Способы улучшения своей учебной деятельности

50 советов по повышению мотивации школьников на уроках
методическая разработка

За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
50_sovetov_po_povysheniyu_motivatsii_shkolnikov_na_urokakh.docx 426.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  2. создание нестандартных ситуаций на уроке
  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  5. умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:

Группа С — ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.

Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, тест-класс, элективный курс по математике способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

50 советов по повышению мотивации школьников на уроках

В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось. » Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

Источник

Секрет высокой продуктивности в учебе

Замечали ли Вы, что одним освоение предметов и профессии дается очень легко, а другим приходится кропотливо сидеть над домашним заданием, учебниками и массой информации, чтобы разобраться даже в простейших темах? Притом это замечают не только преподаватели, но и сами учащиеся. Все зависит не только от эрудированности и начитанности студента, но и его учебных способностей и навыков.

Замечали ли Вы, что одним освоение предметов и профессии дается очень легко, а другим приходится кропотливо сидеть над домашним заданием, учебниками и массой информации, чтобы разобраться даже в простейших темах? Притом это замечают не только преподаватели, но и сами учащиеся. Все зависит не только от эрудированности и начитанности студента, но и его учебных способностей и навыков.

Продуктивность в учебе – один из серьезных показателей. Чем глубже учащийся проникнется темой, тотальнее подготовится к предстоящему испытанию (от банальной проверки домашнего задания до контрольной работы, зачета или экзамена), тем лучше будет результат и качество обучения.

Продуктивность зависит не только от одной стороны. Преподаватели могут воздействовать на данный критерий посредством привлечения внимания и побуждения интереса у учащихся к дисциплине или направлению. Также она предполагает наличие желания учащегося познавать многое, погружаться в море информации и разбираться в ней, способов работы с материалом зависит более 70% успеха.

Что значит «продуктивность» в учебе?

В большинстве случаев под этим термином понимают успехи, достигаемые в процессе обучения. На самом деле эта категория гораздо шире и включает в себя несколько понятий. Продуктивность в учебной деятельности проявляется в следующих аспектах:

  • Наличие всех необходимых материалов для освоения предмета: лекции, семинары, учебные пособия, первоисточники с учетом учебного плана и плана занятий, домашнего задания, самостоятельных работ и вопросов для самообучения;
  • Степень восприятия и понимания пройденной информации: разобрался ли в ней студент, сумел ли выделить ключевые термины и методики, приемы, суть;

Продуктивность в учебной деятельности

  • Запоминание материала и его практическое использование. Главное, не просто прочесть и один раз пересказать на занятиях, но и извлечь из пройденного курса суть, основные понятия, развить соответствующие навыки и научиться пользоваться ими в дальнейшем. Важно изучить и запомнить информацию, найти ей в дальнейшем практическое применение.

Таким образом, под продуктивностью в обучении следует понимать целый комплекс мероприятий и действий, способствующий изучению и усвоению информации, ее перспективному использованию в профессиональной и повседневной жизни. Чем выше продуктивность студента, тем шире его компетенции, глубже знания и качественнее навыки, выше уровень профессиональной пригодности.

Продуктивность в учебе носит «накопительный характер». Поэтому чем ближе к выпуску из ВУЗа, тем одним учащимся сложнее даются предметы (так как они не пользуются ранее полученным багажом), а другим – легче.

Продуктивность в образовательной деятельности может проявляться в разных сегментах:

  • Активное участие студента на занятиях;
  • Участие в научных конференциях и исследованиях;
  • Посещение дополнительных кружков и секций по интересам (пересекающимся с каким-либо предметом);
  • Положительная успеваемость и легкое преодоление аттестаций (контрольных, самостоятельных работ, тестирование, зачетов и экзаменов);
  • Успехи в учебе и науке: участие и/или победы в различных межВУЗовских олимпиадах и соревнованиях, стремление к обретению ученой степени, получение гранта, повышенной стипендии и пр.;
  • Стремление к самообразованию и самообучению, дополнительному обучению и пр.

