Предпринимательская деятельность в вузе
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ
В. СЕМЕУСОВ
В. Семеусов, заведующий кафедрой Иркутской государственной экономической академии, доктор юридических наук, профессор.
А. Эйнштейн заметил, что все в этом мире меняется быстро, кроме сознания и психологии людей. Сравнительно недавно на вопрос «Может ли университет заниматься торговлей или предпринимательством?» ответ был категоричным и резко отрицательным. Вспоминали, что еще Иисус Христос изгнал торговцев из храма. А университет, образно говоря, — храм науки и знаний. И это мнение было основано на законе. Но пришли другие времена, появились иные правила, а правовое сознание по инерции консервативно. Известно, конечно, что принят новый Гражданский кодекс РФ, и по этому Кодексу высшие учебные заведения, будучи учреждением, т.е. особым субъектом права, признаются некоммерческими организациями. Последние в отличие от коммерческих организаций могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).
Правовой стереотип — вузы не вправе заниматься бизнесом — был поколеблен, но не разрушен, поскольку установлены ограничения для ведения предпринимательской деятельности. Критерии, правда, весьма абстрактные, а потому на практике трудно различимые. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт, что в последнее время нередки случаи привлечения руководителей вузов к уголовной ответственности в связи с заключенными ими сделками. Но для правильной квалификации необходимы познания в области хозяйственного права, ибо установление объективной стороны каждого конкретного хозяйственного преступления, коррупции предполагает тщательный анализ и толкование хозяйственного законодательства.
При раскрытии хозяйственных (экономических) преступлений следователи все чаще назначают научную хозяйственно — правовую, цивилистическую экспертизу. Она необходима, например, при уголовно — правовой оценке сделок, совершаемых руководителем вуза при занятии предпринимательской деятельностью и попавших в поле зрения правоохранительных органов.
Насколько применимы здесь общие гражданско — правовые нормы? Недоразумения, а порой и ошибки, начинаются с того, что казусы из практики хозяйственной, предпринимательской деятельности вузов пытаются решать, ссылаясь на общие законы, на ГК РФ. Между тем законодательство в области высшего образования именуется вузовским законодательством. Оно состоит из федеральных законов о высшем образовании, правовых актов Минобразования, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской федерации. Отсюда следует, что правовой статус образовательного учреждения определяется специальным законодательством, сочетающим элементы публичного и частного права.
В соответствии с вузовским законодательством образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Так, в соответствии со ст. 47 Закона «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных предусмотренных уставом работ, услуг.
Вправе ли вуз предусмотреть в своем уставе занятие такими видами предпринимательской деятельности, которые не названы в законе? Иначе говоря, вправе ли учреждение, коим несомненно является вуз, заниматься любыми иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом? Очевидно, нет. И вот почему. Образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Это означает, что оно вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. В свою очередь в этом документе могут быть зафиксированы только такие виды предпринимательской деятельности, которые прямо разрешены законом. Так, если заходит речь о внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, упоминают законоположение: образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 57 Закона «Об образовании»). Его трактуют в том смысле, что в данном случае имеется в виду установление «связей» в области науки, образования и в иных сферах интеллектуальной деятельности, где действуют авторское, патентное право и право интеллектуальной собственности.
Но к этому нужно добавить, что согласно ст. 58 Закона «Об образовании» образовательные учреждения имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской федерации. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на праве собственности или поступают в его оперативное управление и изъятию не подлежат.
Юристы полагали, что финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника. Однако в настоящее время такое разрешение не требуется для образовательного учреждения, которое вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью (п. 4 ст. 43 Закона «Об образовании»).
Соучредителем и пайщиком банков вправе быть учреждение (вуз) как юридическое лицо, интересы которого представляет его руководитель. Однако известны случаи участия в числе учредителей, в совете директоров, в уставном капитале коммерческого банка персонально руководителей вуза с использованием денежных или иных средств учреждения и получающих за счет этого личные доходы, не передаваемые учреждению. Такая «изобретательность» граничит с преступлением.
