Современное состояние и пути совершенствования правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска через границу
Туганов Ю.Н., профессор кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.
Венчиков Д.А., юрист Центра исследования проблем российского права «Эквитас», соискатель ученой степени кандидата юридических наук.
В статье рассматривается современное состояние правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска: нормативной правовой базы, регламентирующей эту деятельность; теории и практики, научного обеспечения и некоторых других сфер деятельности. Направления совершенствования правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска обосновываются как пути устранения выявленных недостатков.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, нормативные правовые акты, международные договоры, пункты пропуска через границу, теория и практика правоохранительной деятельности, пограничная деятельность, пограничный контроль, процессуальная деятельность, оперативная деятельность.
Current state and ways of improving the law enforcement activities of border agencies at border crossing points
Yu.N. Tuganov, D.A. Venchikov
Tuganov Yu.N., honored lawyer of the Russian Federation, doctor of legal Sciences, Professor, academician of RANS, Professor of the Russian customs Academy.
Venchikov D.A., а solicitor of law department of the Centre of Russian Law Studies «Aquitas», competitor of a scientific degree of candidate of legal Sciences.
The article discusses the current state of law enforcement activities of border authorities at checkpoints: the regulatory legal framework governing this activity; theory and practice, scientific support and some other areas of activity. Directions of improvement of law enforcement activities of border authorities at checkpoints are justified as ways to eliminate the identified shortcomings.
Key word: law enforcement, normative legal acts, international treaties, border crossing points, theory and practice of law enforcement, border activities, border control, procedural activities, operational activities.
Правоохранительная деятельность пограничных органов в пунктах пропуска через границу представляет собой «вид деятельности, которая осуществляется с целью охраны норм права от нарушений, выявленных при осуществлении пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, путем применения мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечения исполнения назначенных мер наказания (взыскания), принятия мер по предупреждению правонарушений в будущем при строгом соблюдении установленного порядка» .
Венчиков Д.А. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска через границу // Сборник докладов международной научно-практической конференции «Роль военной науки в обеспечении безопасности государства». Алматы, 2013. С. 124 — 129.
Исходя из данного определения современное состояние правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска через границу (далее — пункты пропуска) целесообразно проанализировать по следующим направлениям:
«Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных» (Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», по состоянию на 15 июля 2016 г.).
- нормы права, регламентирующие правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска;
- практическая деятельность пограничных органов по охране норм права от нарушений, выявленных при осуществлении пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно устоявшимся научным взглядам нормы права представляют собой систему различных источников права, которые, отражая закономерности общественного развития, направлены на регулирование общественных отношений в различных сферах деятельности . Однако для того, чтобы рассмотреть все источники права, необходимо отдельное научное исследование, поэтому в настоящей статье будут проанализированы только некоторые нормы, непосредственно регламентирующие правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска, в частности международные договоры и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Корякин В.М. Введение в теорию военного права (монография) // Рос. военно-правовой сб. 2007. N 9. С. 54.
Первую группу правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность пограничных органов на путях международного сообщения (в пунктах пропуска), составляют международные договоры.
Одним из основополагающих международных правовых актов данной группы является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности . Так, в данной Конвенции используются понятия «компетентные органы» (ст. ст. 2, 11, 16, 18, 20), «правоохранительные меры» (ст. ст. 11, 12), «правоприменительные меры» (ст. 27), раскрываются признаки транснациональной преступности и отдельные положения содержания правоохранительной деятельности.
Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime (дата обращения: 06.09.2017).
В Протоколах к названной Конвенции дается дефиниция поддельного документа, содержатся требования к проверке документов и защите документов от подделок и др. Данные дефиницию и требования следует имплементировать в правовые акты Российской Федерации.
Определенный научный интерес представляет Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблей ООН 17 декабря 1979 г. . В данном международном правовом акте закреплены «важные принципы и предпосылки гуманного осуществления функций по поддержанию правопорядка» и нормы поведения, которые должны соблюдать должностные лица правоохранительных органов. Указанные принципы, предпосылки и нормы должны быть учтены в требованиях к поведению сотрудников федеральной службы безопасности .
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 1998. С. 35 — 41.
Приказ ФСБ России от 7 ноября 2017 г. N 609/ДСП «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности». Зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2017. Регистрационный номер 49254.
