Создать кластер деятельность человека

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Читайте также:  Набор кадров внутри своей организации

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Урок по теме «Деятельность»

специалист в области арт-терапии

Обществознание 9 класс

Тема урока: Деятельность человека. Виды деятельности.

Ключевые понятия: деятельность, действия, цель, мотивация, план, результат.

Продолжение: последующего урока об индивидуальности и личности.

— знаний учащихся, полученных на предыдущем уроке;

— оценивание индивидуальной и групповой работы учащихся;

Цель урока : раскрыть сущность деятельности и дать характеристику видам деятельности человека.

1) раскрыть сущность деятельности человека, дать анализ и характеристику видам деятельности ;

2) развитие монологической речи, мышления учащихся, умение анализировать и обобщать материал;

3) воспитать в учащихся чувство гуманности, гражданственности и солидарности.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Вид урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый метод, репродуктивный.

УСУ – понять сущность деятельности и ее видов;

УСУ – умение установить связь между сущностью и особенностями деятельности человека, умение анализировать виды деятельности человека;

УВУ – умение анализировать и сравнивать виды деятельности человека, умение предоставлять информацию о роли деятельности в жизни человека, делать выводы и проводить оценивание.

Ресурсы: документальный материал, ватманы, маркеры, иллюстрации.

I . Организационный момент (вводная игра «Приветствие» на сотрудничество).

II . Выявление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках.

1) Дайте характеристику индивидуальности.

2) Почему в окружающей среде невозможно существование двух абсолютно одинаковых элементов? Обоснуйте ответ.

3) Дайте оценку процессу формирования личности.

4) Как вы думаете, развитие личности происходит в процессе деятельности?

III . Изучение нового материала.

Индивидуальная работа учащихся — учащиеся находят ассоциации и ключевые понятия по теме «Деятельность», изучают материал и иллюстрации.

Групповая работа по следующим заданиям:

Обсуждение вопроса: «Какие бывают типы и виды деятельности?»

Составление кластера по теме «Деятельность и ее виды»

Презентация кластеров и сравнение работ.

Интерпретация – логический вывод «Почему деятельность играет особую роль в жизни человека и развитии общества?»

Подведение итогов урока.

Д/з: п.3, сообщение о способностях человека, вопросы на стр.15.

Учитель задает вопросы

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, прослеживает особенности работы каждого ученика.

Учащиеся в игре распределяются по группам.

Учащиеся отвечают на вопросы и обсуждают ответы в группах.

Учащиеся определяют цели и задачи урока;

Учащиеся определяют правила работы групп;

Обсуждение заданий в группах.

Ответы на вопросы:

Что вы узнали нового?

Что было трудным?

Что вы хотели бы еще узнать по данной теме?

Номер материала: ДБ-101187

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»

Время чтения: 1 минута

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 6909 раз

Библиографическое описание:

Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 20-31. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33512/ (дата обращения: 12.06.2021).

В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: кластер, мотивация, обучение, познавательная деятельность, обучающиеся.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы кластера, как одну из форм познавательной деятельности обучающихся, которая дает возможность личностного роста учащегося, развития его индивидуальности.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых способов и форм работы на уроках экономических дисциплин, которыми пользуюсь как на очной так и на заочной формах обучения. Предмет моей работы – кластер, как одна из форм познавательной деятельности обучающихся. Объект – сахалинский промышленно-экономический техникум. В настоящее время, тема кластер очень актуальна и статей преподавателей учебных заведений нашей страны, достаточно много. В связи с этим, много разнообразных мнений, позиций, в том числе спорных. Моя гипотеза — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес чайная

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся одним из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».[4]

Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически.

В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей. В истории развития кластерного подхода выделяется много последователей, основные из них представлены в таблице 1.

Хронология развития теории кластерного подхода

Теории кластерного подхода

Авторы

Новая экономическая география, региональная экономика А.Маршалл, экстерналии, индустриальные районы

Национальный институт конкурентоспособности: Теория инноваций; Институционализм; Традиционная экономическая география; Классическая теория размещения

Weber (1929), Hoover (1937) и др.

Постфордизм, гибкая специализация

Piore and Sabel (1984) идр .

Теории и модели экономии от агломерации Новые индустриальные районы

Bellandi (1989), Becattini (1990) и др.

Неоклассическая пространственная экономическая теория

Lucas (1988) и др .

