Совместное предприятие утрачивает свой статус со дня

Совместное предприятие утрачивает свой статус со дня

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация может потерять статус малого предприятия с 2023 года, но только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов. В такой ситуации статус субъекта МСП будет сохранен, однако изменится его категория с малого предприятия на среднее предприятие.
Что касается статуса субъекта МСП, то он может быть потерян с начала года, следующего за годом, по итогам которого доход от предпринимательской деятельности превысит 2 млрд. рублей и (или) среднесписочная численность сотрудников превысит 250 человек.

Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закон N 209-ФЗ).
Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об ИП в реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из данного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, или ЕГРИП, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч. 5-6.4 той же статьи.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
— микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн. рублей;
— малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей;
— средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд. рублей.
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Соответствующие изменения вносятся ФНС России в реестр субъектов МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании имеющихся у нее данных на 1 июля текущего календарного года, без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Положения вышеуказанных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по численности работников и доходу, вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015). Поэтому впервые категория субъекта МСП была изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года. Смотрите письма Минэкономразвития РФ от 27.01.2020 N Д13и-2174, ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@, от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@, от 16.02.2017 N ГД-4-14/2896@ и др.
В данном случае, как мы поняли, по итогам 2017, 2018 и 2019 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2020 году она продолжает признаваться малым предприятием. Если в 2020 году произойдет превышение показателя доходности, то, с учетом вышесказанного, организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2021 и в 2022 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2023 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.
Отметим также, что, по мнению Минэкономразвития РФ, внесение изменений в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74).

Читайте также:  Свой бизнес по продаже шапок

К сведению:
Обращаем внимание, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, к примеру, превысит 2 млрд. рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в августе 2021 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

6 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Источник

Причины и порядок создания совместного предприятия

Деловые партнеры из разных стран хотят объединить свои усилия и финансы для обоюдной выгоды: позволяет ли такое сотрудничество российское законодательство? Да, совместное предпринимательство – достаточно распространенный вид хозяйствования и сотрудничества, то есть развития внешнеэкономических отношений.

Читайте также:  Оборудование для производства свой бизнес

Рассмотрим порядок организации совместного предприятия (СП) в современных отечественных реалиях, уточним цели и возможные формы его создания, проследим этапы, которые необходимо для этого пройти. В статье будет проанализирована структура совместного предприятия и факторы, касающиеся налогообложения такой деятельности.

Что означает термин «совместное предприятие»

В правовом поле термин «совместное предприятие» не имеет строгого определения. Так можно назвать и способ хозяйствования, и форму сотрудничества, и конкретную экономическую структуру. Анализируя основной смысл данной деятельности, можно дать следующее определение СП.

Совместное предприятие – это самостоятельная экономическая единица, в которой иностранный и отечественный капитал сливаются для получения обоюдной прибыли. Другими словами, это финансовое сотрудничество российских предпринимателей с зарубежными.

Вопрос: Каков правовой режим создания совместных предприятий с иностранными государствами в области ВТС?
Посмотреть ответ

Характерные признаки совместного предприятия:

  • совместная собственность, совместные ресурсы, совместная прибыль;
  • управление и распределение рисков тоже совместное;
  • основные средства находятся на отечественной территории, но принадлежат всем сторонам СП;
  • права на произведенные товары или оказанные услуги равные у российских и зарубежных контрагентов;
  • реализовать продукцию можно в любой сотрудничающей стране или сразу в нескольких;
  • деятельность СП подчиняется законам Российской Федерации;
  • СП обладает такими же правами и обязанностями, как и любое другое юридическое лицо на территории РФ.

СПРАВКА! Понятие, полностью синонимичное совместному предприятию, но являющееся более современным – «предприятие с иностранными инвестициями». Законодательно на сегодняшний день организация СП регламентирована Федеральным законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года № 160-ФЗ.

Ключевые цели создания совместного предприятия

Любое инвестиционное сотрудничество, прежде всего, предусматривает обоюдную финансовую выгоду, причем не только личную, но и общегосударственную. Помимо этой очевидной цели, совместное предприятие создается ради решения таких задач, как:

  • добавление на отечественный рынок новых товаров и услуг;
  • привлечение инвестиционных вливаний в экономику страны;
  • расширение экспортной сети, эффективный выход на иностранные рынки;
  • сокращение доли импортной продукции за счет производства аналогичной на своей территории (импортозамещение);
  • расширение территории для сбыта, поиск новых партнеров;
  • более открытый доступ к различным ресурсам;
  • облегчение модернизации и внедрения инноваций;
  • снижение рисков (общий риск делится на количество партнеров);
  • совершенствование налоговой системы и др.

Какова роль меморандума о взаимопонимании при создании совместного предприятия?

