Создание своей электросетевой компании

Как стать сетевой организацией? И нужно ли это делать

Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».

Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.

В действительности всё не так просто.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям

Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:

    1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
    2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
      — 110 кВ и выше;
      — 35 кВ;
      — 1 — 20 кВ;
      — ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
    3. Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
    4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
    5. Наличие интернет-сайта.
    6. Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.

1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.

1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.

То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.

При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?

Пока еще нет. Есть и другие ограничения:

В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.

    1. Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
    2. Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;

Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:

  • Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
  • Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.

То есть, экономическая целесообразность получения статуса моносетевой организации отсутствует.

  • Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
  • Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
  • Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);
Читайте также:  Реальные идеи для бизнеса которые уже работают

По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).

Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Вывод:

Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.

Источник

Технологическое присоединение: гарантированная правовая помощь

Правовая помощь в подключении к электросетям / elektro-help.ru

Как получить статус сетевой компании?… Да никак!

3 сентября т.г. пройдет уже 5 месяцев (почти полгода. ) со дня выхода распоряжения Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р, утвердившего Стратегию развития электросетевого комплекса Российской Федерации, а сюда на сайт и ко мне на почту всё так и продолжают регулярно поступать вопросы «Как получить статус сетевой компании?», «Как стать электросетевой компанией?» и т.д. и т.п.

Как не хотелось «расстраивать» вопрошающих, но ответ на все подобные вопросы только один: НИКАК.

Забегая несколько вперед, могу отметить, что больше половины спрашивающих имеют в действительности цель получить всего лишь утвержденный тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии. Только вот заблуждаясь, приравнивают получение этого утвержденного тарифа к получению их организациями (и даже гражданами) статуса электросетевой компании. Ниже я раскрою причину таких заблуждений. Рассчитываю, что это позволит остальным (кому я еще не успел дать лично свои разъяснения) понять, в чем заключается существо их вопроса.

Возвращаясь же к тем, кто намерен создавать электросетевую компанию в настоящем значении этого термина, можно отметить, что это, как правило, уже существующие юридические лица (или группы физических лиц), приобретшие различными (вполне законными) способами действующие электросетевые объекты, участвующие в электроснабжении потребителей. И очень редко это те, кто еще только начал задумываться об этой «плодотворной» идее. И именно это меньшинство оказывается сейчас в более выигрышном положении.

Выигрывают же они хотя бы потому, что им уже, надеюсь, не придется обращаться ко мне (ну и не только ко мне, конечно) с вопросом «Как уйти от статуса сетевой организации?». А такие вопросы уже начали ко мне поступать.

Возникновение этого вопроса было объективно предопределено, так как ведение профессиональной электросетевой деятельности чрезвычайно ответственный и затратный процесс. Только непосредственно столкнувшись с тем бременем возложенных законом обязательств, руководители и собственники вновь созданных электросетевых компаний (утратив эйфорию) задумались и поняли, как их (обязательства) трудно выполнять и насколько это убыточно.

Следует отметить, что ранее (достаточно давно) мною довольно подробно разъяснялась (всем, кто когда то обращался за разъяснениями) очень утомительная процедура создания электросетевых компаний, а также последующие организационные и экономические проблемы их текущей деятельности. Что, в общем то, и подтвердила практика. Поступающие вопросы как сейчас освободиться от статуса сетевой организации – наглядное тому свидетельство.

Читайте также:  Как взять деньги для открытия своего дела

Это также освобождает меня и от излишнего (и совсем здесь неуместного) повторного описания всех трудностей создания и дальнейшего функционирования электросетевой компании. Поэтому я вернусь к основному предмету обсуждения – той самой Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, с упоминания о которой начал свою публикацию (будем ее далее называть Стратегия). Причем достаточно только детально проанализировать ее (Стратегии) раздел о территориальных сетевых организациях.

Констатируя современное состояние электросетевого комплекса России, Стратегия подчеркивает, что имеющиеся сейчас более 3000 территориальных сетевых организаций (для сравнения – в Германии их около 800) усиливают риски в отношении работы электрической сети и предопределяют неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.

Раскрывая далее, как именно отражается негативное влияние множества территориальных сетевых организаций (и особенно малых), Стратегия предусматривает поэтапное применение мер по разрешению описанной проблемы. На первом этапе (2014 – 2017 годы) планируется уменьшение количества территориальных сетевых организаций по результатам введения критериев отнесения организации к территориальной сетевой организации, а также исключения расходов «моносетей» из расчета «котлового» тарифа. Стратегия предполагает, что в результате этих мероприятий около половины существующих сетевых организаций, формирующих менее 10 процентов совокупной выручки отрасли, не будут соответствовать критериям территориальных сетевых организаций и будут вынуждены уйти с рынка.