Стратегический менеджмент, организация промышленности

Porter (1990), Enright (1990)

В настоящее время кластерный подход широко используется в разных отраслях экономики и направлениях: в информационных технологиях, математике, астрономии, лингвистике, градостроительство, музыке и т.д. Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам.

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности. Его активно начали применять в XXI веке. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Так как, практически все учебные заведения отмечают снижение мотивации у обучающихся. А одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

— выделять ключевые слова;

— систематизировать необходимую информацию;

— анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

— развивать монологическую речь.

Задача преподавателя – оказать помощь обучающимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) [1].

Конечный результат деятельности обучающихся– адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники [2].

Этапы работы при составлении кластера.

— Первый этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

— Второй этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

— Третий этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

— Четвертый этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1).

Рис.1 Пример составления кластера

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

 Составление нового кластера.

 Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

 Коррекция и совершенствование готового кластера.

Читайте также:  Как создать любую компанию

 Анализ и завершение неполного кластера:

 без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

 без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

 Самостоятельно при выполнении домашней работы.

 Самостоятельно на практическом занятии.

 В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.

 В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер.

 При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера [2].

В своей преподавательской деятельности я применяю разные способы и формы работы с кластерами. В частности, активно применяю способ составления нового кластера. В рамках самостоятельной домашней работы. Как на очной и заочной формах обучения. В своей статье я приведу примеры составленных кластеров студентами выпускной группы специальности: «Компьютерные системы и комплексы» по дисциплине: «Основы экономики». Обучающимися была изучена тема: «Товарно – денежное обращение на рынке» на лекции и на семинарском занятии «Деньги – главное изобретение рынка». Обучающиеся получили домашнее задание составить кластер по теме «Деньги» с целью закрепления и систематизации знаний. Все обучающиеся справились с этим заданием [Приложение 1].

Очень интересно и эффективно был применен аналогичный способ, и форма работы с кластерами по дисциплине «Рынок ценных бумаг». С выпускной группой заочной формы обучения по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». После изучения ФЗ «О рынке ценных бумаг», обучающиеся составили кластер, систематизировав полученные знания, что помогло им в дальнейшем успешно выполнить итоговый тест на зачетном занятии [Приложение 2].

В целях повышения мотивации и активизации деятельности студентов на занятии можно применять способ составления кластера по готовому тексту в малых группах. В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер. Такая форма работы позволяет развивать умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивать монологическую речь. [Приложение 3].

Можно успешно использовать на занятиях обратный способ применения кластера. В составе малой группы, составлять конспект и краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

Таким образом, использование кластеров в учебной деятельности имеет ряд преимуществ:

  1. Кластер, созданный руками обучающихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
  2. Для самих обучающихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
  3. Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связан с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современного поколения с «клиповым сознанием»)
  4. Работа с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
  5. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
  6. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
  7. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером [1]

В целях подтверждения или опровержения гипотезы — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении. Мною был проведен социологический опрос обучающихся, в группах в которых я работаю. Опрошено пятьдесят три обучающихся. Было задано четыре вопроса. Первый вопрос, который меня интересовал, какая форма урока предпочтительнее моим студентам: лекции или комбинированные уроки, на которых мы совместно изучаем новый материал. Практически все студенты ответили пятьдесят на пятьдесят, т.е. они предпочитают и лекции, и комбинированные уроки в равной степени. Тогда я попросила обучающихся ответить на вопрос, что дает им лекция? Студенты дружно ответили – знания. Но вот на вопрос, что дают им уроки, на которых мы совместно изучаем материал, работаем с текстами, со схемами, мои студенты, в большинстве своем, ответили, лучшее запоминание нового материала. И конечно, я поинтересовалась у них, какие они хотят видеть занятия. Обучающиеся честно сказали, разнообразные. Особенно отметили, что хотели бы видеть больше наглядности, презентации, видеофильмы. Хотят видеть больше активных уроков, где больше общения и меньше простого конспектирования.

Таким образом, выбранная форма познавательной деятельности как кластер, позволяет активизировать деятельность обучающихся и повысить мотивацию. Многообразие способов и форм применения дает возможность разнообразить учебные занятия. При этом прием кластера развивает системное мышление, учит обучающихся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит студентов вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Учебные занятияс применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в учащихся чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

  1. Заир С.И. – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 – 175с.
  2. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2015 – №5 с.13-21.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013 – 272с.

Источник

Оцените статью