Организационно-правовые основы деятельности предприятия
В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юр. лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Рис. 1.1. Организационно-правовые формы юридических лиц (Скляренко В.К., Прудников В.М., Акуленко Н.Б., Кучеренко А.И. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учеб. пособие. М., 2002. С.8.)
По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть классифицированы следующим образом:
1) хозяйственные товарищества – полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество);
2) хозяйственные общества – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типов);
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
4) производственные кооперативы (артели).
Классификация предприятий как юридических лиц в зависимости от целей экономической деятельности и организационно-правовой формы представлена на рис. 1.1 (подробнее см. гл. 4 Гражданского кодекса РФ).
В мировом рыночном хозяйстве создаются и функционируют и другие объединения предпринимателей (организационно-экономические формы):
1) ассоциации – объединения, союз лиц, организаций, учрежденных государством;
2) корпорации – акционерные объединения в общество нескольких фирм для достижения их общей цели и защиты привилегий;
3) тресты – объединения предприятий (форма монополии) без права юридического лица и финансовой самостоятельности, подчиненные единому управлению;
4) синдикаты – объединения предпринимателей (одна из форм монополии) и всей коммерческой деятельности (цены, сбыт продукции) с сохранением юридической самостоятельности всех входящих в него предприятий;
5) картели – объединения фирм, компаний для совместной деятельности с сохранением юридического лица и производственной самостоятельности;
6) концерны – объединения промышленных и торговых предприятий, подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству;
7) консорциумы – объединения, действующие на основе временного соглашения между банками и промышленными предприятиями для размещения займов, финансовых, коммерческих операций, инвестиций и др.;
8) конгломераты – объединения предприятий, принадлежащих различным отраслям экономики и не связанных с прямой производственной кооперацией;
9) холдинговые компании – объединения, обладающие контролем над другими компаниями за счет владения их акциями и денежным капиталом либо правом назначать директоров подконтрольных компаний.
Экономической основой рыночных отношений в России является собственность, формы которой в равной степени охраняются государственным законодательством.
Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:
– возникновение идеи о создании нового предприятия;
– определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;
– изучение рынка, объема спроса и т.д.;
– подбор поставщиков сырья и других факторов производства;
– определение финансовых возможностей, источников и финансового обоснования;
– проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности;
– государственная регистрация, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.
В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен лишь при обнаружении нарушений действующих законов.
Составленный акт государственной регистрации действует в течение 30 дней с момента выдачи временного свидетельства.
Для последующего оформления статуса юридического лица необходимо:
1) получение кодов ОКПО (общероссийского классификатора предприятий и организаций) и ОКОНХ (общероссийского классификатора организаций по виду деятельности) в органах государственной статистики;
2) постановка на учет в налоговой инспекции;
3) справка Минфина РФ о внесении предприятия в госреестр;
4) открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного капитала;
5) получение разрешения в органах милиции на изготовление печати, штампов;
По исполнении этих требований и истечении 30 дней, сдав временное свидетельство, предприниматель, получив постоянное свидетельство как хозяйствующий субъект, приобретает юридическую самостоятельность и дееспособность.
Таким образом, образование (учреждение) может происходить путем:
– учреждения нового предприятия (соучреждения), т.е. самостоятельного формирования уставного капитала или взноса соучредителями определенных долей, взносов в уставный фонд учреждаемого предприятия;
– вступления в сферу предпринимательства;
– выкупа партнерской доли;
– вступления в сферу предпринимательства через наследование.
Все эти формы учредительства входят в предпринимательскую деятельность, предусмотренную законодательством РФ.
Учредителями могут быть:
1) государство и муниципальные органы местного самоуправления;
2) дееспособные граждане, индивидуальные предприниматели;
3) юридические лица;
4) хозяйственные общества (государственные и муниципальные) при создании дочерних обществ;
5) иностранные граждане;
6) добровольные объединения граждан (на личном трудовом участии и паевых взносах);
7) фонды хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.
Количество учредителей законодательством не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества.
Размер уставного капитала (фонда) предприятия регулируется ГК РФ и законами об отдельных организационно-правовых формах в гражданском обороте.
Учредительные документы включают:
– устав предприятия (при любой форме собственности);
– договор учредителей (при наличии двух и более учредителей);
– заявление учредителя или лица, уполномоченного для осуществления государственной регистрации.
На собрании учредителей рассматриваются вопросы:
– об организации и фирменном наименовании предприятия;
– о принятии устава;
– о выборе директора.
