дисконтирующего коэффициента.
Это и будет базовый показатель определяющий стоимость денег с учетом фактора времени.
Чтобы улучшить показатель среднего срока окупаемости, необходимо минимизировать издержки, оптимизировать оставшиеся расходы, улучшить сбыт, повысить показатели товарооборота.
Иными словами, чем эффективнее, грамотнее, рациональнее вы будете вести свой бизнес, тем меньше будет его средний срок окупаемости.
Источник
Как рассчитать окупаемость бизнеса?
Окупаемость – величина, определяющая время, в течение которого затраты по созданию бизнеса окупятся. Получаемый результат дает общее представление о целесообразности начала проекта. Давайте рассмотрим более детально, что подразумевается под этим термином, как рассчитать показатель, конкретные примеры расчета окупаемости.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Считаем инвестиции и прибыль
Для расчета окупаемости необходимо определить сумму, которая понадобится для старта проекта (1), и ожидаемая прибыль за каждый месяц или первый год его существования (2).
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Чтобы рассчитать первый показатель, сумму инвестиций, нужно сложить все затраты на бизнес до его запуска:
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
- Покупка или аренда оборудования, мебели, техники.
- Покупка/аренда/ремонт помещения, где будет осуществляться деятельность.
- Получение соответствующих разрешений (лицензия, регистрация ИП и т.п.)
- Покупка товара для начала продаж (в случае, если не будете предоставлять услуги).
- Найм сотрудников и их трудоустройство.
Пример. Вы хотите открыть шаурмичную в Москве. Рассчитаем примерную сумму, которая нужна для запуска бизнеса:
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
- Покупка торгового ларька – 250.000 р.
- Покупка оборудования (гриль, холодильник, кофемашина и т.д.) – 100.000 р.
- Получение необходимых разрешений у администрации рынка или в налоговой службе, провод электричества – 100.000р.
- Покупка ингредиентов для шаурмы, дополнительные товары (вода, чай, кофе) – 30.000р.
Таким образом, для открытия собственной шаурмичной нужно более 500.000р.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Второй показатель – ожидаемая прибыль от проекта. Узнать точную цифру не получится, но ориентируясь на статистику успешности того или иного бизнеса в вашем городе, можно понять, сколько примерно вы будете зарабатывать в месяц.
p, blockquote 6,0,1,0,0 —>
Пример. Вернемся к бизнес–проекту по продаже шаурмичной. В среднем в Москве одна порция стоит 200 рублей, учитывая дополнительные затраты (чай, кофе, вода), покупатель оставляет продавцу 250 рублей. При работе киоска в 12–ти часовую смену среднее количество клиентов за день – 30–35. Рассчитываем среднюю прибыль за месяц:
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
(250*30) * 30 = 225 тысяч рублей ежемесячной прибыли.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Где 250 – средний чек покупателя; 30 – количество клиентов ежедневно; 30 – среднее количество дней в месяце.
p, blockquote 9,0,0,0,0 —>
Чтобы рассчитать ожидаемую прибыль, нужно быть хорошо осведомленным в специфике вашего бизнеса и понимать, какая примерно доходность ожидает вас в первый год работы.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Формула расчета окупаемости бизнеса?
Для расчета окупаемости бизнес–проекта экономисты используют следующую формулу:
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
INV / R = ТОК,
p, blockquote 12,1,0,0,0 —>
- где INV – начальные затраты, необходимые для запуска бизнеса;
- R – ожидаемая прибыль (в месяц);
- ТОК – итоговый срок окупаемости проекта.
Важно! Стоит отметить, что в течение нескольких месяцев после открытия бизнеса нужно будет оплачивать дополнительные расходы (аренда помещения, оборудования, зарплата сотрудников). Эти траты необходимо учитывать при расчете окупаемости бизнеса.
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Ниже мы рассмотрим конкретные примеры окупаемости бизнес–проектов различных направлений.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Бизнес с быстрой и долгой окупаемостью
h2 3,0,0,0,0 —>
С быстрой окупаемостью | С долгой окупаемостью |
Наращивание ногтей. |
Чтобы открыть такой бизнес, нужно потратить около 150.000р.
В расходы входят аренда помещения и покупка оборудования. В дальнейшем на поддержание проекта необходимо тратить до 10.000 р.
