Способность планировать свою деятельность развивается у дошкольника

«Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности.»
консультация (средняя, старшая группа)

Об основной задаче которую мы решаем в центрах активности в группах дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
v_svobodnoe_ot_zanyatiy_vremya_deyatelnost_bolshinstva_starshih_doshkolnikov_otlichalas_bednostyu_soderzhaniya_i_maloy_rezultativnostyu.docx 22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность с помощью центров активности.

В свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.) . Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности , не завершая начатого. Во избежание этого, должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний , актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости. . Работа воспитателя, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом.Его задача-научить ребенка организовывать свою активность,дать способы саморазвития:умение планировать,доводить начатое до конца,видеть результат и исправлять возможные ошибки. « ПЛАНИРОВАНИЕ » . С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми , педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы. в центрах : какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности , возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.Внимания требует подготовка материалов для центров активности : материалы должны частично обновляться каждый день. Во время работы детей в центрах активности воспитатель может :а) работать в одном из центров;б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей , в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;г) наблюдать за конкретным ребенком.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных : на развитие желания и умения самостоятельно лепить , рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности , умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так — « План — дело — оценка » (содержание деятельности детей соответствует возрастам )Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры . Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком . Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными. С 4-5 лет — Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании , сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе , качеством плана , наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку. Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное) . В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей . Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.

«Оценка» .осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана , выбранного ребенком : «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились . В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий , приобретение новых знаний.Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка . Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом « Планирую — наблюдаю — анализирую» В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия. Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план ( план обобщённого действия) . Одним из таких планов является алгоритм . Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов . В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность . Так на занятиях может появиться сказочный человечек. Например, «Мистер Успех» , «Дед Всевед» , «Любознайкин» . Они включают детей в процесс , играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него , учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания. На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов , происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана . После составления которых проходит закрепление материала на практике.Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа , самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада… и т. д. /.В конце занятия педагог ставит задачи для размышления : Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему? Вывод. Обучение основам планирования в детском саду , является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста . Обучение планированию нужно начинать от простого — к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня . В младшем и среднем возрасте , можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя. В старшей группе, можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду. Но предварительно, их необходимо познакомить с правилами планирования .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей.

Источник

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста
материал на тему

Специфика этапа планирования своей деятельности у дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
problema_formirovaniya_umeniya_planirovat_svoyu_deyatelnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования умения планировать свою деятельность у детей дошкольного возраста

Специфика этапа планирования

Планирование — возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели.

Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи указывают на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать. Процесс планирования впрямую не оказывает влияния на формирование каких-либо конкретных нравственных качеств. Особенно мало возможностей содержит индивидуальная деятельность детей. Однако с приобретением опыта индивидуального планирования и усложнением организации деятельности ребят (от индивидуальной — к совместной и коллективной работе) качественно меняются возможности планирования, точнее воспитательный эффект планирующей деятельности. В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного планирования появляется необходимость руководствоваться определенными нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо распределить работу, определить оптимальные пути достижения общей цели, научиться уступать более правильному решению, более удачному предложению товарища, быть вежливым, суметь защитить свою точку зрения или уступить и т. д. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом.

В кратком словаре для педагога сказано: «Самоконтроль — сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых задании.

Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом.

П.Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Первоначально ребенок осваивает его по ходу деятельности. А потом планирование перемещается на ее начало, начиная предварять исполнение.

Планирование – это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Как отмечал В. И. Селиванов, планирование само по себе — это не только мыслительный, но и волевой процесс. Чтобы обдумать план действий, необходимы волевой импульс и усилие. Предвидение это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения цели.

Дети старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью (речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то,

что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Планирование, с одной стороны, может выступать в качестве самостоятельной деятельности, когда разработка плана — непосредственная цель человека. С другой стороны, планирование может включаться в деятельность как ее отдельный этап. В этом случае планирование не носит самостоятельного характера, а подчинено закономерностям той деятельности, в которую оно включено. Тогда планирование предполагает составление программы действий, направленной на решение стоящих перед ребенком задач. Программа отражает цель, условия ее достижения и средства, с помощью которых она может быть реализована. Обучение детей планированию является в то же время и средством формирования их воли.

Процесс планирования представляет для детей определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа причинно-следственных связей между собственными действиями и их последствиями. Здесь также необходимо учитывать наличие системы обратной связи и взаимодействия причины и следствия, когда изменения объектов становятся побудителями дальнейших действий ребенка. Для осуществления планирования дети должны понимать логику развития объекта, с которым необходимо действовать, логику развития ситуации, в которой они действуют, т. е. ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем отражения объективной действительности и осознавать логику развития в нем собственного поведения.

Дети не могут достичь цели, если не будет соответствия между тенденцией развития собственного поведения и тенденцией развития объективной ситуации. Планирование и дает как раз возможность создать модель приведения в соответствие собственного поведения с тенденциями развития объективной действительности. Ребенку останется только совершить усилия, чтобы преодолеть препятствия и реализовать намеченное на практике.

Осуществление предварительного планирования связано с формированием у детей знаний, умений. В процессе планирования конкретизируется цель и средства ее достижения. Благодаря планированию ребенок может эмансипироваться от непосредственных влияний среды, преодолевать собственную импульсивность.

Планирование включает в себя способы деятельности, установление последовательности действий в соответствии с поставленной учебной задачей. В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые (Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
— ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
— фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
— схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
— полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап – самостоятельное планирование.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

-отсутствие какого-либо планирования (3 года);

-ступенчатое планирование (4-5 лет);

— целостное планирование (6-7 лет).

Обучение планированию способствует развитию:

— умения составлять план;

— умения ставить цель;

— умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

— умения составлять рассказ;

— переноса приёма планирования из одной ситуации в другую;

— смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;

Умение планировать свою деятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование умения планировать свою деятельность у дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Рассматривая умение планировать свою деятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.
Чем меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Отличительной особенностью умения планировать свою деятельность детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память, мышление, развитие внимания, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться, готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию.

Источник

Читайте также:  Лучшие идеи для открытия бизнеса одному
Оцените статью