- Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сознание
- Определение слова сознание в словарях
- Примеры употребления слова сознание в литературе.
- «Философия сознания»
- «Философская антропология»
- Важнейшее специфическое свойство биологического пространства
- СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью
Последняя бука буква «е»
Ответ на вопрос «Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью «, 8 (восемь) букв:
сознание
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова сознание
Определение слова сознание в словарях
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
сознания, мн. нет, ср. Действие и Состояние по глаг. сознать-сознавать в 1 знач. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу. Ленин. Сознание своего долга. Сознание своей вины.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например.
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная.
Примеры употребления слова сознание в литературе.
Ну, а если кто-то усомнится в качестве сознания — ясное или затуманенное?
Ее создают и распространяют тысячи разного рода специалистов и учреждений, занятых формированием общественного сознания, а также школы, университеты, газеты, журналы, литература, кино, телевидение, реклама, церковь, секретные службы, политики.
Эти успокоительные затуманивают мозг, а я хочу, чтобы в случае чего Лора Абердин была в ясном сознании.
Такое развитие не является, правда, неотвратимо обязательным для сознания, ибо оно предполагает искажение смысла точных наук в познании природы и абсолютизацию, перенесение их абсолютизированных категорий на бытие в целом.
Так как эмпатия, как и абстрагирование, является актом сознания, а последнему предшествует бессознательная проекция, то мы имеем право поставить вопрос: не предшествует ли и эмпатии бессознательный акт?
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
«Философия сознания»
226. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью:
• Сознание
«Философская антропология»
227. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:
• фатализма
228. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:
• Личность
229. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»:
• Э. Фромм
230. Антропоиды — это:
• Человекообразные обезьяны
231. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon):
• Аристотель
232. Высказывание: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:
• Протагору
233. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:
• Разум
234. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре):
• Людус
235. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?
• И. Лакатоса
236. Индивидуальное сознание – это:
• Отражение индивидуального бытия конкретной личности
237. К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?
• Агапэ
238. Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение»:
• Э. Фромму
239. Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно. Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?
• В. Франклу
240. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?
• В. Франклу
Источник
Важнейшее специфическое свойство биологического пространства
Однородность
Совокупность естественных условий существования человека и общества
Природа
Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?
органическая и неорганическая
искусственная и естественная
материальная и духовная
Первозданная и рукотворная
Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?
Чижевский
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение)
Свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды
Способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире
Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов
Способность материальных систем порождать собственные подобия
Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:
Сознания
Рефлексия – это:
Размышление личности о самой себе
комплекс рефлекторных реакций
Наиболее сложной формой отражения является
Сознание
Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью
Сознание
Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека
З. Фрейд
Разработанный З. Фрейдом метод
Психоанализ
К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится
Анализ убеждений
Анализ свободных ассоциаций
В структуре личности З.Фрейд выделяет
Оно, Сверх- Я, Я
Оно, Сознательное Я
Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы
Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности
Оно
Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.
Пра-Мы
Оно в психоанализе Фрейда относится к:
Сфере бессознательного
Сон по З.Фрейду является:
наказанием за грехи
Символическим
Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами
З. Фрейд
Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?
Я-зеркальное
ГНОСЕОЛОГИЯ
Гносеология рассматривает
Границы и возможности человеческого познания
Нравственные ориентиры человеческой жизни
Достоверное знание о мире невозможно, утверждает
Скептицизм
Носитель преднамеренной, целенаправленной активности
Субъект
Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?
Цель познания
Не относятся к видам средствам познания
Технические
Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами
Источник
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.
В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).
Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание — это функция мозга, отражение внешнего мира.
Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – это субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный прообраз, сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.
Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.
1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.
3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.
5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.
Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.
Происхождение сознания и его биологической предпосылки.
Формированию сознания человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных.В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).
С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символической деятельности, в условиях первобытного человеческого стада, а затем и родового общества видоизменил всю структуру человеческой активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков — язык. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Бессознательное, в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательного — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются. Термин «Бессознательное» широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.
Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие коллективного бессознательного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных буржуазных философско-психологических концепций.
Домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
1. Сознание (онтологический аспект).
2. Сознание (гносеологический аспект).
3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представления, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля.
4. Мышление и его виды. Сознание и самосознание.
5. Бессознательное. Теории бессознательного.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО ТЕМЕ:
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
1. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение) А) Свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды Б) Способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире В) Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов Г) Способность материальных систем порождать собственные подобия Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру: А) мозга Б) сознания В) бессознательного Г) живого существа Рефлексия – это: А) отражение предметов Б) размышление личности о самой себе В) комплекс рефлекторных реакций Г) медитативная практика 4. Наиболее сложной формой отражения является А) Раздражимость Б) Сознание В) Чувствительность Г) Психика 5. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью А) Раздражимость Б) Сознание В) Психика Г) Рефлексия 6. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека А) Платон Б) Г. Гегель В) К. Г. Юнг Г) З. Фрейд 7. Разработанный З. Фрейдом метод А) Психоанализ Б) Метод ассоциаций В) Гипноз Г) Интроспекция | 8.К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится А) Анализ трансфера Б) Анализ убеждений В) Анализ сновидений Г) Анализ свободных ассоциаций 9. В структуре личности З.Фрейд выделяет А) Оно, Сверх- Я, Я Б) Оно, До-Я, Пра-Я В) Оно, Сознательное Я Г) Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы 10. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности А) Самость Б) Оно В) Пра-Мы Г) Персона 11. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял. А) Сверх-Я Б) Оно В) Пра-Мы Г) Я 12. Оно в психоанализе Фрейда относится к: А) сфере сознательного Б) сфере бессознательного В) трансперсонального Г) интрасубъективного 13. Сон по З.Фрейду является: А) наказанием за грехи Б) символическим В) бессмысленным Г) осуществлением желания 14. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами А) Г. Гегель Б) Ф. Ницше В) З. Фрейд Г) Ж.-П. Сартр 15. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? А) Я-реальное Б) Я-идеальное В) Я-воспоминание Г) Я-экзистенциальное Д) Я-зеркальное |
ТЕМА 4.3. ПОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.
Общее понятие познания.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
Источник