Сравнительно правовая характеристика инвестиций

Сравнительно правовая характеристика инвестиций

А.А. Белецкая
Юрисконсульт управления образования администрации г. Белгорода,
аспирант кафедры трудового и предпринимательского права
Белгородский государственный университет. 308012, г. Белгород, ул. Победы, д. 85

Статья посвящена сравнительному анализу договорных форм инвестиционной деятельности в странах СНГ. Особое внимание уделено вопросу определения места инвестиционного договора в зако­нодательствах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины.

Ключевые слова: инвестирование; инвестиционные отношения; инвестиционный договор; инвестиционной кодекс

В российском гражданском законодательстве не закреп­лено в качестве правовой дефиниции понятие инвестиционного договора; таким образом, правовая природа инвестиционного договора имеет законо­дательную неопределенность. В настоящее время инвестиционный договор представляет собой особый вид договора, заключаемого на основании ч. 2 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами».

В свою очередь, многообразие ис­пользуемых инвесторами гражданско-правовых договоров при осуществле­нии своей деятельности делает актуальной проблему правового регулирования инвестиционных отношений, точного применения действующих правовых норм к возникшим на основе заключенного договора инвестиционным отношениям. В этой связи можно согласиться с мнением авторов, полагающих, что «не­надлежащий уровень правового регулирования инвестиций в Российской Федерации связан с неясным представлением о том, что следует считать инвестицией, инвестиционным договором и в каких случаях гражданско-пра­вовые отношения можно квалифицировать как инвестиционные» [4].

Ввиду правовой неопределенности инвестиционного договора в рос­сийском праве интересен опыт других стран в законодательной рег­ламентации аналогичных правовых конструкций.

Целью данной статьи является сравнительный анализ гражданского законодательства в странах СНГ в области инвестиционных отношений. От­метим также, что автором не ставится задача комплексного анализа всей правовой базы инвестиционной сферы. Предметом рассмотрения является определение места инвестиционного договора в зако­нодательствах Республики Беларусь, Республика Казахстан, Украины.

Так, в Республике Беларусь с 2001 г. действует Инвестиционный кодекс – документ, содержащий в унифицированном виде правовые нормы, в наиболее полной степени регла­ментирующие данный институт права [5].

Надо отметить, что Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий институт не только национальных, но и иностранных инве­стиций на территории страны. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Респуб­лике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную под­держку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Бела­русь. Инвестиционный кодекс на законодательном уровне закрепляет толкование понятия «государственное регулирование инвестиционной дея­тельности» [5, разд. III, гл. 2], «государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», государствен­ный «контроль за деятельностью коммерческих организаций с иностранными инвестициями» [5, разд. III, гл. 4, ст. 98]. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятель­ности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие пре­имущества в налоговой, таможенной, валютной сферах. Однако Кодекс не содержит понятия инвестиционного договора. В статье 14 дано определение лишь инвестиционного проекта, которым в соответствии с действующим Ко­дексом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени. Тот факт, что Кодекс не содержит дефиниции понятия «инвестиционный договор» и в целом недостаточно уделено внимания четкому определению взаимных прав и обя­занностей инвесторов и государства, свидетельствует о значительном смеще­нии акцентов в белорусском инвестиционном праве из нормативной области в договорную.

Также, на наш взгляд, интересным представляется опыт правового ре­гулирования инвестиционного договора в Республике Казахстан. Закон Рес­публики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. №373-II (далее – Закон об инвестициях) объединил нормы, регулирующие отношения, связан­ные с инвестициями, и установил общий правовой режим для иностранных и национальных инвестиций, предоставив гарантии инвесторам, осуществ­ляющим свою деятельность в Республике Казахстан [6]. Представляется, что в целом это следует расценить как позитивный момент. Однако возникают оп­ределенные вопросы при рассмотрении отдельных его положений. По нашему мнению, отсутствие четких и определенных формулировок основных катего­рий и терминов, используемых в законодательном акте, не позволяет однозначно трактовать то или иное явление, что, в свою очередь, снижает эффек­тивность реализации правовых норм, порождая проблемы лингвистико-юридической коррупциогенности в правоприменительной практике. Данное явление, к сожалению, присуще как казахстанскому, так и российскому законодательству в области инвестиционного регулирования.

Читайте также:  Как законно вывести биткоин

В пункте 8 статьи 1 Закона об инвестициях дано определение инвестиционного контракта как договора на осуществление инвестиций, предусматривающего инвестиционные преференции. Однако данный контракт, заключаемый с уполномоченным органом – Комитетом по инвестициям Министерства инду­стрии и торговли Республики Казахстан, в соответствии с которым предоставляются инвестиционные льготы, не может быть признан договором, поскольку он содержит только отдельные элементы договора и по своей сути является односторонним решением ком­петентного государственного органа. В связи с этим, по нашему мнению, сле­дует четко разграничивать понятия «инвестиционный контракт» – договор и «контракт о предоставлении инвестиционных преференций» – администра­тивный акт властного органа, оформленный в виде договора. В первом слу­чае имеется в виду инвестиционный контракт как гражданско-правовой до­говор, во втором случае – властное решение государственного органа о предоставлении инвестору налоговых льгот, натурных грантов и (или) освобождении его от обложения таможенными пошлинами. Разуме­ется, нельзя согласиться с тем, что эти два различных понятия смешива­ются. Чтобы избежать этого, следует законодательно определить, что инве­стиционный контракт – это гражданско-правовой договор, а в случае принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций исполь­зовать иную терминологию, более точно отражающую суть данного явления (например, акт, решение и т.п.) [1, с. 17].

