Какими были первые предприниматели в СССР?
Чем дальше уходят советские годы, тем больше интерес они вызывают. Те, кто родился в СССР, вспоминают эти годы с ностальгией, ведь это были годы их беззаботной молодости. Кто об СССР знает только с экранов телевизоров, все больше проникается интересом к этой загадочной стране.
В СССР частным бизнесом заниматься было запрещено. За подобную деятельность наказывали и даже могли дать срок.
Но что могло остановить или испугать советского предпринимателя? Если в человеке заложенная коммерческая жилка, его ничего не остановит.
Такового понятия, как «предприниматель», в СССР не было. Людей, которые могли в одном месте дешево купить, а в другом – дорого продать, называли «спекулянтами» и «фарцовщиками».
Причем спекулянты это те, кто перепродавал отечественные товары, а фарцовщики – импортные вещи. Фарцовщики считались элитой теневой торговли. У них всегда можно было приобрести качественную импортную вещь (джинсы, куртки, обувь).
Еще в СССР изготовляли продукцию в подпольных мастерских. Таких предпринимателей называли «цеховиками». Они организовывали нелегальные мастерские, в основном, по пошиву одежды и обуви. Чтоб прибыль была ощутимой, часто использовались ворованные у государства материалы, и использовалось государственное оборудование. Простой рабочий к таким государственным кладезям доступа не имел. У руля подпольных цехов стояли начальники заводов, фабрик и тюрем.
Если учесть, что модная одежда в магазинах отсутствовала, продукция «цеховиков» всегда пользовалась спросом.
Многие сегодняшние владельцы заводов фабрик и пароходов начинали свою подпольную деятельность именно в советские годы в качестве «цеховиков» или «фарцовщиков». Даже если сами нынешние миллионеры не были рождены с СССР, истоки их бизнеса тянутся из той страны, благодаря предприимчивости их отцов и дедов.
СССР — две стороны одной медали
Так как тема СССР вызывает интерес, как в нашей стране, так и за рубежом, многие литературные деятели затрагивают ее в своих книгах.
1. Александр Нилов «Цеховик. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера».
2. Дмитрий Васильев «Фарцовщики. Как делались состояния».
3. Александр Зиновьев «Кризис коммунизма».
4. Сергей Кара-Мурза «Советская цивилизация в двух томах».
Особенность СССР в том, что эта страна всегда имела две стороны медали, парадный и черный ход. Об этом и пытаются рассуждать литераторы, часто противореча друг другу.
СССР – это уникальная страна, о которой будут говорить еще долго и по-разному. Но то, что на Западе предприниматели строили свой бизнес, полагаясь только на свои силы и талант, советские тайные предприниматели полагались на закрома государства, ловкость рук и бесстрашие.
Источник
«Время, назад!»: как заработать на ностальгии по СССР
Сергей Ширяев и его партнеры для ретро-проекта «Квартира времени» воссоздали атмосферу советского быта
IT-инструменты, которые использует Сергей Ширяев
- MODx
- 1С:Бухгалтерия
Развлекательно-познавательный центр «Квартира времени», открывшийся недавно на Арбате, привлекает узнаваемым дизайном из недавнего прошлого и советской кухней согласно ГОСТам. В трех комнатах заведения – ковры, чехословацкие стенки, видеоигры и видеомагнитофоны, старые телевизоры и утюги. По замыслу авторов проекта, эти предметы должны вернуть гостей обратно в СССР и собственные воспоминания о тех временах. Более глубокое погружение в прошлое обеспечат с помощью тематических программ к разным событиям — от дней рождения до корпоративов.
«Квартира времени» — развлекательно-познавательный центр в Москве, интерьер которого воспроизводит обстановку квартир времен Советского Союза. В нем три комнаты, каждая из которых погружает посетителей в разные десятилетия ХХ века: 60-е, 80-е и 90-е годы. Работает только по предварительному бронированию. «Квартира» может принять до 40 человек одновременно. Посетителям предлагают пакетные программы: девичник или мальчишник в советском стиле, день рождения, романтический ужин и так далее. Вложения в проект составили порядка 9 миллионов рублей. Руководитель проекта – Сергей Ширяев.