Как повысить продуктивность в учебе?

Рано или поздно каждый студент задумывается, как улучшить свое положение на «учебной арене». Чаще всего данная мысль приходит к нему по мере приближения сессии, когда приходится моментально погружать в огромный поток информации, изучать дисциплины, вникать или как минимум зубрить и запоминать их.

Сегодня мы расскажем, какие приемы помогут развить и повысить продуктивность в учебе.

Как развить продуктивность студента?

Чтобы развить продуктивность, как специальный и/или дополнительный критерий личности, важно обладать следующими качествами:

На каждый предмет необходимо выделять определенное время, чтобы его изучить, вникнуть, запомнить и пр. Поэтому важно уметь тщательно планировать свой день, грамотно расставлять приоритеты, определять последовательность действий и контролировать время. В этом деле приходит на помощь тайм-менеджмент.

Самый простой вариант развить навыки по планированию: составьте список дел на день грядущий с вечера. Сначала просто выпишите на лист бумаги, что Вам необходимо выполнить завтра, а затем пронумеруйте все пункты с учетом их важности и обязательности. Сперва нужно выполнить неотложные (приоритетные) работы, их должно быть не более трех. Их Вы реализуете несмотря ни на что. Остальные постулаты будут второстепенными и выполнить их можно «по возможности».

Обязательно учите время на реализацию каждого пункта. Притом лучше всего сразу же понять, как и когда, какое мероприятие будет реализовываться в течение дня (между какими делами: например, после ВУЗа и между домашними делами, после обеда и пр.).

Чтобы разобраться в предмете или теме, важно не просто бегло прочесть материал, но и сконцентрироваться на нем: выделить ключевые моменты, разобраться в нюансах, сложностях, непонятных моментах, вникнуть в него и пр.

Концентрация предполагает посвящение себя именно этому одному делу, предварительно создав подходящие условия для его реализации: хорошее освещение в комнате, наличие необходимых материалов и инструментов, тишина, погружение в предмет и пр.

Оперативность является частью планирования, но мы решили выделить его в отдельный компонент продуктивности. Большинство студентов предпочитают выполнять порученные им задания в «последний момент или день». На самом деле такой подход усложняет их жизнь, так как в этот самый последний момент им приходится перегружать себя. Что мешает Вам выполнять задания по мере их поступления: в тот же день или в ближайшее свободное время? Как гласит народная мудрость, не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Некоторые задания могут быть довольно сложными, потребовать больше времени и сил. Оперативное начало решения намеченных задач позволит избежать проблем и бессонных ночей, спокойно и неторопливо разобраться, ликвидировать пробелы и пр.

Какой же студент обойдется без активности? Под данным термином чаще всего понимают быстроту действий. На самом деле он включает в себя более глубокий смысл. Активность предполагает участие в различных полезных мероприятиях, которые позволят углубить знания, обрести дополнительные навыки и качества (как профессиональные, так и личностные), будут способствовать саморазвитию.

Важно, чтобы активность была полезной, то есть приносила определенный смысл и пользу в жизнь учащегося, а не перегружала его излишними делами и проблемами. Чаще всего студент более активен в тех направлениях, которые ему интересны. Но опять-таки, для активности также нужно определенное время…

Самые эффективные способы по повышению продуктивности студента

Способ №1. Концентрация и отказ от многозадачности.

Сегодня нередко можно встретить в объявлениях работодателей «умение работать в режиме многозадачности». Далеко не каждый человек обладает навыками всем известного Юлия Цезаря. Порой лучше уметь качественно быстро и грамотно делать что-то одно, чем разрываться между несколькими делами, выполняя их «как получится».

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Студенту следует отказаться от многозадачности и параллельном выполнении нескольких дел. Лучше всего выполнять план поэтапное, приступая к решению каждой последующей задачи по мере преодоления предыдущей. Такой подход позволит не только успешно справиться с проблемой, но и подойти к делу качественно и ответственно, получить более глубокие знания и закрепить навыки.