Как видно, в законодательстве Республики Казахстан нет четкого опре­деления понятия инвестиционного договора (контракта), не проработаны ус­ловия договора, форма и порядок его заключения и расторжения, а также не определены от­дельные виды инвестиционных договоров.

В Украине основным нормативным правовым актом, регламентирую­щим вопросы инвестиционной деятельности, является закон Украины от 18 августа 1991 г. №1560-XII «Об инвестиционной деятельности» (далее – За­кон).

Согласно статье 9 Закона договор является основным документом, ре­гулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности (при этом субъектами инвестиционной деятельности признаются как инве­стор, так и исполнитель задания инвестора).

Частью 2 статьи 9 Закона предусмотрено, что заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйст­венных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятель­ности [2]. В законе «Об инвестиционной деятельности» Украины так же, как и законодательстве Республики Беларусь, большое внимание уделяется гарантиям прав субъектов инвестиционной деятельности.

Закон направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имуществ субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм соб­ственности, а также на эффективное инвестирование народного хозяйства Украины, развитие международного экономического сотрудничества и инте­грации. Помимо этого, в Законе регламентируется инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности, что, на наш взгляд, является позитивным моментом, так как свидетельствует об ориентации законода­теля в направлении фундаментальных исследований, разработки и внедрения но­вых ресурсосберегающих технологий, осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил.

В целом, подводя итог сравнительной характеристике положений законо­дательства таких стран, как Украина, Республика Казахстан, Респуб­лика Беларусь в сфере правовой регламентации конструкции инвестицион­ного договора, необходимо отметить, что во многом аспекты, касающиеся определения инвестиционного договора в этих странах сходны с российскими. Проведенный анализ позволяет сде­лать вывод, что и в России, и в Украине, и в Республике Казахстан законода­тельство в области инвестиционной деятельности нуждается в серьезной до­работке. Однако следует отметить и положительные тенденции, имеющие место в последнее время в этой сфере: во-первых, это правовое за­крепление гарантий прав инвесторов, во-вторых, государственная поддержка инвести­рования. Опыт правовой регламентации инвестиционного договора в Рес­публике Беларусь представляется нам как наиболее удачный из всех рассмотренных, хотя и он не лишен некоторых недостатков, указанных выше.

Читайте также:  Под реальными инвестициями понимают тест

По нашему мнению, в законодательстве Российской Федерации необхо­димо подойти к вопросу регламентации инвестиционного договора комплексно, используя практику дифференцирования, сравнения опыта разных стран, учета позитивных тенденций, что позволит конструктивно решать вопросы перспективного плани­рования.

Библиографический список

1. Ахметжанова С. Анализ реализации инвестиционных проектов // Малый и средний бизнес Казахстана. 2007. №10 (10). С. 17.

2. Ведомости Верховной Рады Украины. 1991 г. №47, ст. 646.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Рос. газета. 1994. №238–239.

4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал рос. права. 2005. №9. С. 31.

5. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.; одобрен Советом Республики Беларусь 8 июня 2001 г.; текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. Минск: Амалфея, 2005. 83 с.

6. Об инвестициях: закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. №373-II // Казахст. правда. 2003. №9–11(23948-23950).

Источник

§ 1. Общая характеристика правового регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность опосредуется различными по природе отношениями:

1) инвестиционными отношениями, возникающими на ос­нове договоров между участниками инвестиционной деятель­ности (инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи), являющимися предметом гражданского права;

2) публичными отношениями, опосредующими государст­венное регулирование и контроль такой деятельности (предмет публичного права) .

Инвестиционное право можно определить как совокупность общих и специальных норм гражданского (коммерческого) права, регулирующих инвестиционные отношения. От понятия инвестиционного права следует отличать понятие инвестици­онного законодательства как совокупности нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы разных отраслей права (част­ного и публичного), регулирующих инвестиционную деятель­ность.

Инвестициями являются денежные средства, ценные бума­ги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности (ст. 1 Закона об инвестиционной деятельности). Таким образом, инвестиции —

1 Существует мнение, что инвестиционные отношения отличаются своеобразием и составляют предмет самостоятельной отрасли права — инвестиционного права (см.: Богатырёв А. Г. Инвестиционное право. М., 1992).

это материальные или нематериальные блага, по поводу кото­рых возникают отношения в процессе осуществления и органи­зации инвестиционной деятельности.