С переходом российской экономики на рыночные отношения и включением страны в мировую систему внешнеэкономических связей в Россию устремились иностранные инвесторы. Новые рынки, дешевая рабочая сила, наличие благоприятных природно-сырьевых ресурсов (особенно нефтегазовых, лесных, металлургических и др.) привлекают возможностью получения сверхприбылей.
В Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, самостоятельные или совместные, создаются в виде:
– предприятий с долевым участием иностранных инвестиций (совместных) дочерних фирм и филиалов;
– предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
– филиалов иностранно-юридических лиц.
Объектами вложений инвестиций могут быть:
– вновь созданные и модернизированные основные фонды в сферах экономики;
– ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.
Порядок ликвидации предприятия определяется ст. 63 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация (прекращение деятельности предприятия) осуществляется ликвидационной комиссией при следующих обстоятельствах:
– решении его учредителей или истечении сроков действия юридического лица;
– слиянии предприятий в более крупные с единой централизованной системой управления;
– присоединении по линии производственно-технологической кооперации;
– разделении на ряд самостоятельных экономических или юридических субъектов;
– выделении из ряда объединенных в самостоятельное или головное предприятие;
– преобразовании в иную организационно-правовую форму с согласия трудового коллектива.
Ликвидация по решению суда возможна в случае:
– занятия запрещенной законодательством деятельностью;
– банкротства и предпринимательской несостоятельности, вытекающей из судебного решения, констатирующего этот крах, с возложением полной вины за ошибки или противоправные действия на несостоятельного должника.
Ликвидация признается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предприятие считается ликвидированным как юридическое лицо.
Источник
Создать организационно правовые основы трудовой деятельности
По Конституции РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
В данной сфере значительное место отводится деятельности Правительства Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения и др.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти и в Российской Федерации» от 14 августа 1996 г. было образовано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (Минсоцзащиты России).
В структуре Правительства Российской Федерации, утвержденной в марте 1997 г., Министерство социальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли частично функции бывшего Министерства социальной защиты населения.
Министерство труда и социального развития (Минтруд России) функционировало на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 23 апреля 1997 г.
Прежнее Министерство труда и социального развития упразднено, и его функции теперь выполняет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была определена структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ (рис. 1). Во исполнение упомянутого указа Правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми утверждены вопросы ведения и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ и входящих в него федеральных служб и агентств.
Установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Постановление Правительства РФ №153 от 06.04.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС.
На основании и во исполнение действующих конституционных и федеральных законов РФ, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по следующим вопросам: здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медпомощи, фармдеятельность; качество, эффективность и безопасность ЛС; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; социальная защита; демографическая политика; физическая культура и спорт; туризм; защита прав потребителей.
Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ № 156 от 06.04.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основные функции службы: контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях; организация альтернативной гражданской службы; организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в т.ч. содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ).
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в связи с принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации видоизменяются вся система и содержание правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда и социального развития.
Новым Трудовым кодексом РФ предусмотрены современные, соответствующие характеру рыночных отношений и правового государства требования, положения, нормы, регулирующие трудовые отношения, их организацию и функционирование, а также повышенная ответственность за нарушение законодательства о труде и его охране.
Эта прогрессивная тенденция нашла свое дальнейшее развитие в Кодексе РФ об административных правонарушениях 2001 г., в частности, в ст. 5.27-5.34.
В области социальной защиты населения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации выполняет следующие задачи:
разработка проектов нормативных актов и программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения;
разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Пенсионным фондом РФ государственного пенсионного обеспечения;
создание совместно с органами исполнительной власти государственной системы социального обслуживания населения;
организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;
контроль за реализацией законодательства в области социальной защиты населения и другие задачи в этой сфере.
Кроме того, Министерство разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предоставления социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных и экстремальных ситуациях, в том числе гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий, промышленных и экологических катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства и занятий.
В области пенсионного обеспечения:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и совершенствованию федерального пенсионного законодательства;
осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий;
организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации контроль за назначением и выплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение и др.;
участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц;
организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями) Российской Федерации;
разрабатывает предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда, осуществляет контроль за правильностью применения списков работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте; содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения.
В управлении в области труда и социального развития значительную роль играла Федеральная миграционная служба России (ФМС России).
ФМС России, ее территориальные органы, подведомственные ей организации (центры размещения вынужденных переселенцев) и органы миграционной службы субъектов Федерации образовывали государственную систему управления миграционными процессами в стране. В настоящее время ФМС упразднена, а ее функции переданы МВД РФ. 1
1 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. – М: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004. 320-323 с.
Источник