Важное место среди международных договоров занимают акты, регламентирующие отношения в сфере функционирования отдельных видов международных сообщений, а также некоторые вопросы пропуска лиц и различных категорий транспортных средств.
Основными международными правовыми актами, регламентирующими отношения на морских путях международного сообщения (в морских пунктах пропуска), являются:
- Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. (ФАЛ-65) ;
Конвенция по облегчению международного морского судоходства и резолюции, утвержденные международной Конвенцией по облегчению морских пассажирских и грузовых сообщений 1965 г. // Международное публичное право: Сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 262 — 279.
- Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. ;
Конвенция ООН по морскому праву. Принята 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей. Ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ (с заявлением).
- Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) 2002 г. .
Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) 2002 г.: International ship and port facility security // Конференция договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 по охране жизни людей на море. Резолюция 2 Конференции / ЦНППМФ. СПб., 2016. Вып. N 7 (Российская Федерация является участницей Конференции).
Основным международным правовым актом, регулирующим отношения на воздушных путях международного сообщения (в воздушных пунктах пропуска), является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., принятая в рамках деятельности Международной организации гражданской авиации (ПКАО). Данная Конвенция с приложениями регламентирует международные нормы гражданской авиации и координирует ее развитие в целях повышения безопасности и эффективности .
Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на 1 января 2000 г.) // СПС «Гарант».
На железнодорожных путях международного сообщения (в железнодорожных пунктах пропуска) отдельные вопросы правоохранительной деятельности пограничных органов регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС) .
Соглашение о международном пассажирском сообщении. М., 1999. С. 121 — 139.
На автомобильных путях международного сообщения (в автомобильных пунктах пропуска) деятельность пограничных и других контрольных органов регулируется в основном двусторонними договорами. Кроме того, Российская Федерация является участницей Конвенции МДП . Данную Конвенцию подписали 24 государства Европы, а также США, Япония, Афганистан, Иран, Турция, Израиль и некоторые другие страны. Отличительный знак автотранспорта государств — участников Конвенции — табличка ТИР (TIR).
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. // Международные перевозки грузов. Серия «Закон и бизнес». СПб., 1996.
В данных международных договорах содержатся нормы, направленные на упрощение и сокращение контрольных процедур; требования в отношении документов на право пересечения границы; сформулированы меры по обеспечению режима в пунктах пропуска; даны рекомендации по принятию государствами-участниками стандартов проведения контрольных процедур, осуществляемых в международных пунктах пропуска, и некоторые другие рекомендации.
Однако приведенные выше положения не нашли своей полной реализации в российских нормативных правовых актах, определяющих технологию пропуска через границу лиц и транспортных средств.
Далее исследуем современное состояние нормативных правовых актов Российской Федерации.
Анализ трудов профессора А.А. Некрасова показывает, что в российских законах , регламентирующих правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска, имеются определенные правовые коллизии и правовые пробелы, связанные в первую очередь с отсутствием в них легального определения понятия «пограничная деятельность» .
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (по состоянию на 15 июля 2016 г.); Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (по состоянию на 7 марта 2018 г.).
Буканова О.А., Некрасов А.А. Правовое регулирование деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности по осуществлению пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и транспортных средств: Моногр. М., 2011. 314 с.; Некрасов А.А. Проблемные вопросы правоприменительной деятельности пограничных органов ФСБ России в пунктах пропуска через государственную границу и пути их решения // Оперативник (сыщик). 2012. N 4 (33). С. 38 — 42; Косиков К.А., Некрасов А.А. Деятельность пограничных органов в условиях экономической интеграции государств (военно-правовое исследование): Моногр. М., 2014. 375 с.
Если взять за основу предложенную профессором А.А. Некрасовым формулировку «пограничная деятельность» , то для устранения указанных недостатков необходимо внести соответствующие изменения в законодательство о государственной границе Российской Федерации .
«Пограничная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения комплекса войсковых (оперативно-боевых), разведывательных, контрразведывательных, оперативно-разыскных, режимно-пропускных, административных, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных, военно-технических и других мер в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (Косиков К.А., Некрасов А.А. Указ. соч. С. 132).
Законодательство о Государственной границе Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 4 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»).
Анализ современного состояния практической деятельности пограничных органов в пунктах пропуска показал, что основные правоохранительные функции реализуются достаточно эффективно . Вместе с тем в указанной деятельности имеются некоторые слабые места, в частности:
Венчиков Д.А. Указ. соч. С. 124 — 129; Буканова О.А., Некрасов А.А. Указ. соч. С. 68 — 73.
- в сфере процессуальной деятельности: недостатки в организации взаимодействия оперативных подразделений и подразделений процессуальной деятельности пограничных органов; отсутствие единого подхода в применении норм ст. 322 УК РФ и ст. 18.1 КоАП РФ в части квалификации деяния; низкая эффективность деятельности по взысканию в доход государства назначенных административных штрафов, в первую очередь с иностранных граждан и лиц без гражданства;
- в информационно-аналитическом обеспечении: несовершенство информационных технологий, связанных с получением упреждающей информации об обстановке на путях международного сообщения;
- в научном обеспечении: отсутствие систематизированных научных исследований сущности правоохранительной деятельности пограничных органов; недостаточное изучение и творческое осмысление опыта работы пограничных ведомств иностранных государств.
Совершенствование правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска целесообразно осуществлять путем устранения выявленных недостатков по следующим направлениям.
- Повышение эффективности норм права, регламентирующих правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска , путем: имплементации основных положений международных договоров, участницей которых является Российская Федерация, в российские нормативные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска; устранения правовых коллизий и правовых пробелов в российском законодательстве.
В ходе социологического опроса 59% респондентов высказали мнение о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей правоохранительную деятельность пограничных органов в пунктах пропуска.
В этих целях необходимо:
- внести в Постановление Правительства Российской Федерации дефиницию понятия «поддельный документ», сформулированную в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. В дальнейшем данная дефиниция должна быть инкорпорирована в ведомственные правовые акты;
Пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации».
- дополнить Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности положениями Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого резолюцией N 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.;
- инкорпорировать в Типовые схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также в Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации правовые нормы, закрепленные в международных договорах (конвенциях, соглашениях и т.п.) и регламентирующие отдельные правила осуществления пограничного контроля и режима в пунктах пропуска.
Для устранения правовых коллизий и правовых пробелов в российском законодательстве авторы поддерживают предложение профессора А.А. Некрасова заменить термин «пограничная деятельность», обозначенный в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» как направление деятельности органов федеральной службы безопасности на собственно «пограничную деятельность» и на «деятельность по осуществлению государственного контроля в сфере охраны живых ресурсов».
Исходя из изложенного выше необходимо внести изменения в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», легализирующие дефиницию понятия «пограничная деятельность» и уточняющие полномочия пограничных органов.
- Развитие теории и практики правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска.
Проведенные ранее исследования показали, что пограничный контроль является видом государственного контроля в пунктах пропуска через границу и, следовательно, не может быть видом пограничной службы в пунктах пропуска, как указано в настоящее время в ведомственных правовых актах .
Венчиков Д.А. Указ. соч. С. 124 — 129.
Кроме того, пограничный контроль, наряду с другими видами государственного контроля, является составной частью пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных . В свою очередь, пропуск через границу является элементом режима государственной границы . Из этого следует, что выделение пограничного контроля в отдельный элемент режимно-пропускной деятельности лишено простой логики построения правовых норм, так как он является частью другой правовой нормы (правил режима государственной границы).
Статья 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
Статья 7 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
Проведенное авторами исследование показало существенное совпадение оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями пограничных органов, и режимно-пропускной деятельности, выполняемой подразделениями пограничного контроля, по следующим признакам: совпадение цели деятельности; идентичность методов деятельности; существенное количество общих решаемых задач; значительное совпадение оперативных мероприятий и методов пограничного контроля. Так, из 15 оперативных мероприятий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», 9 применяются подразделениями пограничного контроля в ходе осуществления режимно-пропускной деятельности .
В настоящей статье авторы используют два варианта написания этого слова — «оперативно-разыскной» и «оперативно-розыскной». — Прим. ред.
О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 2 февр. 2005 г. N 50. URL: http://www.Rosgranitsa.ru/about/docs/pp/94-r (дата обращения: 13.03.2017).
Следовательно, можно утверждать, что подразделения пограничного контроля являются оперативными подразделениями, а их сотрудники, непосредственно осуществляющие режимно-пропускную деятельность, — оперативными сотрудниками.
Одним из направлений совершенствования правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска является создание системы сбора предварительных данных о пассажирах, прибывающих в пункты пропуска России, которую целесообразно создать на основе информационной системы Минтранса России.
- Совершенствование процессуальной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска путем: применения единой методики классификации правонарушений, предусмотренных ст. 18.1 КоАП РФ и ст. 322 УК РФ; внесения дополнения в ст. 18.4 КоАП РФ, связанного с применением мер ответственности в зависимости от категории лиц, совершивших правонарушение (физические лица, должностные лица, юридические лица); формирования единого подхода в применении норм ст. 322 УК РФ; постановки на контроль в программно-технические комплексы паспортного контроля лиц, которые не оплатили административный штраф.
- Разработка и принятие комплекса организационно-правовых мероприятий: по правовому закреплению подразделений пограничного контроля как оперативных подразделений пограничных органов; по разработке квалификационных требований к подготовке квалифицированных специалистов подразделений процессуальной деятельности пограничных органов и созданию в одном из институтов ФСБ России пограничного профиля нескольких специализированных учебных групп.
- Одним из важнейших направлений научного обеспечения правоохранительной деятельности пограничных органов авторы считают развитие новой общетеоретической науки, обоснованной профессором А.Ю. Шумиловым, — сыскологии . Он отмечает, что «новая отечественная наука о профессиональной сыскной деятельности — сыскология (иначе сыскная наука или наука о профессиональном сыске) является частью отечественной науки (преимущественно юридической) и представляет собой межотраслевую систему научных взглядов, идей и представлений (совокупность знаний и концепций) о российской профессиональной сыскной деятельности, ее принципах и практике применения, ее возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом» . По мнению профессора А.Ю. Шумилова, данная наука должна объединить научные знания об оперативно-разыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности и некоторых иных видах профессиональной сыскной деятельности.
Шумилов А.Ю. Сыскология, или Наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство // Оперативник (сыщик). 2007. N 4 (13). С. 10 — 17; Он же. Двенадцать тезисов о возникновении сыскологии и криминосыскологии, а также становлении современной оперативно-розыскной науки // Науч. портал МВД России. 2010. N 11. С. 79 — 87; Шумилов А.Ю. Теория оперативно-розыскной деятельности, криминосыскология или. // Оперативник (сыщик). 2010. N 2 (23). С. 40 — 46; Он же. Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации: Моногр.: В 3 т. М., 2013. 763 с.; Он же. Оперативно-розыскная деятельность в современной России как комплексный объект научного познания: препринт. М., 2008. 257 с.
Шумилов А.Ю. Двенадцать тезисов о возникновении сыскологии и криминосыскологии, а также становлении современной оперативно-розыскной науки. С. 79 — 87.
Приведенное утверждение особенно актуально для пограничных органов, в которых оперативно-розыскная, разведывательная и контрразведывательная деятельность объединена единым понятием — оперативно-служебная деятельность . Кроме того, составной частью оперативно-служебной деятельности, но присущей только пограничным органам, является проведение режимно-пропускных мероприятий. Исходя из этого, вероятно, можно говорить о разработке одной из отрасли новой науки — пограничной сыскологии.
Статья 7 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».
При этом следует придерживаться общих положений, выдвинутых профессором А.Ю. Шумиловым, на которых должна основываться сыскология .
Шумилов А.Ю. Двенадцать тезисов о возникновении сыскологии и криминосыскологии, а также становлении современной оперативно-розыскной науки. С. 79 — 87.
- Во многих теоретических трудах продолжает применяться определение «теория оперативно-розыскной деятельности», под которой понимают «науку, исследующую закономерности механизма совершения преступлений и противодействия криминальной среды, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, оценки и использования фактических данных о них, разрабатывающую правовые, организационные, методические и тактические основы эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью» . Однако данное определение не совсем соответствует положениям Федерального закона, в котором оперативно-розыскная деятельность понимается гораздо шире, чем ранее , а следовательно, существующий узкий взгляд на нее только как на средство антикриминального воздействия несколько устарел.
Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2006. С. 93; Климов И.А., Тузов Л.Л., Сазонова Н.И. Методология теории и практики оперативно-розыскной деятельности // Науч. портал МВД России. 2009. N 1 (5). С. 58.
