Роль целеполагания в формировании мотивационной сферы учащихся и осознании смысла учения
Смысл учения – это внутреннее пристрастное отношение школьника к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни. Понимание смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников.
Смысл учения для каждого школьника прямо опирается на систему идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи); благодаря этому уже до начала учения у школьников складываются представления смысле учения, в ходе же обучения в средней школе смысл может претерпевать существенные изменения. Смысл учения – сложное личностное образование. Оно включает в себя следующие моменты:
– осознание ребенком объективной значимости учения, которое опирается на общественно выработанные нравственные ценности, принятые в социальном окружении и семье данного ребенка;
– понимание субъективной значимости учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы и ее отдельных звеньев;
При наличии смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как ее результатов – запаса и качества знаний, так и способов, приемов приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл учения, его значимость для школьника лежат в основании мотивационной сферы. От смысла учения зависит направленность школьника, т. е. мотивы учения.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
– познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
– социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы. Значит, наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера учения включает и цели. Постановка целей – это характеристика специфически человеческого поведения. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Психологи отмечают, что мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Это означает, что цели сами по себе, без мотивов, не определяют учебной деятельности, учебного поведения школьника. Но и без целей самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
Какие же именно стороны процесса целеполагания должны быть представлены в мотивационной сфере учения и каким умениям соответственно желательно обучать школьника?
1. Отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека.
2. Принятию и пониманию цели, поставленной учителем; удерживанию, сохранению цели учителя в течение длительного времени, подчинению ей своего поведения, «наложению» ее на опыт своей собственной жизни.
3. Самостоятельной постановке целей, в связи с этим – умению мысленно представлять себе цель до начала действия.
4. Выбору одной цели из нескольких других и обоснованию этого выбора.
5. Определению реальности, достижимости цели, соотнесению целей со своими возможностями и замене нереальных целей реальными.
6. Активной проверке, уточнению своих целей.
7. Определению последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществлять цели только в определенном порядка, определению главных и второстепенных целей.
8. Определению ресурсов (времени и сил) для достижения каждой из целей.
9. Постановке новых целей с учетом уровня достижений предыдущих целей, т. е. прежних результатов выполнения учебных действий.
10. Конкретизации цели, определению ее зависимости от условий, в связи с этим постановке задач (ибо задача есть цель, заданная в определенных условиях).
11. Постановке гибких целей, т. е. изменению целей в зависимости от ситуации, обстановки.
12. Постановке перспективных целей, т. е. целей, выходящих за пределы данной ситуации.
13. Реализации поставленных целей, выбору средств и способов, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты, преодолению препятствий на пути достижения цели.
14. Постановке нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (в видах учения, близких к творчеству) и т. д.
Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования и целеполагания является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников. Укажем некоторые из них.
1. Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Например, учитель может дать следующие задания:»Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же результата, соотнеси эти способы между собой. Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия, соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится способ. Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов
действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши графически – в виде схем, значков – последовательность этапов своей работы. Спланируй свою учебную работу: что является ее более далекой задачей, что – более близкой, какие действия надо для решения этих задач выполнить. Назови первое, второе, третье действие, определи, сколько времени потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно
труднее, какой – легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие – хуже».
2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя. Самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время. Становлению самостоятельной учебной работы школьников способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому. «Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?
Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше? Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым результатом. Как поступим дальше?» и т. д.
3. Самообразовательная деятельность школьников – это познавательная деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может «сопутствовать» школьному обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и, наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность школьника по самообразованию и самовоспитанию. Все эти уровни нуждаются в руководстве учителя. Руководство учителем формами самостоятельной учебной работы школьников может осуществляться на уроке, в кружковой и факультативной работе.
Во многих педагогических исследованиях в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса используется таксономия целей. Изучив современную научно-педагогическую литературу, я применяю в своей практике модель моего преподавателя профессора В.В.Пикан представленную ниже. С помощью этой таблицы легко сформулировать образовательную цель темы и учебного занятия, отследить глубину и уровень обобщенности знаний и умений, не ограничиваться репродуктивным уровнем, а продвигаться к конструктивному и творческому.
Таксономия целей обучения
Деятельность учащихся
Примерные образцы заданий
Воспроизвел
Узнал
Дайте определение…
Сформулируйте…
Напишите формулу…
Перечислите…
Выберите ответ…
Привел пример
Почему…
Выполните краткую запись…
Покажите на графике…
Введите условные обозначения…
Выполнил задание
Решите задачу…
Составьте уравнение…
Проверьте правильность…
Сравните…
Докажите…
Найдите другое решение
Дайте характеристику…
Составьте таблицу…
Систематизируйте…
Выразил отношение
Представил творческий продукт
Выделите критерии…
Определите значимость…
Значительный резерв формирования смысла учения содержит реализация воспитательной функции образовательного процесса. Цели в этой сфере определяются на длительные сроки, и степень их реализации не может быть измерена на конкретном учебном занятии.
