Совершенствование политики привлечения инвестиций

Совершенствование политики привлечения инвестиций

Ведение

Одним из основных направлений экономической политики муниципальных образований является инвестиционная деятельность, которая на различных уровнях власти связана с улучшением инвестиционного климата как одного из основных показателей состояния и перспектив развития любой территории для привлечения инвестиций. Основная суть муниципальной инвестиционной политики заключается в создании благоприятных условий для инвесторов и, как следствие, улучшении инвестиционного климата.

В настоящее время муниципальные образования вынуждены функционировать в условиях ограничений как финансового, имущественного, так и законодательного характера. В наибольшей степени данное обстоятельство характерно для муниципальных образований Севера, социально-экономическое положение которых усугубляется под воздействием региональных особенностей. К ним относятся сложные природно-климатические условия, удаленность от экономических центров, низкая транспортная доступность, преобладание добывающего характера экономики, высокая степень износа основных фондов, что приводит к повышенным затратам на жизнеобеспечение северных территорий и оказывает еще большую нагрузку на бюджеты муниципальных образований Севера [см. 2, 3]. В результате воздействия региональной специфики финансовые возможности северных муниципальных образований для непосредственного участия в инвестиционных процессах крайне ограничены.

Поэтому основным фактором социально-экономического развития муниципальных образований Севера должна стать политика привлечения частных инвестиций на подведомственную территорию и создание благоприятной инвестиционной среды. Для решения данной задачи важным этапом для местных органов власти является оценка инвестиционной привлекательности территории.

В настоящее время разработано и используется значительное количество методик определения инвестиционной привлекательности в основном на уровне страны и региона и включающих большое количество параметров для оценки ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного, трудового, институционального, финансового и туристического потенциала. Оценка данных факторов требует привлечения большого количества информационных и статистических данных, а также экспертов. Ввиду этого на местном уровне учет такого количества показателей представляется весьма проблематичным из-за слабой бюджетной и кадровой обеспеченности муниципальных образований. К тому же ряд факторов на муниципальном уровне может быть объединен или исключен ввиду их слабого влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

Методики оценки инвестиционной привлекательности применительно к муниципальному уровню появились сравнительно недавно и не имеют широкого применения на данный момент, а также не существует общепризнанных методик оценки. Однако по аналогии с федеральным и региональным уровнями существуют основные критерии и способы оценки привлекательности муниципалитетов для инвестирования.

Например, А.В. Пикулькин [5] предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципалитетов на основе системы статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; структурное разнообразие экономики; развитие культуры и образования населения и др. При этом он отмечает, что инвестиционная привлекательность в муниципальном секторе складывается под влиянием следующих факторов: экономического потенциала, развития рыночной среды, политических, социальных и социально-культурных факторов, финансовых факторов.

Целищева Е.Ф. [4, с.30-38] предлагает другой набор факторов, отражающих условия производства и жизнедеятельности, и предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципального образования путем выделения объективных и субъективных условий и предпосылок. К объективным предпосылкам она относит реальные экономико-географические и другие факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов, т.е. инвестиционный потенциал территории: выгодное географическое положение; транспортная доступность; наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов (сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.); состояние окружающей природной среды; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; «цена» рабочей силы; наличие квалифицированных кадров и другие факторы. Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, по мнению Целищевой Е.Ф., связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления.

Иваницкая И.И. [1] предлагает свой набор параметров для оценки инвестиционного климата муниципальных образований на основе таких универсальных факторов, как географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; развитие культуры и образования населения; социально-политическая и экономическая стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями и др.

Рассмотрение различных методик выявило, что во многих из них отсутствует учет инвестиционной активности как составной части инвестиционной привлекательности и результата реализации инвестиционной политики. Такая позиция обедняет результаты применения данных методик и реальную оценку инвестиционной привлекательности муниципальных образований, т.к. при этом не учитывается деятельность органов власти по участию в инвестиционных процессах.