Второй этап (в течение 2017 – 2030 годов) включает в себя консолидацию территориальных сетевых организаций, использующую экономические стимулы, связанные с внедрением инструментов сравнительного анализа и усиления требований к качеству и надежности при тарифном регулировании. Результатом консолидации к концу 2-го этапа должно стать сокращение числа территориальных сетевых организаций примерно до современного количества таких организаций в Германии (то есть, до 800).

Естественно, что предстоящие процессы будут очень болезненны и поэтому Стратегия предусматривает разработку процедуры передачи территориальных сетевых организаций, не отвечающих установленным критериям, а также ставшим убыточными вследствие отказа в компенсации неэффективных затрат при тарифном регулировании, в управление квалифицированным сетевым организациям (путем заключения договоров о порядке использования, приобретения и (или) аренды сетей).

Конечно, всем для кого освещаемый здесь вопрос актуален, не следует ограничиваться прочтением настоящей статьи. Нужно обязательно самим в полном объеме и тщательно изучить вышеуказанное распоряжение Правительства РФ и утвержденную им Стратегию. Это, несомненно, позволит глубже понять тему и уяснить для себя всю бесперспективность задуманной идеи создать профессиональную электросетевую компанию. В свете предстоящих изменений это становится бессмысленным. Ведь действительно трудно было бы объяснить целесообразность вхождения с большими трудностями в этот рынок для того, чтобы с еще большими трудностями (да еще и с неминуемыми потерями) с него уйти. Тут, как говорится, кто не успел – тот опоздал. Но не всегда это бывает плохо.

Возвращаясь же к той заблуждающейся части спрашивающих, как стать сетевой компанией, отмечу, что причина всеобщего заблуждения заключается в игнорировании понятия территориальной сетевой организации. Никто не придает внимания тому, что указал законодатель в абзаце 29 статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ. Именно в данной правовой норме указывается, что территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом «Об электроэнергетике» – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Читайте также:  Как человек использует мхи своей деятельности

Исходя из анализа содержания этой правовой нормы следует однозначный вывод, что статус сетевой организации имеют только лишь те коммерческие (подчеркиваю, коммерческие) организации, у которых основная уставная цель – только оказание услуг по передаче электроэнергии. Те же организации, что вынуждены в силу стечения обстоятельств и наличия у них электросетевых объектов, от которых осуществляется электроснабжение третьих лиц, претендовать на этот статус не могут. Для них данная деятельность является побочной. Разработка и утверждение региональными тарифными органами тарифов на услуги по передаче электроэнергии права на его (статуса) присвоение им не дают.

Источник

Каковы требования к собственнику электросетей, планирующему получить статус электросетевой организации? Анализ последних изменений в законодательстве

12 марта 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 184 от 28.02.2015 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». Теперь далеко не все владельцы электросетевого хозяйства смогут продолжить свою деятельность в качестве территориальной сетевой организации.

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций.

Текущее количество ТСО — это примерно четыре с половиной тысячи организаций — планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

Указанным постановлением утверждено 5 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее — ТСО):

  • Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов — не менее 10 МВа.
  • Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН — 110 кВ и выше, СН1 — 35 кВ, СН2 — 1-20 кВ, НН — 1 кВ и ниже).

Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.

  • В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.

Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.

  • Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  • Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

В случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства, хотя бы одному критерию орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому лицу «Уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра ) цены (тарифа ) на услуги по передаче электрической энергии». По сути — отказывает в утверждении регулируемого тарифа на услуги по передаче электрической энергии по основанию несоответствия критериям.

Согласно Постановлению соответствием критериям будет проверяться при установлении (пересмотре ) на 2016 г.:

  • единых (котловых ) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям
  • индивидуальных цен (тарифов ) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями

То есть с 01 января 2016 г. будут иметь регулируемые тарифы на услуги по передаче электрической энергии только те владельцы электросетей, кто полностью соответствует всем указанным критериям.

Те предприятия, кто не соответствует критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к ТСО, потеряют статус сетевой организации и возможность получать ДОХОД из наличия подключённых к электросетям субабонентов посредством оказания услуг по передаче электрической энергии .

Для сохранения всего или части ДОХОДА от осуществления транзита (передачи ) электрической энергии подключённым к электросетям субабонентам (транзитникам , арендаторам), таким владельцам электрических сетей мы рекомендуем заняться созданием энергосбытовой организации .

Источник

Оцените статью