Постановка воспитательных целей бывает трудна для учащихся и осуществляется совместно с педагогом. В своей практике учителя математики я использую следующую терминологию для формулировки воспитательного аспекта целей:
– воспитание ценностного отношения к предмету через иллюстрацию прикладного характера математики,
– демонстрация красоты математических решений,
– формирование мировоззренческих идей связи науки и практики,
– раскрытие значения … для развития цивилизации,
– овладение основами математической культуры,
Реализация требований личностно-ориентированного и развивающего обучения предполагает так же формулировку развивающего аспекта образовательной деятельности. При постановке развивающих целей рекомендую использовать следующие формулировки:
– способствовать овладению способами мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.),
– способствовать формированию стилей решения проблем (алгоритмического, эвристического, исследовательского и др.),
– способствовать развитию видов памяти (моторной, зрительной, образной ),
– способствовать развитию познавательных интересов,
– способствовать развитию творческих способностей,
– способствовать развитию эмоциональной сферы (умение восхищаться, ценить красоту и др.)
Важно, чтобы планка уровня планируемых результатов соответствовала возможностям учащихся с минимальными, базовыми и углубленными знаниями, была как посильной так и требующей напряжения ума, чувства и воли.
Формирование активной целеполагающей личности осуществляется педагогами через:
- выполнение различных проектов и презентаций и их защиту
- задания поискового характера на уроках
- дополнительные материалы к урокам
- выпуск познавательных газет
- разработку и проведение внеклассных мероприятий и декад
- использование передовых педагогических технологий
- наличие развивающей среды во всей школьной жизни
Всестороннее развитие человека в современную эпоху требует формирования активной целеполагающей личности, умеющей самостоятельно намечать свои цели, создавать условия для их реализации. Использование в моей практике указанных способов целеполагания способствует формированию компонента мотивационной сферы – смысла учения и поддерживают интерес к учению моих учеников.
Источник
Строим собственный алгоритм обучения
Ежедневно мы чему-то учимся, даже не замечая этого. Одни извлекают урок из собственных ошибок и «провалов», достижений окружающих, другие – покоряют новые знания и навыки, третьи – читают, занимаются саморазвитием и пр.
Ежедневно мы чему-то учимся, даже не замечая этого. Одни извлекают урок из собственных ошибок и «провалов», достижений окружающих, другие – покоряют новые знания и навыки, третьи – читают, занимаются саморазвитием и пр.
Студенты получают массу новой информации в сжатые сроки. От качества обучения, усвоения ими материалов зависят их дальнейшие возможности и перспективы. Поэтому важно ответственно и грамотно подходить к учебному процессу в любом учреждении: будь то СУЗ или ВУЗ, дополнительный кружок или тренинг.
Сегодня мы расскажем, как оптимизировать образовательную деятельность, составить собственный алгоритм обучения для улучшения и повышения собственных позиций в конкурентоспособной рабочей среде.
Алгоритм обучения – это…
Алгоритм обучения представляет собой комплекс тех действий, который учащийся воспроизводит при освоении определенного предмета, учебной программы или профессии. От правильного формирования этого механизма зависит качество знаний, уровень компетентности новоиспеченного специалиста и пр.
Что такое алгоритм обучения?
Каждый студент самостоятельно определяет темп обучения, исходя из учебной программы. В частности, он «подгоняет» свое время, планирует день с учетом расписания занятий, объема домашнего задания, посещения дополнительных секций по интересам и пр. В этом случае формирование алгоритма обучения будет учитывать основной учебный процесс, дополнительный (хобби) и свободное время (для отдыха).
Алгоритм обучения в любом образовательном заведении при освоении профиля «с ноля» основывается на нескольких этапах:
Данный этап может реализовываться в разных формах: лекция, семинар, вопросы для самостоятельного изучения, список литературы, рекомендованной к прочтению, самообразование и пр.
Этот процесс предполагает обработку полученной информации, ее запоминание, применение на практике. Здесь, как гласит народная мудрость, все средства хороши: внимательное изучение темы, интервальное повторение, решение задач по аналогии, пересказ материалов, конспектирование и пр.
Главное, выделить суть, ключевые аспекты и пригодные на практике моменты, запомнить их и научится использовать полученные знания в жизни, на практике.
Как построить собственный план обучения?
- Контроль качества полученных знаний.
Как правило, этим занимается преподаватель или учебное заведение, включая в учебный план различные виды аттестаций: контрольные, самостоятельные, курсовые работы, тестирования, зачеты и экзамены и пр.
Сам учащийся также может оценить собственные познания: пройти онлайн-тестирование, решить задачу по пройденной теме, рассказать материал другу/собеседнику, ответить на вопросы и пр.
Здесь преподаватель и учащийся должен оценить глубину усвоения пройденных материалов, полученные им навыки, посильный для него уровень сложности заданий, скорость и качество выполнения заданий и пр.
На этой стадии выявляют сильные и слабые стороны студента, делается акцент на тех моментах, которые ему следует «подтянуть» для ликвидации пробелов в знаниях и пр.