Однажды Сергей Ширяев, автор концепции и генеральный директор «Квартиры времени», решил пересмотреть фильм «Рэмбо», который очень нравился ему в детстве. И был связан именно с воспоминания о советском детстве. Нашел фильм, включил его на плазменном телевизоре. И понял, что это всё не то – другие ощущения из-за четкого изображения и слишком большого экрана. Тогда он купил видеокассету с «Рэмбо», видеомагнитофон и телевизор с небольшим и выпуклым экраном, который с 90-х годов стоял у многих россиян дома. Пересмотрел на этой аппаратуре фильм и словно вернулся в детство.
«Появилась идея сделать видеосалон с кабинками, в котором мы показывали бы фильмы из советского прошлого на технике тех времен. Рассказал об этом своим друзьям, они идею подхватили. Целый год работали над концепцией и дошли до концепции музея-ресторана»
«Квартира времени» — это три комнаты, расположенные в одном большом коридоре: 60-е, 80-е и 90-е. Каждая комната обставлена мебелью и аппаратурой, которая была наиболее популярна в то десятилетие, под которое стилизовано помещение. Кроме жилых комнат в «Квартире» есть игровая и видеосалон. Вместе с едой гости получают и обстановку определенного периода, игры и телепередачи, а также газеты того времени.
Ведущее место в «Квартире времени» отводится воссозданию советского духа. Но подобрать детали интерьера того времени оказалось непросто. Вещи для «Квартиры» ее основатели закупали по всей России. Например, люстру привезли из Томска, выключатели и светильники – из Новосибирска, а ковры – из Подмосковья.
Сначала они попробовали найти нужные им мебель и предметы интерьера в Москве. Но оказалось, что в столице у торговцев стариной гораздо легче найти антикварные вещи ХIХ и более ранних веков, чем изделия 60-х годов прошлого века. С вещами позднесоветской эпохи старьевщики предпочитают не работать из-за их невысокой стоимости.
Создатели «Квартиры времени» сначала пробовали искать вещи на сервисе объявлений Avito, но почти всегда опаздывали с их покупкой. «Сейчас снимается много сериалов о советской эпохе. Декораторы буквально тоннами скупают вещи того времени для съемок. И с момента выставления объявления о продаже на Avito до покупки проходит каких-то полчаса», — вспоминает Сергей Ширяев.
Сергей и его партнеры вели покупки через социальные сети: выставляли объявления о том, что им нужно. А на них откликались их знакомые или знакомые знакомых. Иногда на нужную вещь выходили по цепочке из десятков человек.
Почти всю купленную мебель пришлось реставрировать: перетягивать диваны и кресла, отполировывать деревянные элементы в шкафах и стенках, отдавать в химчистку ковры. Реставрация зачастую обходилась дороже самой покупки. Например, советскую стенку, изготовленную в начале 80-х годов, купили за 2 тысячи рублей. А ее реставрация обошлась в 15 тысяч рублей. Примерно столько же стоила доставка и услуги грузчиков: мебель нашли на пятом этаже «хрущевки», где не было лифта. «Но эти затраты того стоили. Многие клиенты заходят и говорят: «О, у меня была такая же». Ради этих впечатлений мы и работаем», — замечает Сергей Ширяев.
В «Квартире времени» собрана коллекция из 4 000 видеокассет. В каждой комнате стоит телевизор соответствующего десятилетия, телефоны, радио и магнитолы. Дополняют интерьер книги, утюги, светильники, постеры, посуда, настольные игры и конструкторы, газеты. Все это можно и нужно трогать. Взять экспонаты в руки, чтобы лучше ощутить дух прошлого, в этом музее не запрещается.
«Квартира времени» находится на втором этаже особняка, расположенного на Арбате. Помещение сняли в аренду, предварительно сильно переделав его. Сначала разработали проект планировки помещения, затем согласовали его с собственником здания. Требования противопожарной безопасности внесли в этот план свои коррективы. Пришлось обработать потолочные перекрытия огнеупорной краской, с монтировать пожарную сигнализацию.
Много времени ушло на воссоздание интерьера из-за поиска необходимых вещей. Из-за того, что какие-то вещи привезли в Москве позже планируемого срока, запуск музея-ресторана перенесли с августа на октябрь. Буквально в день запуска – 21 октября 2015 года – в комнатах еще продолжали расставлять подвозившуюся мебель.