Поэтому, используя теоретические и практические наработки в области оценки инвестиционной привлекательности территории, предлагается подход, учитывающий как социально-экономические параметры развития муниципалитетов, так и деятельность местных органов власти по формированию муниципальной инвестиционной политики. Ввиду того, что деятельность органов власти по реализации инвестиционной политики может происходить в двух основных направлениях: во-первых, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и, во-вторых, непосредственное участие органов власти в инвестиционных процессах, то и оценивать ее при определении инвестиционной привлекательности также необходимо по двум категориям параметров. В первом случае необходима оценка реально созданных условий органами власти для ведения инвестиционной деятельности, таких как нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, наличие и работа специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, создание льготных условий для инвесторов и т.д. Во втором случае необходим учет таких параметров, которые отражают непосредственное финансовое участие органов власти в инвестиционной деятельности, например, объем средств местных бюджетов и организаций муниципальной формы собственности для финансирования инвестиционных проектов, затраты на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства и др.

Читайте также:  Торговые стратегии для скальпинга криптовалют

При использовании данного подхода, а также с учетом специфических особенностей развития муниципальных образований Севера и факторов, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, предлагается следующая модель оценки инвестиционной привлекательности (рисунок 1).

Рис. Модель оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований

Выбор параметров для оценки производился с учетом значимости их влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований, а также с учетом доступности информации по ним для легкости применения данной оценки на муниципальном уровне, что позволит местным органам власти самостоятельно, без привлечения дополнительных финансовых и кадровых ресурсов, производить оценку инвестиционной привлекательности подчиненных им территорий.

Для оценки инвестиционного потенциала были выделены следующие компоненты, учет которых наиболее полно отражал бы потенциал территории: параметры социально-экономического развития, трудовой потенциал, нормативно-правовой потенциал, инфраструктурный и имущественный потенциал, природно-ресурсный потенциал (включая туристический).

Оценка инвестиционной активности предполагает оценку как инвесторов, так и органов власти. Если для оценки активности инвесторов были выбраны показатели, характеризующие прямое участие инвесторов в инвестиционной деятельности, то для оценки деятельности органов власти помимо этого были выбраны показатели, отражающие реально созданные условия органами власти для ведения инвестиционной деятельности, такие как регулярность работы специализированных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, сроки принятия решений по инвестиционным проектам. Следует отметить, что нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, а также наличие специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, а также наличие и предоставление льготных условий для инвесторов следует отражать в нормативно-правовом потенциале муниципального образования.

Таким образом, данная модель позволяет оценить инвестиционную привлекательность муниципальных образований и учесть такие необходимые составляющие, как инвестиционный потенциал территории и активность, которая в свою очередь отражает как активность инвесторов, так и органов власти по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и непосредственному участию в инвестиционных процессах.

Рецензенты:

Скуфьина Т.П., д.э.н., профессор, зав. Отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.

Селин В.С., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник отдела экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.

Источник

Совершенствование политики привлечения инвестиций

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Аспекты совершенствования механизма привлечения инвестиций в регион // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3515 (дата обращения: 08.06.2021).

Вопрос создания и реализации эффективного механизма привлечения инвестиции в региональную экономику, бесспорно, является крайне актуальным в условиях рыночной экономики. В тоже время динамичность развития экономических систем в условиях рыночной экономики предполагает непрерывный процесс совершенствования имеющихся механизмов, данная необходимость обусловлена такими требованиями как конкурентоспособность, рентабельность вложений, гарантии возврата вложенных средств, работоспособность инвестопроводящих структур и инвестиционно-инновационной инфраструктуры, а также многими другими, т.к. активную роль на рынке инвестиции играют владельцы частного капитала, в том числе и иностранного, для которых участие в проектах коммерциализаций представляются гораздо более рискованными, чем для государственных инвестиций, где многие вопросы инвестирования могут обеспечиваться государственными гарантиями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная организация механизма управления стратегией привлечения инвестиций в регион возможна только при создании оптимальной системы обеспечения, которая должна включать в себя всестороннее рассмотрение следующих аспектов:

Нормативно-правовой аспект.

