Социальные, экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику .
Проблема разграничения прямых и портфельных инвестиций имеет важное методическое значение, хотя границы между ними в определенной степени условны. Существенная разница
Социальные, экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику .
Другие рефераты по предмету
Социальные, экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику принимающих стран
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
III Экономическая роль иностранных инвестиций в экономике принимающих стран
1. Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций
2. Инвестиционный фактор экономического развития и масштабы мирового инвестиционного процесса.
3. Прямые иностранные инвестиции и экономический рост
4. Методы анализа влияния ПИИ на экономический рост
(1). Дифференциальная модель межстранового перераспределения капитала (модель В. Леонтьева).
(2). Модель экономического роста на базе производственных функций (модель Вельфенса-Джесински и ее модификации).
(3). Модели взаимодействия местных и иностранных инвестиций (модели типа «хищник-жертва»).
5. Инвестиционные процессы в условиях глобализации. Транснациональные компании.
IV Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.
1. Либерализация инвестиционного законодательства.
2. Задачи государственного регулирования
3. Конкуренция за ПИИ
V Социальные последствия привлечения иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции в настоящее время превратились в мощный фактор конкурентоспособности и экономического роста, они существенно усилили интеграцию национальных экономик в мировой рынок и стали движущей силой роста производства и мировой торговли.
В международном переливе капитала заинтересованы как вывозящие его компании и страны, так и компании и страны-реципиенты. Первые таким путем осваивают новые рынки сбыта, увеличивают свои прибыли и, соответственно, доходы государственных бюджетов. Вторые получают дополнительные инвестиции, более высокие технологии, квалифицированный менеджмент и маркетинг, а значит и ускорение темпов технико-экономического развития.
Инвестиционный фактор играл важную роль в повышении конкурентных позиций во всех индустриально развитых странах, создавая им преимущества перед остальным миром. Большие объемы капиталовложения и эффективное их использование позволяли компенсировать недостаток или потерю конкурентных преимуществ связанных для одних сторон с природными ресурсами, для других с географическим положением, и почти для каждой из них с дефицитом или дороговизной рабочей силы.
Вместе с тем, иностранные инвестиции могут оказывать и отрицательное воздействие на принимающую страну. Чрезмерная активность иностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность в стране. Кроме того, иностранные компании заинтересованы в переносе опасных и вредных производств из своих стран.
Целью данной работы является изучение разностороннего влияния иностранных инвестиций на экономическую, политическую и социальную ситуацию в стране-реципиенте.
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.
Инвестиции принято подразделять на:
— целевые банковские вклады,
— паи, акции и другие ценные бумаги;
— движимое и недвижимое имущество;
— имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
2. В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на
— реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.).
— нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.). Сюда же можно отнести и инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и способность персонала, и в конечном счете повышающее производительность их труда.
— финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты — ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
3. По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
— прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции. Прямой иностранной инвестицией, в соответствии с российским законодательством считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации
— косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
4. Кроме того, инвестиции бывают частными, государственными и иностранными.
В соответствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и др. видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.
При всем богатстве классификаций иностранных инвестиций при исследовании инвестиционных процессов обычно используют понятия прямых и портфельных инвестиций. Под прямыми инвестициями понимаются вложения непосредственно в реальные активы предприятия, а под портфельными инвестициями вложения в различные ценные бумаги, кредиты и займы.
Проблема разграничения прямых и портфельных инвестиций имеет важное методическое значение, хотя границы между ними в определенной степени условны. Существенная разница тем не менее проявляется в следующих признаках. По времени использования портфельные инвестиции являются временными и носят спекулятивный характер. Прямые же оказывают долгосрочное воздействие на финансирование в развитие экономики. По масштабу получения дохода портфельные инвестиции преследуют цель получения устойчивого дохода на капитал, полную предпринимательскую прибыль, все выгоды, обеспечивающиеся контролем над фирмой по всем направлениям деятельности (торговля, инвестирование, финансирование, кооперация, научно-техническое обслуживание и т.д.). По масштабам получения прибыли и ее эффективности прямые инвестиции сопряжены с достижением более высокой рентабельности, чем косвенные. По роли и месту в инвестируемой экономике прямые инвестиции оказывают непосредственное влияние на состояние внутреннего рынка, создают новые рабочие места, способствуют ускоренному внедрению новых форм управления, маркетинга и т.д., а также в конечном счете изменяют отраслевую структуру национальной экономики и место государства в системе международного разделения труда. По наличию угрозы национальной безопасности страны прямые инвестиции предопределяют отчуждение национальной собственности на полюс иностранного инвестора.