Пока в развлекательном центре небольшой штат: два администратора, повар и су-шеф, их помощники. Всего задействовано 10 человек. Сейчас заведение работает в тестовом режиме. Поэтому повара и их помощники находятся в «Квартире времени» не постоянно, а их вызывают к тому времени, на которое бронируют столик или весь музей.
Объем инвестиций в проект «Квартира времени» составил около 9 миллионов рублей, большую часть которых потратили на воссоздание советского интерьера. Это средства – личные вложения партнеров и друзей Сергея Ширяева. При самом пессимистическом бизнес-прогнозе они рассчитывают окупить их к середине 2016 года.
Развлекательный центр предлагает гостям тематические программы разного формата: романтический ужин на двоих, мальчишники и девичники трех эпох, дни рождения, юбилеи и так далее. Каждой программе соответствует одна из комнат, хотя если гостей много, им могут отвести и все помещение музея с советской кухней. Специальное меню, соответствующее «духу времени», включено в стоимость той или иной программы. Перед визитом гостей в этой комнате накрывают стол, сервируя его блюдами, приготовленными по советскому ГОСТу – посетители приходят и садятся за уже накрытый стол. За основу меню взяли «Книгу о вкусной и здоровой пище», изданной в 1952 году по указанию Анастаса Микояна, министра торговли СССР.
Официантов в «Квартире времени» как таковых нет. В каждой комнате лежит меню в виде фотоальбома. Если гостям захочется заказать что-то дополнительно, они позвонят по телефону из комнаты и сообщат об этом. Спустя небольшое время, им принесут заказ.
Некоторые тематические программы отличаются от остальных наличием дополнительных возможностей для гостей. Например, в пакет «Детская радость» входит игровая приставка Dendy с компьютерными играми 90-х годов – в них могут поиграть все собравшиеся. В рамках программы «День рождения» именинник получит газету «Правда» того дня, в который он родился. А по телевизору будут показывать новости его года рождения.
Некоторые цены на услуги «Квартиры времени»: «Романтическое свидание» (ужин с шампанским, песни 80-х и т.д.) – 6500 рублей; «День рождения» (ужин с тортом на 5 человек, аренда на два часа) – 15 тысяч рублей; программа для интуристов «Back in USSR» (ужин-экскурсия на 5 человек) – 10 тысяч рублей; корпоратив на 20 человек – 50 тысяч рублей.
В «Квартиру времени» нельзя прийти «с улицы» и заказать что-то из меню. Необходимо предварительно забронировать комнату, чтобы повара успели накрыть стол. Заказ надо сделать как минимум за час до визита. «Мы не ресторан в классическом понимании. Кухня у нас – это приятный бонус к уникальным интерьерам. Оплату мы берем за эмоции, связанные с историческими интерьерами, фактически – «за получение ностальгии», а не за условный «оливье», который можно сейчас заказать в каждом втором ресторане, признается Сергей Ширяев.
Создатели «Квартиры времени» рассчитывают, что их заведение будет интересно не только тем, кто с грустью вспоминает о советском прошлом. Ждут в «комнатах из прошлого» и тех, кто не застал прошедшие недавно эпохи, но хотел бы познакомиться с ними.
Так как развлекательный центр расположен на Арбате, его создатели надеются на интерес туристов, прежде всего иностранных. В «Квартире времени» они смогут нагляднее, чем в музеях, узнать о Советском Союзе, уверен Сергей Ширяев. Для привлечения этой категории посетителей предполагается в будущем наладить сотрудничество с туристическими фирмами.
«Главное – мы успели запуститься до новогоднего сезона. Сильно рассчитываем на проведение новогодних корпоративов и праздников», — делится планами Сергей Ширяев, генеральный директор и автор концепции «Квартиры».
Он отмечает, что в Москве есть несколько ресторанов, в интерьере которых собраны советские вещи. «Но там вещи обычно сложены без разбора, не отреставрированы. Думаю, нам эти заведения не конкуренты», — говорит Ширяев.
Он признается, что сейчас наряду с традиционными методами продвижения (собственный сайт и аккаунты в социальных сетях, раздача листовок на Арбате) делает большую ставку на «сарафанное радио». «Пусть наши посетители рассказывают своим детям, что есть такое место, где можно посмотреть, как их родители, бабушки и дедушки жили во времена своей молодости. Что есть место, где можно провести хотя бы пару часов без интернета и современного телевидения».