Государственное высшее учебное заведение с согласия Минобразования сдает в аренду имущество и получает доход. Обязано ли оно передавать часть дохода министерству? Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что правоположение в п. 5 ст. 43 Закона «Об образовании» изложено так: образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода, и в этом случае собственник получает право на часть дохода.
Между тем деятельность учреждения, как и любой иной коммерческой организации, должна подчиняться следующему принципу: тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее доходах. Иными словами, учредитель некоммерческой организации не выступает по отношению к ней в качестве предпринимателя. В ГК вуз признается некоммерческой организацией. Казалось бы, логично считать, что этот принцип функционирования некоммерческой организации применяется к вузу, так как оно такой организацией и является. Но согласно ст. 48 ГК к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся: общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Что касается образовательных учреждений, то их учредители имеют право собственности и иное вещное право. Значит, собственник вправе претендовать на часть дохода.
Еще один спорный вопрос. Нарушает ли вуз Закон, когда создает в своей структуре юридические лица под различными фирменными наименованиями? Ответ можно дать отрицательный. По Закону «Об образовании» в своей предпринимательской деятельности вуз приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Это означает, что к такой деятельности образовательных учреждений применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Последние же вправе создавать другие юридические лица.
Таким образом, учреждение вправе само создавать другие юридические лица, но лишь на базе обособленного, персонифицированного имущества, полученного на доходы от предпринимательской деятельности и имеющего вследствие этого особый правовой режим. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность вуза, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
Российская юстиция, N 10, 2000
Источник
МИП своими руками: как идею превратить в бизнес
Лучшая команда конкурса «Start-up СПбГУ» в этом году получит завидную сумму — один миллион рублей. Главное условие выигрыша — создать на эти средства малое инновационное предприятие (МИП) при Петербургском университете.
Как молодым исследователям открыть собственное дело и чем в этом может помочь вуз, рассказал начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Александр Сергеев.
Что такое малое инновационное предприятие и для чего оно нужно?
Малое инновационное предприятие, или МИП, в котором соучредителем выступает Университет, — это хозяйственное общество, создаваемое с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на который принадлежат Университету. Создание МИПа с участием Университета — это один из механизмов трансфера технологии — передачи технологии от одного субъекта другому с целью ее внедрения, как правило, на коммерческой основе.
Обычно МИП — это общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, где одним из соучредителей является вуз либо научно-исследовательский институт, словом — центр, где создается интеллектуальный продукт.
Сегодня университеты становятся важной частью экономической системы и должны показывать, что их интеллектуальные продукты могут превратиться в продукты реальные.
Например, это лекарства от ранее неизлечимых болезней, новые способы безопасной переработки отходов, оборудование и различные приборы с новыми характеристиками и т. п. МИПы нужны как раз для того, чтобы внедрить в производство ту или иную научную разработку, которая в итоге улучшит качество жизни людей или использование ресурсов в обществе.
Много ли МИПов сегодня работает при СПбГУ? Есть среди их сотрудников молодые ученые?
У нас таких предприятий 12. Один из самых успешных примеров — это ООО «Геологический центр СПбГУ», созданный в конце 2011 года. Центр оказывает услуги в сфере геологического изучения недр различного профиля. У предприятия много заказов и хороший оборот, оно широко известно в России.
Другой успешный МИП — это ООО «Центр информационно-диагностических систем СПбГУ», где разрабатывают программное обеспечение (ПО) для ядерной медицины. К примеру, специальные программы для томографов и других приборов, которые «просвечивают» организм человека. ПО не имеет аналогов в стране, поэтому пользуется популярностью у лечебных учреждений, НИИ, связанных с медициной, а также производителей продуктов радиоэлектроники. Это яркий пример импортозамещения. Есть предприятия, где работают в том числе молодые ученые: ООО «Нелокальные плазменные технологии», ООО «Лазерная химия» и другие.
Чем СПбГУ может помочь начинающим бизнесменам в создании МИПа?
Прежде всего, нужно отметить, что сама юридическая возможность создания МИПа возникает тогда, когда университет готов предоставить право использования интеллектуальной собственности, правообладателем которой он является.
Помощь — это всегда предоставление каких-то ресурсов.