III Экономическая роль иностранных инвестиций в экономике принимающих стран
Как и во всяком явлении хозяйственной жизни, в зарубежных инвестициях можно найти и благотворное воздействие на экономику, и наносящее ей вред. Их приток способствует решению одних проблем и в то же время создает или обостряет другие.
1. Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций
Например, в России как в некоторых развивающихся странах наблюдается узость рынка сбыта продукции, зачастую не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию.
Источник
6.2.3. Последствия прямых иностранных инвестиций
Прямые иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие как на социально-экономическое развитие стран-инвесторов (откуда уходит капитал) 2 и принимающих стран (куда направляется капитал), на положение разных социальных групп в этих странах, так и на состояние и динамику развития мирового хозяйства в целом и отдельных его регионов.
Влияние прямых иностранных инвестиций на принимающие страны и страны-инвесторы обычно рассматривается по таким направлениям: накопление капитала; овладение современной технологией и управленческими ноу-хау; состояние платежного баланса; уровень занятости и заработной платы; реализация национальных экономических планов; культурные изменения; правительственная социальная и экономическая политика и т.п.
По всем этим направлениям влияние иностранных инвестиций может быть как позитивным, так и негативным, различным для принимающих стран и стран базирования, для развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Поэтому, зная общий характер потенциальных последствий того или другого направления ПИИ, нужно иметь в виду, что это «общее» – не всегда обязательно для всех стран. Иначе говоря, общие положения о выгодности или невыгодности ПИИ не могут быть применены к любой стране. Конкретная ситуация в конкретной стране, сопровождающая ПИИ (а именно: размеры инвестиций и их использование, уровень занятости, состояние платежного баланса, распределение дохода от ПИИ, влияние на окружающую среду и социально-политический климат и т.п.) определяет как частный, так и общий характер эффекта от ПИИ.
Большинство экономистов сходится во мнении, что потенциальная выгодность ПИИ, наиболее очевидна для промышленно развитых стран, вне зависимости от того выступают они в роли инвесторов или в роли принимающей страны. Как страны базирования они получают доходы в форме процентов, дивидендов, лицензионных платежей и платежей за управленческие услуги, что увеличивает возможность накопления капитала, количество рабочих мест, поступления налогов в бюджет и др. Прямые иностранные инвестиций для этих стран означают расширение экспортных рынков, доступ к сырью и дешевой рабочей силе, возможность реализации специфических преимуществ фирм-инвесторов в технологии и управлении, минимизации налогообложения и, как следствие, повышение конкурентоспособности.
Страна-инвестор может также нести убытки вследствие оттока капитала. Это происходит в том случае, если доход от ПИИ не поступает в страну базирования. Но главный отрицательный момент для страны базирования касается занятости: экспорт ПИИ – это экспорт рабочих мест. Реальна и такая опасность: ноу-хау, сопровождающие иностранные инвестиции фирмы, могут быть использованы принимающей страной против страны-инвестора.
Если страна базирования не может полностью реализовать свои преимущества, связанные с ПИИ, и многие из них могут быть присвоены другими субъектами, то возникает потребность либо прекратить отток ПИИ, либо ограничить его посредством установления оптимального налогообложения на отток ПИИ.
Как принимающие, промышленно развитые страны также имеют несравненно большие (чем развивающиеся страны) возможности реализовать такие потенциальные выгоды от ПИИ, как увеличение рабочих мест, стимулирование внутренней конкуренции, структурная перестройка экономики, преимущественное инвестирование в высокотехнологичные отрасли, НИОКР и особенно в развитие фундаментальных исследований.