Источник
Малый бизнес в СССР
Наверное, если бы я сам прочитал лет пять-шесть назад такой заголовок, то сразу решил бы, что речь идет о ликвидации предпринимателей, как класса, перевоспитании на Беломорканале, наказаниях в ГУЛАГе и прочем «кошмарении малого бизнеса». Ну, как же может быть иначе – Сталин, строительство социализма, НЭП давно прикрыт, плановое хозяйство – какое тут может быть частное предпринимательство? А оказалось – могло быть.
И очень даже мощно развивалось это предпринимательство при товарище Сталине, пока Хрущев в 1956 году не прикрыл и ликвидировал этот сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками (которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара).
Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч – в процессе производства, материалов для производства снарядов – столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство – производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве!
Мое детство прошло в хрущевское время, поэтому отношение к артелям было, как обычно в те времена, пренебрежительное: «Подумаешь, ширпотреб, подумаешь, артель «Красная синька», чепуха какая!». Вот государственное предприятие – это серьезно! А после прочтения этого рапорта начал интересоваться и старался понять – а каким же оно было, советское, сталинское предпринимательство, артельное производство? Первым делом вспомнилось – по прочитанным мемуарам оружейников-конструкторов и производственников – что в осажденном Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией. Потом начал искать сведения об артелях – и узнал удивительные вещи. Оказалось, что при Сталине предпринимательство – в форме производственных и промысловых артелей – всячески и всемерно поддерживалось. Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «дали по рукам» ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием – единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13% (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было). А чтобы у чиновников соблазна «прижать» артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны… В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Я читал воспоминания своего ровесника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью – он стал «начальником транспортного цеха». Другой раскопал под развалинами сатуратор – устройство для газирования воды – и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе. Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев – в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией – и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать – артель росла и развивалась. А через несколько лет ее председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался – оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почетен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации».
И какое же наследство оставил стране товарищ Сталин в виде предпринимательского сектора экономики? Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи – в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».
Вот как развивалось предпринимательство при Сталине. Предпринимательство настоящее, производительное, а не спекулятивное. Предпринимательство со светлой головой и трудовыми руками, которое открывало полный простор инициативе и творчеству, и которое делало экономику сильнее, шло на пользу стране и народу. Предпринимательство, которое находилось под опекой и защитой государства – о таких реалиях «демократии», как рэкет, «крышевание», коррупция, в сталинские времена и не слыхал никто. И в этих условиях предпринимательство росло и крепло. Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» — у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха – десятки тысяч.
Сталин и его команда решительно выступали против попыток огосударствить предпринимательский сектор. Во всесоюзной экономической дискуссии в 1951 году Д.Т. Шепилов, А.Н. Косыгин отстаивали и приусадебное хозяйство колхозников, и свободу артельного предпринимательства. Об этом же писал Сталин в своей последней – 1952 года – работе «Экономические проблемы социализма в СССР».
Но Сталин умер, на высший государственный пост пролез хитрый прощелыга, «оттепельщик» Хрущев. Вылил потоки грязи на Сталина, злопамятно припомнил Шепилову его выступления против хрущевских идиотических идеек (старшее поколение помнит хрущевскую формулу «и примкнувший к ним Шепилов»). И за пять лет разорил, растоптал и уничтожил то, что десятками лет заботливо, мудро и последовательно выращивал Сталин. В 1956 году он постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия – исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Упомянутый выше «Радист» стал госзаводом. «Металлист» — Ремонтно-механическим заводом. «Красный партизан» — Канифольным заводом. «Юпитер» превратился в государственный завод «Буревестник». Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату.
Не вызывает сомнений справедливая национализация, проведенная после революции – все, что построено народом за века его ограбления и эксплуатации, при мерзкой и несправедливой системе распределения благ, безусловно должно было быть передано тому, кому все это принадлежит по праву – трудовому народу. Все, что нажито спекуляцией, ростовщичеством, обманом, аферами, финансовым или полицейским принуждением – должно быть возвращено народу и использоваться во благо всего народа.
Но собственность артелей, созданная и накопленная в советское время, в полном соответствии со справедливыми законами, собственность материальная, трудовая, не бумажные «ваучеры», «акции» и прочие бумажонки, являющиеся средствами и и
Источник