Любая коммерческая деятельность, в том числе и процесс инвестирования должны располагаться в правовом поле, т.е. регламентироваться совокупностью нормативно-правовых актов (НПА), необходимых и достаточных для реализации данных процессов. Общее правовое регулирование процессов привлечения инвестиций в регион обеспечивается положениями Гражданского кодекса РФ, в то же время процесс привлечения иностранных инвестиций (за исключением разработки месторождений полезных ископаемых) зачастую затруднен опасениями зарубежных инвесторов вкладывать капитал в российскую экономику и одним из факторов риска признают именно законодательную базу, соответственно особую роль приобретает вопрос наличия и функционирования специального правового регулирования, отвечающего за порядок привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных), естественно не противоречащего юрисдикции общего правового регулирования.

Правовое регулирование деятельности по привлечению инвестиций должно носить комплексный характер, так как обязано быть представленным нормативно-правовыми актами трех уровней:

1. законодательные акты, изложенные в конституционных и федеральных законах, международных договорах, законодательстве субъектов Федерации (основное условие не противоречия федеральному законодательству);

2. подзаконные акты: указы Президента РФ, правительственные постановления, внешнеэкономические договора субъектов РФ, решения и постановления органов местной администрации и т.д.;

3. локальные акты, например различные гражданско-правовые договора участников инвестиционной деятельности (регламентированные нормами международного права и законодательства РФ).

Основная задача регионального законотворчества заключается в разработке и принятии нормативно-правовых актов субъектов РФ в области инвестиционной деятельности, которые бы создавали благоприятные условия для реализации эффективной стратегии развития инвестиционной инфраструктуры и привлечения инвестиций в региональную экономику.

Читайте также:  Как зарабатывать биткоины играя

Нормативно-правовые акты субъектов РФ в сфере инвестиционной деятельности в основном ориентированы на предоставление налоговых льгот (в границах своей компетенции) и предоставление гарантий субъектам инвестиционной деятельности. Предоставляемые налоговые льготы в той или иной степени могут распространяться на все налоги, за счет которых формируется бюджет субъекта РФ, к таковым могут относиться: льготы по налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях. Таким образом, можно говорить одновременно о создании привлекательных условий для инвесторов в отношении минимизации налоговой нагрузки сопряженной с реализацией инвестиционных проектов и предоставлении гарантий существования и возможности реализации права на получение данных льгот на законодательном уровне, т.е. формирование сбалансированной системы защиты прав и интересов инвесторов.

Стратегия совершенствования налоговой политики в области инвестиционной деятельности должна способствовать росту уровня инвестиционной привлекательности в сферах хозяйственной деятельности, развитие которых напрямую относится к государственным приоритетам, соответственно возникает объективная необходимость в дифференцировании налоговых ставок по отраслям и регионам в зависимости от их значимости для экономики в целом. В данном случае оптимальное использование потенциала административного ресурса должно привести к формированию рыночных механизмов регулирования экономики (в виде создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в регионе в целях привлечения капитала и развития отраслей, обладающих сравнительно низким уровнем инвестиционной привлекательности). В то же время, необходимо совершенствование налоговых режимов и для зарубежных инвесторов, также основанном на дифференцированном подходе.

Оптимальная реализация данного направления должна позволить осуществить приток инвестиционного капитала в регион с одной стороны и поднятие инвестиционного рейтинга с другой, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционного интереса и развития коммерческой активности даже в условиях ресурсодефицитного региона и соответственно росту числа рабочих мест, развитию экономики региона и, как следствие, увеличению размера бюджета субъекта РФ.