Формы совместных предприятий

Участвовать в капитале другой страны можно по-разному. Законы РФ не запрещают любых форм внешнеэкономического сотрудничества. Совместное предприятие можно разделить по следующим критериям:

  1. По размеру участия иностранного капитала: инвестор из другой страны финансирует деятельность частично или полностью:
    • если доля финансовых инвестиций составила 100%, то при регистрации СП понадобится личное присутствие руководителя инвестирующей фирмы (или всех руководителей, если в СП несколько членов);
    • если другие страны финансируют СП только частично, их представителей можно ввести в состав правления нового юрлица путем внесения доли в инвестиционный капитал.
  2. По типу представителя:
    • СП создается с иностранной компанией, то есть юрлицом;
    • иностранным партнером становится предприниматель – физическое лицо.
  3. По организационно-правовой форме:
    • общество с ограниченной ответственностью;
    • акционерное общество;
    • простое товарищество;
    • инвестиционное товарищество;
    • возмездное оказание услуг по договору;
    • работа по договору агентской деятельности.
Читайте также:  Муж открыл бизнес денег нет

Этапы создания совместного предприятия

Прежде чем возникнуть, совместное предприятие должно пройти ряд обязательных с точки зрения логики и отечественного права шагов:

  1. Выяснение совместных задач будущих партнеров, согласование целей.
  2. Экономический анализ потенциального СП: расчет затрат и возможных прибылей, исчисление рентабельности, срока окупаемости финансовых вложений.
  3. Выбор конкретных партнеров для совместного предпринимательства.
  4. Подписание договора о намерениях.
  5. Сбор необходимого пакета документов.
  6. Разработку учредительных документов создаваемого СП.
  7. Регистрацию СП в соответствии с выбранным правовым статусом.

Что необходимо для создания совместного предприятия

Чтобы начать процедуру создания СП, нужно точно определиться относительно ключевой информации, необходимой для этого действия в соответствии с отечественными законами:

  • название предприятия, включающее его организационно-правовой статус (АО, ООО и т.п.);
  • виды деятельности, которыми планирует заниматься совместное предприятие (в России они позиционируются в кодах ОКВЭД);
  • информация о лицах, учреждающих предприятие (физических или юридических);
  • размер будущего уставного капитала и его форма (денежная и/или натуральная);
  • доля участия каждого партнера в уставном капитале;
  • актуальный юридический адрес (по месту госрегистрации);
  • личные данные руководящего звена СП (директора и главного бухгалтера);
  • предпочитаемая система налогообложения.

Налогообложение совместного предприятия

В совместном предприятии можно пользоваться любой налоговой системой. По умолчанию, если специально не оговорить это при регистрации, будет применена общая.

Самая популярная – упрощенная система – вправе использоваться, если доля иностранного инвестора меньше четверти всего капитала (до 24%). Перейти на нее можно сразу после регистрации.

Структура совместного предприятия

Законодательство разрешает определять ее самостоятельно. Обычно она соответствует общепринятой структуре выбранной организационно-правовой формы. Рассмотрим ее на примере одной из самых распространенных форм СП – акционерного общества:

  1. Высший орган управления – собрание всех акционеров.
  2. Совет директоров – осуществляет управление между общими собраниями. Количество директоров должно быть нечетным (для возможности принятия решения голосованием), их должно быть 3 и более в ЗАО, и более 5 – в АО.
  3. Правление – утверждается советом директоров.
  4. Генеральный директор – назначается из числа директоров на общем собрании учредителей. Он является официальным представителем СП во всех инстанциях. Его подпись правомочна на любых документах, кроме прямой компетенции правления и совета директоров.
  5. Ревизионная комиссия – периодически проверяет финансы и отчетность предприятия.

Риски создания и функционирования совместного предприятия

Плюсы совместной экономической деятельности очевидны, они определяются поставленными задачами. Но если «что-то пойдет не так»? На какие негативные стороны СП нужно обратить внимание? Недостатки, характерные для совместного предпринимательства:

  • меньшая степень свободы в принятии решений и осуществлении действий;
  • сложность полноценного партнерства с потенциальными конкурентами инвесторов («враг моего друга – мой враг»);
  • рассекречивание ноу-хау (особенно в случае расставания партнеров);
  • частое ощутимое несоответствие капиталов компаний и, как следствие, разные «весовые категории», то есть разный уровень и цена риска;
  • финансовая и репутационная взаимозависимость;
  • возможность поглощения более сильной компанией.

На эффективность деятельности СП в негативную сторону могут сильно повлиять некоторые факторы, во многом являющиеся следствием различия экономических моделей и образа мышления иностранных партнеров:

  • неверное понимание партнерами целей и задач СП (или их умышленное искажение одной из сторон);
  • существующие или возникающие в процессе взаимодействия конфликты;
  • разногласия, обусловленные разницей культур, стилем предпринимательства и управления;
  • недостаток искренности и откровенности у партнеров, особенно на первых стадиях СП.

Источник

Оцените статью