Инвестиции можно подразделить на материальные (финан­совые и вещественные) и нематериальные. Финансовые инве­стиции представляют собой вложения в различные виды фи­нансовых активов: в ценные бумаги, банковские вклады, сво­бодно конвертируемую валюту. Законодательством, в частности приватизационным, предусмотрены особенности осуществле­ния финансовых инвестиций. Вещественные инвестиции — это вложения в материальные средства: недвижимость (земельные участки, предприятия, здания, сооружения), движимое имуще­ство (производственное оборудование, сырье, материалы, ком­плектующие изделия и другие расходы). Нематериальные инве­стиции — это вложения в нематериальные ресурсы, которые необходимы для воспроизводства и расширения капитала инве­стора (например, вложения в организацию производства, обра­зование и повышение квалификации персонала, промышлен­ную собственность, инновации, различные социальные про- гр аммы).

Выделяют также прямые и портфельные инвестиции. Пер­вые означают вложения в реальное производство, вторые — в ценные бумаги. Соответственно дифференцировано и инве­стиционное законодательство.

Участниками инвестиционной деятельности являются инве­сторы, заказчики, исполнители и пользователи. Участниками инвестиционного процесса могут быть и другие лица: постав­щики, посредники, биржи, банки, страховые организации и др. Субъекты инвестиционных отношений могут в одном лице со­вмещать функции двух или нескольких участников инвестици­онного процесса. Права и обязанности субъектов инвестицион­ной деятельности определены законом и соответствующим до­говором, опосредующим инвестиционное отношение.

Инвесторами являются субъекты инвестиционной деятель­ности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут выступать физи­ческие и юридические лица, в том числе иностранные, как яв­ляющиеся, так и не являющиеся предпринимателями, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципаль­ным имуществом, государства и международные организации.

554 Раздел V. Отдельные виды предпринимательской деятельности

Читайте также:  Binance futures referral code

Для осуществления совместного инвестирования законом до­пускается объединение инвесторами своих средств.

В числе инвесторов выделяются институциональные инве­сторы, т. е. финансовые посредники, которые формируют свой капитал за счет средств вкладчиков и размещают их, в частно­сти, в ценные бумаги. Для осуществления такой деятельности в случаях, предусмотренных законом, необходимо получить ли­цензию. Государство осуществляет инвестиции на общих усло­виях, предусмотренных законодательством, и производит инве­стирование посредством распоряжения объектами государст­венной собственности.

В зависимости от субъекта инвестиции различают иностран­ные инвестиции, осуществляемые иностранными инвесторами, и отечественные инвестиции, осуществляемые российскими инвесторами. Эти виды инвестирования отличаются определен­ной спецификой, также нашедшей закрепление в инвестицион­ном законодательстве.

Осуществляя право на инвестирование, инвестор самостоя­тельно определяет объемы, направления, размеры инвестирова­ния. Он по своему усмотрению привлекает на договорной, пре­имущественно конкурсной, основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Если инве­стор не является пользователем объектов инвестиционной дея­тельности, то он имеет право контролировать их целевое ис­пользование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные законодательст­вом и договором.

Инвестор осуществляет владение, пользование и распоряже­ние объектами, созданными в результате инвестирования. Объ­екты, инвестирование в которые не влечет за собой непосред­ственно приобретения инвесторами права собственности на них, не исключают возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов.

Инвестор имеет право передавать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам.

Заказчики — это субъекты инвестиционной деятельности, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инве­стиционного проекта.

лава 22. Правовое регулирование инвестиционной деятельности 555

установленных инвестиционным соглашением и в соответствии с законодательством. Заказчик осуществляет деятельность по реализации инвестиций, не вмешиваясь при этом в предприни­мательскую и иную деятельность других участников инвестици­онного процесса. Следует отметить, что заказчиками могут быть и сами инвесторы.

Исполнителями являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору (например, договору подряда), заключенному с заказчиком. На осуществление опре­деленного вида деятельности исполнитель (подрядчик) должен иметь специальную лицензию.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности признаются лица, для которых создается указанный объект. Это может быть сам инвестор, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации. Если пользователь объекта инвестиционной деятельности не являет­ся инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором оп­ределяются соглашением об инвестировании.

Источники правового регулирования инвестиционной деятель­ности представлены множеством нормативных правовых актов: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, ЗК РФ, законами о Банке России, о банках, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, о приватизации и др. Следует особо выделить также Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной дея­тельности в РСФСР» , федеральные законы: об инвестиционной

деятельности, об иностранных инвестициях, от 7 мая 1998 г.

№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» , от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономиче-

ской зоне» , «О финансовой аренде (лизинге)», «О соглашениях о разделе продукции», от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об ин-

вестиционных фондах» , от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О кон­цессионных соглашениях» , от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

1 Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.

СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.

СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.

5 СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. II. Ст. 3126.

Активно развивается также региональное инвестиционное законодательство, например, Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. № 185-36 «О государственной поддержке инве­стиционной деятельно сти на территории Санкт-Петербурга». Закон Ленинградской области от 22 июля 1997 г. № 24-оз «Об инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области».

Источник

Оцените статью