Способ №2. Распределяем нагрузку: работа + перерыв = высокая продуктивность.

Бесконечно работать не могут даже приборы и инструменты. Перегрузка негативно сказывается на физическом, моральном и интеллектуальном развитии, способствует «профессиональному выгоранию». Чтобы не допустить такого «надломленного» состояния важно комбинировать нагрузку с перерывами в работе. Такой подход позволит не только лучше усвоить материал, но и частично отвлечься от монотонной работы, переключиться и освежить голову, подготовить ее к новому багажу знаний и навыков.

Правила распределения нагрузки

По статистике, студенты, включающие в учебную деятельность небольшие перерывы (по 10-30 минут) быстрее запоминают материал и лучше разбираются в нем. Недаром даже в ВУЗах между парами есть перемены (короткие и длинные)!

Способ №3. Самоанализ.

Еще на этапе планирования дел важно понять, какая последовательность действий или их комбинация будет более успешной для Вас. В этом деле следует учесть собственные способности и предрасположенности: какие дела Вам даются легче и быстрее, как быстро Вы устаёте от изучения того или иного предмета, с чего лучше начать (со сложного или простого), какими способностями Вы обладаете (хорошая зрительная или слуховая память и пр.). По максимуму используйте имеющиеся таланты и возможности, ориентируйтесь н собственные биоритмы (часы активности). Такой подход не только облегчит учебный процесс, но и позволит повысить продуктивность.

Способ №4. Мотивация – залог успеха.

Важно не просто ставить перед собой задачи и выполнять их во что бы то ни стало. Чтобы повысить интерес, ускорить процесс обучения и повысить качество поглощения знания, важно правильно замотивировать себя. Не забывайте «благодарить» и «вознаграждать» себя за успехи и покорение очередных учебных вершин. Такой подход сделает ученый процесс более привлекательным и оживленным. Например, по мере изучения темы сделайте небольшой перерыв с чашечкой чая и любимым печеньем. Чем не награда за подвиг?

Способ №5. Абстрагируемся: исключаем лишнее.

Здесь речь пойдет не о том, что достаточно изучить минимум информации. Это не так! Чем больше студент узнает и глубже погрузится в тему/предмет, тем лучше для него! В процессе обучения важно отключиться от всего лишнего, чтобы лишний раз не отвлекаться. Откажитесь на время подготовки от интернета, телефона, телевизора и прочих гаджетов (если они вам не пригодятся!), не отвлекайтесь по мелочам (предупредите близких, чтобы не мешали) и пр.

Один из способов повышения продуктивности студента

По статистике, затягивают процесс изучения и подготовки материала именно пустая трата времени: позвонила подруга и разговор затянулся на полчаса и более, отвлекся на песню в рекламе и пр. Создайте достойные условия для обучения и следуйте к намеченной цели, не отвлекаясь по пустякам.

Способ №6. Практика или принцип «повторение – мать учения».

Все полученные знания должны находить применение на практике. Притом не всегда важно в какой форме они будут применены: непосредственно в рамках выбранной профессии ил «попутно», облегчая решение задачи. Чтобы освоенный материал не был изучен напрасно, а позже благополучно позабыт (ведь память стирает то, чем мы не пользуемся длительное время), необходимо периодически использовать его или повторять.

Способ №7. Следуйте привычному распорядку дня.

Выполнение любого задания должно вписываться в привычный режим дня и темп индивида. Как гласит народная мудрость, война войной, а обед по распорядку. Поэтому для повышения продуктивности важно следовать «рабочему расписанию»: выделять время на отдых, сбалансированно питаться, давать организму время на восполнение сил, высыпаться и пр. Исключайте или минимизируйте перегрузки, так как они могут сорвать нервную систему и усложнят учебный процесс.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Читайте также:  Решетка радиатора газель бизнес своими руками
Оцените статью