Необходимость дальнейшего применения налоговых механизмов с целью социально-экономического развития ресурсодефицитных регионов не вызывает сомнения. Важной задачей в вопросе совершенствовании налогового законодательства в вопросе условий инвестирования является снятие налоговых ограничений на прирост инвестиций, реинвестирование прибыли, списание издержек при реализации инвестиционных проектов и реализацию механизма ускоренной амортизации. В то же время налоговые льготы должны предоставляться только при условии наличия технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта. Целевая направленность и контроль использования ресурсов должны стать ведущими критериями оценки реализации инвестиционной политики, эффективность которой напрямую будет зависеть от адекватности и достоверности учета факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на социально-экономическую динамику в регионе.

Методический аспект.

Механизм управления инвестиционной стратегией региона должен включать в себя комплекс методических разработок и материалов по организации, планированию, ведению и контролю инвестиционной деятельности в экономике, в то же время, в силу динамичности развития экономики и ряду особенностей присущих конкретному сектору экономики, данные материалы будут носить рекомендательный, нежели директивный характер, основной целью которых является установление единой терминологии, принципов оценки затрат и эффективности реализации проектов и адаптации к имеющимся стандартам, особенно актуальным данный аспект становится при реализации проекта совместно с зарубежными инвесторами и (или) в случае если проект носит межотраслевой характер. На основании вышеизложенного, вполне очевидна необходимость дифференциации документов по уровням. В качестве признака распределения документального обеспечения по уровням можно принять критерий масштаба:

1. федерального уровня – документы позволяющие регламентировать методическое сопровождение в разрезе всей территории Российской Федерации. Особая роль должна отводиться возможности повсеместного применения на всей территории РФ, что позволило бы создать более благоприятные условия, способствующие привлечению инвесторов из-за рубежа;

2. межотраслевого уровня – документы позволяющие регулировать инвестиционную деятельность в ряде нескольких отраслей, в том числе и несмежных. Межотраслевой инвестиционный процесс особо актуален в разрезе зависимости проектов между собой при одновременной реализации и как возможность минимизации рисков связанных с капитализаций проектов;

3. отраслевого уровня – документальное обеспечение, позволяющее регламентировать порядок расчета, исполнения стандартов на уровне конкретной отрасли или сектора экономики;

4. локального уровня – документальное обеспечение, регламентирующее принципы ведения инвестиционной деятельности в рамках конкретного хозяйствующего субъекта.

Подобная иерархия позволит решить ряд вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в регионе, таких как обеспечение прозрачности привлечения капитала, выработка единых принципов финансирования (что немаловажно для зарубежных инвесторов) и прочих, что напрямую способствует развитию инвестиционной инфраструктуры (в рамках методического обеспечения) и формированию благоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время основной методический документ государственного уровня, который регламентирует всю инвестиционную деятельность – Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные совместным постановлением Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госстроя России. Данный документ в целом соответствует методам экономических измерений принятым в мировой практике и содержит систему, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов на основе определенных принципов проектного анализа. Тем не менее, условия развития экономики и формы инвестиционной деятельности предполагают работу по корректировке положений документа.

Читайте также:  Asrock z270 pro4 для майнинга

Методическое обеспечение, охватывающее все нюансы инвестиционной деятельности особо актуально в условиях развития межотраслевых инвестиционных отношений и зарубежного инвестирования, соответственно должно быть направлено на определение единых критериев и системы показателей инвестиционной деятельности, а также повышение уровня прозрачности отношений между субъектами инвестиционной деятельности.

Организационный аспект.

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион невозможна вне организационных структур обеспечивающих комплекс мер по постановке, развитию и контролю реализации целей инвестиционной стратегии, т.е. изначально подразумевается активное участие не только инвестопроводящих структур (банковский сектор, венчурные фонды и т.д.), но и государства в лице специализированных структур.