Одно из существенных нематериальных преимуществ — это бренд, имидж и репутация Санкт-Петербургского государственного университета, ведь малое предприятие создано с участием СПбГУ и, безусловно, ассоциируется с Университетом. Это отмечают все директора МИПов. Университет полностью берет на себя регистрацию предприятия, чтобы инициаторы МИПа не разбирались в том, как заполнять регистрационную форму, какие нужны документы, как писать устав, когда идти в налоговую инспекцию и так далее.
МИПам доступно оборудование Научного парка, а так как это наши предприятия, здесь возможны определенные льготные условия, которые могут быть прописаны в договоре. Благодаря созданию МИПов у сотрудников и студентов Университета появляются дополнительные источники дохода. Для студентов малое инновационное предприятие — это возможность, не отходя от парты, начать применять те знания, которые им дают на лекциях. Для научных сотрудников, занимающихся прикладными НИР, — это возможность протестировать свои разработки, выяснить, насколько эффективно их разработки решают практические задачи.
Отмечу также то, что для МИПов существуют льготы, предусмотренные государством. Одна из самых существенных — это сниженный размер выплат по страховым взносам. Для обычных предприятий в общем случае он составляет около 30 %, но для МИПов, созданных при вузах, на текущий момент — 14 %. Есть льготы и на аренду помещения в государственном образовательном учреждении: в первый год МИП может платить 40 % от размера арендной платы, во второй — 60 %, в третий — 80 %. Словом, статус МИПа дает определенные преференции.
Можно ли совмещать работу на малом предприятии и учебу в СПбГУ?
Кандидатуры гендиректоров обсуждаются на комиссии по созданию МИПов и согласовываются с руководством Университета. По остальным должностям в целом допускается, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые были сотрудниками малых инновационных предприятий.
Где малое инновационное предприятие может найти средства на реализацию своего проекта?
Сегодня государство предлагает достаточно много способов привлечения финансирования для компаний, которые находятся на начальной стадии развития. К примеру, в Фонде содействия инновациям реализуется ряд таких программ, самая популярная из них — «Старт». На эту программу подают заявки малые предприятия, чтобы привлечь средства и освоить выпуск и продажу продукции на основе своей разработки. Предприятия при СПбГУ зачастую сразу же работают с заказчиками из промышленности. Но прецеденты получения грантов тоже есть: у нас есть два МИПа, которые являются получателями грантов в том же Фонде содействия инновациям, — ООО «Геологический центр СПбГУ» и ООО «Научно-исследовательский центр информационных технологий СПбГУ».
Как много стартапов становятся успешным бизнесом? И каким образом можно помочь молодым предпринимателям, которые хотят развивать наукоемкие технологии?
Считается, что стандартный процент «выживаемости» стартапов не только в наукоемком бизнесе, но и вообще среди инновационных предприятий не превышает 10 %.
Шанс «выстрелить» всегда есть, но эта работа требует очень большого энтузиазма и знаний, а чтобы начинающим предпринимателям их получить, нужна инновационная инфраструктура.
В СПбГУ мы сегодня работаем над развитием деятельности бизнес-инкубатора — структуры, которая поможет молодому предприятию быстрее встать на ноги с помощью трех базовых вещей: обучения основам экономики предприятия и инновационного менеджмента, консультирования по прикладным вопросам ведения бизнеса, включая менторство со стороны экспертов из деловой среды, и налаживания деловых контактов.
На первом этапе мы планируем обсуждать самые базовые вопросы и ориентировать тех, кто только-только начинает интересоваться предпринимательством. Например, как отсегментировать рынок? Как строить политику ценообразования? Как увязать ценообразование и объем продаж? Как написать бизнес-план и зачем? Откуда привлечь финансовые ресурсы и как это сделать? По таким вопросам. Важно учиться не только у теоретиков, но и у предпринимателей, которые добились успеха и могут подсказать, в том числе в индивидуальном порядке, как не набить шишек. Помимо этого в бизнес-инкубаторе завязываются деловые контакты, которые помогают привлечь финансы и заказчиков.
Я думаю, что для ребят, принимающих участие в конкурсе «Start-up СПбГУ», инкубатор станет главным ресурсом, который поможет им превратиться из стартапа в стремительно растущий бизнес.
Источник