- Коррекция учебного плана.
Конечно, СУЗ или ВУЗ не станет изменять расписание занятий, образовательную программу из-за неуспеваемости одного или нескольких учащихся. Преподаватель при наличии большого количества «неудов» может немного изменить план занятий, чтобы «наверстать» упущенное студентами: повторно рассмотреть тему, закрепить пройденный материал и пр.
Сам учащийся после выявления слабых сторон может самостоятельно и дополнительно заниматься, чтобы не отставать от своих одногруппников, успешно справляться с учебным планом.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Алгоритм обучения позволяет грамотно спланировать учебный процесс, распределить время и силы, успешно усвоить программу и стать квалифицированным специалистом. Данный механизм представляет собой выполнение «плана», предписаний и правил в определенной последовательности, которая приведет к получению качественных знаний и навыков.
Правила построения эффективного индивидуального алгоритма обучения
Каждый студент должен ответственно подойти к формированию собственного «плана» по профессиональному становлению. В этом деле ему пригодится два ключевых инструмента: расписание занятий и тайм-менеджмент.
Для начала необходимо оценить степень загруженности, объем домашней работы, учебный план, взглянув на расписание занятий. Подумайте, какие предметы потребуют наименьших усилий для освоений, а на каких придется остановиться тотально.
Как сделать свое обучение совершенным и эффективным?
Далее грамотно распределите время в течение дня. Старайтесь заранее планировать каждый день, выделяя периоды для учебы, подготовки домашнего задания, посещения дополнительных секций, выполнения домашних обязанностей, в некоторых случаях требуется выделение времени для работы (трудовой деятельности), а также для отдыха.
Помните, только регулярное обучение позволит достичь максимального эффекта! Невозможно учиться один день в неделю или посещать занятия раз в месяц и получать при этом качественные знания, превращаться в компетентного специалиста. Профессиональная подготовка – колоссальный труд!
Как оптимизировать алгоритм обучения?
С чего начать учебную деятельность? Конечно же, с поступления в профильное учреждение на выбранную Вами специальность. Притом важно, чтобы выбор специализации был осознанным, ответственным и взвешенным, учитывал возможности, способности абитуриента и пр.
Далее необходимо адаптироваться к новым условиям: изучить правила учебного заведения, требования педагогов, оценить учебную нагрузку. Уже в процессе изучения предметов необходимо понять, какой из них дается легче, а с каким придется хорошенько поработать, посидеть вечерами для получения достойного результата. Установите себе планку: положительная успеваемость, минимум прогулов активная работа на занятиях, тотальная подготовка к ним и пр.
Обучение в профильных учреждениях строится по принципу самостоятельности. Доминирующая часть учебного плана подлежит самоизучению. Поэтому важно правильно подбирать источники информации, подходящую литературу.
Оптимизация процесса обучения
При чтении вникайте в суть вопроса, выделяйте ключевые слова и моменты, запоминайте их. Чтобы не забывать изученное, периодически повторяйте пройденный материал. Пользуйтесь всеми удобными и доступными для Вас способами запоминания информации.
Своевременно ликвидируйте пробелы в знаниях: непонятные слова выписывайте и утоняйте, разбирайтесь в них. Не стесняйтесь задавать вопросы на парах, обращаться за помощью к друзьям и педагогам.
При изучении новых материалов важно правильно организовать учебный процесс. Создайте подходящие условия: тишина, минимум отвлечений по пустякам, хорошее освещение. Отключите телефон и гаджеты погрузитесь в чтение. Лучше всего заниматься в специально отведенном месте: за столом, имея под рукой необходимые инструменты и канцтовары.
Если предмет или тема с трудом поддается изучению и усвоению, то сои задуматься о помощи экспертов: репетиторов, тьюторов и пр.
Алгоритм обучения в значительной степени упрощает покорение образовательной программы СУЗа или ВУЗа, позволяя правильно расставить приоритеты, спланировать свой день, подобрать подходящие методы изучения новой информации. Главное, следить за сроками выполнения намеченного плана и не отклоняться от заданного ориентира.
Важно понимать, что организму необходимо время на усвоение новых знаний и навыков, восполнение сил и энергии для дальнейших свершений. Поэтому учащийся должен грамотно сочетать «трудовую» (учебную) деятельность с отдыхом. Каждый студент самостоятельно определяет темп обучения, объем времени, который он готов посвящать учебе ради достижения намеченной цели.
Помните, только квалифицированный профессионал будет востребован и конкурентоспособен на рынке труда, сможет занять достойное место работы и получать удовольствие от выполнения своих обязанностей.
Команда образовательного центра DissHelp готова помочь студентам в построении алгоритма обучения. Наши квалифицированные эксперты помогут подобрать подходящие для изучения пособия и источники информации, выполнят письменные проекты, высвободив время на изучение сложных дисциплин, проведут онлайн-консультации, подготовят ответы на любые вопросы, решат любые практические задания независимо от уровня сложности. Мы гарантируем высокое качество и конфиденциальность данных. Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник