1.3. формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
1.3. формирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса
В России в целом за 90-е гг. создана нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа. На федеральном уровне действует более чем 30 нормативных актов. Разработана и законодательная база привлечения иностранных инвестиций, в целом соответствующая нормам международного инвестиционного сотрудничества.
В связи с тем, что формы инвестиций чрезвычайно разнообразны, законодательство, которое оказывает влияние на их развитие, включает корпоративное законодательство, законодательство об иностранных инвестициях, о рынке ценных бумаг, о банковской деятельности, о коллективном инвестировании, бюджетное законодательство, налоговое и, наконец, уголовное законодательство.
Разные получатели инвестиций (государственные и частные предприятия), разные формы собственности инвесторов (государственные и частные инвестиции), разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные способы взаимодействия инвестора и реципиента инвестиций (на кредитной основе и путем вкладов в уставной капитал реципиента) — все это исключает возможность создания режима инвестиций в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства. Этим объясняются многочисленность и разнообразие правовых норм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции и инвестиционный процесс.
Сложность внутренней структуры правового обеспечения инвестиционной деятельности связана также с ее многоуровневостью. Необходимо иметь в виду несколько уровней — федеральный, региональный (субъекты РФ), местный (местное самоуправление), корпоративный и локальный (в рамках хозяйственных объединений, предприятий и т.п.).
Правовое обеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы), непосредственно регулирующие инвестиционную сферу, а также нормативные блоки, регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовую сферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Таким образом, привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, с формированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостной правовой системы пока не создано, российское инвестиционное законодательство имеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.
Подобная ситуация в инвестиционной сфере обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, осуществление радикальных рыночных реформ началось в условиях нормативно-правового вакуума и отсутствия законодательной базы в инвестиционной сфере. В последние годы было предпринято немало усилий по формированию нормативно-правовой базы инвестиционного процесса. Приняты базовые и частные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, затрагивающие вопросы стратегического и регламентного характера в области инвестиций.
Однако изменение хозяйственной среды, непрерывная смена тенденций во всех областях, в том числе и в инвестиционной сфере, а также возникновение принципиально новых задач, увеличение их числа приводят к быстрому устареванию и обесцениванию принятых нормативных документов. В связи с этим без согласования с уже принятыми законами было издано значительное число нормативных актов, носивших временный ситуационный характер (постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы инвестиционной деятельности).
Новые правовые нормы часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому даже специалисты не всегда имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.
В 1998 и начале 1999 г. были приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Нормативно-правовые условия инвестиционной деятельности на территории страны определяет Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ниже отдельно даны комментарии к Закону).
В этот период были также приняты законы «О Бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к закону «О соглашениях о разделе продукции», принятому в 1995 г.
Дополнительные возможности для развития инвестиционной сферы дает Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» от 2 января 2000 г. №22-ФЗ. В целях создания правовых основ стабильного осуществления отечественными и иностранными инвесторами инвестиционной деятельности в законе принята так называемая «дедушкина оговорка». Российским и иностранным инвесторам, осуществляющим реализацию приоритетного инвестиционного проекта на территории России, предоставляются гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства. В соответствии со стабилизационной оговоркой в отношении инвестора, осуществляющего капитальные вложения в приоритетный инвестиционный проект, до полной окупаемости инвестиционного проекта (не более семи лет) не должно применяться новое законодательство или изменения и дополнения, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки по сравнению с условиями, которые действовали на день начала финансирования проекта.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата также были намечены меры по упрощению процедуры согласования технико-экономических обоснований инвестиционных проектов.
Вместе с тем, на наш взгляд, ряд положений закона требуют уточнений и дальнейшего развития. В законах об инвестиционной деятельности определено, что государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривается как путем создания благоприятных условий для ее развития, так и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Вместе с тем, слабо прописана ответственность государства за развитие инвестиций в реальном секторе экономики. Существенно сужаются права инвесторов различными изъятиями в осуществлении инвестиционной деятельности.
Стабилизационная оговорка касается только инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. При этом из поля ее действия выпадает огромный сегмент инвестиционной деятельности, имеющий определенное значение для сбалансированного социально-экономического развития.
На привлечение инвестиций в реальный сектор экономики направлен Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001 г., №156-ФЗ). В соответствии с законом вводятся единые стандарты регулирования взаимоотношений в области коллективных инвестиций, а также устраняется ряд препятствий для размещения свободных денежных средств на организованных рынках капитала. Определяются особенности создания, правового положения и ликвидации акционерных обществ в инвестиционной сфере, лицензирования их деятельности и др. вопросы.
Следует признать, что федеральная законодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционного климата недавно приняты (или находятся в стадии принятия) законодательные акты, направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощение процедуры регистрации юридических лиц, порядка введения в хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровня трансакционных издержек бизнеса.
Источник
Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности
Законодательство в области инвестиционной деятельности находится в стадии формирования. Существует немало правовых проблем, особенно в области иностранных инвестиций, которые требуют урегулирования.
Центральной проблемой формирования благоприятного инвестиционного климата является проблема гарантий прав собственности, особенно реального обеспечения прав частной собственности. Среди основных законодательных препятствий на пути иностранных и отечественных инвестиций остается неурегулированность земельного вопроса, и прежде всего вопроса о частной собственности на землю. Земельный кодекс, принятый Государственной думой и отклоненный Советом Федерации, запрещал куплю-продажу земли.
Правовая основа для использования гражданско-правовых методов регулирования, в том числе в инвестиционной сфере, заложена в действующем гражданском законодательстве, получила дальнейшее развитие в Гражданском кодексе. Однако гражданско-правовые отношения между государством и частным инвестором требуют дополнительного детального урегулирования.
Развитие гражданско-правовых начал в отношениях государства и инвестора, обеспечивающих реальное равенство сторон, не означает, вместе с тем, посягательства на прерогативы государства. С одной стороны, оно —партнер частного инвестора, но, с другой, оно же осуществляет контроль за его деятельностью.
Использование механизма привлечения инвестиций через заключение инвестиционных и иных договоров будет способствовать и росту заказов на российские товары и услуги, обеспечивая более полную загрузку производственных мощностей, рост занятости и заработной даты работников, пополнение доходной части бюджета через расширение базы налогообложения юридических и физических лиц.
Стимулом притока инвестиций станет и стабильность налогообложения, если закрепить в законодательстве положение о том, что к о1щессиоi-тньЫь договорам на весь срок их действия применяются Налоговые правила, действовавшие на момент заключения этих договоров.
Привлечению иностранных инвестиций будет также способствовать подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности — заключение межправительственных соглашений о взаимной защите капиталовложений, присоединение к Международным конвенциям, вступление России во Всемирную торговую организацию.
Нуждаются в законодательном упорядочении и многие процедуры оформления документов, регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов.
Инвестиционная деятельность затрудняется также серьезной несогласованностью в правовых подходах к регулированию этой сферы, которая имеется в законодательстве субъектов Российской Федерации. Как и в других областях, участники инвестиционного процесса сталкиваются здесь с обилием нормативных актов на уровне ведомств, которые нередко противоречат друг другу.
Реформа налоговой системы. Снижение налогового бремени необходимо, чтобы увеличить прибыль, используемую на обновление и развитие производства. Сейчас уровень налоговых поступлений в бюджет невысок. Это естественная реакция, в том числе законопослушного предпринимателя на тяжелое налоговое давление. Если платить все налоги, многие представители бизнеса просто разорятся. В силу разрыва между высоким уровнем налогового процесса и низким уровнем собираемости налогов существует возможность реально снизить этот пресс для законопослушного бизнеса и не допустить ущерба для бюджета.
Упорядочение системы налогов — один из самых больных вопросов жизнедеятельности бизнеса и нынешнего инвестиционного климата. Важнейшие требования бизнеса состоят в следующем: сократить множественность налогов, упростить порядок их взимания, в котором сейчас не могут разобраться даже многие специалисты, устранить налоговый произвол местных властей.
Промышленная политика. Промышленная политика как целостное явление в стране отсутствует. Отдельные фрагменты ее встречаются в виде пока еще недостаточно последовательной поддержки жилищного строительства, малого бизнеса, отдельных финансово-промышленных групп, некоторых конверсионных мероприятий и т. п.
Важным аспектом развития инвестиционного процесса является выработка грамотной политики приоритетов в промышленности. Различные концепции, в том числе и та, что была недавно утверждена правительством, отличаются декларативностью и не содержат конкретного целеполагания, особенно в обрабатывающей промышленности, находящейся в наиболее трудном положении. Имели место попытки определения так называемых «точечных приоритетов». Однако дальше разговоров дело пока не идет. Практически потеряно порядка 300 передовых отечественных технологий. Чтобы восстановить их, потребуются огромные средства.
Вместе с тем, в экономике еще есть такие технологические точки, которые могли бы стать «локомотивами» развития многих производственных отраслей. Это жилищное строительство, высокотехнологичные и ядерные сектора ВПК, конверсионное производство, тесно связанное с ВПК и имеющее выход на внешние рынки (космическая промышленность, гражданское самолетостроение). Перечень таких перспективных сфер можно было бы продолжить. На государстве также лежит ответственность за сохранение многих из оставшихся еще научных, конструкторских и производственных коллективов, доказавших способность создавать и эксплуатировать современные высокие, а нередко и самые передовые в мире технологии.
Причем поддержка может осуществляться в формах, которые предусмотрены Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций: долевое участие в финансировании, государственные гарантии.
Одним из важных принципов является поддержка, в первую очередь, тех организаций, которые на деле доказывают свою способность побеждать в конкурентной борьбе на основе использования передовых технологий. Ведется также разработка программы поддержки национальной технической базы, направленной, прежде всего, на сохранение и развитие критических технологий, упускать которые недопустимо.
Страхование инвестиционных рисков. Исключительно высокие и разнообразные риски, сопутствующие современным инвестициям в России, служат одной из причин торможения инвестиционной деятельности. Существенное влияние имела неустойчивость политической ситуации, не дававшей гарантии от национализации частной собственности и от изменения курса на развитие рыночной экономики. Этот фактор особенно тяжел, ибо не подлежит страхованию, а государственные гарантии не могут быть предоставлены всем.
Повышенные риски связаны также с неустойчивостью экономического и социального положения страны. Влияние этого фактора остается значительным.
Начинается постепенный процесс уменьшения роли глобальных рисков, связанных с общей кризисной ситуацией в стране, и переход к типичному кругу инвестиционных рисков, свойственных любой экономике. Но даже с учетом этого процесса уровень рисков в российском хозяйстве остается Исключительно высоким. Система страхования рисков становится одним из решающих условий активизации деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Частное страховое дело, с одной стороны, получает сейчас в России весьма бурное развитие, с другой, переживает сложные времена. Не исключено, в частности, банкротство немалого числа возникших на первой волне недостаточно крепких страховых компаний.
Несмотря на сложные условия, повышение роли страховых и перестраховочных организаций в ослаблении последствий инвестиционных рисков состоят прежде всего в следующем:
— расширение сфер страхования гражданской ответственности организаций, в том числе при осуществлении инвестиционного процесса — страхование риска, возникающего при изменении условий реализации проекта и снижения его эффективности, удлинения сроков реализация проекта, аварий или несчастных случаев;
— распределение риска при инвестировании крупных проектов между страховыми компаниями через механизм перестрахования;
— рационализация порядка распределения страховой премии между страховыми организациями и участниками процесса страхования в пользу страховых организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование мероприятий, минимизирующих риск при осуществлении будущих вложений в определенных сферах. Например, страхование грузов, транспортных средств и т. п. часто связано с плохим механическим состоянием технической базы перевозок (дорог, подвижного состава), неразвитостью инфраструктуры. Страховые компания нередко заинтересованы вложить собственные средства в мероприятия, минимизирующие возникновение риска в будущем.
Формирование новой инвестиционной культуры предпринимателей. Опыт начатой в 1991 г. реформы экономики показывает, что только спустя 5 лет начали работать механизмы адаптации промышленного комплекса России. Только теперь все более осознается, что преодоление спада и переход к продуктивному развитию связан с необходимостью преодоления некоторых сложившихся в производственной сфере стереотипов: отказ от экстенсивных методов развития и резкое повышение интенсивности производственного процесса как за счет повышения квалификации и трудовой дисциплины работников, так и путем автоматизации широкой производственно-технологической кооперации и информатизации инвестиционного процесса.
Источник