Но учитывая, что в среднем доход мастера по наращиванию ногтей составляет 50–70 тысяч руб. ежемесячно, бизнес окупится за 3–4 месяца.
Рассчитываем по формуле: 150 000 / 50 000 = 3 месяца. Учитывая ежемесячные расходы, окупаемость инвестиций займет примерно 4 месяца.
Предположим, что вы покупаете квартиру в Подмосковье, Санкт-Петербурге за 3,5 млн. руб, и в дальнейшем сдаете ее за 40.000 руб/мес.
Вам не нужно тратиться на поддержание этого бизнеса (кроме мелких бытовых затрат), однако его окупаемость будет медленной. Исходя из расчетов (3.500.000 / 40.000 = 87,5 мес), инвестиции окупятся только через 7-8 лет, если квартира будет постоянно сдаваться, что маловероятно.
Итого: срок окупаемости – 10-12 лет с учетом простоя и мелкого ремонта.
Средняя окупаемость бизнеса
Как отмечают эксперты, в среднем бизнес окупается в течение 6-12 месяцев. Это средний срок для рентабельных проектов, к которым относятся:
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
- Продажа продуктов питания и фаст–фуда.
- Предоставление услуг в сфере красоты, косметологии.
- Ремонт одежды и обуви.
- Изготовление ключей.
- Изготовление ручного мыла.
- Организация спортивных тренировок, авторские курсы.
Для более сложных проектов, которые требуют значительных вложений (например, открытие дорогого ресторана или ювелирного магазина), срок окупаемости может составлять несколько лет. Этот показатель индивидуален и зависит от спроса на предоставляемый товар или услугу, месторасположения и проходимости торговой точки.
p, blockquote 16,0,0,0,0 —>
Окупаемость бизнеса по регионам
В зависимости от города, в котором вы планируете начинать собственное дело, его специфики и стартового капитала, срок окупаемости может отличаться. Рассмотрим несколько примеров.
p, blockquote 17,0,0,0,0 —>
В первом случае, бизнес – мастерская по ремонту одежды.
p, blockquote 18,0,0,1,0 —>
Москва | Московская область | ||||
На организацию бизнеса уйдут такие затраты:
Таким образом, стартовый капитал для открытия мастерской по ремонту одежды составляет 120.000р. По статистике, средняя прибыль по такому бизнесу составляет 50.000 руб/мес. Считаем по формуле: 120 000 / 50 000 = 2.4 (окупаемость в районе 2–3 месяцев). | В городах Московской области (Подольск, Дмитров, Серпухов) аренда помещения обойдется дешевле – примерно 50.000р. за первые три месяца. На дополнительные расходы придется потратить около 10.000р., на нитки, иголки и другие инструменты для ремонта — 20.000р. Выходит, что для организации швейного бизнеса нужен капитал размером 80.000р. При этом доходы также будут меньше — около 35.000р./мес. Расчет окупаемости по формуле: 80 000 / 35 000 = 2.2 (2-3 месяца). Теперь рассмотрим, насколько быстро окупается бизнес в Санкт–Петербурге и области. Для примера возьмем бизнес по продаже кофе с собой (англ. Coffee To Go) – популярный вариант заработка в мегаполисах. p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
Екатеринбург. Для примера возьмем концепцию мини–кафе площадью 100 квадратов и с 40 посадочными местами. Для Екатеринбурга план затрат будет примерно таким: p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
Итого для открытия небольшого кафе в Екатеринбурге нужно вложить минимум 1 210 000 рублей. p, blockquote 21,0,0,0,0 —> Средний чек для посетителя составляет 800 рублей. При условии, что ежедневно кафе будут посещать 30 человек, выручка будет составлять 24.000 рублей каждый день. Чтобы определить ежемесячный доход, эту сумму умножаем на среднее количество дней в месяце (24000 * 30), получаем 720 000 рублей. p, blockquote 22,0,0,0,0 —> Далее вычитаем с этой суммы неизбежные расходы: p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
Ежемесячные расходы составляют 320.000 рублей. Эту сумму отнимает от чистой прибыли (720 000 – 320 000), получаем 400 000 рублей чистого заработка каждый месяц. p, blockquote 24,0,0,0,0 —> p, blockquote 25,0,0,0,1 —> С учетом того, что изначально мы потратили 1 210 000 рублей на запуск проекта, его окупаемость составляет 4–5 месяцев. Источник |