Таким образом, организационный аспект механизма привлечения инвестиций может быть представлен в виде совокупного и взаимосвязанного участия таких субъектов управления инвестиционной деятельности как:

1. государственные структуры по контролю инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях (Государственная регистрационная палата, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Федеральная антимонопольная служба, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, региональный фонд по поддержке инноваций, внебюджетный фонд науки и технологического развития и др.);

2. банковский сектор и другие субъекты института инвестирования в лице финансовых, страховых, венчурных, брокерских компаний и т.д.;

3. компании, предоставляющие консалтинговые услуги по инвестиционной деятельности.

Эффективность реализации стратегии привлечения инвестиций в регион во многом зависит от функционирования соответствующей системы управления, следовательно, необходимо четкое делегирование прав, обязанностей и ответственности структур, входящих в организационный комплекс, в противном случае не исключена возможность дублирования функций, расширения бюрократических функций и общее затруднение процесса привлечения инвестиций в силу непрозрачности организационных операций и как следствие рост трансакционных издержек, увеличение сроков реализации проектов и увеличение конечной стоимости реализации, что, несомненно, будет отталкивать потенциального инвестора и отнюдь не способствовать формированию благоприятного климата и имиджа региона в целом. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность организационной составляющей механизма привлечения инвестиций в регион в первую очередь будет зависеть от оптимальной и работоспособной системы исполнительной власти в области реализации инвестиционной стратегии.

Информационный аспект.

Реализация любого управленческого механизма в условиях информационной ассиметрии сводит эффективность результатов к минимуму либо ставит под сомнение работоспособность и оптимальность механизма в целом, соответственно вполне очевидна необходимость проведения работы по созданию информационной инфраструктуры.

На основании вышеизложенного отчетливо прослеживается необходимость в создании информационного органа, способного консолидировать, обрабатывать и контролировать информацию о состоянии инвестиционной системы региона и субъектов реализации инвестиционной стратегии. Отчасти подобные функции находят свое отражение в деятельности региональных торгово-промышленных палат (ТПП), но в то же время только факт их существования не представляется необходимым и достаточным условием для исключения информационной ассиметрии и развития информационной инфраструктуры, необходимой для эффективной реализации инвестиционной стратегии, т.к. с одной стороны ТПП не обладают административным ресурсом, как органы исполнительной власти, а с другой стороны организационная форма некоммерческой организации не предполагает курирование инвестиционных проектов с использованием рыночных механизмов. В то же время объединение рыночных контрагентов под эгидой ТПП позволяет решить вопрос сбора, обмена и контроля информации о субъектах региональной инвестиционной системы и благоприятности инвестиционного климата в регионе. Также, использование электронных ресурсов ТПП и органов местного самоуправления позволяет представить информацию о регионе, его инвестиционном рынке, структуре и отраслях, а также решить вопрос о широком представлении инвестиционной информации.

Создание же информационно-аналитического центра должно решить еще ряд задач:

1. обеспечение взаимодействия всех участников реализации стратегии, а не только тех, кто входит в состав некоммерческой организации;

2. решить вопрос создания единого информационного пространства для профессиональных целей и связей предпринимательских и производственных структур региона;

3. оперативный контроль изменений, обработка и представление востребованной информации.

В заключение необходимо констатировать, что все представленные составляющие механизма реализации инвестиционной стратегии являются многоуровневыми:

1. федеральный уровень;

2. региональный уровень;

3. локальный уровень.

В связи с данным фактом необходимо отметить, что эффективность применения любой составляющей механизма будет зависеть от согласованности действий и делегирования полномочий между уровнями власти, т.е. реализация механизма привлечения инвестиций должна строиться на следующих принципах:

5. делегирования полномочий;

7. взаимосвязи и взаимодействии.

В этом случае можно говорить о возможности не только успешного процесса привлечения капитала, но и эффективного его распределения и использования.

Библиографический список

  1. Бузова И.А., Мховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред. Есипова В.Е. СПб.: Питер, 2004. 432 с.
  2. Ковалев В. В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции. Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2010. 592 с.
  3. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. 432 с.
  4. Прохоров А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 5. С. 3-8.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Источник

Оцените статью