Что же касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то большинство из них нуждается в ПИИ. Более того, для некоторых из этих стран иностранные инвестиции – единственный шанс выйти из «порочного круга бедности».
Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой прямые иностранные инвестиции это:
рабочие места и, следовательно, рост благосостояния зачастую как результат обучения и повышения квалификации рабочей силы;
вовлечение не используемых ресурсов в экономический оборот;
возможность овладения новой технологией и новыми методами управления, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
возможность принимать участие в международном разделении труда, сократить импорт и расширить экспорт и др.
В современных условиях прямые иностранные инвестиции часто рассматриваются в качестве стабилизирующего фактора в период валютных кризисов в развивающихся странах. Как правило, страна становится реципиентом ПИИ, если у потенциальных инвесторов относительно нее в долгосрочном плане сформировался положительный имидж. Под влиянием последнего и с учетом инвестиционного климата осуществляются капиталовложения в создание предприятий или расширение производственных мощностей. Нетто-приток ПИИ в развивающиеся страны в 90-х годах резко возрос, вследствие чего прямые инвестиции стали доминирующим источником частного финансирования из-за границы, для стран данной группы. Эта положительная тенденция продолжалась с 2000 до 2006г., за исключением 2002-2003 гг., когда поступления ПИИ в Латинскую Америку временно сократились вследствие кризиса в Аргентине [42, с. 161].
Совокупный эффект от ПИИ может привести к участию страны в международной конкуренции, к общему укреплению ее положения на мировом рынке.
ПИИ влияют и на платежный баланс. Замещение импорта внутренним производством, доходы от экспорта, субсидирование импорта технологий и менеджмента – все это способствует расширению торговой части платежного баланса принимающей страны. ПИИ могут не только уменьшить зависимость от импорта данного продукта за счет увеличения внутреннего производства, но и способствовать получению дохода от его экспорта. Некоторые страны, например, Бразилия, в качестве условий ПИИ ставят экспорт продуктов, произведенных в результате их вложений.
С позиции платежного баланса ПИИ в начальный период благоприятны для принимающей страны, но неблагоприятны в долгосрочном плане, если происходит репатриация доходов. Для страны базирования отток капитала ухудшает состояние платежного баланса в краткосрочном плане, но улучшает в перспективе, когда начинают поступать платежи по процентам и дивидендам из-за границы.
Отрицательное влияние ПИИ на развивающиеся страны проявляется в следующем:
1) технологическая зависимость;
2) нарушение экономических планов;
3) культурные изменения;
4) вмешательство ТНК в деятельность правительства принимающей страны.
Поскольку ПИИ в большинстве случаев сконцентрированы в высокотехнологичных производствах, то ТНК обычно хотят сосредоточить свои усилия в области НИОКР, особенно фундаментальных исследованиях. Используя технологический трансферт, ТНК могут оказать помощь в экономическом развитии принимающей страны, но могут сделать ее зависимой от внедряемой новой и сверхновой технологии. Более того, ПИИ могут способствовать «оттоку умов» из принимающих стран в исследовательские центры стран базирования. Многие страны подавлены технологическим господством Соединенных Штатов и Японии и рассматривают его как наказание на долгие годы. Например, в Канаде к началу 80-х годов сложился высокий удельный вес иностранной собственности и контроля над национальной экономикой со стороны иностранцев (74%). При этом не в высокотехнологичных отраслях, а в производстве давно освоенных изделий и компонентов. Это вызвало «утечку умов» в США, поскольку высококвалифицированные канадские специалисты не находили себе применения. Канадское правительство было вынуждено стать на путь сокращения иностранного участия в экономике, ужесточения контроля над ПИИ. Проведение такой политики привело к росту безработицы и спаду производства, но дала положительные результаты в области исследований и разработок новых технологий канадскими фирмами.
Многие страны одним из условий ПИИ выдвигают требование размещения исследовательских центров на их территории. Западноевропейские страны, например, сосредоточили усилия на фундаментальных исследованиях в рамках так называемого проекта «Эврика», который концентрирует общеевропейские ресурсы (государственного и частного секторов) на развитии новых технологий.