Статьи 1, 7, 8, 8.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Авторы поддерживают мнение профессора А.Ю. Шумилова, утверждающего, что одним из направлений современной оперативно-розыскной деятельности «является добывание информации о создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России: а) событиях (природных явлениях, катастрофах и т.п.); б) действиях (отдельного человека или группы лиц, вплоть до организации); в) бездействии соответствующего лица (лиц), на которого возложены обязанности действовать определенным образом в той или иной ситуации. Причем в данном случае речь должна идти не только о поиске сведений криминального свойства, а обо всех вероятных угрозах безопасности Российской Федерации» .
Шумилов А.Ю. О видах и направлениях современной оперативно-розыскной деятельности: к постановке проблемы // Оперативник (сыщик). 2013. N 4 (37). С. 28.
Данная позиция подтверждается требованиями правовых актов к осуществлению оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности и проведению режимно-пропускных мероприятий . Так, общую для них цель можно сформулировать как обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничной сфере.
Статьи 9 — 11 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»; ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
Следовательно, существуют объективные предпосылки для обоснования новой отрасли сыскологии — пограничной сыскологии.
- Проведенный профессором А.Ю. Шумиловым анализ научных трудов по оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности показал, что в них отсутствуют единые подходы к формированию современной оперативно-розыскной науки .
Шумилов А.Ю. Открытые монографии и знаковые публикации в современной России об оперативно-розыскной деятельности (1991 — 2008 гг.) // Оперативник (сыщик). 2008. N 4. С. 40 — 48.
По мнению авторов статьи, пограничная сыскология должна раскрываться через систему взаимозависимых понятий, образующих соответствующие понятийные ряды: сущность и явление, структура и система, содержание и формы оперативной деятельности. Так, содержание пограничной сыскологии можно раскрывать через понятия: «объекты», «субъекты» и «участники» оперативной деятельности», «оперативные мероприятия и действия» и «специальные средства», «цель оперативной деятельности», «задачи» и «результат» деятельности и т.д.
- Предметом пограничной сыскологии, т.е. тем, что она может и должна изучать, выступают деяния, события, процессы и явления в пограничной сфере. В силу комплексного характера пограничная сыскология не имеет единого, целостного предмета научного исследования (точнее, ее предмет носит комплексный характер).
Исходя из определения сыскологии, можно утверждать, что пограничная профессиональная сыскная деятельность есть юридически значимая, исполняемая на профессиональной основе работа (труд, дело), которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (использование конфиденциальных возможностей и др.) пограничными органами и заключается в добывании полезной информации для обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничной сфере.
- Система современной пограничной сыскологии как отрасли науки может быть представлена единством трех частей: общей, особенной и специальной.
Общая часть пограничной сыскологии должна содержать научные положения (теории, учения, концепции и т.п.), типичные для всей оперативной деятельности пограничных органов.
Особенная часть пограничной сыскологии может и должна содержать научные положения об определенных видах (направлениях) современной оперативной деятельности пограничных органов, выделенных по специфике правовых отношений, и, возможно, будет включать теоретическое обоснование: оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, действий по проведению режимно-пропускных мероприятий.
Специальная часть пограничной сыскологии должна включать, по мнению авторов, научные положения: о стратегии оперативной деятельности пограничных органов; тактике оперативной деятельности пограничных органов; методике и организации различных видов (направлений) оперативной деятельности пограничных органов; специальных технических и иных средствах, применяемых в оперативной деятельности пограничными органами, и т.п.
Исходя из сказанного пограничная сыскология является отраслью науки сыскологии (сыскной науки, или науки о профессиональном сыске, преимущественно юридической) и представляет собой «систему научных взглядов, идей и представлений (совокупность знаний и концепций) о профессиональной оперативной деятельности пограничных органов, ее принципах и практике применения, ее возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом».
Таким образом, проведенные исследования показали, что совершенствование правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска целесообразно осуществлять по следующим направлениям: развитие норм права, регламентирующих правоохранительную деятельность пограничных органов; совершенствование теории правоохранительной деятельности пограничных органов; повышение результативности практической деятельности пограничных органов; улучшение качества процессуальной деятельности пограничных органов; разработка и принятие комплекса организационно-правовых мероприятий; обоснование теоретических подходов к разработке новой науки — пограничной сыскологии, которая является отраслью общей науки сыскологии.
Источник