Многие из потенциальных экономических выгод, приносимых ПИИ, зачастую не реализуются. Приток капитала может в более отдаленной перспективе сопровождаться его оттоком, что, естественно, наносит ущерб принимающей стране. Например, многие отели, построенные в странах Карибского бассейна транснациональными корпорациями, не могли найти местных поставщиков и вынуждены были тратить валюту на импортные поставки. Далеко не всегда происходит обещанное обучение местного персонала. Вместо стимулирования внутренней конкуренции и содействия предпринимательству, транснациональные корпорации с их превосходством в производстве продуктов и маркетинговых способностях подавляют конкуренцию. ТНК могут не выполнять обязательств по использованию местных поставщиков, а использовать собственных поставщиков со своих внутренних рынков.
Некоторые принимающие страны рассматривают ПИИ как инструмент экономического и политического вмешательства правительств стран-инвесторов в их внутренние дела. Известно, что США широко используют ТНК американского базирования для реализации своей внешней политики во всех регионах мира.
Экстерриториальность ТНК, т.е. распространение государством собственных законов на иностранные предприятия своих компаний, усложняет контроль принимающей страны над бизнесом в ее пределах. Законы, требующие репатриации доходов или уплаты налогов с доходов, полученных за границей, в стране базирования ТНК, заметно снижают привлекательность иностранных инвестиций.
Значительная часть общественности многих стран считает, что ПИИ могут помешать реализации национальных планов экономического и социального развития, поскольку создается реальная опасность неблагоприятного влияния на местную экономику, возможность лоббирования местных политиков в интересах иностранных инвесторов, а также финансирование заговоров против правительства.
Анализ влияния ПИИ на благосостояние отдельных групп населения показывает, что от прямых иностранных инвестиций:
а) иностранные фирмы-инвесторы 3 ;
б) рабочие принимающей страны (рабочие места);
в) население принимающей страны от возможного увеличения социальных услуг за счет налогов на доходы от ПИИ;
а) рабочие страны-инвестора, поскольку ПИИ означают экспорт рабочих мест;
б) конкурирующие фирмы принимающей страны;
в) налогоплательщики страны-инвестора, поскольку прибыли ТНК сложнее облагать налогом и правительство либо перекладывает недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращает финансируемые за счет бюджета социальные программы.
Общий вывод экономистов, анализирующих ПИИ:
1) страна-инвестор в целом выигрывает, поскольку выгоды для инвесторов больше, чем потери рабочих мест и других категорий лиц в стране базирования;
2) принимающая страна также в целом выигрывает, так как выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с фирмами, имеющими технологические, управленческие и другие преимущества.
Одновременное существование как издержек, так и выгод порождает разногласия в деловых кругах, среди политиков, ученых-экономистов по поводу иностранных инвестиций. Во многих странах ПИИ рождают националистические чувства. В США, например, согласно опросу, сегодня 48% американцев выступают против японских инвестиций и только 18% – за. Позиция развивающихся стран также двойственна. С одного стороны, они опасаются чрезмерного иностранного влияния и эксплуатации, а с другой – сокращения инвестиций как средства доступа к новейшим технологиям, расширения экспорта и т.п.
Во многих странах в сфере инвестиционной политики действуют мощные противоречивые лоббистские группы, добивающиеся в своих интересах либо ограничения притока ПИИ, либо их широкого привлечения.
В странах базирования ТНК лоббистское влияние этих корпораций на внешнюю политику правительств нередко приводит к международным военным конфликтам с целью защиты интересов фирм-инвесторов, которые не совпадают с интересами наций в целом.
В глобальном масштабе ПИИ, объем которых в 2008 г. достиг 1,7 трлн долл., играют положительную роль. Их распределение по странам, секторам экономики, отраслям промышленности во многом определяет структуру мирового хозяйства, отношения между его отдельными частями. Прямые иностранные инвестиции для ТНК являются инструментом создания системы международного производства, размещенного во многих странах, но контролируемого из одного центра.
Источник